Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:02, реферат
Расширение внешнеторговых контактов и либерализация внешнеэкономических связей привели к тому, что на внешний рынок вышло множество предприятий и организаций и соответственно одним из направлений политики Российской Федерации, как внутренней, так и внешней, стала валютная политика государства. Последняя осуществляется через органы валютного регулирования и валютного контроля, которые являются специальными государственными механизмами по реализации, обеспечению и контролю за соблюдением публичных интересов в сфере валютных правоотношений.
Введение................................................................................................................3
1. Паспорт сделки: понятие, порядок оформления...........................................5
2. Порядок переоформления и порядок закрытия паспорта сделки...............11
3. Порядок оформления паспорта экспортной и импортной сделки..............15
3.1 Паспорт экспортной сделки. Порядок оформления...................................15
3.2 Паспорт импортной сделки. Порядок оформления....................................17
Заключение...........................................................................................................20
Список литературы.............................................................................................21
Если после оформления ПС условия контракта изменились, паспорт нужно переоформить. При этом номер, присвоенный ему первоначально, сохранится.
Для оформления ПС резидент представляет в банк ПС документы, указанные в Инструкции № 117-И, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору). Здесь необходимо отметить, что данная формулировка имеет попытки оспаривания в суде.
В марте 2007г. Верховный Суд Российской Федерации рассматривал в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО Концерн "Калина" о признании частично недействующим пункта 3.14 Инструкции № 117-И и установил, что пунктом 3.14 Инструкции № 117 предусмотрено, что для оформления ПС резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 3.5 настоящей Инструкции, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору). ОАО Концерн "Калина" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим пункта 3.14 Инструкции в части слов "либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору)". В заявлении указано, что Инструкция в оспариваемой части противоречит закону и нарушает права ОАО Концерн "Калина". Установив требование о представлении документов для оформления ПС не позднее исполнения обязательств по контракту, не являющегося осуществлением валютной операции, Банк России вышел за пределы своих полномочий, определенных в Федеральных законах "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О валютном регулировании и валютном контроле". Кроме того, оспариваемым предписанием Инструкции, по мнению заявителя, нарушаются принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела и принцип свободы договора.
В судебном заседании представитель ОАО Концерн "Калина" поддержала заявленное требование и просила о его удовлетворении в полном объеме. Представители Центрального банка Российской Федерации, представитель Министерства юстиции Российской Федерации требование заявителя не признали, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание Инструкции не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя или неопределенного круга лиц.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд нашел заявление ОАО Концерн "Калина" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
- в соответствии с
преамбулой Федерального
С доводом заявителя о том, что, закрепив в Инструкции № 117-И предписание об обязанности резидента для оформления ПС представлять в банк ПС соответствующие документы не позднее исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), не являющегося осуществлением валютной операции, Банк России вышел за рамки валютного регулирования и своей компетенции, суд не согласился. Как уже отмечалось, Законом предусмотрено, что паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля. Согласно ч. 2 и 3 ст. 22 Закона органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации, а агентами валютного контроля - уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции, в частности, имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона). Кроме того, п. 9 ч. 4 ст. 23 Закона наделяет агентов валютного контроля правом запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов. При этом абз. четвертым ч. 5 указанной статьи предусмотрено, что уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании ч. 4 и 5 данной статьи, либо представления им недостоверных документов. Из приведенных норм Закона следует, что контроль за валютными операциями, осуществляемый органами и агентами валютного контроля, носит не только текущий и последующий, но и предварительный характер, позволяющий отказать в осуществлении валютной операции, не отвечающей требованиям валютного законодательства. Ч. 1 ст. 19 Закона возлагает на резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности обязанность обеспечить:
- получение от нерезидентов
на свои банковские счета в
уполномоченных банках
- возврат в Российскую
Федерацию денежных средств,
Между тем, при отсутствии у агентов валютного контроля документов, являющихся основанием для проведения в последующем валютных операций, в том числе документов, подтверждающих факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), предварительный валютный контроль за исполнением резидентами обязанности по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации фактически становится невозможным. Таким образом, закрепив в пункте 3.14 Инструкции № 117-И требование к резидентам о предоставлении в банк документов для оформления паспорта сделки не позднее "иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору)", Банк России не вышел за пределы его компетенции, установленной Законом.
