Страховой рынок России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:40, контрольная работа

Описание работы

Многовековой опыт развития страхования убедительно доказал, что он является мощным фактором положительного воздействия на экономику.
Страхование – это стратегический сектор экономики.
Еще в период рабовладельческого строя владельцы имущества и рабов использовали страхование как способ защиты их от уничтожения силами природы, утраты в связи с грабежами и другими непредвиденными событиями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Основные этапы развития страхового рынка в России……………………...7
1.1 Исторические аспекты формирования страхового рынка России……...7
2 Состояние страхового рынка на современном этапе……………………….13
3 Проблемы и перспективы страхового рынка России……………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….33

Файлы: 1 файл

К.Р. по Страх-ию.docx

— 56.95 Кб (Скачать файл)

– программы развития национального страхового дела на 1999 – 2004 годы;

– совершенствование практики государственного регулирования страховой деятельности и укрепление статуса органов страхового надзора.

В этих целях следует подготовить  и представить в Правительство  Российской Федерации в двухмесячный срок предложения по совершенствованию  государственного регулирования страховой  деятельности в Российской Федерации, предусмотрев:

– разработку проекта федерального закона, осуществляющего единые принципы государственного регулирования страхования, надзора за страховой деятельностью в Российской Федерации;

– определение статуса Федерального органа государственного страхового надзора, расширение его функций, полномочий, совершенствование системы территориальных органов страхового надзора, отвечающей уровню регионального развития страхового рынка;

– формирование перечня первоочередных законопроектов, направленных на развитие страхового рынка.

Кроме того, необходимо:

а) в двухмесячный срок разработать  и представить руководству Минфина  России проект Федеральной программы  развития национального страхового дела на 1999-2004 годы для внесения его  в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации;

б) в месячный срок представить  предложения по установлению двухсторонних  отношений с органами страхового надзора зарубежных стран;

в) в двухмесячный срок представить  предложения по развитию долгосрочного  страхования жизни и пенсий;

г) в первом полугодии 1999 года представить проект законодательного акта, направленного на защиту интересов  клиентов обанкротившихся страховых  компаний;

д) на основе анализа региональных и отраслевых программ развития страхового дела подготавливать информацию и предложения  руководству Министерства;

е) представить в первом квартале 1999 года предложения по регулированию  размещения активов страховых компаний;

ж) в трехмесячный срок представить  предложения по созданию банка данных по зарубежным страховым и перестраховочным организациям, являющимся партнерами российских страховщиков и перестраховочных обществ, страховым операциям;

з) в месячный срок представить  предложения по регулированию деятельности на территории России иностранных страховщиков в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС;

и) не позднее 1 декабря т.г. представить на утверждение руководству  план командирований сотрудников Министерства в рамках международных соглашений по сотрудничеству в сфере страхового надзора в 1999 году, а также программы  зарубежных стажировок сотрудников  по вопросам страхового надзора;

к) в трехмесячный срок представить  предложения об установлении квалификационных требований к специалистам страховых  компаний;

л) в месячный срок разработать  проект изменений и дополнений к  решениям Правительства Российской Федерации, касающимся территориальных  органов страхового надзора;

м) считать целесообразным, рассмотреть вопрос о создании информационно  – аналитического центра исследования страхового рынка, в том числе  с участием средств Мирового банка;

н) в двухмесячный срок представить  предложения об источниках финансирования указанных мероприятий.

На рубеже столетия на страховых  рынках проходит волна слияний и  приобретений. Последние экономические  потрясения России также подталкивают национальный страховой рынок изыскивать пути повышения устойчивости и укрепления позиций его субъектов.

Сложившаяся ситуация такова, что только совместные усилия участников страхового рынка позволят обеспечить его динамическое развитие, а следовательно, и развитие экономики страны, и  предоставление надежных финансовых гарантий страхователям.

Рассматривая перспективы  процесса объединения на рынке страховых  услуг Российской Федерации, можно  представить его развитие в трех направлениях.

