Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:59, реферат
Страхование, предусматривающее страховую защиту только грузов, называется страхованием карго. Оно также относится к транспортному страхованию. Страхование грузов — один из наиболее древних и широко распространенных видов страхования.
Бурное развитие торговли, начавшееся в средние века, последующий прогресс в разделении общественного труда, появление производственной кооперации, включая международную, превратили процесс транспортировки товаров, сырья, материалов, оборудования и прочего имущества в самостоятельный производственный процесс, сопровождающийся множеством опасных событий, способных причинить ущерб перевозимым материальным ценностям.
Страхование грузов. Страхование перевозок грузов.
Страхование, предусматривающее страховую защиту только грузов, называется страхованием карго. Оно также относится к транспортному страхованию. Страхование грузов — один из наиболее древних и широко распространенных видов страхования.
Бурное развитие
торговли, начавшееся в средние
века, последующий прогресс в
разделении общественного
Предмет транспортировки, перемещения тем или иным видом транспорта принято называть грузом. С учетом специфических особенностей перевозимых грузов их подразделяют по ряду признаков на виды, группы грузов, одинаковых или близких по своей природе (например, металлы и металлоизделия; нефть и нефтепродукты), по способу перевозки в той или иной форме (насыпные, наливные, штучные и др.), по назначению груза (продовольственные, промышленные товары и грузы иного назначения) или по скорости порчи, легкости разрушения.
Страхование груза
подразумевает страховую
погрузку груза со склада продавца (отправителя), например, на автомобиль;
доставку груза на автомобиле на станцию, в порт отправления;
разгрузку автомобиля, и
погрузку груза на водное или воздушное
судно, в железнодорожный вагон
или специальный магистральный (международный)
автотранспорт — при
непосредственно перевозку груза водным или воздушным, железнодорожным или автомобильным транспортом;
перевалку груза в установленных пунктах маршрута транспортировки (при необходимости с хранением груза на промежуточных складах), доставку и передачу груза получателю на станции, в порту назначения или в ином месте, указанном получателем, с оформлением документов приема-сдачи груза, осуществлением необходимых денежных расчетов.
Применяются и более простые схемы поставки грузов (товаров) от отправителя (продавца) до получателя (покупателя). Например, часто применяется схема самовывоза товаров покупателем собственным или наемным транспортом.
Широко распространены
и схемы прямых перевозок
От принятой схемы перевозки груза зависит (с учетом условий договора) и момент времени, с которого риск возможных убытков от страхового случая с грузом переходит от отправителя (продавца) товара, имущества к получателю (покупателю).
Транспортная схема
перевозочного процесса
отправитель (грузоотправитель, продавец) — юридическое или физическое лицо, отправляющее груз того или иного вида, которым оно владеет по праву собственности, аренды, найма или иному правовому основанию;
получатель (грузополучатель, покупатель) — юридическое или физическое лицо, имеющее или приобретшее право получить груз в свое владение, пользование, распоряжение;
перевозчик — юридическое или физическое лицо, владеющее транспортным средством того или иного типа (вида) на правах собственности, аренды, имущественного найма, совместной деятельности или по доверенности и получившее в установленном законодательством порядке разрешение на осуществление перевозочной деятельности;
экспедитор — юридическое или физическое лицо, уполномоченное представлять интересы отправителя или получателя груза и действующее от их имени на всех этапах перевозочного процесса, которое осуществляет все необходимые действия по координации и стыковке операций, работ, взаимодействию всех участников, вовлеченных в непосредственную перевозку грузов и перевалочные операции, погрузку и разгрузку груза, а также оформляет необходимые документы в соответствии с договором поручения (или доверенностью).
Сложность транспортных схем и маршрутов, многообразие рисков, сопровождающих процессы перевозки грузов, обусловливают объективную необходимость страхования грузов по согласованию сторон договора — их отправителем (продавцом) или получателем (покупателем).
Утверждение о том,
что за отправленный груз
Перевозчик может,
конечно, застраховать свою
Страхование грузов
относится к подотрасли «
Подлежащие перевозке
грузы весьма разнообразны. Для
целей страхования по
руда и каменный уголь;
металл и металлоизделия;
строительные материалы и конструкции;
древесина, пиломатериалы;
нефть и нефтепродукты;
производственное оборудование, машины, агрегаты, комплектные технологические линии;
транспортные средства и погрузочно-разгрузочная техника, дорожно-строительные машины и механизмы;
приборы, аппараты, измерительная, регулирующая и контролирующая различные процессы техника;
офисная мебель, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП);
зерно, бобовые, мука;
сельскохозяйственные животные;
домашнее имущество физических лиц;
цветные и драгоценные металлы;
медикаменты;
аудио- и видеотехника, ЭВМ и оргтехника;
стекло, изделия из фаянса и фарфора;
овощи и фрукты;
скоропортящиеся мясные, молочные, кондитерские продукты питания и иные изделия.
