Страхование и социальная помощь: их место и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 08:46, реферат

Описание работы

Социальное страхование базируется на других подходах. Они таковы, что государство устанавливает лишь общие «правила игры», утверждает их в виде нормативных актов, регулирующих взаимоотношения трех социальных субъектов: работодателей, работников и государственных органов. Страховые взносы аккумулируются в страховых фондах и расходуются на строго определенные цели при наступлении страховых случаев.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...….3
1. Последствия перехода к рыночной экономике……………………….4
2. Социальное страхование………………………………………………...6
2.1. Пенсионные фонды Российской Федерации………………………..8
2.2. Фонд социального страхования Российской Федерации………….8
2.3. Фонды обязательного медицинского страхования………………..10
Вывод………………………………………………………………………...13
Список используемой литературы………………………………………15

Файлы: 1 файл

реферат по страхованию.docx

— 28.44 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО

Ангарская Государственная  Техническая Академия

Кафедра экономики, маркетинга и психологии управления

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине

«Страхование»

на тему: «Страхование и социальная помощь: их место и роль в рыночной экономике»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

 

Проверил:

доцент 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ангарск, 2012 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………...….3

 

1. Последствия  перехода к рыночной экономике……………………….4

 

2. Социальное страхование………………………………………………...6

 

2.1. Пенсионные  фонды Российской Федерации………………………..8

 

2.2. Фонд социального  страхования Российской Федерации………….8

 

2.3. Фонды обязательного  медицинского страхования………………..10

 

Вывод………………………………………………………………………...13

 

Список используемой литературы………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Двадцатый век ознаменовался  колоссальными преобразованиями в  социальной сфере. Развитие городов, промышленности привело к тому, что обычаи, характерные  для сельской местности, когда семья  брала на себя заботу о нетрудоспособных членах семьи, стали невозможными в  силу частой оторванности детей от семьи. Риск потери доходов и средств  к существованию увеличился также  по мере освоения новых земель. Если раньше изменения на рынке труда, кризисные явления в экономике, совершенствование оборудования, которые  вели к появлению «избыточной» массы  работников, могли компенсироваться переездом на новые неосвоенные  земли, то к концу XIX века это стало  невозможно. Развитие экономики, появление  новых технологий способствовало росту  рисков потери трудоспособности в результате травм, заболеваний, безработицы.

Двадцатое столетие показало пример двух систем, первая из которых  характеризуется постепенным развитием  социального обеспечения и изменением роли государства в социальной сфере  при сохранении рыночных основ, когда  государство берет на себя смягчение  всех негативных последствий рыночных отношений. Такая экономическая  система получила название смешанной  экономики. Второй тип системы, существовавший в СССР и других социалистических странах, характеризовался административно-плановыми  началами в экономике, полной занятостью и одновременно социальным обеспечением нетрудоспособных за счет средств, сосредоточенных  в государственном бюджете. При  этом государство выступало одновременно и работодателем, и гарантом по обеспечению  в случае частичной или полной утраты трудоспособности.

Представляется, что именно социальные потрясения и глубокие преобразования в бывшем СССР стали толчком расширения социальных гарантий трудящихся в государствах Западной Европы, США, Канады, Японии и  др. Так, в США закон о социальном страховании 1935 г. подвергался беспощадной  критике, инициатора его принятия президента Рузвельта окрестили «предателем интересов своего класса», после Второй мировой войны, когда проявились результаты реализации этого закона, Рузвельта его противники приветствовали как спасителя капитализма и рыночной экономики.

 

1. Последствия перехода к рыночной  экономике

Переход к рыночной экономике  существенно изменяет социально-экономическую  среду, в которой формируется, развивается  и воспроизводится трудовой потенциал. В общественное сознание возвращается понятие «социальный риск» (имеется  в виду вероятность материальной необеспеченности трудящихся при утрате ими возможности участвовать  в экономическом процессе). Причины  и факторы социального риска  зачастую носят объективный по отношению  к отдельно взятому человеку характер: угрозы безработицы, потери трудоспособности из-за несчастного случая, болезни  и т.д. В такого рода случаях ни обособленный, ни даже вошедший в какую-либо значительную группу трудящихся работник, едва ли в состоянии предотвратить  негативные события.

Социальные риски существовали и в социалистическом обществе, но в значительно меньших масштабах. Централизованно-плановая система  стандартизировала благополучие людей, причем на уровне его минимума, но обеспечивала устойчивость условий общественной жизнедеятельности. Социалистическое государство, будучи основным работодателем  и собственником средств производства, гарантировало экономическую, социальную стабильность, безопасность, несло  ответственность за экономические  и социальные риски. С развитием  многообразия форм собственности картина  стала иной, сфера государственного обеспечения и ее возможности  сократились. Возрастание степени  социального риска неоправданно рассматривать как неудачное  стечение обстоятельств; это закономерный, естественный в наших условиях процесс, своего рода «оборотная сторона» повышения  экономической свободы. Отсюда несомненная необходимость создания таких механизмов и форм социальной защиты, которые были бы адекватны новым условиям в обществе, новому соотношению интересов работника, предприятия, государства и общества. Осуществляющийся в стране процесс реформирования лишает систему социального обеспечения ее прежнего основного гаранта - стабильных поступлений из госбюджета. Бесплатные социальные услуги уходят в прошлое, вытесняясь платными. В основу формирующейся системы социальной защиты должны быть положены страховые методы. Их суть сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков среди максимально возможного числа участников; иначе говоря, социальная защита приобретает форму организованной взаимопомощи.

