Страховая компания, как субъект страхового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение страховой компании, как отдельного субъекта страховых отношений в Республике Казахстан.
Задачами курсовой работы на тему «Страховая организация (компания), как субъект страхового рынка» являются:
•Страховая компания, как специальная организация
•Место и роль страховой компании как субъекта страховых отношений
•Управленческая структура страховой компании
•Профессиональные требования к руководству страховой организации
•Финансовая устойчивость страховых компаний и условия ее обеспечения

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Достаточный размер уставного капитала обеспечивает финансовую устойчивость компании на момент ее создания и начальный период деятельности, когда объем поступлений страховых премий невелик. Минимальный размер уставного капитала определяется действующим законодательством и учредительными документами компании. Он может быть использован как для обеспечения уставной деятельности, так и для покрытия расходов по страховым выплатам в случае недостаточности страховых резервов и страховых поступлений.

В процессе дальнейшей деятельности страховых организаций  важнейшим критерием оценки финансовой устойчивости страховой организации  является величина ее собственного капитала.

В бухгалтерском  балансе собственный капитал  отражается в пассиве баланса. Структуру собственного капитала можно представить следующим образом: оплаченный уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; фонды потребления; фонды накопления; нераспределенная прибыль.

При анализе  платежеспособности в страховой  практике используется понятие "чистые активы (маржа платежеспособности)" - имущество (активы) страховой компании (основные средства, материальные ценности, денежные средства, финансовые вложения), свободное от любых обязательств (за исключением прав требований учредителей). Величина чистых активов - показатель, позволяющий оценить, сколько обязательств может принять на себя страховая компания без какого-либо ущерба для своей финансовой устойчивости.

Фактический размер чистых активов (маржи платежеспособности) страховщика рассчитывается как разница от вычитания, при котором сумма уставного (складочного) капитала; добавочного капитала; резервного капитала; нераспределенной прибыли отчетного года и прошлых лет уменьшается на сумму непокрытых убытков отчетного года и прошлых лет; задолженности акционеров (участников) по взносам в уставный (складочный) капитал; собственных акций, выкупленных у акционеров; нематериальных активов; дебиторской задолженности, сроки погашения которой истекли.

Как видим, чистые активы определяются через величину собственного капитала, скорректированную на ряд регулирующих показателей (регулятивов). Это значит, что фактический размер маржи платежеспособности напрямую зависит от величины собственного капитала страховой компании.

Следующим условием обеспечения финансовой устойчивости является создание страховых резервов и фондов, которые отражают размер не исполненных на данный момент времени обязательств страховщика по страховым выплатам.

Обязанность страховщиков формировать страховые резервы  закреплена в Законе о страховании. В соответствии с ним страховщики образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности. Необходимо отметить, что если страховая компания осуществляет несколько видов страхования, то резервы по каждому виду формируются отдельно.

Страховщик  имеет право формировать страховые  резервы в соответствии с нормативными указаниями,  а также по согласованию с Министерством финансов РК в случаях, предусмотренных Правилами формирования страховых резервов, может рассчитывать иные страховые резервы и (или) использовать иные методы их расчета.

В состав страховых  резервов входят:

- резерв незаработанной  премии;

- резервы убытков, в том числе:

- резерв заявленных, но неурегулированных убытков;

- резерв произошедших, но незаявленных убытков;

- стабилизационный  резерв;

- иные страховые  резервы.

Следующим фактором, обеспечивающим финансовую устойчивость страховщика, является соблюдение нормативного соотношения активов и принятых на себя обязательств.

Страховщики обязаны  соблюдать нормативные соотношения  активов и принятых ими страховых  обязательств в размере так называемого  нормативного размера маржи платежеспособности.

Если нормативный размер маржи платежеспособности страховщика меньше минимальной величины уставного (складочного) капитала, то за нормативный размер маржи платежеспособности страховщика принимается законодательно установленная минимальная величина уставного (складочного) капитала.

В случае если на конец отчетного года фактический  размер маржи платежеспособности страховщика  превышает нормативный размер маржи  платежеспособности менее чем на 30%, страховщик представляет для согласования в Министерство финансов РК в составе  годовой бухгалтерской отчетности план финансового оздоровления.