Для большинства из этих групп грузов характерны как общие риски гибели (уничтожения), повреждения или утраты (пропажи), так и присущие только отдельным или нескольким группам.
Например, практически
для всех видов грузов риск
кражи или грабежа является
одним из наиболее вероятных.
Для продовольственных
В определенной мере перечень рисков, учитываемых в правилах (договорах) страхования грузов, зависит от вида транспорта и способа перевозки (насыпью, навалом, на палубе судна или в его трюме, в контейнерах, в танкере и т.п.). Основными страховыми рисками гибели (уничтожения), повреждения или утраты грузов при их перевозке, которые включаются в том или ином составе страховщиками в правила страхования, являются следующие:
пожар, взрыв;
перевертывание, падение, в том числе с моста, транспортного средства с грузом или сход вагонов с рельсов при перевозках грузов средствами наземного транспорта;
выброс штормом судна с грузом на берег или его посадка на мель с повреждением (или без повреждения) корпуса судна и угрозой гибели без освобождения (выброса) части груза;
затопление транспортного средства с грузом;
столкновение транспортного средства с грузом с другим транспортным средством по вине последнего;
случайный, непредвиденный наезд транспортного средства с грузом на неподвижный объект;
кража, грабеж груза;
противоправные действия третьих лиц, приведшие к повреждению или уничтожению груза;
падение груза с транспортного средства, смыв груза с палубы судна;
угон или пропажа транспортного средства с грузом без вести;
случайное повреждение груза при погрузке, разгрузке или падение груза за борт водного судна;
непредвиденное, внезапное изменение температурного режима хранения груза при его перевозке или перевалке;
залив или подмачивание груза забортной водой;
падение летательных аппаратов, их обломков на груз или транспортное средство с грузом;
наводнение, ураган, буря, смерч;
землетрясение, вулканическое извержение;
обвалы, оползни, проседания грунта;
неудачные взлет, посадка летательного аппарата в связи с внезапным отказом двигателя (двигателей), навигационных приборов, шасси, иных бортовых систем или из-за чрезвычайно неблагоприятных метеоусловий.
Не признаются обычно страховыми случаями и не покрываются страхованием убытки от повреждения, уничтожения (гибели) или утраты (порчи) грузов, возникшие вследствие:
умысла или грубой неосторожности страхователя (выгодоприобретателя);
противоправных действий страхователя (выгодоприобретателя);
неудовлетворительной, не соответствующей стандартам упаковки груза;
недостачи груза при целостности упаковки;
утечки, потери веса или объема груза в пределах установленных норм естественной убыли;
неправильного (с нарушением технических требований) размещения и закрепления груза при его погрузке;
нарушения перевозчиком правил перевозки грузов, управления транспортным средством, допуска на транспортное средство лиц, не имеющих отношения к перевозке груза;
процессов коррозии, брожения, гниения, самовозгорания, разрушения, обусловленных внутренними свойствами застрахованного груза;
нарушения перевозчиком сроков доставки груза в пункт назначения.
Если законом, правилами (договором) страхования не предусмотрено иное, то не признаются страховым случаем и не возмещаются страховщиком убытки, возникшие в результате:
воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;
военных действий, а также маневров и других военных мероприятий;
гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок;
изъятия, конфискации, реквизиции,
ареста и/или уничтожения
Предметами страхования грузов всегда являются конкретные материальные ценности (блага) из числа представленных выше в классификационных группах грузов и иные ценности, предусмотренные правилами страхования того или иного страховщика.
Объектами страхования являются имущественные интересы страхователя (выгод оприобретателя), связанные с сохранением, восстановлением того или иного предмета страхования при наступлении страхового случая и с потребностью в дополнительном источнике денежных средств для этих целей.
В качестве субъектов страхования грузов выступают страхователь, страховщик, выгодоприобретатель.
Страхователь — юридическое или дееспособное физическое лицо, являющееся отправителем (продавцом) или получателем (покупателем) груза, товара. В зависимости от схемы перевозки груза, момента перехода риска его гибели (уничтожения), повреждения или утраты от отправителя (продавца) к получателю (покупателю), согласованных между ними экономических взаимоотношений (расчетов) страховать перевозимый груз должен тот или другой из них. Если грузоотправитель и грузополучатель — одно и то же лицо, то вопрос страхования груза решается им.
Страховщиком, как и при страховании транспортных средств, является страховая коммерческая организация — юридическое лицо, имеющее лицензию на страхование грузов, или Общество взаимного страхования. Например, Международная группа клубов (МГК) взаимного страхования, объединяющая 16 клубов, обеспечивает более 80% страхования мирового объема перевозок грузов морским транспортом.
Информация о работе Страхование грузов. Страхование перевозок грузов