На нынешнем этапе развития нашей страны одной из главных  задач является построение рыночной модели социального страхования. Его  социалистическая модель характеризовалась  явным сходством с социальным обеспечением. Такая система имела  несомненные положительные черты, прежде всего здесь имеется в  виду то, что государство все функции  социальной защиты брало на себя, и  на этой основе достигалась стабильность функционирования. Но в то же время  по самой природе своей она  освобождала людей от личной ответственности  за свое будущее. Государство (с помощью  профсоюзов) собирало ресурсы и распределяло их в виде пособий и пенсий, получатель которых, хотел он того или нет, играл  роль иждивенца. Поскольку такое  положение было всеобщим, оно, естественно  никак не могло способствовать заинтересованности трудящихся в повышении эффективности  их участия в общественном производстве.

Социальное страхование  базируется на других подходах. Они  таковы, что государство устанавливает  лишь общие «правила игры», утверждает их в виде нормативных актов, регулирующих взаимоотношения трех социальных субъектов: работодателей, работников и государственных  органов. Страховые взносы аккумулируются в страховых фондах и расходуются  на строго определенные цели при наступлении страховых случаев. Государство вмешивается в деятельность самоуправляемых фондов социального страхования лишь в минимальной степени, сводящейся к контролю над соблюдением порядка выплат из них. Предпринимаемые в настоящее время попытки перехода от модели социального обеспечения к модели социального страхования основаны на том, что он должен ориентироваться на мировую и отечественную (до 1917 г.) практику. Это означает, что формирование системы социального страхования связано с принципами последнего и должно опираться на теорию социальных рисков и актуальных расчетов, реализоваться в совокупности автономных, самоуправляемых обществ.

 

2. Социальное страхование

Система социального страхования - это один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение  в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца, безработицы. Размеры  получаемых средств зависят от продолжительности  страхового (трудового) стажа, величины заработной платы (которая служит базой  для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности и  регулируются законами. В отличие  от социальной помощи, когда нуждающийся  человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), по программам социального  страхования финансовыми источниками  выплат и услуг являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных.

Отсюда можно сделать  вывод, что действующая в России система социального страхования  до сих пор сохраняет черты, в  большей степени характерные  для социальной помощи, чем для  страхования. При крайне высокой  нагрузке на работодателей (почти 40% от фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно не достаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств.

Внебюджетные фонды - одна из форм перераспределения и использования  национального дохода государства  на определенные социальные и экономические  цели.

С помощью государственных  социальных целевых внебюджетных фондов можно решать ряд задач:

- оказывать социальную  помощь и услуги населению  путем выплаты денежных пособий,  единовременной помощи;

- обеспечивать восстановление  и сохранение трудоспособности  человека;

- оказывать социальные  услуги населению путем финансирования  учреждений социальной инфраструктуры;

- финансировать пенсионное  обеспечение.

Источники финансирования социальных внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер в зависимости от экономического и финансового состояния страны.

Правом образовывать целевые  социальные внебюджетные фонды обладают как федеральные органы власти, так  и республиканские и местные  органы самоуправления.

Государственные целевые  фонды в Российской Федерации  имеют социальную направленность и  строго целевое назначение. В зависимости  от целевого назначения государственные  внебюджетные фонды делятся на две  группы: целевые социальные фонды  и целевые экономические фонды.

К государственным целевым  социальным внебюджетным фондам относятся:

- Пенсионные фонды Российской  Федерации;

- Фонд социального страхования  Российской Федерации;

- Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные).

2.1. Пенсионные фонды Российской  Федерации

Пенсионный фонд РФ - это  централизованный фонд пенсионного  обеспечения населения.

Пенсия — это гарантированная  ежемесячная денежная выплата для  обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

Пенсия на общих основаниях устанавливается: мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам —  по достижении 55 лет и при общем  трудовом стаже не менее 20 лет.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

Средства Пенсионного  фонда РФ используются на:

- выплату государственных  трудовых пенсий, в том числе  гражданам, выезжающим за пределы  России;

- оказание материальной  помощи престарелым и нетрудоспособным  гражданам;

- выплаты пособий на  погребение получателям пенсий;

- финансовое обеспечение  текущей деятельности Пенсионного  фонда РФ и его органов;

- прочие расходы.

Работодатели предоставляют  в органы Пенсионного фонда сведения о заработке и начисленных  взносах застрахованного лица. Сведения включаются в лицевой счет застрахованного  лица.

Новая функция Пенсионного  фонда РФ позволяет улучшить учет и контроль за правильностью отчислений в него страховых взносов предприятиями  и организациями.

 

2.2. Фонд социального страхования  Российской Федерации

Социальное страхование - один из видов государственного материального  обеспечения населения при наступлении  нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособия и т.п.).

Материальную базу осуществления  этих прав составляет фонд социального  страхования.

Фонд государственного социального  страхования создан в соответствии с постановлением Совета Министров  РСФСР и Федерации независимых  профсоюзов РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О совершенствовании управления и  порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР». В настоящее время Фонд государственного социального страхования  Российской Федерации действует  в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 года как самостоятельное  государственное некоммерческое финансово-кредитное  учреждение. Фонд социального страхования  РФ, как и Пенсионный фонд РФ, является автономным и строго целевым фондом. Он создан в целях обеспечения  государственных гарантий в системе  социального страхования.

Фонд государственного социального  страхования РФ выполняет следующие  функции:

- концентрацию денежных  средств государства на социальное  страхование;

- обеспечение гарантированных  государством пособий гражданам  по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим  законным основаниям;

- оплата путевок на  санаторно-курортное лечение работников;

Информация о работе Страхование и социальная помощь: их место и роль в рыночной экономике