Тенденции развития мирового страхового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 12:05, доклад

Описание работы

Рынок страхования считается одним из наиболее слитных направлений финансовой деятельности. Это связано с тем, что страховые компании Всех развитых стран взаимосвязаны деятельностью по договорам страхования и перестрахования.
И на сегодняшний день тенденции развития мирового страхового рынка ведут к большей интеграции взаимодействия компаний. Началом послужило принятие Маастрихтского договора 1992 г, после которого открылся свободный доступ к притоку иностранного капитала и начал формироваться единый европейский страховой рынок. США, Швейцария, Италия и Япония – вот страны, достигшие наиболее высокого уровня развития рынка страховых услуг.

Файлы: 1 файл

Тенденции развития мирового страхового рынка.docx

— 21.40 Кб (Скачать файл)

Тенденции развития мирового страхового рынка

   Рынок страхования  считается одним из наиболее  слитных направлений финансовой  деятельности. Это связано с тем,  что страховые компании Всех  развитых стран взаимосвязаны  деятельностью по договорам страхования  и перестрахования. 

 И на сегодняшний  день тенденции развития мирового  страхового рынка ведут к большей  интеграции взаимодействия компаний. Началом послужило принятие Маастрихтского  договора 1992 г, после которого  открылся свободный доступ к  притоку иностранного капитала  и начал формироваться единый  европейский страховой рынок.  США, Швейцария, Италия и Япония  – вот страны, достигшие наиболее  высокого уровня развития рынка  страховых услуг. 

 

 Международная связь  крупных страховых компаний объясняется  постоянно возрастающей необходимостью  решения глобальных вопросов  экологии, технологического экономического  развития.

Стабильное состояние  объясняется наличием нескольких направлений  международного страхового рынка:

1) страхование грузоперевозок  наземным, водным и воздушным  путем. 

 В этом направлении  существует три основных типа  договора о страховании имущества.  Наиболее полный вариант включает  в себя возмещение всех убытков  при гибели или частичном повреждении  груза, оплату спасательных операций. Исключением является порча груза  вследствие определенных свойств  самого груза и влияния на  него изменений температурного  режима или перевоз груза в  заведомо поврежденной упаковке, что стало причиной повреждений  товара грызунам, мошкарой. Наиболее  сокращенный вариант договора  подразумевает выплату страховой  компанией ущерба только при  полной гибели груза; 

2) страхование фрахта  за перевоз груза считается  обязательным при транспортировке  водными путями. По договору оплачивать  фрахт может перевозчик или  владелец груза.

 Страхование карго  подразумевает заключение договора  на определенный период времени  или на одну разовую перевозку; 

3) очень популярное в  России автотранспортное страхование  подразумевает страхование ответственности  водителей автотранспорта за  возможные нарушения. В этом  направлении применяется Зеленая  карта, подразумевающая международное  признание страхового покрытия  в предусмотренных договором  случаях; 

4) в авиаперевозках, как  правило, страхуют багаж пассажиров;

5) отдельным важным направлением  деятельности страховых компаний  считается финансово-кредитная сфера,  которая включает минимизацию  влияния рисков на состояние  финансово-кредитного портфеля вследствие  колебаний курса валют, инфляции, непредвиденного ухудшения платежеспособности  одной из сторон. Для снижения  кредитных рисков существует  ряд методик, среди которых  лимитирование, хеджирование.

 

Основные тенденции развития мирового страхового рынка

Глобализация производства и потребления означает вхождение  всех стран с учетом достигнутого экономического, научно-технического, финансового потенциала в мировое  хозяйство, их интеграцию и взаимодействие, постепенное снятие границ между  национальными хозяйственными комплексами  и образование на этой основе глобального  экономического пространства. Этот процесс  резко усиливает роль политических и экономических межгосударственных институтов, таких, как Всемирная  торговая организация.

Можно указать несколько  основных причин глобализации:

•изменение политической карты мира в связи с появлением политически независимых, но экономически связанных с бывшими метрополиями государств в Африке, Юго-Восточной  Азии, Латинской Америке;

•прекращение открытой конфронтации Западного и Восточного блоков;

• развал СССР и переориентация части образовавшихся в результате независимых государств на США и  его союзников;

• переход России, других постсоветских и постсоциалистических стран к рыночной экономике;

•качественное изменение  научно-технической революции и  формирование новых способов информационного  общения;

• усиление финансовой мощи и как следствие структурообразующей  роли транснациональных корпораций в мировом хозяйстве;

• снижение межгосударственных барьеров на путях капитала,товара, рабочей силы;

• продолжающееся на фоне технологического отставания развивающихся стран  от стран-лидеров международное  разделение труда, особенно в части  добычи сырья и его переработки.

