Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:05, курсовая работа
Проблема мошенничества в сфере страхования является одной из наиболее обсуждаемых сегодня в кругу специалистов российского страхового рынка. Наметившаяся в последние годы в России позитивная тенденция интенсивного развития страхования в силу ряда обстоятельств экономического, правового, социально-психологического и иного характера создает благоприятную почву для совершения различных преступлений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОШЕННИЧЕСТВА В
СТРАХОВАНИИ 6
Основные формы страхового мошенничества 6
Классификация видов мошенничества в страховании 14
1.3 Социально-психологические предпосылки страхового мошенничества 16
1.4 Правовая сущность страхового мошенничества 18
ГЛАВА II ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МОШЕННИЧЕСТВУ В
СТРАХОВАНИИ 24
Меры предупреждения мошенничества в страховании 24
Методы борьбы с мошенничеством в зарубежных странах 26
Методы борьбы с мошенничеством в России 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Масштабы проблемы требуют адекватных мер. Расходы страховщиков во всем мире на борьбу с мошенниками быстро растут, но продолжают считаться обоснованными и окупаются. Полностью устранить мошенничество из страхования, как и из любой иной экономической сферы, невозможно. Однако, применяя специальные меры, его можно держать под контролем, минимизировать ущерб, предотвращать значительное число криминальных проявлений.
Специалисты предлагают разные наборы мер, однако в основном они совпадают с зарубежными. Например:
л Внедрение кодов этики - повышается уровень честности и лояльности выплатных структур.
5 Данные с сайта Медиа-Информационная Группа Страхование сегодня (МИГ) -www.insur-info.ru
> Особо тщательный отбор новых сотрудников - с привлечением специалистов-детективов
> Большая публичность расследования и преследования мошенников. Согласно предложенной РСА (Российский Союз Автостраховщиков)
концепции необходимо создание комплексной методики предупреждения и выявления страхового мошенничества6. Ее разработка должна учитывать зарубежный опыт, имеющиеся научные разработки отечественных криминологов, а также обобщения передового опыта правоохранительных
органов и страховщиков. По данным страховщиков, 15-20% общего числа
7
всех страховых выплат приходится на случаи страхового мошенничества .
По исследованиям страховщиков,
мошенники чрезвычайно
о
статс-секретаря
«Росгосстраха» , службой безопасности
компании совместно с
6 Данные с официального сайта Российский Союз Автостраховщиков - www.autoins.ru
7
Профессиональный страховой портал Страхование сегодня - www.insur-today.ru Данные с официального сайта РОСГОССТРАХ - www.rgs.ru
случайным агентам, предлагающим полисы, а обращаться непосредственно в офис страховой компании. [17] «Со стороны страховщиков распространено воровство полисов ОСАГО, - говорит директор по работе с регионами страховой группы «Спасские ворота» Елена Фильгенгауэр. - Например, недавно при отправке в регионы коробок с полисами нескольких коробок в аэропорту мы недосчитались. Документы пришли, а груза нет. Конечно, мы сразу приняли необходимые меры, и эти полисы числятся утерянными и
недействительными. Однако дальнейшая судьба пропавших бланков
9
неизвестна. Скорее всего, их продадут «по дешевке» автовладельцам» . Но Елена Фильгенгауэр настроена оптимистично и считает, что «это проблема переходного периода, когда все полисы безликие и не отличаются друг от друга». На следующий год появится возможность напечатать на бланке полиса логотип страховой компании. В этом случае число обманов, связанных с продажей недействительных полисов сократится.
В качестве примеров борьбы со страховым мошенничеством можно привести следующие примеры предотвращения попыток страхового обмана, взятые с официального сайта «АнтиОБМАН»10:
1) Фокус №1 : Конфликт полушарий
Если вежливость лучшее оружие вора, то тупость - худшая черта мошенников. В этом убедился жулик-самоучка Степаныч, который безуспешно пытался надуть страховую компанию. Сначала ситуация развивалась по обычному сценарию: напился, поехал, ударил машину об ограждение. Протрезвел, понял, что ремонт стоит денег, а на полис КАСКО денег пожалел. Но Степаныч не так глуп, как показывает тест IQ. Он нашел друга Коляна с автомобилем и полисом ОСАГО, решил «совместить» машины, так сказать, в едином порыве. И все бы ничего, но идеальная афера созрела в голове у Степаныча после того, когда он сделал и проявил в
9
Данные с официального сайта Спасские ворота - www.spasskie-vorota.ru
Данные с сайта, посвященного страховому мошенничеству «АнтиОБМАН» -www.antiobman.ru ближайшем «Кодаке» фотографии повреждений автомобиля. Именно поэтому представители страховой компании немало удивились тому факту, что фотографии повреждений, согласно квитанции, которую принес в компанию Степаныч, сделаны раньше, чем произошло ДТП.
2) Фокус №2: КАМАЗ-мутант
Оказывается, автомобили способны мутировать под воздействием обстоятельств. В этом убедились сотрудники одной из страховых компаний Сибири. А дело было так. Пришли как-то в компанию два мужичка, понятное дело, за деньгами по случаю ДТП.
А ДТП совсем заурядное: столкнулся батя с сыном, батя на КАМАЗе, сын на Тойоте, понятно, что виноват в ДТП батя, который следовал за сыном (видимо в баню) на КАМАЗе и слегка не рассчитал - ударил-таки сынка в зад его Тойоты. Представители компании, посмотрев на повреждения Тойоты, удивились, так как, по их мнению, бампер у КАМАЗа «растет» вдоль, а не поперек, что никак не совпадало с характером повреждений на Тойоте. На всякий случай попросили показать КАМАЗ. Отец с сыном уехали обратно в деревню и надолго затихли. Однако в скором времени хитрые родственники прислали в компанию фотографии бампера КАМАЗа, на который аккуратно был приварен «уголок».