Передача части  рисков в перестрахование позволяет  решить ряд важных проблем, среди  которых стабилизация результатов  деятельности страховщика за продолжительный  период в случае отрицательных результатов по всему страховому портфелю в течение года; расширение масштаба деятельности (принятие на себя большого числа рисков) и повышение конкурентоспособности; защита собственных активов при неблагоприятных обстоятельствах. Однако при этом страховая организация должна оценить экономическую эффективность данного решения.

Преимущество  перестрахования заключается в  том, что страховщик, перестраховывающий принятые на себя риски, создает дополнительные гарантии своей финансовой устойчивости. Следовательно, страхователь получает дополнительную уверенность в полном и своевременном возмещении ущерба.

Специфической чертой процесса страхования является то, что в распоряжении страховщика  в течение определенного срока  находятся временно свободные от обязательств средства (страховые резервы и иные денежные фонды), которые могут быть размещены в инвестиции в целях получения дохода. Под размещением страховых резервов понимаются активы, принимаемые в покрытие (обеспечение) страховых резервов (п. 1 Правил размещения страховщиками страховых резервов).

Тем самым инвестиционная политика страховых организаций  является, на наш взгляд, фактором, оказывающим, наряду с обозначенными ранее, значительное влияние на платежеспособность, а  следовательно, и на финансовую устойчивость страховщика.

 

 

 

 

 

 

  1. Государственное регулирование деятельности страховых организаций

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие  государства на участников страховых  обязательств, проводимое по нескольким направлениям:

а) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;

б) законодательное  обеспечение становления и защиты национального страхового рынка:

в) государственный  надзор за страховой деятельностью;

г) защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

Повышение эффективности  государственного регулирования страховой  деятельности, совершенствование нормативной  базы страховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Республике Казахстан.

Регулированием, а также лицензированием страховой  деятельности страховых компаний, как  и всего финансового сектора, занимается Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Регламент отношений между этим надзорным органом и участниками рынка устанавливается Законом "О страховании". В свою очередь, отношения между клиентами (страхователями) и страховщиками регулирует Гражданский кодекс РК.

Законодательство о  страховании  складывается не только из норм Гражданского кодекса (глава 40 ст. 803 - 845), но и из ряда законов, посвященных страхованию  или его отдельным видам, указов Президента РК,  приказов и инструкций, издаваемых  органами по надзору за страховой деятельностью.

Правда, ныне действующий Гражданский  кодекс не предоставляет органам  по надзору за страховой деятельностью  прав по изданию приказов и инструкций, регламентирующих страхование. Однако такие правила содержатся в ст. 41 «Закона о страховой деятельности» и, в сущности, Гражданскому кодексу не противоречат.

Договор страхование является важной составляющей второй части гражданского права Казахстана. В настоящее  время страхование приобретает все большее значение. Устраняя или ослабляя момент риска в бытовой или хозяйственной деятельности человека или юридического лица, страхование дает ему возможность действовать с большей уверенностью и стимулирует его активность, а это способствует развитию производительных сил.

Страхование способствует как технологическому и экономическому развитию, так и  одновременно стабилизации социальной обстановки, поскольку, уменьшая зависимость  имущественного положения участников хозяйственной и иной общественной жизни от всякого рода случайностей, делает их социально-экономическое положение более устойчивым.

С другой стороны, собираемые страховыми организациями крупные капиталы инвестируются ими в банковское дело и иные отрасли хозяйства, что  способствует развитию экономики в целом. Страховое дело является важнейшей сферой предпринимательства и в процессе развития рыночной экономики должно получить все более широкое и разнообразное применение. Следует поощрять появление на страховом рынке новых видов страхования, ограничивать которые за пределами установленных в законе прямых запрещений и ограничений могут лишь общие принципы ГК.

