Страхование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 23:19, реферат

Описание работы

В результате недавно прошедшего финансового кризиса в рссийских страховых компаний происходит процесс конкуренции и борьбы за своих потенциальных клиентов или застрахованных клиентов. При этом значительное большинство российских клиентов страхует только малую часть своих рисков. Как правило это обязательное страхвание гражданской ответственности перед третьими лицами (автострахование ОСАГО). 96 % населения страхуется по этому виду. Направленность отечественных специалистов заключается в том, что они стремятся разработать инновационные продукты страхование, не для того, чтобы продать их той части населения, которая их не потребляет, а для того, чтобы продать их уже застрахованным клиентам своих компаний.

Файлы: 1 файл

СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ ДИПЛОМ.docx

— 65.62 Кб (Скачать файл)

В 1989 году введено добровольное страхование имущества государственных предприятий и организаций, работающих в условиях хозрасчета.    

Государственное страхование проводилось на основе законодательства Союза ССР, правил и инструкций, издаваемых Минфином СССР. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1992 года N 76 на базе Правления Госстраха РСФСР была образована Российская государственная страховая компания.

4.Интересные факты из истории страхования

Человек проявляет большую изобретательность при использовании страховых инструментов. В архивах фирмы "Ллойд" хранится множество курьезных страховых историй, связанных с этим.

Начнем со страхования разнообразных уникумов. Известно, что большинство выставочных и музейных экспонатов страхуется. Например, самая большая в мире сигара весом 110 килограммов и длиной почти 4 метра была застрахована при экспонировании на одной из выставок в Лондоне на 18000 фунтов стерлингов, причем страховая премия составила всего 50 пенсов. Возможно, потому, что, как утверждал владелец сигары, выкурить ее можно лишь за 339 суток.

Хозяин одного итальянского ресторанчика в Лондоне в рекламных целях заказал "Мадам Тюссо" свою восковую копию, сидящую за столом со стаканом в руке. Кукла ему так понравилась, что он решил взять ее на выставку в Данию. Он не только застраховал манекен на 2500 фунтов стерлингов на период транспортировки и выставки, уплатив премию в 5 фунтов, но и приобрел для него отдельный билет на самолет на место рядом со своим. Страховое возмещение по этому полису не выплачивалось, зато сколько удовольствия.

Распространенной практикой является страхование возможных последствий при проведении различных шоу и аттракционов. В том же "Ллойде" был застрахован первый сверхзвуковой автомобиль. Полис включал в себя покрытие всех рисков при транспортировке болида в Неваду и во время его нахождения на полигоне, а также страхование пилота от несчастного случая. Интересно, что страхование распространялось только на машину с выключенным двигателем. Тем самым страховщик снимал с себя ответственность за сомнительные эксперименты с превышением скорости движения.

Известные цирковые промоутеры братья Ринлины застраховали слона и носорога, выступавших в их шоу, на случай смерти и потери трудоспособности по болезни. Вот пример рачительного отношения к своим сотрудникам для российских предпринимателей.

Страхованием участников крупнейших спортивных соревнований сейчас уже никого не удивишь. Российских спортсменов в Нагано и участников Всемирных юношеских Олимпийских игр страховали и отечественные страховые компании. Однако "Ллойд" и здесь имеет самый обширный послужной список, в который входят Олимпиады, чемпионаты мира и экстремальные путешествия. Пожалуй, наиболее интересным случаем является страхование очередного преодоления Ла-Манша. Чудак решил переплыть пролив в ванне, предварительно застраховавшись на 100 тысяч фунтов. Андеррайтер "Ллойда" невозмутимо принял этот риск, выдвинув лишь условие, что сливное отверстие ванной будет закрыто пробкой.

Особенно любят страховаться известные люди. Реестр "Ллойда" просто пестрит "звездами". В нем присутствуют Джин Келли, Мэй Вест, Элизабет Тейлор, Фрэнк Синатра, Эдвард Робинсон, Боб Хоуп, Бинг Кросби, Лоуренс Оливье и многие другие. Южноафриканская актриса Керри Уэллис, вынужденная для съемок в фильме "Стартрек" постричься наголо, застраховалась в "Ллойде" от того, что ее волосы после этой процедуры не вырастут.