Эта мутация, произошедшая с КАМАЗом, не спасла фермеров. След на Тойоте был оставлен столбом, имеющим круглую форму.
3) Фокус №3: Москвич слезам поверил
Все чаще отечественные владельцы иномарок, которые еще толком не научились водить «исправляют» свои неловкие наезды на столбы и ограждения за счет владельца полиса ОСАГО и его страховщика. Так и в этой истории владелица «Тойоты» попыталась нагреть страховую компанию на крупную сумму, договорившись с владельцем «Москича-412» о том, что их автомобили столкнулись. Конечно, «Москвич» поверил слезам девушки и согласился стать виновным в ДТП. Оба забыли про объективную, существующую помимо их воли закономерность - механизм следообразования, и попытка закончилась плачевно. 4) Фокус №4: Добровольный виновник ДТП
Интересную, но глупую схему придумали два участника реального ДТП: владелец джипа, нарушивший все возможные ПДД, совершил столкновение с автомобилем ВАЗ. После оформления документов ГИБДД до хозяина джипа дошло, что для получения выплаты за свой автомобиль по ОСАГО должен быть виноват второй участник. На том и порешили, организовав судебный иск и получив за 1 день судебное решение по делу. Горе-юристы не учли положения законодательства об ОСАГО о том, что на подобные судебные процессы нужно пригласить представителя страховой компании. Естественно, в выплате страхового возмещения владельцу джипа было отказано, а добровольный виновник-камикадзе, вынужден был самостоятельно возмещать почти 100.000 рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной курсовой работы являлось определение сущности мошенничества в сфере страхования и методов борьбы с ним. Задачи которые были поставлены перед выполнением работы полностью реализованы.
Были изучены основные формы мошенничества в страховании, классифицированы виды мошенничества в страховании, выявлены социально-психологические предпосылки страхового мошенничества, определена правовую сущность страхового мошенничества.
Проанализирован опыт некоторых зарубежных стран по противодействию мошенничеству в сфере страхования и изучены методы борьбы с мошенничеством в России.
Распространение страхового мошенничества в России пока что не приобрело масштабов, угрожающих развитию национального страхового рынка. Как показывает опыт развитых стран, по мере расширения страховых операций растут и размеры потерь от мошеннических действий. При этом, хотя непосредственной жертвой такого рода преступлений является страховая компания, в конечном счете больше всего страдают добропорядочные клиенты страховщиков, поскольку именно из средств уплаченных ими взносов осуществляются выплаты мошенникам.
По проведенному исследованию можно сделать следующие выводы :
1) основными формами мошенничества в страховании
являются:
мошенничество в сфере личного страхования,
мошенничество в сфере
имущественного страхования и мошенничество
с участием страховых
посредников;
2) криминалисты выделяют четыре основных
вида противоправных
действий страхователей: заявление страховой
суммы выше действительной
стоимости объекта страхования; несообщение
всех обстоятельств, имеющих
существенное значение для определения страхового риска; многократное и
одновременное страхование объекта у разных страховщиков; инсценировка наступления страхового события в период действия договора страхования — кражи, аварии, угона, поджога и др.;
3) в российском уголовном праве нет отдельно выделенного преступления «Страховое мошенничество», а есть общая статья «Мошенничество», по которой и определяется наказание для страховых мошенников. В соответствии с п. 1 ст. 159 УК РФ мошенничество - это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
Основными методами борьбы в международной практике являются:
1) объединение усилий всех страховых компаний
по борьбе с
мошенничеством;
2) изыскание средств для создания коалиции
и центрального банка
данных информации;
В России же специалисты предлагают разные наборы мер, однако в основном они совпадают с зарубежными.
Также можно сделать вывод о необходимости и возможности выявления, наказания и предупреждения мошенничеств в сфере страхования, пока масштабы бедствия позволяют бороться с ними с минимальными затратами. Действующее законодательство РФ вполне позволяет эффективно бороться со страховыми мошенничествами (и со всеми иными преступлениями, связанными со страхованием) в рамках действующей правовой базы. Другое дело, что применение этих норм, безусловно, могло бы и должно быть более активным.
Необходимо совершенствовать и развивать взаимодействие между
правоохранительными органами и страховыми организациями. К сожалению,
репутация
страхования как сферы
органов невысока, что осложняет сотрудничество. Страховым компаниям в
типовых формах договоров страхования, заявлений о страховании и о страховой выплате следует более четко оговаривать ответственность страхователя за предоставление ложных сведений об объекте страхования и обстоятельствах страхового случая, предупреждать клиента о последствиях его неправомерных действий. Такое «предупреждение» часто кажется страховщикам излишним, поскольку дополнительная негативная информация может «отпугнуть» клиента от приобретения и без того пользующейся невысоким спросом страховой услуги.
В практике многих российских страховщиков действия по отбору рисков и решению о принятии объекта на страхование вообще минимальны, и часто по массовым видам типов страхования автотранспорта, дач и другое производятся самими специалистами, заключающими договор. Поэтому для профилактики мошенничеств уровень страхового андеррайтинга (в страховании - принятие страховой организацией на себя ответственности за возможные материальные убытки страхователя при условии уплаты определенного вознаграждения (страховой премии)) надо повышать и совершенствовать его организацию. По мере развития российского страхового рынка в практику отечественных компаний целесообразно постепенно внедрять все применяемые на Западе методы борьбы с мошенничеством.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Уч. пособие. М, 2010. - 188 с.