Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Гражданская ответственность владельцев автотранспортных средств носит имущественный характер: лицо, причинившее ущерб, обязано полностью возместить убытки потерпевшему. При осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страховщик обязуется за обусловленную договором обязательного страхования плату (страховую премию) при наступлении события (страхового случая) возместить потерпевшему (третьему лицу) убытки, возникшие вследствие причинения вреда его жизни, здоровью или имуществу. За причиненный ущерб страхователь может нести уголовную, административную ответственность.

Содержание работы

Введение

1. Основные моменты Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

2. Обязательное страхование ответственности автовладельцев в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Страхование.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

 

наличие не менее чем двухлетнего  опыта страхования транспортных средств и/или ответственности  их владельцев (п. 3 ст. 21 Закона). Следует  помнить, что двухлетний опыт должен быть у страховой организации  к моменту обращения за лицензией, а не к моменту начала операций по обязательному страхованию;

 

необходимость наличия у головной конторы и представителей страховщика  соответствующего помещения (абзац  второй п. 3 ст. 21 Закона).

 

 Помимо этих требований Закон  возлагает на страховщиков ряд дополнительных обязательств:

 

- прежде всего, это обязанность  заключать договор обязательного

 

 страхования с любым владельцем  транспортного средства, который  за этим обратится, поскольку  договор обязательного страхования  объявлен публичным (абзац восьмой ст. 1 Закона);

 

обязательно применение издаваемых Правительством РФ типовых правил (ст. 5 Закона). Объект страхования и страховой риск определены в ст. 6 Закона, страховая  сумма – в ст. 7 Закона, срок действия договора – в ст. 10 Закона;

 

обязательно также использование  устанавливаемых Правительством РФ тарифов для определения страховой  премии (п. 6 ст. 9 Закона);

 

очень жестко ограничена по времени обязанность осмотреть  поврежденное имущество и организовать его независимую оценку и экспертизу в срок не более пяти дней с момента обращения потерпевшего (п. 3 ст. 12 Закона), причем этот срок может быть изменен лишь по соглашению страховщика с потерпевшим. Неблагоприятным последствием пропуска страховщиком указанного срока становится возникновение у потерпевшего права самостоятельно провести оценку и экспертизу, не представляя поврежденное имущество страховщику (п. 4 ст. 12 Закона);

 

в п. 2 ст. 13 Закона также  установлен жесткий срок в 15 дней с  момента получения заявления  от потерпевшего с требованием о выплате, в течение которого страховщик обязан произвести страховую выплату или направить потерпевшему мотивированный отказ, и этот срок не может быть изменен никакими соглашениями. Срок начинается с момента получения страховщиком от потерпевшего заявления о выплате с приложенными документами;

 

норма п. 2 ст. 22 Закона искусственно ограничивает рентабельность операций по обязательному страхованию. Легко  подсчитать, что при истиной рентабельности соответствующих операций в 30 процентов  норма п. 2 ст. 22 Закона снизит ее до 8 процентов, при рентабельности в 20 процентов она будет понижена до 6 процентов и т.д.

 

 Членство в профессиональном  объединении страховщиков накладывает  на них дополнительные обязанности:

 

прежде всего, это обязанность  соблюдать устав объединения и правила профессиональной деятельности, разработанные в соответствии со ст. 26 Закона;

 

вносить взносы и иные обязательные платежи, установленные  в соответствии со ст. 29 Закона;

 

принимать участие в  формировании финансовых ресурсов объединения для осуществления компенсационных выплат, как предусмотрено в п. 2 ст. 27 Закона. Следует отметить, что в отношении финансовых ресурсов объединения для осуществления компенсационных выплат в Законе определен источник их формирования – специализированные резервы, формируемые страховщиками (п. 2 ст. 27);

 

нести субсидиарную ответственность  по обязательствам объединения по осуществлению  компенсационных выплат (п. 1 ст. 27 Закона).

