Страховая компания, как субъект страхового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение страховой компании, как отдельного субъекта страховых отношений в Республике Казахстан.
Задачами курсовой работы на тему «Страховая организация (компания), как субъект страхового рынка» являются:
•Страховая компания, как специальная организация
•Место и роль страховой компании как субъекта страховых отношений
•Управленческая структура страховой компании
•Профессиональные требования к руководству страховой организации
•Финансовая устойчивость страховых компаний и условия ее обеспечения

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Общие принципы формирования организационной системы (структуры) управления страховой организацией предусматривают создание центров  управления по двум основным признакам - иерархическому и функциональному.

Иерархическое построение центров управления страховой организацией (вертикальная структура) предусматривает выделение различных уровней управления. В настоящее время наиболее распространены двух- или трехуровневые структуры управления, где первый уровень представлен аппаратом управления страховой организацией в целом, а последующие - службами управления отдельными ее структурными единицами и подразделениями.

Функциональное  построение центров управления страховой  компанией (горизонтальная структура) основано на разделении их по функциям управления или видам деятельности. В рамках этой системы носитель функций, т.е. сотрудник, получает указания не от одного, а от ряда вышестоящих сотрудников, одновременно о своей деятельности он информирует не одного человека, а определенное число сотрудников, которые работают в той же области. Но в рамках дисциплинарной ответственности он подчиняется лишь одному начальнику.

Каждая вертикальная структура имеет определенные каналы реализации властных полномочий и обмена информацией. Распределяя задания, полномочия и обязанности, вертикальная структура формирует систему соподчиненности - направления, по которым распределяются властные полномочия между различными уровнями организационной структуры.

Наиболее простая  и распространенная система соподчиненности  называется линейной организационной структурой. В ней четко определены направления реализации полномочий от высшего уровня управления к низшим. Здесь право давать указания предоставляется по отношению ко всем нижестоящим сотрудникам и применительно ко всем функциям, которые они осуществляют.

Более сложная  система, известная под названием  линейно-штабной организационной  структуры, возникла в силу необходимости  сочетать специализацию с управленческим контролем. В организации этой формы  четко выражена соподчиненность сверху донизу, но она также включает в себя функциональные группы работников (штабные органы), находящихся под началом административного аппарата. Они дополняют линейную организационную структуру, предоставляя консультации и специализированные услуги, но не входят в структуру соподчиненности линейной организации. Иначе говоря, они не могут давать указания другим подразделениям организации.

Такие "штабы" существуют в основном для:

- установления  связей с общественностью;

-осуществления  контроля за деятельностью предприятий, принадлежащих данной страховой компании, но не входящих в ее структуру (дочерние фирмы);

- осуществления  работ по планированию;

- предоставления  правовых и налоговых консультаций.

Потребностям  сегодняшнего дня в наибольшей мере соответствует функциональная структура, поскольку организации нуждаются в системах координации и делового общения между работниками различных отделов на различных уровнях. Функциональная структура координирует деятельность страховой организации, облегчая общение и обмен информацией между отделами.

Без такой структуры  каждая проблема, каждое решение и  каждая единица информации должны были бы путешествовать по ступеням вертикальной иерархии, почти полностью изолируя отделы друг от друга и парализуя  деятельность компании. Из перечисленных структур функциональная структура более гибкая, и большинство страховых компаний отдает предпочтение именно ей.

На выбор  организационной структуры управления оказывают влияние такие факторы, как:

- масштабы деятельности  страховой компании;

- объем и  степень сложности решаемых задач;

- степень диверсификации  страхового бизнеса;

- организационно-правовая  форма деятельности страховой  организации и др.

Так, акционерная  страховая компания включает, по меньшей  мере, следующие уровни организационной структуры: общее собрание акционеров, совет директоров, исполнительные органы (правление, дирекция), функциональные управления по основным видам страховой деятельности, включающие основные и вспомогательные отделы.

Организация работы центрального офиса страховой компании строится чаще всего по функциональному признаку. При этом выделяется ряд структурных подразделений, отвечающих за решение определенных задач, стоящих перед страховой компанией.

Секретариат - постоянный орган при совете директоров, президенте и вице-президенте страховой компании для контроля исполнения их решений. При секретариате работает группа по связям с общественностью, в функциональные обязанности которой входит информирование средств массовой информации, общественных организаций о деятельности страховщика, его благотворительных мероприятиях, организация пресс-конференций, презентаций и т.п.

Группа советников-консультантов - постоянно действующий совещательный  орган при руководстве страховой  компании, состоящий из постоянно  работающих и привлеченных специалистов для решения наиболее важных вопросов деятельности страховой компании.

Исполнительные  дирекции - функциональные управления по основным видам страховой деятельности. Обычно выделяют исполнительные дирекции (управления отделы) личного, имущественного страхования, перестрахования, сервисного обслуживания (маркетинга), управления региональной сетью; управление (отдел) кадров, юридический отдел, бухгалтерия и др.

Управление (отдел) личного страхования осуществляет работу, связанную с разработкой, ценообразованием и продвижением на рынок всех видов личного страхования.

Управление (отдел) имущественного страхования осуществляет аналогичную деятельность в отношении  покрытия имущественных рисков и  рисков гражданской ответственности.

В составе названных управлений могут существовать операционные отделы, отделы андеррайтинга, экспертные группы, занимающиеся вопросами подготовки страховой документации, учета договоров страхования, оценки рисков и расчета страховых резервов, оценки ущерба и организации выплат страховых сумм и возмещений и т.п.