Отмеченные процессы глобализации в полной мере затрагивают и мировой  рынок страхования, являющийся важным элементом современной мировой  экономики. Сама специфика страхования, связанная с перераспределением рисков среди страховых и перестраховочных компаний, способствует этому.

Мировое страховое хозяйство  представляет собой совокупность общественных отношений в области страхования, связанных с производством, распределением, продажей и потреблением страховых  услуг. Глобализация мирового страхового рынка представляет собой процесс  стирания законодательных и экономических  барьеров между национальными страховыми хозяйствами, происходящий под влиянием изменений в мировой экономике, и имеет в качестве конечной цели формирование глобального страхового пространства.

Одним из признаков глобализации является наблюдаемый процесс поглощения национальных страховщиков. В 1998 г. Citibank был приобретен страховой компанией  «Trevelers» (США) за $73 млрд, а финансовая группа «Berkshire Hathaway» (США) купила перестраховочную компанию «General Re» (США). В Венгрии  практически все страховые компании являются иностранными по месту регистрации  и происхождению капитала.

 

Подобный процесс концентрации идет и среди страховых брокеров. Американский страховой брокер «Marsh & McLennan» приобрел двух английских брокеров «Sedjwick» и «Jonson & Higgins», а другой крупнейший американский брокер AON - шесть европейских брокеров в  течение 3^4 лет. «Marsh & McLennan» и AON контролируют около 70% мировой страховой премии, размещаемой через брокеров.

 

Развитие современных  технологий в области телекоммуникаций оказывает значительное влияние  на мировой страховой рынок, предоставляя, с одной стороны, непосредственный доступ к потребителю, в том числе  и в других странах, а с другой стороны, формируя спрос на появление  новых страховых услуг, предоставляющих  защиту от несанкционированного доступа  к электронной информации.

 

В середине 1980-х гг. доля страхового рынка США составляла 50% мирового рынка, доля европейских стран - 26%, стран  Азии - менее 20%. На рубеже веков доли каждого из этих участников сравнялись и составляют около 32%. Динамика развития мирового страхового рынка показывает, что доля США будет и дальше снижаться за счет увеличения долей  стран Центральной и Восточной  Европы и Латинской Америки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состояние и тенденции развития мирового страхового рынка.

Страхование по праву считается наиболее интегрированной  формой финансовой деятельности. Все  крупнейшие страховые организации  мира объединены связями совместного  страхования и перестрахования. Во многих странах разрешен свободный  доступ иностранных страховых организаций  на национальные рынки. Например, в  соответствии с Маастрихтским договором 1992 г. сняты всякого рода ограничения  для иностранного капитала в странах  Европейского союза и взят курс на формирование единого страхового рынка  в Европе. И тем не менее национальные страховые рынки сохраняют определенные особенности. Наиболее высокого уровня развития страховое дело достигло в  США, Англии, Швейцарии, Германии, Франции, Японии и Италии.

Современный этап развития цивилизации характеризуется  тенденцией усиления связей и взаимодействием  между странами, в основе чего лежит  необходимость решения глобальных проблем человечества: экологии, космоса  и др. Это обусловлено и нарастающей  взаимозависимостью государств в экономической  сфере.

В настоящее  время международные экономические  отношения утвердились и реализуются  в следующих основных формах:

■ международная торговля товарами и услугами;

■ обмен в области науки и техники;

■ движение капиталов и зарубежных инвестиций;

■ валютно-кредитные отношения и т.п.

Сферы страхования  внешнеэкономических интересов  аналогичны страховым операциям  на внутреннем страховом рынке, но имеют  и свои особенности.

Выделяют  несколько основных сфер международного страхования:

1) транспортное  страхование имеет многовековую  историю развития, начавшуюся с  морского страхования — страхования  судов, грузов и фрахта, а также  ответственности судовладельцев  перед третьими лицами.

При страховании  судов основанием заключения договора выступают следующие условия: «страхование с ответственностью за гибель и повреждение», «с ответственностью за гибель судна, включая расходы по спасению», «с ответственностью за повреждение судна» и др.;

2) страхование  фрахта — страхование платы  за перевозку груза. В зависимости  от условий оплаты фрахта в  качестве страхователя могут  выступать владелец груза, перевозчик (судовладелец) либо тот и другой  вместе. Страхование фрахта обычно  включается в договор страхования  груза.

