Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 11:59, реферат
Целью работы является изучение правового значения страхового стажа.
Задачи работы:
- дать определение трудового и страхового стажа;
- сравнить трудовой и страховой стаж;
- изучить порядок подтверждения стажа: общего трудового, страхового, специального, непрерывного.
Таким образом, страховой стаж по своему содержанию существенно отличается от общего. В страховой стаж не включаются многие периоды, имеющие юридическое значение при определении общего трудового стажа.
Учитывая, что содержание страхового трудового стажа резко сузилось в связи с исключением из него указанных периодов, размер пенсии понижается, поскольку понижается стажевый коэффициент пенсионера.
На наш взгляд, исключать из страхового стажа те периоды, с которыми законодатель связывал ранее право на пенсию, ни в коем случае нельзя, поскольку пенсионная система в этом случае неизбежно утрачивает свою социальную природу.
Предложенный закон, регулирующий порядок обеспечения страховыми пенсиями, безусловно должен содержать нормы о включении в обязательном порядке «нестраховых периодов» в страховой стаж, а также определить порядок, условия, и плательщиков страховых взносов за эти периоды.
Сегодня Россия переживает неблагоприятный, с экономической точки зрения, период для успешных преобразований пенсионной системы. В отличие от стран Восточной и Центральной Европы ей пока не удалось остановить глубочайшего спада производства, который одновременно является одним из главных экономических факторов кризиса пенсионной системы. К сожалению, не единственным.
Другие факторы таковы: рост доли скрытой оплаты труда наемных работников, рост теневой экономики, значительный масштаб скрытой безработицы, повсеместная невыплата заработной платы, а также ее выплата в «натуральном виде».
Все это неблагоприятно отражается на системе социального обеспечения в целом, но особенно на таком ее элементе, как пенсионная система.
Однако главная причина, по которой существующая пенсионная система не удовлетворяет общество, заключается в другом.
Ведь в первоначальной его редакции закон был типично страховым, полностью отвечающий объективным потребностям развивающегося общества.
Однако, в результате внесения многочисленных поправок, изменений и дополнений была практически полностью девальвирована закрепленная этим законом пенсионная система.
В результате действия перечисленных выше факторов государственная пенсионная система России сегодня оказалась в кризисной ситуации.
Предполагаемое реформирование пенсионной системы в Российской Федерации должно быть основано на принципах социального страхования.
Институт страхового стажа в будущей пенсионной системе призван способствовать реализации этих принципов. Страховой стаж очень важный правовой инструмент в системе пенсионного страхования. Его роль и значение будут неуклонно возрастать.
Появление легального определения страхового стажа в действующем законодательстве, а также те правовые последствия, которые влечет появление такого элемента в системе социального обеспечения, позволяют с уверенностью говорить о том, что традиционная классификация видов трудового стажа, существующая в науке права социального обеспечения, дополнена новым видом трудового стажа - страховым. В связи с переходом к назначению страховых пенсий на основе системы персонифицированного учета, институт общего трудового стажа по всей видимости утратит свое юридическое значение в ныне существующем виде.
Согласно «Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Правительством 20 мая 2008 года, ведущим элементом пенсионной системы должно стать обязательное пенсионное страхование, в рамках которого пенсии будут выплачиваться в зависимости от страхового стажа.
Таким образом, страховой стаж станет одним из важнейших юридических фактов, порождающих пенсионные правоотношения.
В результате предусмотренных Программой пенсионной реформы дальнейших преобразований, действующая ныне система льготного пенсионного обеспечения будет гарантирована введением дополнительной профессиональной системы пенсионного страхования. Основанием для определения права на пенсию и размера пенсии в рамках этой системы должен стать специальный страховой стаж17.
Приобретает особое значение на локальном уровне регулирования непрерывный страховой стаж, который реализуется в системе негосударственного пенсионного обеспечения.
Сказанное выше позволяет сделать вывод о формировании следующих видов страхового стажа: 1) общего страхового стажа; 2) специального страхового стажа; 3) непрерывного страхового стажа, которые также должны быть включены в классификацию трудового стажа.
