Страхование трудовых рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 10:12, контрольная работа

Описание работы

Сходство и отличия социального обеспечения и социального страхования. Преимущества каждого вида.
Сущность, содержание и приемы управления риском.
Проблемы единого социального налога и предлагаемые подходы к их решению.
Задача.
Вычислить значение месячной нетто-премии, которую должен вносить страхователь в течение 10 лет, чтобы с 50 лет получать ежеквартально в течении 5 лет пенсию 50 тыс. д.е.
Возраст страхователя в момент заключения договора – 30 лет.
Норма доходности 5%.
Таблица смертности – общая (по данным переписи 1994 года или современные данные).

Файлы: 1 файл

Страхованиесоц.-труд. рисков готовая.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Вероятностное распределение ущербов часто называют чистыми рисками. В этой связи различают чистые и спекулятивные риски. Чистые риски отражают случайные события, влекущие за собой только убытки: дорожно-транспортные происшествия, кражи, пожары и т.д. Спекулятивные риски связаны и с положительными, и с негативными результатами: все формы вложения денежных средств. И именно чистые риски являются традиционным объектом страхования, а спекулятивные риски не страхуются, так как зависят от субъективных поведенческих факторов.

2.2 Управление рисками

Цель управления рисками – это активный контроль предпринимателя за рисками, угрожающие его предприятию. Это помогает уменьшить потери от воздействия рисков, снизить вероятность наступления больших убытков и повысить выживаемость компании.

Процесс управления состоит из трех этапов [1,с.102]:

  • идентификация риска:
  • измерение риска;
  • контроль риска.

Идентификация риска состоит в постоянном выявлении и изучении рисков, которые характерны для данного вида деятельности. Идентификация начинается с определения опасностей, то есть то, что может вызвать негативные последствия. Здесь риск – это подсчитанный потенциал ущерба, который опасен для данного лица.

Идентификация риска учитывает:

  • опасности, приводящие к негативному результату;
  • ресурсы предприятия, которые могут пострадать от рисков;
  • факторы, повышающие или уменьшающие вероятность рисков;
  • ущербы, в которых выражается воздействие риска на ресурсы.

Ресурсы предприятия – это имущество, кадры, денежный капитал, для которых характерны свои риски. Для имущества существует опасность огня, стихийных бедствий, краж. Также имеют место технологические и технические риски, связанные с отказами и сбоями техники. В материальном обеспечении производства может быть сбой поставок сырья. Риски по кадрам предприятия – это ответственность работодателя по вопросам охраны труда.

По отношению к ресурсам существуют риски ответственности и финансовые риски. Риски ответственности – это риски финансовых издержек, направленных на повышение качества продукции, экологическую безопасность используемых технологий. Финансовые риски связаны с непредвиденными убытками из-за простоев производства, неплатежеспособностью покупателя и из-за мошенничества и обмана среди предпринимателей.

Для идентификации рисков необходима информация, которую можно получать с помощью физических осмотров помещений, наблюдений за процессами производства. Наблюдение за схемами последовательности технологических и иных процессов позволяют выявить зависимость предприятия от внешней среды. Изучение документов предполагает ознакомление с балансами, ежегодными отчетами, контрактами, всевозможными договорами и соглашениями. Собеседование с ключевым персоналом позволяет в прямой беседе выявить риски, связанные с материально-техническим обеспечением производства, производственным процессом и сбытом продукции.

При идентификации рисков важно знать причины и факторы, влияющие на вероятность реализации риска. Существуют фактора двух порядков.

Факторы 1-го порядка означают первичные причины, вызывающие риск: стихийные бедствия, аварии и т.д.

Факторы 2-го порядка влияют на вероятность возникновения ущерба и бывают объективные и субъективные. Объективные – это строительные материалы здания, наличие охранной сигнализации, местонахождения объекта. Субъективные факторы связаны особенностями поведения и качествами человека и именно они больше всего воздействуют на рисковую ситуацию.

Измерение риска – это вторая ступень в процессе управления рисками, где определяется степень вероятности риска и размер потенциального ущерба. Самые простые методы оценки риска, доступные любому предприятию:

  • вероятностная оценка риска;
  • ранжирование рисков.

Вероятностная оценка риска строится на определении главных опасностей для данной фирмы и оценке вероятности их реализации. При этом проводится оценка возможных убытков: имущественных и финансовых. При этом существуют помимо прямого ущерба косвенный, который обычно не покрывается страхованием.