Соответственно у суда не было никаких оснований считать, что Инструкцией в оспариваемой части нарушается принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела. Не мог быть и признан состоятельным и довод заявителя о нарушении пунктом 3.14 Инструкции № 117-И права ОАО Концерн "Калина" на свободу договора, кроме того данной Инструкцией в оспариваемой части не ограничивается право заявителя на свободу заключения, изменения, исполнения и расторжения каких-либо договоров, включая определение любых, не противоречащих законодательству условий договора.
Таким образом, в удовлетворении иска ОАО Концерн «Калина» было отказано Решение Верховного Суда РФ от 2 марта 2007 г. N ГКПИ06-1457.//Система ГАРАНТ..
2. Порядок переоформления и порядок закрытия паспорта сделки
В случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением случаев изменения наименования банка ПС, при реорганизации банка ПС только в случае преобразования (изменения организационно-правовой формы), резидент представляет в банк ПС следующие документы:
1. Два экземпляра ПС, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт (кредитный договор), либо изменений иной информации, указанной в оформленном ПС;
2. Документы, подтверждающие
3. Иные документы, указанные
в ч. 4 ст. 23 Федерального закона "О
валютном регулировании и
4. Разрешение органов валютного
контроля на осуществление
Резидент представляет вышеназванные после внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций.
Номер ПС, присвоенный при оформлении ПС банком ПС, переносится в переоформленный ПС и сохраняется в неизменном виде до закрытия ПС и досье по паспорту сделки в банке ПС.
Банк ПС закрывает ПС, оформленный по контракту (кредитному договору), в следующих случаях:
- при представлении
резидентом в банк ПС
- при представлении
резидентом в банк ПС
- по истечении 180 календарных дней, следующих за указанной в ПС датой завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), - в иных случаях.
Для перевода контракта (кредитного договора) из банка ПС на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк резидент представляет в банк ПС письменное заявление о переводе контракта (кредитного договора) на расчетное обслуживание в уполномоченный банк. В заявлении резидент указывает следующие сведения:
- дату заявления;
- полное наименование
и адрес местонахождения (
- реквизиты (дату, номер) контракта (кредитного договора), расчетное обслуживание которого будет в дальнейшем осуществляться уполномоченным банком;
- реквизиты (дату, номер)
ПС, оформленного (переоформленного) по
контракту (кредитному
Заявление подписывается резидентом (физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, либо физическим лицом - индивидуальным предпринимателем), либо лицом, уполномоченным им на основании доверенности, и заверяется его печатью (при ее наличии).
Заявление, представляемое в банк ПС резидентом - юридическим лицом, подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате юридического лица - резидента лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска печати юридического лица - резидента.
В случае перевода на расчетное обслуживание из банка ПС в другой уполномоченный банк двух и более контрактов (кредитных договоров) резидент вправе представить в банк ПС одно заявление с указанием в нем реквизитов соответствующих контрактов (кредитных договоров), реквизитов оформленных на их основании ПС.
Банк ПС проверяет соответствие содержащихся в заявлении сведений данным ПС, оформленного по указанному в заявлении контракту (кредитному договору), и в случае его надлежащего оформления помещает заявление в досье по паспорту сделки.
В случае представления заявления, составленного с нарушением требований, указанных выше, банк ПС отказывает резиденту в закрытии ПС и передаче ему документов, о чем письменно уведомляет резидента в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты получения заявления.
На основании заявления, составленного резидентом в соответствии с требованиями банк ПС закрывает указанный в заявлении ПС в сроки, определяемые банком ПС по согласованию с резидентом, но не позднее 3 рабочих дней с даты получения заявления банком ПС.