Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:04, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – на основании учебной литературы выявить основные проблемы развития страхового рынка в России за последние несколько лет, дать оценку его текущего состояния, обозначить основные тенденции его развития в последующие годы.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих конкретных задач:
раскрыть теоретические основы страхования и страхового рынка;
определить основные этапы развития в нашей стране
исследовать страховой рынок России
Введение 2
1 Теоретические основы страхования
Сущность страхования и его виды 4
Общая характеристика страхового рынка, его структура и функции 9
Участники страхового рынка 14
Нормативные акты, регулирующие страховую деятельность 17
Страховой рынок России: общая характеристика, проблемы, тенденции развития
История развития страхового рынка России 22
Современный страховой рынок России 28
3 Тенденции и перспективы развития страхового рынка
3.1 Тенденции и перспективы развития страхового рынка 34
Заключение 53
Список использованных источников 55
Прежде всего это коснется расходов, непосредственно не связанных с операционной деятельностью компании, а относящихся к финансированию бэк-офиса, работе обеспечивающих подразделений, развитию персонала и корпоративной культуры. В то же время сложность конъюнктуры и повышенный уровень конкуренции на страховом рынке, в том числе конкуренции со стороны структур, создаваемых крупнейшими международными страховыми конгломератами, не позволит российским страховщикам существенно снижать расходы, непосредственно относящиеся к сфере внешних коммуникаций с потребителями и посредниками.
3 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА
3.1 Тенденции рынка и перспективы развития страхового рынка
Исторический среднегодовой рост страхового рынка в 2010–2011 годах составлял более 10%, что придало оптимизм участникам рынка и в 2012 году. Большинство из них планирует продолжить концентрироваться на росте объема премий и повышении рентабельности вслед за ростом рынка.
Ожидается, что общерыночные тенденции в сторону роста концентрации и увеличения доли рынка Топ-10 компаний продолжатся, что соответствует существовавшему ранее тренду. Однако текущий оптимизм по росту основан на ожидании общеэкономического роста в РФ, которое может не оправдаться (текущий прогноз роста ВВП составляет менее 4%).\
Как исторически, так и по результатам исследования существенным фактором роста является государственная поддержка отрасли в виде введения обязательных видов страхования, таких как страхование ОПО.
Моторные виды страхования продолжают быть приоритетными для всех участников рынка, и этот настрой поддерживается прогнозируемым ростом кредитования на уровне 20–25% и значительным ростом автопарка.
Кроме того, большие надежды подает рынок страхования жизни, однако его конкурентоспособность и дальнейший рост тесно связаны с изменениями налогового законодательства.
Несмотря на высокие комиссии банкам и дилерам, страховые компании намерены увеличить продажи по этим каналам, уделяя умеренное внимание развитию прямых продаж.
Повышение эффективности страховых компаний
Несмотря на важность развития автоматизации, большинство компаний не планируют увеличивать расходы на ИТ-системы, намереваясь оставить их на уровне предыдущего года. Однако акцент в этом году смещается на систему управления взаимоотношениями с клиентами (CRM).
Расходы на ведение дела и аквизиционные расходы остаются приоритетными с точки зрения управления затратами со стороны страховых компаний как основные меры повышения рентабельности. При этом оценка страхового риска (которую отметили как приоритетную 50% респондентов в 2011 году) ушла на второй план.
В части сокращения расходов на ведение дела основными мерами, которыми будут пользоваться компании в 2012 году, называются централизация функций и оптимизация расходов на персонал.
Рост аквизиционных расходов связан с обострением конкурентной борьбы на рынке, повышением агентских вознаграждений и ростом доли банковского канала продаж. Однако предполагаемые меры, такие как оптимизация взаимоотношений с партнерами и развитие прямых продаж, могут либо не принести ожидаемых результатов в силу наличия достаточно сильной позиции у партнеров, либо потребовать дополнительных инвестиций в инфраструктуру, что также создаст дополнительное давление на рентабельность бизнеса.