Ранжирование рисков – это простой анализ рисков. Он заключается в изучении рисков с точки зрения количественных характеристик для определения размеров возможного ущерба.

Вероятность и серьезность ущербов оценивается по шкале коэффициентов, которые могут определяться экспертами на базе прошлого опыта (табл.1).

Таблица 1

Шкала оценки рисков

Согласно таблицы 1, в пределах 0,1 - 0,3 оценивается вероятность пожара или взрыва, 0,9 - вероятность мелких краж на предприятии. Необходимо также учитывать годовую частотность рисков для определения финансовых источников возмещения ущербов.

Ущерб оценивается баллами от 0 до 10. Середина шкалы – 5 баллов – показывает уровень убытков, размеры меньше которых существенно не влияют на годовые итоги деятельности предприятия.

Рисковый контроль – заключительный этап управления рисками. Он включает четыре основных стратегии: избежание, сокращение, сдерживание и передача риска.

Контроль риска бывает в двух формах: физический и финансовый. Физический контроль означает использование различных способов, которые снижают вероятность наступления ущерба.

Система мер физического контроля над рисками

Направление контроля

1.Поддержание порядка

    1. Очистка помещений и территорий от мусора.
    2. Соблюдение правил курения.
    3. Свободное пространство вокруг электрооборудования и систем отопления.

Безопасность хранения горючих жидкостей и газов.

2. Противопожарные меры

2.1 Укомплектованность пожарных  постов и полный доступ к  ним.

2.2 Правила пожарной безопасности  доведены до сведения сотрудников.

2.3 Контроль за соблюдением правил  пожарной безопасности.

2.4 Пожарные выходы снабжены  указателями и обеспечивается  свободный доступ к ним.

3. Электрооборудование

3.1 Удовлетворительное состояние.

3.2 Отсутствие несанкционированного  электрооборудования.

3.3 Отключение освещения и обесточивание  оборудования в нерабочее время.

4. Коммунальные услуги.

4.1 Состояние оборудования.

4.2 Подготовленность аварийных  устройств.

4.3 Безопасность любых отопительных  систем.

5. Охрана

5.1 Исправность охранной сигнализации.

5.2 Должная защищенность окон  и дверей.

5.3 Исправность ограды по периметру.

6. Гидранты и системы разбрызгивателей

6.1 Местонахождение четко обозначено.

6.2 Надлежащая исправность пожарных  рукавов, разбрызгивателей и труб.

7. Техника безопасности

7.1 Безопасность рабочего места.

7.2 Защита машинного оборудования.

7.3 Наличие средств первой помощи  и индивидуальной защиты.

8. Аварийное оснащение

8.1 Доступность.

8.2 Удовлетворительное состояние.

Избежать риска можно, отказавшись от той или иной операции, заменив пожароопасное оборудование и т.д. Вероятность убытков может быть снижена путем установки определенных видов оборудования, назначения лиц, ответственных за соблюдением мер предосторожности.

Сдерживание риска может быть достигнуто путем планирования мер, направленных на организованное спасение имущества и ограничение размеров ущерба в случае аварии.

Риск может быть передан другому лицу путем передачи опасной операции и возложение на нее по условиям договора определенной доли ответственности.

Все эти меры физического контроля над рисками требуют определенных затрат. И здесь важно, чтобы эти затраты по предотвращению риска и сокращению потерь не должны превышать возможных размеров ущерба. Эти затраты могут быть прямые и косвенные. Прямые затраты – это расходы по приобретению и эксплуатации необходимого оборудования и материалов, оплата труда инженера по технике безопасности. Косвенные затраты могут выражаться в снижении производительности труда, сокращении объемов производства на отдельных участках для обеспечения должной безопасности.

Финансовый контроль рисков заключается в поиске источников компенсации возможных ущербов в денежной форме. Компенсация осуществляется через самострахование и страхование, т.е. передачу риска страховой компании.

Самострахование является альтернативой заключения договора страхования или дополнение к нему. Договор страхования не заключается или заключается, но на меньшую сумму, т.е. предприниматель берет часть риска на себя. Ущерб на предприятии компенсируется за счет включения мелких ущербов в стоимость продукции и услуг, продажи части активов, создания резервных фондов и получением ссуды на покрытие ущерба.