Есть в реестре и рок-идолы. Эрик Клэптон, Фил Коллинз, Боб Дилан, Майкл Джексон, Билли Джоэл, Элтон Джон, Стиви Уандер, Род Стюарт- все эти ниспровергатели буржуазной и пуританской морали, оказывается, не пренебрегали этим вполне буржуазным инструментом. Зафиксирована и страховая история Брюса Спрингстина: певец оценил свой голос в 3,5 млн фунтов стерлингов.

Вообще, страхование уникальных человеческих способностей, особенно дающих их владельцу заработок, превращаются в повседневную практику. Парфюмеры страхуют свои носы, продовольственные эксперты - вкусовую чувствительность.

Наиболее экстравагантные случаи страхования связаны с маркетингом продукции. Это и понятно: здесь страхование выполняет роль защиты от чреватых негативными последствиями маркетинговых приемов.

Один предприимчивый продавец автомобилей из Небраски объявил, что выплатит премию в 10 тысяч долларов тому, кто, купив у него автомобиль в декабре, представит его на Рождество, засыпанным снегом. Разумеется, он застраховался от возможных убытков в "Ллойде". На полтора миллиона долларов. Аналогичным образом поступила и компания, посулившая миллион фунтов стерлингов тому, кто поймает чудовище озера Лох-Несс.

Стремление британцев к разного рода азартным мероприятиям настолько сильно, что "Ллойд" разработал специальный страховой полис для страхования работодателя на случай увольнения двух или более сотрудников, выигравших в национальную лотерею. По этому полису страховщик покрывает работодателю затраты на услуги рекрутингового агентства.

Ряд необычных страховок связан с бизнесом, причем некоторые из них из экзотики превращаются в обычную практику. В реестре имеются страховки на покрытие расходов предпринимателя на аудиторские услуги, если регулирующие органы вдруг выберут его компанию для такой проверки. Поначалу исключительные случаи страхования банков от мошенничества трейдеров и брокеров после проделок дилеров "Бэрингс" и "Сумитомо" становятся правилом. Пожалуй, в настоящее время этот вид страхования является экзотическим только в России.

 

 

 

 

 

Общее состояние страхового рынка

 

Динамика числа страховых компаний, работающих на российском страховом рынке, число компаний 
 
Источник: Госкомстат России  
 
Современный страховой рынок начал формироваться с 1991 года, большая часть компаний была создана с 1994 по 1996 годы — период либерализации экономики и становления новых рыночных институтов современного общества. Несомненно, развитие страхования в России в условиях первоначального накопления капитала не могло не сказаться на состоянии этого сектора. До сих пор российский страховой рынок далек от классических канонов, развивается медленно, особенно в части страхования физических лиц. Но страховое дело в России еще не завершило период своего окончательного становления; перспективы его развития могут быть оценены по динамике роста страхового сектора. 
 
По данным Госреестра Минфина России на начало 2002 года в России зарегистрировано 1350 страховщиков, из них 24 являются перестраховочными организациями, а 112 не проводили страховых операций. Количество страховых организаций резко уменьшилось с 1997 по 1998 год, но уже с 2000 года наблюдается их рост — по итогам 2001 года в реестр страховщиков внесены 122 новые страховые компании. 
 
Общий объем взносов, собранных российскими страховыми компаниями, в 2001 году увеличился на 60,9% посравнению с предыдущим годом и достиг 276,6 млрд рублей .Общая сумма страховых выплат по всем видам страхования составила за 2001 год 171,8 млрд рублей или 140,1% к показателю 2000 года. 
 
О реальном развитии страхового рынка также свидетельствует опережающий рост объемов совокупных страховых взносов по сравнению с уровнем инфляции. Прирост рынка стабильно опережает прирост уровня инфляции, исключение составил лишь кризисный 1998 год, когда скачкообразно выросли цены в связи с трехкратным изменением курса доллара  
 
По добровольным видам страхования в 2001 году страховщиками было собрано 236,3 млрд рублей, что на 67,2% превышает аналогич ный показатель 2000 года . По страхованию жизни объем премий составил 139,7 млрд рублей, по личному страхованию — 29,3 млрд рублей, по страхованию имущества — 58,1 млрд рублей , а по страхованию ответственности — 9,2 млрд рублей. 
 