Во-первых, объединения, сопряженные  с изменением юридического статуса. Такого типа объединения имеют целью  увеличение уставного капитала посредством  слияния, присоединения.

Процесс объединения в  такой форме уже происходит на российском рынке в связи с  законодательно установленным с 01.01.1999 года минимальным размером уставного  капитала, являющимся недостижимым для  огромного числа страховых компаний.

Можно порадоваться за тех  страховщиков, которые на сегодняшний  день нашли себе партнера для объединения  своих капиталов. Например, претерпели реорганизацию Медицинская страховая  компания «Жизнь» Пятигорск, слившись с «Полис» Пятигорск; исключен из реестра страховщиков «Страховой Альянс»  Тула, влившийся в страховую организацию  «Вирмед» Тула; Краснодарская страховая  компания «Медстрах ЛТД» влилась  в «Корпорацию медицинского страхования».

Во-вторых, создание различных  холдингов – групп компаний, остающихся юридически свободными и связанными между собой участием в уставных капиталах, а, следовательно, и управлением компаниями. Формы холдингов могут быть различными: от блокирующего (запретительного) до управляющего.

Одним из наиболее известных  примеров стразового холдинга, сложившегося, правда, исторически, является ОАО «Ростгострах»  с его более 80 региональными страховыми компаниями. Центральное Правление  же осуществляет стратегическое руководство  подконтрольными ему участниками  холдинга.

Сейчас у российских страховщиков на повестке дня стоит вопрос о  финансовой устойчивости в условиях экономического и политического  кризиса. В связи с этим имеет  смысл рассматривать третье направление  – консолидацию без изменения  юридического статуса, например, путем  объединения в страховые пулы по соответствующим направлениям деятельности.

В настоящее время на российском страховом рынке существует ядерный  пул, куда входят такие крупные компании, как МАКС, ИСК, РОСНО, Ингосстрах, ВСК, Энергогарант, Интеррос – Согласие. Пул создан для страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих объекты с использованием атомной энергии. Состоят в пуле и организации обязательного медицинского страхования Москвы, между ними распределен рынок ОМС по территориальному признаку.

Процесс консолидации в российском страховом бизнесе является объективной  закономерностью развития отечественного страхового рынка. Можно прогнозировать, что в конце нашего столетия ознаменуется для национального страхования  поэтапным объединением страховщиков в 10 – 15 крупных объединений.

Анализ финансового состояния  страхового рынка указывает на определенные стагнирующие явления:

– отсутствие крупных рынков, например, страхования жизни, страхования авто гражданской ответственности работодателей на фоне отсутствия менталитета;

– отток средств частных страхователей, которые переводят деньги в доллары; действие старых и проникновение новых транснациональных страховых групп; уменьшение инвестиционной привлекательности страховых компаний за счет долларового снижения стоимости страховых резервов и собственных средств;

– уменьшение возможности собственного удержания и работы в режиме фрондирующих компаний и уменьшение инвестиционного дохода от оборота резервов;

– снижение возможностей российских инвесторов (кризис банков), в том числе, страховщиков;

–   центробежные тенденции местных страховых рынков.

 

Все это требует от участников страхового рынка немедленного осуществления  продуманных действий, направленных на поддержку отечественного страхования  и преодоление сложившихся негативных тенденций. Для этого необходимо:

1.   Создать под руководством ВСС и под присмотром Департамента страхового надзора МФ РФ рабочую группу по подбору партнеров для объединения страховщиков. Вычленить партнеров по интересам и сделать им официальные предложения по объединению, а не пытаться отложить увеличение нормативов для уставного капитала страховщиков.

2.       Поддержать страховой рынок с помощью стабилизационных кредитов.

3.  Добиваться введения налоговых стимулов для страхователей – физических и юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в страховом  деле произошли радикальные изменения, вызванные реформами в экономике.