Но самострахование имеет и ряд недостатков: в случае крупных ущербов собственных средств не хватит для их покрытия и предприятие придется ликвидировать. Суммарный эффект нескольких ущербов в течении одного года может иметь такой же результат. Кроме того, самострахование требует квалифицированного рискового менеджмента и профессионального управления резервными фондами предприятия.

Крупными производителями в качестве самострахования используется учреждение ими собственных страховых компаний (кэптивных) для страхования своих рисков. Преимущества кэптивных компаний:

  • льготные условия страхования для материнской фирмы;
  • сглаживание колебаний в уровне убытков в течение длительной временной перспективы;
  • прямой доступ к рынку перестрахования.

В России, несмотря на жесткие условия хозяйственной деятельности, существует немало кэптивных страховых компаний, учрежденных крупными промышленными предприятиями.

Решение вопроса о полной или частичной передаче риска на страхование производится на основе сопоставления вероятной величины ущерба и издержек по предотвращению ущерба. Когда сумма годовых издержек по предотвращению риска становится равной предполагаемой сумме годового ущерба при реализации риска, предприятие достигает точки экономического оптимума в самостоятельном противостоянии возможным ущербам. Когда возможный ущерб выше возможностей предприятия по противостоянию рискам, целесообразно заключить договор страхования.

Режим страхования рисков в страховой компании устанавливается с учетом страховой премии, дополнительных услуг, предоставляемых страховой компанией, и финансового положения страхователя. Для предпринимателя выгодно собственное участие в ущербе, позволяющее использовать льготы по страховой премии и страхование действительно крупных ущербов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Проблемы единого социального  налога и предлагаемые подходы к их решению.

Бухгалтерская отчетность страховых организаций представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее финансово-хозяйственной деятельности, составленную на основе показателей бухгалтерского учета. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении страховой компании. При этом должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Социальное страхование – это мощный механизм достижения социального согласия, а степень его развития свидетельствует об уровне социальной защиты трудящихся. Приближая сферу социальной защиты непосредственно к тем, кто трудится, их семьям и трудовым коллективам, социальное страхование фактически стабилизирует общество. По мнению экспертов, ученых и политиков, в своем нынешнем виде система обязательного социального страхования в России не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время, - не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В этой связи требуется не только принять отдельные меры по совершенствованию механизмов социального страхования, но и провести серьезные институциональные изменения.

Ныне действующая система социальной защиты является страховой, главным образом по своему названию. Так, в 2001г. был ликвидирован Государственный фонд занятости населения (осуществляющий социальное страхование в связи с безработицей). Далее при повышении ставки подоходного налога с 12% до 13% были отменены страховые отчисления работников в Пенсионный фонд России, а накопленные по этому источнику пенсионные права работников ликвидированы без сохранения каких-либо обязательств со стороны государства перед застрахованными [2,с.364]. Страховые взносы работодателей (в пользу работников) в государственные внебюджетные фонды были заменены в 2001г. на единый социальный налог (ЕСН), придав тем самым данному виду платежей налоговый характер, что противоречит самому духу и сути социального страхования.

Так как налоги носят фискальный характер, замена страховых взносов налогом (пусть даже «социальным») лишает данные средства их целевого предназначения, они утрачивают возмездный, эквивалентный и соподчиненный характер по отношению к взносам. Этим подрывается принципиально важное положение социального страхования, а именно связь страховых платежей и выплат с заработной платой конкретных работников.

Объектом налогообложения ЕСН являются расходы по оплате труда, источник уплаты – расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли [1,с.800]. Ставка ЕСН составляет 35,6%, из которых 28% идут в ФБ (федеральный бюджет). Включение части ЕСН в состав федерального бюджета позволяет федеральным финансовым органам перераспределять страховые средства и использовать их не по прямому назначению (в том числе на финансирование не страховых выплат), в то время как финансово не обеспечивается социальная защита работающих граждан от ряда профессиональных и региональных социальных рисков, характерных для производств с вредными для здоровья условиями труда и относящихся к северным территориям: досрочные пенсии, необходимые объемы медицинского страхования. К тому же существующий порядок прохождения финансовых средств по ЕСН (определен ст. 241 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым промежуточным звеном между страхователями и страховщиками выступают счета Федерального казначейства) позволяет использовать на легитимной основе «временно свободные» страховые ресурсы как беспроцентный и внушительный по объему кредит для покрытия текущих расходов федерального бюджета.

Информация о работе Страхование трудовых рисков