Изменение этих показателей за год требует специального комментария. Лидирующую роль по приросту суммарных взносов заняло личное страхование — прирост составил 82,7%. В 2000 году «пальму первенства» уверенно удерживало страхование жизни. Не секрет, что среди договоров по страхованию жизни подчас замаскированы так называемые «зарплатные» схемы, позволяющие легально уменьшать уровень уплаты налогов предприятиями. Во многом снижение темпов роста страхования жизни связано с ужесточением контроля со стороны государства за этими «серыми» налогосберегающими схемами. Принятая в 2001 году 25 глава Налогового кодекса РФ и принимаемые в настоящие время поправки к ней сведут данные схемы к минимуму, что, скорое всего, приведет к еще более резкому сокращению доли страхования жизни в общем объеме собираемых страховщиками взносов. Пока же доля страхование жизни в суммарных взносах составляет — 50,5%, личного страхования — 10,6%, имущественного страхования — 21,0%, страхования ответственности — 3,3%, обязательного страхования — 14,6%. 
 
Страховые взносы по обязательному страхованию (без учета обязательного медицинского страхования) составили 2,5 млрд рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным показателем прошлого года лишь на 8,7%, по обязательному медицинскому страхованию — 37,8 млрд рублей, что на 33,1% больше, чем в 2000 году. Существенный прирост страховых взносов по обязательным видам страхования ожидается в 2003 году в связи с введением обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств. Ориентировочно сборы страховщиков по данному виду страхования будут составлять 18-20 млрд рублей в год. 
 
Выплаты по добровольным видам страхования в 2001 году достигли 134,6 млрд рублей, что на 42,3% больше, чем в 2000 году. Страховые выплаты по обязательному страхованию (без учета обязательного медицинского страхования) достигли 1,7 млрд рублей, что на 30,7% больше, чем в 2000 году, по обязательному медицинскому страхованию — 35,5 млрд рублей, что на 33,0% превосходит аналогичный показатель 2000 года. 
 
Однако несмотря на количественный рост страхового рынка, в 2001 году по сравнению с 2000 годом произошло значительное уменьшение темпов роста. Более того, произошло некоторое изменение его качественной структуры. Это связано, как уже говорилось выше, со снижением роли «зарплатных» схем в страховании и с повышением доли добровольных видов страхования в общем объеме страхования . 
 
Далеко не все компании — активные игроки на рынке, предлагающие свои услуги широкому кругу потребителей. Многие являются кэптивными и обслуживают исключительно интересы создавшей их финансово-промышленной группы, некоторые очень узко специализированы и также не выходят на открытый рынок . 
 
Российские страховые компании можно условно разделить на несколько групп . Первая — универсальные страховые компании. Наиболее «яркие» примеры: «АльфаСтрахование», ВСК, «Ингосстрах», НАСТА, ПСК, «РЕСО-Гарантия», РОСНО, «Спасские Ворота» и др. Они ориентированы как на клиентов — физических лиц, так и на организации. Портфель этих компаний максимально диверсифицирован. Как правило, универсальные компании имеют развитую региональную структуру ( филиалы в большинстве регионов России ) и большие агентские сети.Таблица 
Таблица 1. Показатели развития страхового рынка в 2001 г.* 
 