Договор страхования  груза — «карго» — заключается  на конкретную перевозку определенного  груза либо па определенный отрезок  времени. В международной практике морских перевозок действуют  традиционные условия поставки товаров, в которых оговариваются вопросы  страхования грузов;

3) автотранспортное  страхование представлено основным  видом — страхованием гражданской  ответственности владельцев автотранспортных  средств по Зеленой карте.

 

Зеленая карта  — это соглашение страховщиков ряда стран о взаимном признании страхового покрытия гражданской ответственности  владельцев средств автотранспорта и об оказании взаимной помощи по урегулированию убытков, возникающих в международном  автотранспортном сообщении (названа  так по первоначальному цвету  страхового полиса, удостоверяющего  это страховое правоотношение). В  настоящее время Российская Федерация  не входит в эту систему, поэтому  в случае поездки автотранспортом  за рубеж полис приобретается  у иностранных страховщиков, имеющих  лицензии, либо при пересечении границы  каждой страны;

4) ответственность  воздушных перевозчиков наряду  со страхованием гражданской  ответственности владельцев автотранспортных  средств в международном страховании  также страхуется ответственность воздушных перевозчиков — за багаж пассажира и за вред, причиненный третьим лицам;

5) ответственность  морских и речных перевозчиков  за нанесение вреда третьим  лицам, экологической среде при  столкновении судов и загрязнение  вод нефтью и пр.;

6) страхование  финансово-кредитной сферы включает:

■ страхование коммерческих, в том числе валютных рисков. Все участники международных отношений подвергаются различным коммерческим рискам, возникающим вследствие:

— неустойчивости валютных курсов, инфляции (дефляции),

— изменения  цены товара после заключения контракта,

— неплатежеспособности покупателя или заказчика. Опасность  валютных потерь особо велика в результате изменения курса валют (валютные риски). В международной практике валютные риски снижаются с помощью  различных методов: страхование, хеджирование, лимитирование, операции (форвард, спот, системы срочных контрактов), товарно-ценовых  оговорок н др.;

■ страхование иностранных инвестиций — достаточно актуальный вид страхования, поскольку он выступает эффективным способом защиты интересов инвесторов при негативных тенденциях на рынке;

■ страхование экспортных кредитов, позволяющее экспортерам избежать затрат, связанных с производством экспортной продукции, при отказе от нее иного покупателя, убытков от неплатежа вследствие экономических или политических причин, убытков от изменения курсового соотношения между валютой платежа и валютой, в которой выражены издержки экспортера и др.

Помимо перечисленных  видов международного страхования  широко используются:

■ медицинское страхование и страхование от несчастных случаев граждан, выезжающих за рубеж;

■ страхование технических рисков: монтажно-пусковых работ, обслуживания и гарантийных обязательств (лизинговые контракты), строительных рисков, риска экспроприации арендуемого оборудования и т.п.

Особо следует  отметить высокий уровень развития перестрахования. На современном рынке  перестрахования тенденции поведения  организаций существенно меняются под влиянием различных факторов. На поведение перестраховщиков влияет нестабильная общеэкономическая ситуация в мире. Все перестраховщики, и  особенно крупные, занимаются не только непосредственно перестраховочной, но и инвестиционной деятельностью. Если ситуация в промышленности и  на финансовых рынках неустойчива в  глобальном масштабе, то проблема получения  дохода от инвестиционной деятельности сильно обостряется, и, следовательно  наблюдается рост цен на перестраховочные услуги.

Аспект, уже  влияющий на поведение перестраховщиков: изменение климата. Крупнейшие перестраховочные организации мира имеют собственные  исследовательские институты, спорящие о том, кроется ли в действительности причина постоянного роста числа  природных катастроф в глобальном потеплении. Но факт остается фактом: застрахованные убытки от природных катастроф в 1990-х гг. превышали уровень 1960-х  гг. в 15 раз. Наблюдается рост убыточности  и рост угрозы убыточности в связи  с изменением климата. В перспективе  расходы страховщиков и перестраховщиков будут нарастать, а сейчас они  оказываются, по существу, «между молотом  и наковальней»: доходы не гарантированы  из-за нестабильности рынка капитала, зато гарантировано увеличение расходов.

Информация о работе Тенденции развития мирового страхового рынка