В целом развитие страхового дела в России сопровождалось переходом  от государственной страховой монополии  к страховому рынку, затем последующей  национализацией и восстановлением  государственной страховой монополии  в советский период истории. Крупные  геополитические изменения, последовавшие  в связи с распадом бывшего  СССР, вызвали объективную необходимость  возрождения национального страхового рынка в России.

В начале 90-х годов в  Российской Федерации началось возрождение  национального страхового рынка, который  продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового  регулирования национального страхового рынка заложил Закон Российской Федерации «О страховании» от 27 ноября 1992 года, вступивший в силу 12 января 1993 году. В это время был создан Росстрахнадзор – Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные  функции за отечественным страховым  рынком. В 1996 году Росстрахнадзор был  преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации.

В 1996 году Правительством Российской Федерации было принято Постановление  «О первоочередных мерах по развитию страхового рынка в Российской Федерации», которым предусмотрен ряд мер  направленных на совершенствование  налогового законодательства, связанного со страховой деятельностью, а также  участие международных финансовых организаций в финансировании мероприятий  по развитию рынка страхования в  России. В 1997 году разработали специальную  целевую программу развития страхования  рисков от крупных промышленных аварий и стихийных бедствий.

Подытоживая краткий анализ современного состояния Российского  страхового рынка можно сделать  следующие выводы:

  1. В настоящее время отечественные страховые компании обладают недостаточной для страхования крупных промышленных рисков величиной собственного капитала.
  2. Страховые компании обладают достаточным резервом платежеспособности.
  3. Российский страховой рынок далек от насыщения, то есть существует значительный потенциал роста объема страховых услуг без ущерба для надежности и платежеспособности компаний.
  4. Проводимая инвестиционная политика страховых компаний является весьма рискованной.

Как следует из данного  обзора, проблема недостаточности капитала отечественных страховщиков не может  быть решена в ближайшее время  собственными средствами. Недавний кризис на финансовых рынках мира и России, в частности, не позволяет крупным  коммерческим и банковским структурам активно включится в процесс  укрупнения страхового капитала.

Выход может быть найден в более широком привлечении  иностранного капитала для обслуживания потребностей российской экономики  в страховых услугах. Присутствие  иностранных страховщиков на российском рынке может выражаться в нескольких формах:

  1. Участие в уставном капитале российских страховых компаний.
  2. Сострахование и перестрахование рисков у иностранных страховщиков.
  3. Прямое осуществление страхования иностранными компаниями на территории России.

Вместе с тем планирующееся  снятие ограничений на осуществление  страховых операций иностранными компаниями в России осуществляется так как, данное обстоятельство вызывает законные опасения среди участников отечественного страхового рынка. Российский рынок  далеко не исчерпал своих возможностей роста, и в этой связи представляется целесообразным поддержать отечественных страховщиков путем предоставления им льготных условий налогообложения части прибыли, направляемой на увеличение собственного капитала и снятие всех ограничений на страхование рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Гвозденко, А.А. «Основы страхования» / А.А. Гвозденко – М.: «Финансы и статистика», 1998. – 247с.
  2. Животовский, Г.Г. «Шаг в развитии национального страхового рынка» / Г.Г. Животовский – М.: «Финансы», 1998. – 318с.
  3. Рейтман, Л.И. «Страховое дело» / Л.И. Рейтман – М.: «Рост», 1992. – 295с.
  4. Сплетухов, Ю.А. «Страхование» / Ю.А. Сплетухов, Е.Ф. Дюжиков – М.:     ИНФРА - М., 2004. – 476с.
  5. Хохлов, Н. «Современное состояние страхового рынка Российской Федерации» / Н. Хохлов – М.: «Страховое дело», 1998. – 254с.
  6. Шахов, В.В. «Страхование» / В.В. Шахов – М.: Учебник для вузов, ЮНИТИ, 2002. – 538с.

 


Информация о работе Страховой рынок России