Вторая группа — кэптивные компании. Понятие кэптив в России принципиально отличается от общепринятого в мировой практике. Если на Западе под кэптивными понимают страховые компании, оказывающие своим материнским структурам весьма специфические, зачастую связанные с минимизацией налогообложения финансово - страховые услуги, то в России — просто дочерние страховые компании финансово - промышленных групп. Крупнейшие кэптивные компании : «Интеррос-Согласие» ( учредитель — ФПГ «Интеррос» , являющаяся, в частности, реальным владельцем ОАО «ГМК «Норильский никель»), Вторая группа — кэптивные компании. Понятие «кэптив» в России принципиально отличается от общепринятого в мировой практике. Если на Западе под кэптивными понимают страховые компании, оказывающие своим материнским структурам весьма специфические, зачастую связанные с минимизацией налогообложения финансово - страховые услуги, то в России — просто дочерние страховые компании финансово - промышленных групп. Крупнейшие кэптивные компании : «Интеррос - Согласие» ( учредитель — ФПГ «Интеррос», являющаяся, в частности, реальным владельцем ОАО «ГМК «Норильский никель»), «Газпроммедстрах» и СОГАЗ (ОАО «Газпром»), «Нефтеполис» (ОАО «НК «Роснефть»), «Сибирь» (ОАО «НК Славнефть»), «Лидер» (РАО «ЕЭС России»). Нефтяная компания «Лукойл» имеет собственную страховую группу, включающую компании «Лукойл», «ЛК - Сити», «Медведь Л К», Индустриальную перестраховочную компанию и ряд других. Практически все крупнейшие региональные страховые компании также являются дочерними по отношению к местным промышленным предприятиям: СКМ — ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», «Шексна» — ОАО «Северсталь» , «Шанс» — ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», «Чулпан» — ОАО «НК «Татнефть». Свою собственную страховую компанию имеет компания «Сургутнефтегаз» . Однако стоит отметить, что в последние годы наметилась тенденция к универсализации кэптивных страховых компаний. Так, например, СГ «Лукойл» приобрела специализирующуюся на страховании физических лиц Русскую страховую компанию и начала переговоры о частичной покупке Национальной страховой лиги. 
 
Существует в России несколько специализированных отраслевых страховых компаний — «АВИКОС», АФЕС (воздушный траснспорт), ВСК (вооруженные силы), «Геополис» (угольная промышленность), ЖАСО (железнодорожный транспорт), «Мегарусс - Д» (космические риски), «Русский Страховой Центр» (военно-промышленный комплекс), СКПО (правоохранительные органы),. Стоит отметить, что большая часть этих компаний работает не только в соответствующих сегментах, но и на открытом страховом рынке. Наиболее яркий пример — ВСК , в последние годы ставшая одной из ведущих российских универсальных страховых компаний . 
 
Отдельно необходимо отметить государственный страховой холдинг «Росгосстрах». В настоящее время компании, входящие в эту систему, являются лидерами в большинстве регионов России. Однако позиции холдинга в крупных промышленных центрах потеряны. В 2001 году была начата реструктуризация холдинга, что привело к первому за последнее десятилетие улучшению годовых показателей. В конце 2001 года управление компанией было передано ИК «Тройка Диалог», при этом контрольный пакет акций остался за государством. Значительный пакет акций государство также имеет в компаниях системы «Поддержка», специализирующихся на сельскохозяйственном страховании (эти компании не входят в число лидеров на российском рынке). Косвенное присутствие государства имеет место в Русском страховом центре через ФГЦП «Рособоронэкспорт» и в «Гута-Страховании» через «Госинкор». 
 
Последняя группа — компании, являющиеся дочерними структурами известных западных страховщиков. В настоящее время их число невелико — в Москве реально можно говорить лишь о развитии компаний «AIG Россия», «Ост-Вест Альянс», «Русская СК» и «Цюрих - Русь». Кроме того , все они не входят в число лидеров российского страхового рынка. Частично это связано с выжидательной позицией, частично — с западными классическими стандартами работы, привлекательными в России лишь для очень небольшого числа клиентов. Основные клиенты у компаний этой группы — представительства зарубежных компаний.

 

До 2001 года характерной чертой российского страхового рынка было превышение роста взносов над ростом активов, свидетельствующее как о несоответствии роста капитализации рынка росту объемных показателей, так и о развитии нерисковых видов страхования, не требующих формирования полноценных резервов. В последнее время ситуация изменилась. Суммарных данных по рынку нет, однако активы 50 компаний, лидирующих по взносам на конкурентном сегменте страхового рынка ( См . Приложение 3), выросли в 1,8 раза, в то время как взносы увеличились в 2,2 раза . Величина страховых резервов на 1 января 2002 года составила 88,5 млрд рублей, а их рост в целом по рынку превысил на 7% рост взносов. 
 