Управление (отдел) перестрахования и международных  отношений проводит работу, связанную  с передачей части ответственности  страховой компании по объектам страхования  другим страховщикам, в том числе  и иностранным компаниям, с организацией взаимодействия с последними.

Финансово-аналитическое  управление (отдел) проводит работу по организации ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций страховщика, ведения его финансовой и статистической отчетности, по организации взаимодействия со службой внешнего аудита, внебюджетными фондами, государственной налоговой инспекцией; занимается вопросами текущего и перспективного планирования деятельности страховой компании, вопросами инвестиционной деятельности и т.п.

Управление (отдел) маркетинга занимается вопросами, связанными с исследованием рынка, разработкой  новых страховых продуктов, ценовой  политикой страховой компании, организацией продвижения страховых продуктов  компании на рынок, а также с организацией, координацией и рационализацией деятельности региональной сети страховой компании и т.п.

Управление (отдел) кадров осуществляет работу по подбору, аттестации, повышению квалификации кадров страховой компании, рационализации их численности.

Юридический отдел  обеспечивает юридическое обеспечение деятельности страховщика, связанное с выставлением претензий, представлением интересов страховщика в суде и арбитраже, разработкой внутренних нормативных документов страховой компании и др.

Как было отмечено, организационная структура страховой компании зависит от многих факторов, в том числе и от масштабов ее деятельности. Примерная структура средней страховой компании изображена на рис. 4.2.

Отдел андеррайтинга  и выплат занимается разработкой  страховых программ, стандартных страховых продуктов, правил страхования, оценкой страхового риска при принятии на страхование, определением размера ущерба при страховом случае, урегулированием ущерба и осуществлением страховых выплат.

Операционный  отдел осуществляет подготовку страховой документации, прием и выдачу стандартных полисов, учет договоров страхования.

Отдел продаж занимается продвижением страхового продукта компании (реклама, стимулирование сбыта, личные продажи, связи с общественностью), подготовкой коммерческих предложений, заключением договоров страхования и т.п.

Финансово-экономический  отдел проводит работу по организации  ведения бухгалтерского учета хозяйственных  операций компании, его финансовой и статистической отчетности, взаимодействия со службой внешнего аудита, внебюджетными фондами, государственной налоговой инспекцией, и др.; занимается вопросами текущего и перспективного планирования деятельности страховой компании, вопросами инвестиционной деятельности страховщика.

Хозяйственная служба организует ведение хозяйственной деятельности страховщика.

 

 

 

  1.  Профессиональные требования к руководству страховой организации

Руководитель  – это не профессия, это социально-производственная роль, общественная позиция человека в данном конкретном коллективе.

Для успешного  управления трудовым коллективом руководитель должен обладать определенным набором качеств, которые подразделяются на деловые, политические и моральные.

Деловые качества характеризуются наличием у руководителя высокой научно-технической и  экономической подготовки и знаний в области государственного законодательства, педагогики, организаторских способностей.

Политические  качества проявляются в его общественно-политической деятельности, привлечении трудящихся к управлению производством, искоренении  бюрократизма, заботе об идеологическом воспитании трудящихся.

Моральные качества характеризуют руководителя с точки  зрения нравственности, человечности, порядочности. В настоящий период мы переходим к новой управленческой философии, новой управленческой парадигме, что предопределено кардинальным изменением внешней среды предприятия (ужесточение конкуренции на рынках сбыта, сокращение рынков сбыта в связи с возросшей массой конкурентов, сокращением материальных и сырьевых ресурсов, наличием кризисных явлений и т.п.).

Все это требует  новых, адекватных современным условиям, систем управления на уровне предприятия и предъявляет жесткие требования к личностным качествам руководителя. Требования к должности могут совпадать с личностными установками и способностями человека, и тогда эта деятельность для него и для руководимых им людей. Но если он стремится к лидированию, а должность не соответствует его притязаниям, – это проявляется в неудовлетворенности человека своей работой и вызывает эмоциональную напряженность со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Если же он занимает должность руководителя, но по своим социально-психологическим показателям (свойствам характера и способностям) не соответствует этой роли, то это проблема не только его личных амбиций, но и работоспособности всего руководимого им коллектива.

Так административная деятельность опирается на универсальный набор личностных свойств, которые обеспечивают организаторские способности, умение подчинять и вести за собой людей, интегрировать трудовой процесс, принимать самостоятельно решения, осуществлять при этом соподчиненность по отношению к вышестоящим структурам. При этом часть специальностей отходит на второй план и начинает играть второстепенную роль.

 

  1. Финансовая устойчивость страховых компаний и условия ее обеспечения

В самом общем  виде под финансовой устойчивостью страховой организации следует понимать стабильность ее финансового положения, обеспечиваемую достаточной долей собственного капитала (чистых активов) в составе источников финансирования.

Внешним проявлением  финансовой устойчивости страховой организации является ее платежеспособность, под которой, в свою очередь, следует понимать способность страховщика исполнить обязательства по выплате страховой суммы или страхового возмещения страхователю или застрахованному лицу по договорам страхования, причем как в "нормальных", так и в неблагоприятных экономических условиях. Заметим, что именно платежеспособность страховых организаций является главным объектом контроля со стороны органов страхового надзора.

Гарантиями  финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний являются:

- наличие оплаченного  уставного капитала не ниже  установленного законодательством  размера;

- страховые  резервы, рассчитанные в установленном  порядке и гарантирующие страховые  выплаты;

- система перестрахования;

- соблюдение нормативного соотношения активов и обязательств, отражающего наличие у страховщика свободных от любых обязательств собственных средств.

Информация о работе Страховая компания, как субъект страхового рынка