Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ рынка страхования лизинговых операций в России, его проблематики и перспектив развития.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
- определение экономической сущности страхования лизинговых операций и рассмотрение различных его видов;
- освещение состояния рынка страхования лизинговых операций в РФ;
- определение рисков в страховании лизинговых операций и путей их минимизации;
- раскрытие проблем страхования лизинговых операций в РФ;
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионально образования
« ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Высшая школа бизнеса
Учебный центр специальных программ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Страхование»
на тему: «Страхование лизинговых операций в РФ»
Выполнила студент
Очно-заочной формы обучения
Специальность «Менеджмент организации»
Специализация «Финансовый менеджмент»
2 курса ФМ-СБ-10(2)
Руководитель работы
Москва 2012
Содержание
Одно из приоритетных направлений развития российской экономики - финансовая аренда или лизинг. Широкое применение этого вида хозяйственных взаимоотношений тормозилось до последнего времени отсутствием действенных механизмов защиты от различных рисков: невозврата арендуемой техники, порчи имущества, просрочки платежей. Однако постепенно распространяется практика страхования лизинговых операций.
Основная задача лизинга - помочь предприятиям обновить производственные фонды. По данным Российской ассоциации лизинговых компаний, в среднем по России износ производственных фондов составляет 60%, а в некоторых случаях превышает 80%. Лизинговые операции сопряжены с большим количеством рисков (повреждение или гибель арендуемой техники, невыполнение условий договора, невозврат техники в результате банкротства лизингополучателя). Практически на каждой стадии лизинговой операции существуют серьезные риски, которые могут повлиять на исполнение сторонами сделки своих обязательств. В этом случае наиболее приемлемый и низкозатратный вид защиты - страхование.
Необходимость страхования имущества, передаваемого в лизинг, отмечается Конвенцией «О международном финансовом лизинге», заключенной в Оттаве 28 мая 1988 г.
Актуальность страхования предмета договора лизинга от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения в первую очередь определяется общей тенденцией увеличения роли страхования в лизинговых отношениях. Это обусловлено одной из основных задач страхования - созданием условий для стабильной и эффективной деятельности всех участников гражданского оборота, в том числе и участников лизинга.
Целью курсовой работы является анализ рынка страхования лизинговых операций в России, его проблематики и перспектив развития.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
- определение экономической
сущности страхования
- освещение состояния рынка страхования лизинговых операций в РФ;
- определение рисков
в страховании лизинговых
- раскрытие проблем
страхования лизинговых
- выявление перспектив
развития страхования
Объектом курсовой работы является страхование лизинговых операций.
Предмет курсовой работы - рынок страховых лизинговых операций в Российской Федерации.
В работе использовались данные российских лизинговых компаний, а также многочисленные публикации в периодических изданиях по указанной проблематике, федеральные законы и постановления, касающиеся особенностей функционирования и развития страхования лизинговых операций. Информационной базой послужили данные официальной статистики, материалы выборочных наблюдений, научные труды, текущая экономическая периодика, информация из сети Интернет.
Идея лизинга не нова. По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались, как отмечают П. Балтус и Б. Майджер в книге “Школа европейского лизинга”, еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н.э. Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников, волов и других животных. Однако древние документы не ограничивают сферу арендной практики государством Шумер, и не исключено, что аренда существовала и в более древние времена, хотя пока до нас не дошло никаких сведений об этом.
Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», написанном около 350 г. до н.э. Английский автор Т. Кларк утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга — они нашли своё отражение в институциях Юстиниана.
В Венеции уже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания «чугунные ценности» возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.
Введение в экономический лексикон термина «лизинг» связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией “United States Leasing Corporation”, и таким образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частности банковского.
В начале 60-х годов американские предприниматели “перевезли” лизинг через океан в Европу, где первая лизинговая компания – “Deutsche lising GMbH” появилась в 1962 году в Дюссельдорфе. К середине 60-х годов лизинговые операции в США составляли 1 млрд. дол., а к концу 80-х годов они превысили 110 млрд. дол., т.е. за четверть века увеличились более чем в сто раз. Столь стремительный рост операций по аренде вызван определенными преимуществами, получаемыми партнерами по лизинговой сделке. В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом перевооружении производства.
В 80-е гг. в США приобрел распространение лизинг авиационной техники. В эти годы корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для своей модели самолета в конкуренции с Боингом. Предложенная Дугласом концепция была названа " Fly before buy" ("летать, прежде чем покупать").
