Теоритические основы социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение вопроса особенностей социального страхования.
В работе были поставлены следующие задачи:
1)определить экономическое содержание фонда социального страхования и его функции;
2) определить место и роль социального страхования в системе социальной защиты;
3)выявить перспективы развития социального страхования в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВА-НИЯ……………………………………………………………………………….6
1.1 Понятие, принципы и функции социального страхования……………….6
1.2 Место и роль социального страхования в системе социальной защиты..10
ГЛАВА 2 ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ………………………14
2.1 Задачи Фонда социального страхования…………………………………14
2.2 Пособия, выплачиваемые Фондом ……………………………………….15
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ………………………………………………….28
3.1 Проблемы социального страхования в России……………………………28
3.2 Перспективы развития социального страхования в стране………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

готовая работа.docx

— 61.15 Кб (Скачать файл)

            Функция стимулирования научно-технического прогресса выполняется страхованием двояким образом. Во-первых, страховые компании фиксируют внимание производителей на опасных элементах технологий и продуктов, стимулируя их устранение. Во-вторых, страховые компании собственными усилиями и через создание фондов предупредительных мероприятий осуществляют финансирование соответствующих разработок в части повышения степени безопасности. С развитием производительных сил общества данная функция страхования становится еще более важной. В частности, страхование способствует развитию технического прогресса и внедрению новых технологий. Оно снимает с предпринимателя риски нововведений и усиливает его готовность к инновациям. Без соответствующей страховой защиты в мире не было бы современных крупных предприятий, электростанций, сложных технических систем, так как связанные с ними риски предприниматели не могут нести в одиночку.

         Функция защиты интересов пострадавших лиц в системе отношений гражданской ответственности обеспечивается через страхование гражданской ответственности физических и юридических лиц за ущерб, причиненный третьим лицам. Именно таким образом решается, в частности, задача защиты жертв дорожно-транспортных происшествий, авиационных и прочих транспортных катастроф.[14,23]

 

1.2Место и роль социального  страхования в системе социальной  защиты 

 
         На современном этапе большинство стран мира модернизируют свои системы социальной защиты населения. Общими для государств факторами, которые оказывают решающее влияние на содержание необходимых реформ, являются старение населения, глобализация рынков, приводящая к кардинальной переоценке социальных затрат и заработной платы, рост неформального сектора, который долгое время находился вне системы государственной социальной защиты, удорожание социальных услуг в связи с ростом уровня жизни и техническим прогрессом. Острота проблем и характер первоочередных задач в области социальной защиты определяются особенностями исторического развития, сформировавшимися в обществе  настроениями и мнениями, а также достигнутым уровнем социальной защиты.[3,45]

        Социальная защита должна исследоваться и как финансовая категория. Объективные факторы и проблемы, сдерживающие развитие социальной защиты, находятся в финансовой сфере, так как ее экономической базой являются распределение и перераспределение доходов, основанные на принципе солидарности. В условиях расширенного воспроизводства содержать нетрудоспособных или поддерживать малообеспеченных членов общества возможно только за счет части добавленной стоимости или валового национального продукта, перераспределяемой в их пользу.[7,76]

       Препятствиями к становлению социального страхования стали также ликвидация института страхования от безработицы, отмена взносов работающих на пенсионное страхование, передача функций по формированию доходов системы социальной защиты Министерству по налогам и сборам РФ.

       Преодоление противоречий между финансовыми возможностями и потребностями социальной защиты реализуется через рациональное (с учетом конкретных социально-экономических и исторических факторов) сочетание  институтов социального страхования, социального обеспечения и социальной помощи. Институт социального страхования станет базовым в системе, в которой наряду с основополагающими принципами солидарности, субсидиарности и самоуправления получают развитие собственно страховые начала – соответствие страховых взносов и выплат, капитализация резервов и т.п.[9,123]

       Наметилась тенденция привлечения корпораций к оказанию социальных услуг, в том числе в обязательной форме, что может привлечь дополнительные финансовые ресурсы в систему социальной защиты. Важнейшим направлением укрепления финансовой устойчивости системы социальной защиты населения признается сокращение расходов за счет активизации рынка труда и роста количества занятых, что одновременно способствует увеличению тарифной и налогооблагаемой базы.