Прирост совокупных активов по списку пятидесяти крупнейших страховых компаний в 2001 году составил 80%, а прирост совокупного уставного капитала — примерно 150%. Таким образом, у компаний - лидеров рынка происходит рост показателей достаточности собственного капитала. Увеличиваются и формальные показатели рентабельности деятельности. Так, по итогам 2001 года страховщики - лидеры рынка начали показывать прибыль. Суммарная чистая прибыль 50 ведущих компаний составила 1,3 млрд рублей. 
 
Совокупный размер уставного капитала российских страховщиков на 1 января 2002 года составил 27,3 млрд рублей , что на 58,67 о больше аналогичного показателя 2001 года (См . График 5). 
 
Однако уставные капиталы 79% страховых компаний составляют менее 10 млн рублей, и только 2% страховщиков имеют капитал более 100 млн рублей. Уставные капиталы, превышающие 500 млн рублей, всего у нескольких компаний — «Авест - Классик», «Альфа - Страхование», ВСК, «Интеррос - Согласие», «Лига», «Лукойл», «Природа», ПСК, «РЕСО - Гарантия», «Энергогарант». 
 
Заметим, что в ближайшие годы капитализация российского страхового рынка должна резко увеличиться, что сразу приведет к уменьшению количества участников рынка и повышению их качественных характеристик в результате процессов консолидации и поглощений. Уже 2001 год ознаменовался приходом на российский страховой рынок крупного капитала как отечественного, так и иностранного. 
 
Вот несколько примеров. Крупный пакет акций компании «РЕСО - Гарантия» (более 30%) был куплен МДМ - Банком. Группа «Альфа» приобрела Восточно-Европейское страховое агентство, сформировав на его базе страховую группу «АльфаСтрахоаание», а которую вошли, помимо Восточно - европейского страхового агентства, «Альфа - Гарантия» и «Остра - Киев» (Украина ). Немецкий страховщик ALLianz AG приобрел 45,27% акций одной из ведущих российских компаний РОСНО. На базе одного из крупнейших российских кэптивов — «Интеррос - Согласие» — создана группа «Согласие», объединившая «Капитал - Полис», «Нептун», «Мариек», «ИР-Согласие-Вита», «Селекта», «Согласие», «Евростандарт» , «Белстрахинвест» (Белоруссия) и «Алеком» (Узбекистан). Контроль над компаниями «Ингосстрах» и «Россия» отошел к ФПГ, в состав которой входит «Сибнефть», «Сибирский алюминий» и «Нафта - Москва» . Управление старейшей российской страховой компанией «Росгосстрах» было передано ведущей инвестиционной компании «Тройка Диалог» . В начале 2002 года ИБГ«НИКойл» приобрела Промышленно-страховую компанию. Можно не сомневаться, что в ближайший год произойдут серьезные изменения в инфраструктуре российского страхового рынка.

 
Стоит отметить все возрастающую концентрацию рынка: так доля 100 крупнейших страховых компаний в 2001 году составила 84,2% от совокупных страховых взносов (что на 5,2% превышает аналогичный показатель 2000 года) и 85,0% от всех выплат. При этом индекс концентрации всего рынка растет не за счет сокращения числа компаний на нем, а за счет продолжающейся дифференциации. 
 
В 2001 году десять крупнейших компаний, сумевших привлечь наибольшее количество страховых премий, занимались в основном страхованием жизни (доля страхования жизни в совокупных взносах составляет 72,0%). Также достаточно большая доля рынка принадлежит лидерам в страховании имущества и ответственности (38,2% и 39,7% соответственно). Наиболее диверсифицированными выглядят портфели компаний, входящих в четвертый и пятый десятки, поскольку собранные ими страховые премии в совокупных показателях колеблются примерно на одном уровне.Таблица 
Таблица 3. Распределение взносов в видах страхования по группам компаний-лидеров по сборам суммарной страховой премии в 2001 г., % 
 
С выплатами складывается похожая ситуация: крупные компании выплачивают больше других. Это и понятно. Во-первых, срабатывает принцип «больше собрал, больше выплатил», во-вторых, большая доля «серых» схем в портфелях компаний обуславливает краткосрочность заключаемых сделок в страховании жизни, и, со ответственно, приводит к высокой оборачиваемости средств . 
 