В США лизинг превратился в один из основных видов экономического бизнеса. Быстрый рост новых лизинговых компаний, предлагавших свои услуги, и многообразная модификация условий лизинговых договоров определили самые различные варианты приобретения инвестиционных средств предпринимателями в различных сферах экономики. Позднее лизинговые компании получили название «финансово-лизинговых обществ»; они стали обеспечивать производителям пути сбыта их продукции путем сдачи в аренду, а также финансирование сделок и связанных с ними рисков.
Нередко лизинг использовался для целей не совсем честных и благородных, например для сокрытия истинного положения вещей — кто собственник, кто владелец, для введения в заблуждение кредиторов. В 1971 г. был издан закон о запрещении таких сделок, разрешалось использовать только действительный лизинг. История использования лизинга повторяется и в ХХ в. Современный лизинговый бум привел к появлению огромного числа сделок, лишь носивших название “лизинг”, но по сути прикрывавших возможность получения больших доходов, уклониться от уплаты налогов. И первые законодательные акты в этой области основной своей целью ставили разграничение “действительного” и “мнимого” лизинга путем применения различных критериев и показателей.
В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце 50 — начале 60-х годов. В Англии первопроходцем современного лизингового бизнеса стала компания “Mercantile Leasing Corporation”, упрежденная в 1960 г. Однако развитие лизинговых операций сдерживалось неопределенностью их статуса с позиций гражданского, торгового и налогового законодательства. Лишь после того, как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, их рост начинает характеризоваться высокими темпами.
С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое развитие на Азиатском континенте.
В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике «США - Западная Европа - Япония». В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75—80% случаев контролируются банками или считаются их дочерними обществами.
Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от финансирования услуг до предоставления «пакета услуг», включающего комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название комплексного лизинга.
Наибольший удельный вес по срокам предоставления оборудования в лизинг в Европе составляет лизинг от двух до пяти лет. Вместе с тем значительные объемы (14.2%) приходятся на лизинговые операции свыше пяти лет. Лидером по удельному весу в общем объеме лизинговых операции и лидером по темпам роста является лизинг легковых автомобилей.
Несмотря на то, что объем лизинговых операций в промышленности несколько сократился, эта отрасль народного хозяйства совместно со строительством продолжает оставаться наиболее крупными потребителями лизинговых услуг в странах - членах Ассоциации “LEASUEROPE”. По-прежнему крупнейшим заказчиком выступает частный сектор - здесь преобладает лизинг легковых и грузовых автомобилей, на который приходится в совокупности свыше половины объемов лизинговых сделок.
По мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения или реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетические оборудование, а также ремонтные мастерские, самолета, морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с использованием специальной (формы) кредита. Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся наем морского судна без экипажа.
Начало активного развития
лизинговых операций на отечественном
внутреннем рынке можно определить
1990 г., в связи с переводом
В 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний - "Рослизинг", ставшая членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний “LEASEUROPE”. По состоянию на 2000 год в России действовало более 25 лизинговых компаний, еще более 40 заявили о своем намерении работать в этой сфере. Одними из первых были зарегистрированы "Росагроснаб" - лизинг отечественной сельскохозяйственной техники и "Аэролизинг" - лизинг самолетов. Много лизинговых компаний создано банками: “Балтлиз" (Промстройбанк), "Лизингбизнес” (Мосбизнесбанк). В настоящее время число лизинговых компаний увеличилось более чем в 2 раза.
Правительство России приняло ряд постановлений, способствующих развитию лизинговых операций. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 " О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности " определил приоритеты развития лизинга. Во исполнение этого Указа Правительство РФ приняло в 1995 году Постановление № 633 "0 развитии лизинга в инвестиционной деятельности ". Этим Постановлением утверждено Временное положение о лизинге. В развитие Постановления утверждены методические рекомендации по расчету лизинговых платежей, примерный договор о финансовом лизинге движимого имущества с полной амортизацией, типовой устав акционерной лизинговой компании.
Затем был принят федеральный закон от 29 октября 1998 N 164-ФЗ "О лизинге". Также была принята федеральная программа развития лизинга в РФ на 1996-2000 гг., целью которой являлось создание благоприятных правовых, экономических, организационных и методических условий для развития лизинга, включая создание нормативно-правовой базы, совершенствование налогообложения, внедрение типовых методических документов по лизинговым операциям, введение лицензирования лизинговых компаний, организацию Фонда содействия развитию лизинга в РФ и т.п. Но данная программа фактически не выполнена в планируемом объеме.
С выходом Постановления Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 752 “0 государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ", лизинг получил поддержку со стороны государства.