       Финансовое состояние системы социального страхования любой страны зависит от значительного количества факторов: прежде всего – экономической ситуации, демографического развития и эффективности управления страховыми ресурсами. Их взаимовлияние требует многовариантных расчетов и учета значимости каждого из этих факторов. В этой связи важнейшими направлениями совершенствования финансовых механизмов социального страхования выступают:

- оптимизация страховых взносов, которые должны быть доступны как для работодателей, так и для работников, с тем чтобы они могли принимать участие в системах социального страхования. Для этого предусматривается оптимальное и справедливое распределение нагрузки между плательщиками страховых взносов и получателями пенсий (пособий и медицинской помощи) между различными группами страхователей;

- повышение зависимости объема участия застрахованного в финансировании системы и прав на получение денежных выплат и услуг по пенсионному  страхованию на основе следующего принципиального положения: страховые пенсии получают те, кто делал взносы (или их

иждивенцы); те, кто больше внес взносов, должен получать большую по размеру пенсию;

- повышение социальной эффективности системы пенсионного страхования, что включает как необходимое условие обеспечения минимальных  гарантий (как в денежной, так и в натуральной форме) любому участнику системы. Другими словами: размер пенсии должен позволять избегать нищеты, обеспечивать для пенсионеров достойный уровень жизни, обеспечивать всем работающим и членам их семей качественную медицинскую помощь, защиту в случаях безработицы.[11,234]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ФОНД СОЦИАЛЬНОГО  СТРАХОВАНИЯ

 

 

2.1. Задачи Фонда социального  страхования

 

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

           Основными задачами Фонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования; сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет: страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих  субъектов независимо от форм собственности); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью  и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; страховых  взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих  право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; доходов от инвестирования части  временно свободных средств Фонда  в ликвидные государственные  ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда  в банковские вклады производится в  пределах средств, предусмотренных  в бюджете Фонда на соответствующий  период; добровольных взносов граждан  и юридических лиц; поступления  иных финансовых средств, не запрещенных  законодательством; ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных  с предоставлением льгот (пособий  и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или  военного назначения и их последствий, а также в других установленных  законом случаях; прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых  взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной  нетрудоспособности вследствие трудового  увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных  законодательством; уплаченных в установленном  порядке сумм за путевки, приобретенные  страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в  результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других.[13,31]

 

2.2. Пособия, выплачиваемые  Фондом

 

1.Пособие по временной  нетрудоспособности

 

В соответствии с Трудовым кодексом РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику  пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами (Статья 183. Гарантии работнику при  временной нетрудоспособности). 

В связи с переходом  с 1 января 2010 года на уплату страховых  взносов условия, размеры и порядок  обеспечения пособиями по временной  нетрудоспособности работающим гражданам  регулируются вступившей в силу новой редакцией Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Главное нововведение Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции закона №213-ФЗ от 24.07.2009г.) «Об обязательном социальном страховании на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством» - размеры выплат пособий, в том числе по временной  нетрудоспособности, с 1 января 2010  года зависят от предельной величины базы, на которую начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования в отношении каждого физического лица. То есть, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным  законом"О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд  социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. В 2010 году лимит базы равен 415 000 руб.  

Пособие назначается, если обращение  за ним последовало не позднее  шести месяцев со дня восстановления трудоспособности. В случае пропуска срока обращения за пособием вопрос о назначении пособия решается в  соответствии с Перечнем уважительных причин пропуска срока обращения  за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. N 74 (в  редакции Приказа Минздравсоцразвития  РФ от 05.10.2009 № 813). 

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам  при наступлении случаев нетрудоспособности в период работы по трудовому договору.  

Право на получение пособия  сохраняется и в случае утраты застрахованным лицом трудоспособности вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому  договору.  

Размер пособия по временной  нетрудоспособности. 

Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности выплачивается  в следующем размере:

1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более  лет, - 100 процентов среднего заработка;

2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80 процентов среднего заработка;

3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60 процентов среднего заработка.

Пособие по временной нетрудоспособности в случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных  дней после прекращения работы по трудовому договору, выплачивается  застрахованным лицам в размере 60 процентов среднего заработка. 

Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления  ухода за больным ребенком выплачивается: 

4) при амбулаторном лечении  ребенка - за первые 10 календарных  дней в размере, определяемом  в зависимости от продолжительности  страхового стажа застрахованного  лица, за последующие дни в  размере 50 процентов среднего  заработка; 

2.По беременности и  родам.

Пособие по беременности и  родам - это единовременная выплата, назначаемая и выплачиваемая  суммарно за период отпуска по беременности и родам. 

По общему правилу этот период составляет 140 календарных дней (70 дней до родов и 70 дней после родов); при многоплодной беременности 194 дня (84 дня до и 110 дней после родов); в  случае осложненных родов 156 календарных  дней (70 дней до родов и 86 дней после  родов).  

Назначение и выплата  пособий по беременности и родам  осуществляются страхователем по месту  работы (службы, иной деятельности) застрахованного  лица. 

Пособия по беременности и  родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных  года, предшествующих году наступления  временной нетрудоспособности, в  том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок  за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если пособия  по беременности и родам назначаются  и выплачиваются застрахованному  лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка  за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.       

Информация о работе Теоритические основы социального страхования