Увеличение концентрации страхового рынка в 2001 году по сравнению с 2000 годом подтверждается и результатами Таблицы 4. Правда, усиление общей концентрации происходит исключительно за счет страхования жизни. А вот в рисковых видах страхования ( личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности ) в 2001 году по сравнению с предыдущими годами произошло резкое уменьшение концентрации. Так, в 2000 году доля крупнейшей компании составляла в личном страховании — 8,5%, в страховании имущества — 9,3%, в страховании ответственности — 12,7%, четырех лидеров — 27,9%, 24,4% и 35,7% соответственно. Таким образом, перераспределение взносов по рисковым видам страхования произошло в рамках первой полусотни лидеров. Подобное снижение уровня концентрации свидетельствует о возрастании конкуренции, что должно весьма положительно отразиться на финансовой устойчивости и надежности страховых операций, так как компании будут вынуждены вести рыночную актуарно обоснованную тарифную политику. 
 
Для характеристики конкуренции на рынке обратимся к Таблице 5. Страховые компании, входящие в первую десятку лидеров, по всем видам страхования собирают на порядок больше, чем остальные страховщики. По мере того, как компании первой десятки увеличивают свое присутствие на рынке страхования жизни, компании второго десятка закрепляют свои позиции на рынке личного и имущественного страхования . Если абстрагироваться от компаний первого десятка, то скорость уменьшения страховых взносов при передвижении по ранжированному списку небольшая, что говорит об однородности рынка. 
 
Таблица 5 
Распределение страховых взносов по группам крупнейших компаний в 2001 г., % Крупнейшие компании * Страхование жизни Личное страхование Имущественное страхование Страхование ответственности  
2001 2000 2001 2000 2001 2000 2001 2000 
1-10 77,38 73,24 40,24 44,07 43,57 39,94 50,02 51,60 
11-20 4,79 11,54 16,84 12,11 15,06 12,26 12,14 13,32 
21-30 1,34 4,54 7,18 7,22  
7,22 7,40 7,75 5,33 
31-40 0,50 2,74 3,77 5,03 4,93 6,23 2,97 6,08 
41-50 0,14 1,89 2,25 3,44 2,60 4,53 1,52 3,87 
51-60 0,04 1,39 1,44 2,79 1,56 3,53 0,89 2,57 
61-70 0,01 1,01 0,99 2,34 1,02 2,70 0,56 1,97 
81-90 0,00 0.54 0.42 1.76 0.53 1.79 0.29 1.30 
91-100 0.46 0.26 1.58 0.36 1.57 0.17 1.07 
 
* Места занимаемые страховыми компаниями в списках, ранжированных по страховым взносам  
 
 
Еще одним фактором, объясняющим возрастание концентрации на страховом рынке, является постепенное законодательное ограничение либерального отношения к страховщикам. Это — и ужесточение надзора, и принятие более жестких, четко регламентирующих страховую деятельность законов.Таблица

Таблица 6. Основные показатели страховой деятельности (без учета обязательного медицинского страхования) по федеральным округам РФ* 

Таким обрам , говорить о монополизации рынка пока рано. Но необходимо отметить, что с усилением общей концентрации и капитализации страхового рынка происходит увеличение его влияния на всю экономику страны, и, кроме того, заканчивается эпоха тарифного демпинга, сменяясь эпохой реальных тарифов и нормальной — рыночной — конкуренции. Выживет сильнейший — финансово мощный и законопослушный страховщик, что сделает рынок более стабильным. 
 
По действующему российскому законодательству не существует ограничений организационно-правовой формы страховых компаний. На начало 2002 года у 45,1% страховых компаний организационной формой были общества с ограниченной ответственностью, подавляющая же часть отечественных страховых компаний (52,5%) учреждена в форме акционерных обществ. Количество последних за пятилетний период сократилось: в 1997 году более 70% всех страховых компаний были учреждены в виде акционерных обществ. Изменение организационно - правовых форм связано, прежде всего, с желанием страховщиков увеличить свой финансовый потенциал посредством привлечения инвестиций в уставный капитал . 
 
Географическая плотность российских страховых компаний весьма неоднородна (См. Таблицу 6). Наибольший объем страховых взносов (кроме обязательного медицинского страхования) приходится на Центральный федеральный округ — 217,2 млрд рублей (78,5% от общей суммы), наименьший на Дальневосточный — 3,2 млрд рублей (1,2%). 
 