 

 Закон устанавливает  некоторые важные права страховщиков:

 

право страховщика участвовать в урегулировании требований, предъявленных к страхователю, при нарушении этого положения правил страхования предусматривался отказ в выплате;

 

возможность освобождения страховщика от обязанности произвести страховую выплату в случаях, предусмотренных не только законом, но и договором обязательного страхования (п. 4 ст. 13 Закона);

 

дополнительное основание  для отказа в выплате, закрепленное в п. 6 ст. 12 Закона, когда невозможно установить наличие страхового случая и/или размер подлежащих возмещению убытков из-за того, что потерпевший отремонтировал или утилизировал поврежденное имущество до его осмотра и экспертизы. Следует отметить, что в п.6 ст. 12 Закона предусматривает не освобождение от выплаты, а право отказать в выплате;

 

важное право страховщика на получение информации от различных органов власти и управления, сформулированное в п. 1 ст. 30 Закона в форме обязанности соответствующих органов;

 

наконец, право регрессного  требования страховщика к страхователю или застрахованному лицу в случаях, перечисленных в ст. 14 Закона.

 

5) Профессиональное объединение  страховщиков

 

 В силу п. 2ст. 24 Закона  по своей организационно-правовой  форме профессиональное объединение  страховщиков, по существу, представляет  собой ассоциацию. Положения, касающиеся ассоциаций указанные в Законе:

 

объединение открыто  для вступления новых членов и  в его уставе должна содержаться  соответствующая норма (п. 3 ст. 24 Закона);

 

при создании объединения  помимо согласия антимонопольного органа требуется еще и согласие органа страхового надзора (п. 2 ст. 24 Закона);

 

объединение вправе самостоятельно вести предпринимательскую деятельность (последний абзац п. 2 ст. 25 Закона);

 

6) Участие государства  в отношениях по обязательному  страхованию:

 

издание нормативных  правовых актов;

 

осуществление органом  страхового надзора обычного контроля за деятельностью страховщиков, включая  выдачу лицензий, и специального контроля;

 

осуществление органами внутренних дел контроля за исполнением  обязанности владельцев транспортных средств страховать свою ответственность (ст. 32 Закона);

 

обязательное предоставление страховщикам органами исполнительной власти информации, связанной со страховыми случаями или событиями, послужившими основаниями для обращения потерпевших  за компенсационной выплатой (п. 1 ст. 30 Закона);

 

создание информационной системы по обязательному страхованию (п. 3 ст. 30 Закона).

 

 Договор страхования

 

1) Заключение договора  страхования и его действие

 

 В соответствии  с абзацем первым п. 3 ст. 15 Закона  полис вручается страхователю при заключении договора обязательного страхования, а согласно абзацу второму п. 3 ст. 15 именно полис удостоверяет осуществление обязательного страхования, то есть подтверждает исполнение владельцем транспортного средства своей обязанности по страхованию ответственности. В силу абзаца первого п. 3 ст. 15 Закона страховщик уже при заключении договора обязан выдать страхователю полис, который страхователь будет предъявлять инспекторам ГИБДД/ДПС, подтверждая, что обязанность по страхованию он исполнил.

 

 При заключении  договора обязательного страхования  владелец транспортного средства  в соответствии с п. 5 ст. 15 Закона  обязан предоставить страховщику  сведения о страховании, которые  он получил от страховщика  за предыдущий период страхования  и состав которых указан в п. 4 ст. 15. сведения предоставляются по форме, установленной Правительством РФ (п. 6 ст. 15 Закона).

 

 По общему правилу,  установленному в п. 1 ст. 10 Закона, срок действия договора обязательного  страхования составляет один  год. На иные сроки могут заключаться договоры в отношении транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах (п. 2 ст. 10 Закона), и договоры, подписываемые на время следования до места регистрации (п. 3 ст. 10 Закона).

 

 В абзаце втором  п. 1 ст. 10 Закона предусмотрено автоматическое продление договора на следующий год, если страхователь за два месяца до окончания срока его действия не отказался от продления.

 

 В абзаце втором  п. 1 ст. 10 Закона содержится указание  на то, что при автоматическом  продлении договора страхования просрочка уплаты страхователем премии на срок не более 30 дней не влечет прекращения действия договора.

 

2) Условия договора  страхования

 

 Особенности договора  обязательного страхования:

 

условия договора обязательного  страхования должны соответствовать типовым правилам, которые установлены Правительством РФ (ст. 5 Закона), и страховая премия должна определяться по ставкам и тарифам, утвержденным Правительством РФ (ст. 8,9 Закона)

 

согласно п.1 ст. 15 Закона в договоре обязательного страхования должны быть указаны транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована. Из текста п. 1 ст. 15 Закона вытекает, что по договору страхования может быть застрахована ответственность владельцев сразу нескольких транспортных средств;

 

п. 2 ст. 15 Закона предусматривает, что по договору обязательного страхования  считается застрахованной ответственность  всех законных владельцев транспортного  средства, указанного в договоре, независимо от того, какие из владельцев названы в договоре, а какие нет;