В целом, выстраивание отношений с партнерами и снижение уровня мошенничества называются как наиболее приоритетные меры по снижению убыточности страхового бизнеса. Однако если первая мера может быть неэффективна из-за сильной рыночной позиции посредников, то вторая – выглядит противоречивой в силу того, что оценке страхового риска в 2012 году уделяется не так много внимания, как ожидалось.
Руководители не прогнозируют существенного снижения убыточности по основным видам страхования за исключением ОСАГО, по которому ожидается улучшение рентабельности в связи с корректировкой тарифов.
Обзор Законодательства. Наше исследование показывает, что страховой рынок в наибольшей степени нуждается в преобразовании законодательства и надзорных функций в сферах достаточности капитала, борьбы с мошенничеством и выстраивания равноправных взаимоотношений с посредниками. Обязательный переход на МСФО, в рамках которого все страховые компании обязаны предоставлять отчетность согласно Международным стандартам финансовой отчетности начиная с 2012 года, видится страховщиками как прогрессивное изменение на рынке, которое пойдет на пользу всем заинтересованным сторонам.
Динамика рынка. Как отмечалось ранее, большинство участников опроса ожидают в 2012 году увеличения доли рынка компаний, входящих в Топ-10, более чем на 2% относительно предыдущего года. Данный рост будет происходить как органически, за счет созданных этими компаниями конкурентных преимуществ (таких как бренд или развитая филиальная сеть), так и за счет слияний и поглощений.
Кроме того, очень многие игроки ожидают более одной сделки на уровне крупных страховых компаний. Данные сделки могут носить как внутрироссийский, так и международный характер. В дополнение, более трети участников ожидают появления новых иностранных игроков на рынке в силу привлекательности российского рынка и ожидаемого увеличения квоты на иностранный капитал. В то же время отзыв лицензий у кого-либо из крупных участников рынка в этом году кажется маловероятным большинству опрошенных.
Ожидания руководителей относительно стоимости Топ-10 страховых компаний выросли больше, чем в отношении остальных игроков, что объясняется относительным ослаблением рыночных позиций компаний, не входящих в Топ-10. Все вышеперечисленные события могут привести к усилению конкуренции, что создаст дополнительное давление на доходность бизнеса. Таким образом, для успешного развития бизнеса в таких условиях страховым компаниям уже сейчас необходимо задуматься о качественных структурных изменениях своих бизнес-моделей.
Рост бизнеса и повышение операционной эффективности – приоритетные стратегические направления развития для страховых компаний
Рисунок 1- Исторический рост премий и рентабельность
Рисунок 2 - Наиболее приоритетные задачи в 2012 году.
Значительное увеличение страховой премии на рынке в 2010 и 2011 гг. (8,6% и 19,1%) и оптимистичные настроения по продолжению роста рынка в 2012 году – основные факторы, влияющие на страховые компании и заставляющие их сосредотачивать усилия на росте собственного портфеля.
Чтобы обеспечить рост премии, 44% респондентов планируют сконцентрировать свои усилия на разработке новых страховых продуктов, при этом половина участников исследования для повышения рентабельности предполагает добиться снижения аквизиционных затрат, а также расходов на ведение дела.
Рисунок 3 - . Топ-10 страховых компаний по объему премии.
Продолжение устойчивого экономического роста, введение новых обязательных видов страхования и рост потребительского кредитования – основные надежды страховщиков в 2012 году.
Рисунок 4 - Соотношение ВВП России и рынка страхования
Рисунок 5 - Соотношение совокупного объема кредитования и рынка страхования.
Рисунок 6 - Факторы, способствующие росту страхового рынка
Темпы роста российского рынка страхования напрямую связаны с увеличением объемов кредитования и ростом экономики всей страны.
По мнению большинства руководителей компаний, экономический рост – это фактор, оказывающий наиболее сильное влияние на страховой рынок. Однако текущие официальные прогнозы (менее 4% роста ВВП) указывают на возможные ограничения дальнейшего развития отрасли.
Культура страхования в России остается достаточно слабой, в связи с чем не ожидается существенного увеличения сегмента добровольного страхования. Именно поэтому около 80% руководителей компаний считают, что поддержать темпы роста рынка страхования на высоком уровне может введение новых обязательных видов страхования.
Значительный рост потребительского кредитования – одна из первостепенных причин роста премии в моторных видах бизнеса, которые составляют значительную часть портфеля российский страховых компаний. Согласно прогнозу Центрального Банка РФ, рост кредитования в 2012 году будет составлять не менее 20% по сравнению с предыдущим годом, что, несмотря на недостаточно оптимистичные настроения относительно роста экономики России, вселяет уверенность в том, что данный сегмент рынка будет развиваться.
По всем видам страхования прогнозируется рост премии без каких-либо существенных изменений основных тенденций развития рынка.
Как и прежде, основной рост премии будет наблюдаться в моторных видах страхования и страховании имущества.
Рисунок 7 - Доля основных продуктов по размеру страховой премии в 2011 году
Рисунок 8 - Динамика страховых премий в разрезе продуктов
Рисунок 9 - Увеличение объема собранной премии в разрезе продуктов в 2012 году по сравнению с 2011 годом
Руководители компаний ожидают в ближайшие годы значительного роста уровня проникновения в страховании ответственности, КАСКО и страховании жизни.
78% респондентов уверены,
что уровень проникновения в
страховании ответственности в
2012–2013 гг. заметно увеличится –
в большей степени это связано
с введением обязательного стра
Согласно прогнозам, в связи с дальнейшим ростом автопарка и потребительского кредитования ожидается увеличение спроса на КАСКО среди населения. Страховые компании, специализирующиеся в автосегменте и обладающие необходимыми конкурентными преимуществами, получат возможность генерировать дополнительные денежные потоки.
Имея огромный потенциал для роста, страхование жизни остается бизнесом с низким уровнем проникновения среди населения. Однако 65% респондентов уверены, что в ближайшее время появятся возможности для реализации этого потенциала.
Рисунок 10 - Потенциал увеличения уровня проникновения в различных видах страхования, который может быть реализован в 2012–2013 годах.
Изменение налогового законодательства и рост экономики – основные факторы роста рынка страхования жизни в России.
Слабая культура страхования жизни в России обуславливает низкие темпы роста рынка добровольного страхования, при этом большая часть страхования жизни приходится на корпоративный канал продаж.
72% опрошенных руководителей
компаний уверены, что
При этом руководители компаний не видят необходимости введения государственных гарантий (аналогичных Агентству по страхованию вкладов в банковской сфере), считая, что для роста рынка достаточно лишь уравнять условия налогообложения и обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды, предлагаемые страховщикам жизни и НПФ.
Появление на рынке страхования жизни такого сильного игрока, как Сбербанк (за счет его приобретения страховой компании «Альянс Лайф»), обладающего высоким уровнем влияния в финансовом секторе, может послужить стимулом для дальнейшего роста данного сегмента.
Рисунок 11 - Факторы, способствующие росту страхования жизни в краткосрочной перспективе.
- Несмотря на высокие комиссии банкам, страховые компании не готовы снижать долю продаж по этому каналу, стараясь обезопасить себя от потери большого числа клиентов.
По сравнению с предыдущим годом отношение респондентов в 2012 к динамике объемов прямых продаж практически не изменилось – свыше 70% опрошенных планируют расширить данный канал для реализации бизнеса.
Бурный рост продаж автомобилей заставляет страховые компании обращать все больше внимания на развитие дилерского канала продаж – в 2012 году более 75% опрошенных намерены существенно увеличить продажи через дилерские центры (для сравнения – в 2011 году только 28% руководителей предполагали рост продаж, а 50% и вовсе планировали их сокращение). Соответственно, сохранение приемлемого уровня комиссии дилерам станет наиболее приоритетной задачей для страховых компаний, активно использующих данный канал продаж.
Инвестирование в ИТ-системы – приоритетное условие для успешного развития страхового бизнеса, однако очень немногие компании планируют существенно увеличить инвестиции в ИТ, предпочитая пользоваться имеющимися технологиями.
- Будучи наиболее важной составляющей страхового бизнеса, система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) является наиболее приоритетным направлением для инвестирования в ИТ.