По данным Департамента страхового надзора РФ, 63 страховые компании из 100 крупнейших ( См . Приложения 1 и 2) — московские, что еще раз свидетельствует о географической неоднородности российского страхового рынка. Московские страховые компании, превосходя региональных страховщиков по размеру собственных средств и уставному капитал , достаточно легко входят на региональные рынки, мешая тем самым развитию региональных компаний. 
 
С каждым годом страхование играет все более значимую роль в экономике России. Несмотря на то, что отношение объема страховых взносов в величине ВВП находится на значительно более низком уровне, чем в развитых странах, можно говорить о его неуклонном росте ( См . График 6).  
 
Как видно из графика, отношение суммарных взносов страховщиков к российскому ВВП в 2001 году достигло рекордной планки — 3%. Для сравнения можно сказать, что в США это отношение составляет 8,6%, в Великобритании — 13,4%, в Германии — 6,5%, во Франции — 8,5%. Во всех этих странах отношение собираемой премии к ВВП постоянно растет. 
 
Однако развитие страхового рынка не нужно прямо соотносить с ростом ВВП страны. Развитие этого сектора зависит от множества различных факторов, например, от роста реальных денежных доходов населения, от становления так называемого «среднего класса» населения, от развития общей страховой культуры, от успеха конкурирующих с накопительным страхованием отраслей экономики и так далее.График 6 
Отношение совокупных страховых взносов к величине ВВП в период 1991-2001 г 
 
 
Источник: Департамент страхового надзора Минфина РФ  
 
В 2001 году общие сборы страховой премии в России составили 276,6 млрд рублей, что означает около 1900 рублей на человека за год. Это довольно мало, хотя и на 65% больше, чем в 2000 году, особенно если учесть, что сюда включены премии, выплаченные по программам обязательного медицинского страхования, а также выплаты юридическим лицам. В Швейцарии душевая страховая премия за год составляет более 4,5 тысяч долларов ( Швейцария занимает первое место по этому показателю в мире ). В США на одного человека приходится около 3 тысяч долларов, в Великобритании — около 3,5 тысяч долларов, в Японии — почти 4 тысячи долларов. 
 
Несомненно, до уровня страховых отчислений развитых стран российским страхователям еще далеко. Это объясняется и общим экономическим неблагополучием страны, и, как следствие, низким уровнем жизни, и недоверием населения к финансовым институтам. В то же время, эти цифры свидетельствуют о значительном потенциале роста и развития страхового дела в нашей стране. Возможно, прогнозируемый рост национальной экономики вызовет соответственный рост страхования. 
 
В 2001 году к услугам добровольного страхования прибегали не более 8%-10% населения России, при потенциальном круге потребителей (согласно опросу РОМИР) в 20%-22% от населения страны. Большинство потребителей, вошедших в эти 20%, считают страховые услуги для себя возможными и ставят их в список потребления второго уровня (товаров и услуг, непременных к приобретению при среднем росте доходов домохозяйства). Как показывают и социологические опросы, и тенденции увеличения общего числа полисов по различным страховым компаниям, число страхователей стабильно растет с повышением уровня благосостояния населения, особенного группы с самыми высокими доходами. 
 
Развитие страхового рынка зависит не только от объективных экономических показателей, но и от усилий самих страховщиков . Рекламные и PR - компании, формирование дистрибьюторских агентских сетей, общие меры по популяризации страхования — вот необходимые основы развития успешного страхового бизнеса в России. Практически все крупные компании, работающие на открытом рынке, ведут свою информационную кампанию. Это и классические виды рекламы, и представительство в Интернете, и продвижение сайтов и даже формирования служб продаж по схемам сетевого маркетинга . 
 
Сейчас главное для страховщика — убедить клиента воспользоваться его услугами, а для конкуренции в сфере ставок тарифов время еще не пришло. Это же подтверждает и небольшое число страховых брокеров, работающих в России — им сложно подбирать клиентам оптимальные варианты размещения рисков при отсутствии клиентской базы.

Информация о работе Страхование в России