 

в ст. 7 Закона определены не минимальные значения страховых  сумм, а сами страховые суммы. В  силу п. 5 ст. 4 Закона страхование на сумму выше, чем установлено в  ст. 7, уже не будет обязательным страхованием в части превышения страховой суммы над установленным значением;

 

страховая сумма, установленная  в ст. 7 Закона, ограничивает страховую  выплату для одного страхового случая;

 

могут заключаться договоры обязательного страхования с  ограниченным использованием транспортных средств (ст. 16 Закона). Однако подобные договоры могут заключать только граждане и только в отношении принадлежащих им транспортных средств (п. 1 ст. 16 Закона). Ограничения по использованию могут быть двух типов – использование транспортного средства только перечисленными в договоре водителями и использование транспортного средства только в определенный период времени, который не может быть менее шести месяцев в календарном году (п. 1 ст. 16 Закона);

 

в соответствии с абзацем  вторым п. 1 ст. 13 Закона в страховом полисе должны быть указаны места нахождения и почтовые адреса страховщика и всех его представителей в субъектах Федерации, а также средства связи с ними и сведения о времени их работы.

 

3) Уплата страховой  премии

 

 Размер подлежащей  уплате страховой премии определяется тарифами, утвержденными Правительством РФ ( п. 2 ст. 8 Закона). Тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Причем перечень возможных коэффициентов открыт – абзац четвертый п. 2 ст. 9 Закона позволяет вводить коэффициенты в зависимости от любых обстоятельств, единственным квалифицирующим признаком которых является их существенное влияние на величину риска.

 

 Некоторым категориям  граждан, определенным в ст. 17 Закона или в установленном  ею порядке, часть страховых  премий компенсируется. В частности, инвалидам, получившим транспортное средство через органы социальной защиты, компенсируется за счет средств федерального бюджета 50 процентов страховой премии (п. 1 ст. 17 Закона).

 

4) Страховая выплата

 

 Потерпевший вправе  предъявить страховщику одно из двух взаимоисключающих требований – требование о страховой выплате, вытекающее из договора обязательного страхования, либо деликтное требование о возмещении вреда. Разграничение этих двух требований вытекает, во-первых, из п. 1 ст. 13 Закона, а во-вторых, еще более четко, чем в п. 1 ст. 13, это разделение проведено во втором предложении п. 2 ст. 11 Закона.

 

 Договорное требование  о страховой выплате предъявляется  по правилам ст. 12, 13 Закона и  для него действуют жесткие  временные ограничения, установленные в этих статьях.

 

 Деликтное требование  о возмещении вреда предъявляется  по общим правилам подсудности  и оплачивается госпошлиной. К  нему не применяются правила  о сроках, установленные в ст. 12, 13 Закона. Однако, во-первых, давность  по деликтному требованию не ограничена двумя годами, как по договорному, во-вторых, деликтное требование в отличии от договорного может быть предъявлено сразу к двум ответчикам – страховщику и причинителю вреда, с тем чтобы в рамках одного процесса решить вопрос о возмещении вреда в пределах страховой суммы, и о возмещении вреда, превышающего страховую сумму.

 

2. Обязательное страхование  ответственности автовладельцев  в Российской Федерации: проблемы  и перспективы

 

 Ключевое событие на рынке  страхования – введение с 1 июля 2003 года в действие закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). "Автогражданка", как и в первом квартале 2003 года, так и в 2004 году быстро пополняла портфели страховщиков. Такая динамика вполне очевидна и обусловлена психологией страхователя: большинство автовладельцев, удачно использующих добровольное страхование, перешли на ОСАГО в тех же компаниях. Поэтому дележ автовладельцев начался еще до введения закона.

 

 Введение ОСАГО привело к  созданию программ, сочетающих добровольное и обязательное страхование, что позволило снизить тарифы по добровольным видам.

 

 Под влиянием ОСАГО будет  изменяться рынок страхования  автотранспорта. Страховые компании  ожидают, что значительная часть  водителей, страхуя ответственность,  не забудет и об автомобиле. Покупая полис страхования автогражданской ответственности, люди будут проявлять интерес и к иным видам, в первую очередь к страхованию имущества и недвижимости. А в связи с тем, что у большой части населения доходы выросли, следует прогнозировать и развитие классического страхования жизни.

Информация о работе Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств