Страхование жизни в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития страхования жизни в РФ. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
разобрать понятие страхования жизни;
рассмотреть его формы и виды;
провести анализ страхования жизни в России;
обозначить проблемы и перспективы развития страхования жизни.
Предметом исследования является страхование жизни как вид личного страхования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы страхования жизни 4
1.1 Роль и значение страхования жизни 4
1.2. Классификация и виды страхования жизни 6

2. Анализ развития страхования жизни в России 10

3. Проблемы и перспективы развития страхования жизни в России 23

Заключение 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

страхование жизни развитие 30 ИГЭА.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Сегодня многие российские и западные аналитики прогнозируют бурный рост российского страхового рынка, особенно это касается страхования жизни. Основными факторами такого роста будут улучшение благосостояния населения и экономический рост в России.

Таким образом, современный  российский рынок страхования жизни  находится лишь на этапе зарождения. Основными причинами этого являются низкий уровень доходов населения, недоверие к финансовым институтам и к страховщикам, в частности, низкий уровень рынков финансовых вложений.

Очень часто основной причиной слабого развития страхования  в целом и страхования жизни  в частности называют низкий уровень страховой культуры населения. С этим нельзя не согласиться. Однако, не менее важной причиной является отсутствие качественного предложения на рынке страхования жизни, появление новых, востребованных страховых продуктов. Для успешной деятельности страховой компании, для ее конкурентоспособности на рынке страхования жизни неизбежны разработка и внедрение новых страховых продуктов.

Один из основных принципов  медицинского страхования – высокая  эффективность медицинской помощи. Что касается затрат на лечение, то страховая компания покрывает расходы, связанные с применением единственно правильного способа лечения с высоким коэффициентом положительного результата. Конечно, стоимость операции на сердце очень высока, но все же меньше стоимости лекарственных препаратов, которые необходимо принимать достаточно длительное время. Да и эффект от консервативной терапии не всегда желаемый. Поэтому страховые компании предпочитают нести большие расходы, но один раз.

Согласно официальным  данным ФССН, рынок страхования жизни  в 1 квартале 2013 г вырос на 9,4 проц по сравнению с 1 кв 2012 г: объём премии составил 4,4 млрд руб. Однако если мы сравним фирменную структуру рынка страхования жизни и динамику объёма премий страховщиков, осуществляющих операции в 1 кв 2012 г и в 1 кв 2013 г, то картина будет несколько иная:

— 64 компании имели ненулевые  объёма премии в 1 кв 2013 г, тогда как годом ранее таких страховщиков было 80. Совокупный объём премии вырос не на 9,4 проц, а значительнее, — на 16,4 проц по сравнению с 1 кв 2012 г;

— 16 страховщиков ушли с  рынка по разным причинам. Основной объём «ушедшей» премии (около 220 млн руб) приходится на компании «Финстрах» и «Урал-АИЛ-жизнь» (в связи с отзывом лицензии), «ИНГ-лайф» и «Фортис жизнь страхование» (в связи с продажей и реорганизацией бизнеса). Отметим, что уход страховщиков с рынка страхования жизни не означает, как в случае, например, с ОСАГО, клиентов, оставленных без обслуживания и страховых выплат. Свою роль здесь играет специфика страхования жизни: корпоративные клиенты могут быть переведены в другие компании (или даже в НПФ, если говорить о пенсионном страховании), а «схемные» просто перестают пользоваться услугами страховщиков.

Таким образом, можно  говорить о восстановлении рынка страхования жизни после кризиса, что является, несомненно, хорошей новостью. 

Главным фактором роста рынка, как  мы и ожидали  стало страхование  жизни заемщиков, объёмы премий здесь  перестали снижаться еще в 4 кв 2012 г.

Кризис, обрушив объёмы ипотечного кредитования, вынудил страховщиков жизни перестроить свои каналы продаж и продукты под потребительское кредитование и автокредитование.

Таблица 2.1

Самые динамичные страховщики  жизни в 1 кв. 2013 г.

Наименование

страхование жизни

всего

в том числе

смерть, дожитие, иное событие

ренты, аннуитеты

премии

прирост премии к 1 кв. 2012

прирост выплат к 1 кв. 2012

премии

з. дог.

премия на 1 договор

премии

з. дог.

Росгосстрах-Жизнь

533 989

30,7%

407,3%

217 843

8 931

24,4

311 284

7 948

Русский стандарт страхование

354 708

156,4%

17,3%

352 656

301 691

1,2

2 052

0

Альфастрахование-жизнь

315 794

71,5%

-7,8%

271 635

215 752

1,3

44 131

252

Дженерали ППФ страхование жизни

239 389

36,4%

27,9%

235 923

4 436

53,2

0

0

Альянс РОСНО жизнь

204 438

56,1%

27,4%

149 650

804

186,1

54 788

1 830

СИВ Лайф

199 247

80,0%

-11,4%

199 247

688

289,6

0

0



 

ПРАЙМ-ТАСС .2010


 

 ПРАЙМ-ТАСС .2010

Оптимистические прогнозы большинства экспертов относительно восстановления во 2 - 4 кв. текущего года объёмов продаж новых автомобилей, агрессивные стратегические планы некоторых важных игроков рынка кредитного страхования, а также начало деятельности новых страховщиков по кредитному страхованию жизни (СК «Раффайзен лайф») позволяют нам сделать вывод о вхождении рынка страхования жизни в стадию посткризисного роста. Именно такой вывод можно сделать и оценив показатели самих «динамичных» страховщиков жизни 1 кв 2013 г (см. табл. 2.1):

— «Русский стандарт страхование» и «Альфастрахование-жизнь» активно присутствуют в банковских каналах продаж (низкий размер премии на 1 договор);

— другие страховщики, имея невысокий размер премии на 1 договор  по страхованию от несчастных случаев («Дженерали ППФ» и «СИВ Лайф»), в соответствии с лицензией продают кредитное страхование жизни как страхование от несчастных случаев также исключительно через банковские каналы. Объёмы и динамика премии по страхованию жизни на случай смерти (дожития до срока, иного события) обеспечиваются, по всей видимости, за счет системы кросс-продаж страховых продуктов.

По оценкам  экспертов, доля договоров добровольного страхования жизни (ДСЖ) в суммарном объеме Собранных страховых премий по страхованию жизни не превышает 5%. При этом процентное соотношение 'объем собранных страховых премий по ДСЖ/ суммарный объем собранных страховых премий по страхованию жизни' в Москве выше, чем в регионах. В регионах монополистом по продаже договоров ДСЖ является АО 'Росгосстрах', унаследовавшее сбытовую сеть и традиции работы с населением по классическому страхованию жизни у Госстраха СССР.

Таким образом, на настоящий момент объем сделок по договорам реального страхования жизни на российском рынке весьма невелик. Вместе с тем существует достаточно большой потенциальный спрос на данный вид страхования, позволяющий при активных действиях страховщиков в короткие сроки значительно увеличить объемы, сделок по ДСЖ. Необходимо отметить ряд объективных тенденций внешней экономической и политической конъюнктуры, как положительных, так и негативных в контексте развития ДСЖ.

К благоприятным  факторам конъюнктуры относятся:

-общая политическая и экономическая стабилизация в стране, которая делает жизнь людей более предсказуемой. Соответственно, у физических лиц, составляющих основной костяк страхователей по договорам ДСЖ, появляются:

- более убедительные мотивы вкладывать средства на длительный период,    большие, чем раньше, возможности вкладывать средства на долгий срок вследствие наличия предсказуемого в обозримом будущем источника дохода (заработной платы на рабочем месте, которое, вероятнее всего, сохранится в будущем).

 Вероятное повышение доли фонда накопления в национальном доходе, которым будет сопровождаться подъем инвестиционной активности в стране. В странах с развитой рыночной экономикой долгосрочное страхование жизни является одним из важнейших инструментов мобилизации накоплений населения для инвестиционных целей. Так, в Великобритании на долю пенсионных фондов и компаний по страхованию жизни приходится 55% акций предприятий.

Либерализация действующего законодательства в отношении деятельности представительств; иностранных страховых компаний ('АIG-Россия', 'Ост-Вест Альянс', 'Цюрих-Русь', 'Русская страховая компания', 'Пирамида' и др.). Эти представительства имеют мощную подпитку со стороны материнских компаний, что в первую очередь означает широкие возможности финансового обеспечения на случай страховых выплат, что повышает надежность полиса для

страховщика.  Имидж иностранных страховых организаций вполне сопоставим с традиционными российскими лидерами рынка.

Дает им дополнительные возможности по удешевлению тарифов предлагаемых полисов за счет: снижения доли риска процентных и валютных ставок, входящей в цену. Это, естественно, расширяет спрос со стороны населения. Следовательно, либерализация деятельности иностранных страховых компаний в России должна, по всей видимости, привести к значительному увеличению суммарных страховых сборов по ДСЖ. Вместе с тем данный фактор является не благоприятным для российских страховщиков (АО “Росгосстрах”, “Спасские ворота”, “РЕСО-Гарантия” и др.), так как у них на данном сегменте рынка появляются мощные конкуренты, обладающие ключевыми преимуществами в борьбе за клиента.

В настоящее  время основными страховщиками, занимающимися ДСЖ в России, являются: АО 'Росгосстрах', 'РЕСО-Гарантия', 'Юкос-Гарант', 'РОСНО', 'Промышленно-страховая компания', 'Спасские ворота', 'Ренессанс-Страхование', 'Военно-страховая компания' (на настоящий момент временно приостановила развитие, программ классического страхования жизни), 'АIG-Россия' (в лице специального подразделения АIG-Life), 'Ост-Вест Альянс', страховые брокеры, предлагающие 'долларовые' страховые продукты зарубежных страховых компаний (Fortuna, Medlife, Mercur).

Перечисленные компании занимаются как групповым, так и индивидуальным страхованием жизни; Основными видами ДСЖ на российском рынке являются:

1) по групповому  страхованию жизни; страхование  на случай смерти застрахованного. Страховое обеспечение выплачивается только в случае смерти застрахованного (выплаты по дожитию отсутствуют). Срок страхования, как правило, год с ежегодной пролонгацией договора; пенсионное страхование,

Групповое классическое страхование жизни на российском рынке в настоящее время находится в зачаточном состоянии. Основной тормозящий фактор — дискриминационное налоговое законодательство. Действующая система налогообложения приводит к тому, что взнос по групповому страхованию жизни обходится предприятию дороже, чем выплата заработной платы. В результате страхование на случай смерти застрахованного получило очень слабое развитие, а групповое пенсионное страхование практически отсутствует. Периодически появляются клиенты, например дочерние предприятия зарубежных фирм, заинтересованные в организации групповой пенсионной схемы для своих сотрудников, однако после прояснения налоговых последствий их желание почему-то пропадает.

2) По индивидуальному  страхованию жизни:

- на случай смерти. В странах с высоким уровнем развития страхования его доля доходит до 40—50% от общего числа заключенных договоров страхования жизни. Особенно характерно заключение договоров страхования на случай, смерти для молодых родителей, которым нужно защитить детей на случай утраты кормильца, но им не по карману высокие взносы накопительного страхования жизни. В дальнейшем, по мере увеличения семейных доходов, они стараются перейти на накопительное страхование жизни. Поэтому многие договоры страхования на случай смерти содержат дополнительное условие — возможность их преобразования в накопительное страхование. Страхование на случай смерти в СССР отсутствовало. Видимо, отсутствие традиций является основной причиной того, что оно не получило широкого распространения и сейчас, хотя со страховой точки зрения (высокая потребность в страховой защите в связи с очень низким уровнем государственных гарантий и низким уровнем доходов большинства населения) объективная потребность в этом виде страхования очень высока;

-накопительное страхование жизни. В отличие от страхования на случай смерти, накопительное страхование жизни предусматривает выплату страхового обеспечения как в случае смерти, так и при дожитии застрахованного до конца срока страхования. После начала страхования в валютном эквиваленте с начислением дополнительного инвестиционного дохода этот вариант страхования стал достаточно привлекателен для клиентов и получил некоторое, хотя и очень далекое от реальных возможностей рынка развитие. Им занимается ряд известных страховых компаний, таких как РОСНО, РЕСО-Гарантия, ПСК, АIG-Россия и др.

-кредитное страхование жизни. Находится в зачаточном состоянии вследствие неразвитости ипотечного кредитования в России;

-индивидуальное пенсионное страхование. Выступает как одна из разновидностей частного пенсионного обеспечения;

-различные формы смешанного страхования жизни. В соответствующие договоры включается несколько рисков, например смерть, инвалидность и дожитие до определенного возраста. Смешанное страхование не только наиболее полно охватывает жизненные риски клиента, но и дает существенную выгоду (если здесь можно говорить о выгоде) по сравнению с банковским вкладом (ведь банк никак не поддержит клиента в случае несчастья).

 

3. Проблемы  и перспективы развития страхования  жизни в России

Проблемы современного рынка страхования жизни в  России непосредственно связаны с общими проблемами экономики в условиях перехода к рынку. Они в значительной степени являются результатом глубоких инфляционных процессов, затронувших все сферы производства товаров и услуг, а также жесткого налогового прессинга, созданного в целях мобилизации средств для решения целого ряда государственных задач, в том числе и социальных.

Информация о работе Страхование жизни в России