Следует иметь в виду, что пенсионная система представляет собой сложный социальный механизм, объединяющий экономические, социальные и правовые институты, предназначенные для удовлетворения интересов различных слоев общества.
Несоответствие и несогласованность развития институтов социальной сферы меняющемуся общественному устройству, приводят к кризисному состоянию системы социального обеспечения, блокируют развитие ее отдельных элементов, например, пенсионной подсистемы. «Институты пенсионной системы нельзя модернизировать, не затрагивая всего круга фундаментальных социально-экономических составляющих жизни общества. Это.связано с тем, что институты пенсионной системы одновременно выступают в экономической, социальной и правовой ипостасях».
Появление страхового стажа в пенсионной системе само по себе не сделает ее страховой.
Можно без преувеличения сказать: нестраховой характер пенсионной системы - основной тормоз ее развития. И этим тормозом, к сожалению, являются те мероприятия, которые Правительство провозглашает в качестве пенсионной реформы.
По замыслу идеологов реформы пенсия должна складываться из двух частей. Первая - базовая, которая гарантируется государством всем в одинаковом размере и величина которой должна приблизиться к прожиточному минимуму пенсионера. Вторая - дифференцированная, размер которой напрямую зависит от объема средств, внесенных в пенсионную систему каждым конкретным человеком.
Взносы на вторую часть пенсии по накопительной пенсионной схеме в размере 50 % от всех пенсионных отчислений пойдут в обязательном порядке не в Пенсионный фонд, а в государственный бюджет.
Таким образом, государство получает в свое распоряжение огромные финансовые ресурсы, объем которых с каждым годом будет возрастать. Роль Пенсионного фонда как самостоятельной внебюджетной кредитно-финансовой системы в конечном итоге будет абсолютно нивелирована.
1 Кучма М. Пенсионное страхование как составная часть системы государственного социального страхования. Сборник докладов, сделанных на научно-практическом семинаре «Правовые и социально-экономические аспекты пенсионной реформы России». Москва, 2009, с.58
2 Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: Учебное пособие, Москва, 2012.
3 Комментарий к Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании» / Под ред. Е.Н.Сидоренко. – М.: Юрайт-Издат, 2013, с.45
4 Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения РФ: Учебное пособие. Екатеринбург, 2013, с.96
5 Кукушкина И.В. Как можно подтвердить стаж при отсутствии трудовой книжки? // Гражданин и право. – 2012. – № 7, с.45
6 Батыгин К.С. Право социального обеспечения. Общая часть: учебное пособие. Москва, 2011, с.115
7 Мачульская Е.Е. Проблемы социального страхования в современных условиях. В сборнике «Трудовое право и право социального обеспечения. Актуальные проблемы». М. 2012, с.114
8 Карагодин А.П. О реализации положений пенсионной реформы в части профессионального пенсионного обеспечения. В сборнике: Пенсионная реформа в России: оценка специалистов. Москва. 2012, с.52
9 Шайхатдинов В.Ш. Теория социального обеспечения. Саратов, 2010, с.152
10 Малютина H.H. Развитие системы пенсионного обеспечения в зарубежных странах. Труд за рубежом. 2012, № 3, с.47
11 Кучма М. Пенсионное страхование как составная часть системы государственного социального страхования. Сборник докладов, сделанных на научно-практическом семинаре «Правовые и социально-экономические аспекты пенсионной реформы России». Москва, 2009, с.68
12 Фогель Я.М. Право на пенсию и его гарантии. Москва. 2012, с.76
13 Братчикова Н.В. Новый порядок назначения трудовых пенсий // Адвокат. – 2002. – № 10 – 11.
14 Кулюхин С.Г. Чем полезен непрерывный трудовой стаж // Гражданин и право. – 2011. – № 5, 6, с.56
15 Карагодин А.П. О реализации положений пенсионной реформы в части профессионального пенсионного обеспечения. В сборнике: Пенсионная реформа в России: оценка специалистов. Москва. 2012, с.73
16 Ершова И.Б. О некоторых подходах к реформированию пенсионного обеспечения в восточноевропейских странах. Труд за рубежом, 2011, №2, с.86
17 Комаровский К.А. Страхование старости и инвалидности в иностранных государствах, 2012, с.54