Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 08:46, реферат
Социальное страхование базируется на других подходах. Они таковы, что государство устанавливает лишь общие «правила игры», утверждает их в виде нормативных актов, регулирующих взаимоотношения трех социальных субъектов: работодателей, работников и государственных органов. Страховые взносы аккумулируются в страховых фондах и расходуются на строго определенные цели при наступлении страховых случаев.
Введение…………………………………………………………………...….3
1. Последствия перехода к рыночной экономике……………………….4
2. Социальное страхование………………………………………………...6
2.1. Пенсионные фонды Российской Федерации………………………..8
2.2. Фонд социального страхования Российской Федерации………….8
2.3. Фонды обязательного медицинского страхования………………..10
Вывод………………………………………………………………………...13
Список используемой литературы………………………………………15
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО
Ангарская Государственная Техническая Академия
Кафедра экономики, маркетинга и психологии управления
Реферат
по дисциплине
«Страхование»
на тему: «Страхование и социальная помощь: их место и роль в рыночной экономике»
Выполнила:
Проверил:
доцент
Ангарск, 2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Последствия
перехода к рыночной экономике…
2. Социальное страхование……………………
2.1. Пенсионные
фонды Российской Федерации…………
2.2. Фонд социального
страхования Российской
2.3. Фонды обязательного
медицинского страхования………………
Вывод…………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………15
Введение
Двадцатый век ознаменовался
колоссальными преобразованиями в
социальной сфере. Развитие городов, промышленности
привело к тому, что обычаи, характерные
для сельской местности, когда семья
брала на себя заботу о нетрудоспособных
членах семьи, стали невозможными в
силу частой оторванности детей от
семьи. Риск потери доходов и средств
к существованию увеличился также
по мере освоения новых земель. Если
раньше изменения на рынке труда,
кризисные явления в экономике,
совершенствование
Двадцатое столетие показало
пример двух систем, первая из которых
характеризуется постепенным
Представляется, что именно социальные потрясения и глубокие преобразования в бывшем СССР стали толчком расширения социальных гарантий трудящихся в государствах Западной Европы, США, Канады, Японии и др. Так, в США закон о социальном страховании 1935 г. подвергался беспощадной критике, инициатора его принятия президента Рузвельта окрестили «предателем интересов своего класса», после Второй мировой войны, когда проявились результаты реализации этого закона, Рузвельта его противники приветствовали как спасителя капитализма и рыночной экономики.
1.
Последствия перехода к
Переход к рыночной экономике существенно изменяет социально-экономическую среду, в которой формируется, развивается и воспроизводится трудовой потенциал. В общественное сознание возвращается понятие «социальный риск» (имеется в виду вероятность материальной необеспеченности трудящихся при утрате ими возможности участвовать в экономическом процессе). Причины и факторы социального риска зачастую носят объективный по отношению к отдельно взятому человеку характер: угрозы безработицы, потери трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т.д. В такого рода случаях ни обособленный, ни даже вошедший в какую-либо значительную группу трудящихся работник, едва ли в состоянии предотвратить негативные события.
Социальные риски существовали
и в социалистическом обществе, но
в значительно меньших
На нынешнем этапе развития
нашей страны одной из главных
задач является построение рыночной
модели социального страхования. Его
социалистическая модель характеризовалась
явным сходством с социальным
обеспечением. Такая система имела
несомненные положительные
Социальное страхование базируется на других подходах. Они таковы, что государство устанавливает лишь общие «правила игры», утверждает их в виде нормативных актов, регулирующих взаимоотношения трех социальных субъектов: работодателей, работников и государственных органов. Страховые взносы аккумулируются в страховых фондах и расходуются на строго определенные цели при наступлении страховых случаев. Государство вмешивается в деятельность самоуправляемых фондов социального страхования лишь в минимальной степени, сводящейся к контролю над соблюдением порядка выплат из них. Предпринимаемые в настоящее время попытки перехода от модели социального обеспечения к модели социального страхования основаны на том, что он должен ориентироваться на мировую и отечественную (до 1917 г.) практику. Это означает, что формирование системы социального страхования связано с принципами последнего и должно опираться на теорию социальных рисков и актуальных расчетов, реализоваться в совокупности автономных, самоуправляемых обществ.
2. Социальное страхование
Система социального страхования
- это один из основных институтов социальной
защиты в условиях рыночной экономики,
призванный обеспечить реализацию конституционного
права граждан на материальное обеспечение
в старости, в случае болезни, полной
или частичной утраты трудоспособности
(или отсутствия таковой от рождения),
потери кормильца, безработицы. Размеры
получаемых средств зависят от продолжительности
страхового (трудового) стажа, величины
заработной платы (которая служит базой
для начисления страховых взносов),
степени утраты трудоспособности и
регулируются законами. В отличие
от социальной помощи, когда нуждающийся
человек получает пособия за счет
общественных средств (фактически за счет
других лиц), по программам социального
страхования финансовыми
Отсюда можно сделать
вывод, что действующая в России
система социального
Внебюджетные фонды - одна
из форм перераспределения и
С помощью государственных социальных целевых внебюджетных фондов можно решать ряд задач:
- оказывать социальную
помощь и услуги населению
путем выплаты денежных
- обеспечивать восстановление и сохранение трудоспособности человека;
- оказывать социальные
услуги населению путем
- финансировать пенсионное обеспечение.
Источники финансирования социальных
внебюджетных фондов имеют как относительно
постоянный, так и временный характер
в зависимости от экономического
и финансового состояния
Правом образовывать целевые социальные внебюджетные фонды обладают как федеральные органы власти, так и республиканские и местные органы самоуправления.
Государственные целевые фонды в Российской Федерации имеют социальную направленность и строго целевое назначение. В зависимости от целевого назначения государственные внебюджетные фонды делятся на две группы: целевые социальные фонды и целевые экономические фонды.
К государственным целевым социальным внебюджетным фондам относятся:
- Пенсионные фонды Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
- Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные).
2.1. Пенсионные фонды Российской Федерации
Пенсионный фонд РФ - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.
Пенсия — это гарантированная
ежемесячная денежная выплата для
обеспечения граждан по достижении
ими определенного законом
Пенсия на общих основаниях устанавливается: мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.
Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.
Средства Пенсионного фонда РФ используются на:
- выплату государственных
трудовых пенсий, в том числе
гражданам, выезжающим за
- оказание материальной
помощи престарелым и
- выплаты пособий на погребение получателям пенсий;
- финансовое обеспечение
текущей деятельности
- прочие расходы.
Работодатели предоставляют в органы Пенсионного фонда сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица. Сведения включаются в лицевой счет застрахованного лица.
Новая функция Пенсионного
фонда РФ позволяет улучшить учет
и контроль за правильностью отчислений
в него страховых взносов
2.2. Фонд социального страхования Российской Федерации
Социальное страхование
- один из видов государственного материального
обеспечения населения при
Материальную базу осуществления этих прав составляет фонд социального страхования.
Фонд государственного социального страхования создан в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР». В настоящее время Фонд государственного социального страхования Российской Федерации действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 года как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Фонд социального страхования РФ, как и Пенсионный фонд РФ, является автономным и строго целевым фондом. Он создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования.
Фонд государственного социального страхования РФ выполняет следующие функции:
- концентрацию денежных
средств государства на
- обеспечение гарантированных
государством пособий
- оплата путевок на
санаторно-курортное лечение
Информация о работе Страхование и социальная помощь: их место и роль в рыночной экономике