Важнейшее значение имеет форма  договора страхования. Несоблюдение формы  влечет недействительность договора страхования, а следовательно потерю страховой суммы при наступлении страхового случая. Некоторые страховые компании пользуются незнанием граждан правил заключения договора страхования и не выполняют своих обязательств ссылаясь на нарушения договора со стороны страховщика, не имея для этого оснований. Для того, чтобы не попасть в такую ситуацию следует не доверять свои средства ненадежным страховым компаниям и знать свои права, а в случае их нарушения смело пользоваться услугами квалифицированных юристов и отстаивать свой интерес в суде [16, c.81].

Страховая деятельность представляет собой довольно специфический институт гражданских правоотношений. Исторически  он породил ряд специальных понятий  и терминов. Большинство из них  описаны в Гражданском кодексе  Республики Казахстан, но помимо этого данные отношения регулируются  множеством нормативно-правовых актов.

В соответствии с действующим законом  «О страховой деятельности», страхование  это деятельность страховой (перестраховочной) организации, связанная с заключением  и  исполнением договора страхования, осуществляемая на основании лицензии, выданной уполномоченным государственным органом в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.

В соответствии с законодательством  РК договор страхования должен быть заключен в письменной форме. В некоторых странах СНГ, например России,  существует и бездоговорная система страхования.

Основанием для заключения договора обязательного страхования является заявление страхователя. 

Предпринимателю решившему заключить  договор страхования необходимо  в соответствии с требованиями законодательства РК по оформлению документов  по страхованию и обратить внимание на следующее:

1. Страховую терминологию

2. Правила страхования

3. Содержание договора страхования

4. Срок уведомления страховщика о страховом случае

5. Действия страхователя при наступлении страхового случая

6. Права и обязанности страховщика  и страхователя

7. Ограничение ответственности  страховщика

8. Сведения, представляемые при  заключении договора

9. Срок действия  договора страхования

10. Возможности  досрочного прекращения договора

11. Общие правила осуществления  выплат 

Прежде всего, следует начать с  ознакомления страховых терминов, или  требовать подробного разъяснения  терминов у представителя страховой компании. Это самый существенный момент, чтобы разобраться в деталях и тонкостях заключаемого договора страхования.

Предпринимателю до заключения договора страхования следует внимательно  изучить типовые условия (правила) страхования, которые разрабатываются  страховщиком в одностороннем порядке. Страховщик разрабатывает правила страхования в соответствии с требованиями, которые установлены уполномоченным государственным органом для каждого вида страхования.

Правила страхования утверждаются уполномоченным органом при выдаче лицензии на определенный вид страхования.

Действующее законодательство достаточно жестко подходит к подготовке  вышеназванных правил. Так, уполномоченный государственный орган вправе отказать в выдаче лицензии страховой компании при несоответствии представленных правил законодательству РК. Даже в тех случаях. Когда в правила вносятся изменения, страховая компания обязана  представить их проекты в государственные органы для утверждения.

Работниками Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций ведется постоянный контроль за своевременностью и качеством представления ликвидационными комиссиями отчетов о проделанной работе, проводится их проверка и анализ на предмет достоверности отраженных в них данных и соответствия требованиям, установленными нормативными правовыми актами. При выявлении недостатков в отчетности в ликвидационные комиссии банков, страховых (перестраховочных) организаций и накопительных пенсионных фондов направляются письма с рекомендациями по их устранению.

Также, Агентство наделено полномочиями по утверждению промежуточного ликвидационного баланса и реестра  требований кредиторов принудительно  ликвидируемой финансовой организации, согласовыванию отчетов о ликвидации и ликвидационного баланса финансовой организации. Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемой финансовой организации, перечне заявленных кредиторами претензий и заявлений, результатах их рассмотрения и задолженности, невостребованной кредиторами финансовой организации, реестре требований кредиторов и представляется ликвидационной комиссией после истечения срока для предъявления претензий кредиторами. Возложение на Агентство полномочий по утверждению указанных документов связано с тем, что промежуточный ликвидационный баланс и реестр требований кредиторов являются основными документами, в соответствии с которыми удовлетворяются требования кредиторов ликвидируемой финансовой организации, которые являются основной целью Агентства при защите интересов потребителей финансовых услуг (кредиторов).

Информация о работе Страховая компания, как субъект страхового рынка