Законодательное определение субъекта страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 16:16, контрольная работа

Описание работы

Страховая деятельность (страховое дело) - это деятельность субъектов страхового дела в сфере страхования и перестрахования. Определение страхового дела в Законе, по существу, сводится к деятельности ограниченного круга субъектов, правовой статус которых характеризуется в новой редакции Закона. Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, за исключением деятельности актуариев, которая подлежит аттестации (абз. 2п.2ст.4.1).

Файлы: 1 файл

Страховое право.docx

— 42.39 Кб (Скачать файл)

 

Ростовский финансово-экономический  колледж-филиал ФГОУ ВПО

«Финансовый университет при Правительстве РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

 

«Страховое право»

 

IV вариант

 

             

                                                                                     

 

 

 

 

 

                                                                           Выполнила студентка заочного

                                                                           отделения группы 5-11

                                                                           Унтилова Светлана Дмитриевна

                                                                           Преподаватель: Хозуева Ю.А.

 

                                                                          

                                                                         

                                                                          

 

 

 

 

 

 

2012-2013 учебный год

 

 

 

 

 

Вопрос 1.  Законодательное определение субъекта страховой деятельности. Продавцы страховых услуг – страховщики. Основные организационно-правовые формы страховых компаний. Функции, права и обязанности страховщиков.

 

 

Страховая деятельность (страховое дело) - это деятельность субъектов страхового дела в сфере страхования и перестрахования. Определение страхового дела в Законе,  по существу, сводится к деятельности ограниченного круга субъектов, правовой статус которых характеризуется в новой редакции Закона. Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, за исключением деятельности актуариев, которая подлежит аттестации (абз. 2п.2ст.4.1). 
         Необходимо отметить, что согласно ранее действовавшей редакции Закона наличие лицензии на осуществление страховой деятельности было необходимо только для страховщика (п. 1 ст. 6 Закона в редакции от 25 апреля 2002 г.). Исходя из положений п. 5 ст. 968 ГК РФ, обществу взаимного страхования требовалась лицензия лишь для страхования лиц, не являющихся участниками общества. Страховые брокеры уведомляли орган страхового надзора о намерении осуществлять посредническую деятельность (абз. 2 п. 3 ст. 8 Закона в редакции от 25 апреля 2002 г.). Деятельность актуариев вообще не регулировалась Законом в ранее действовавшей редакции. 
          Поскольку в соответствии с положениями п. 1 ст. 49 ГК РФ только наличие лицензии дает юридическому лицу право заниматься соответствующей деятельностью, внесенные в Закон изменения являются достаточно существенными. В связи с этим установлен переходный период, в течение которого субъекты страхового дела обязаны принять меры по приведению своей деятельности в соответствие с действующим законодательством.

 Страховщик – это страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

            Организационно-правовые формы страхования.

  В настоящее время в Российской Федерации наряду с государственным страхованием возникло и развивается страхование, производимое частными компаниями различной организационно-правовой формы (акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью и др.). По данным Госкомстата России, более 58% из них относятся к смешанной форме собственности, к частной - 36%, государственной - 5%, муниципальной и собственности общественных организаций - 1%. Законодательство Российской Федерации не устанавливает каких-либо изъятий по поводу организационно-правовых форм страховых компаний. Единственное требование состоит в том, чтобы это было юридическое лицо. Учредителями страховой компании могут быть как физические, так и юридические лица.

Самой крупной  государственной страховой компанией  является компания "Росгосстрах", которая является акционерным обществом  открытого типа с уставным капиталом  в 250 млн. руб., разделенным на 25 тысяч  обыкновенных акций (по 1000 руб.). Она  создана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.02 1992 г. № 76 "О  создании Российской государственной  страховой компании". "Росгосстрах" является правопреемником имущественных  прав и обязанностей перед страхователями Правления Госстраха РСФСР при  бывшем Министерстве финансов РСФСР, а  также республиканских, краевых, областных  и городских управлений Госстраха  РСФСР.

Учредителем "Росгосстраха" от имени государства  выступает Госкомимущество России. Дочерние фирмы, филиалы и представительства  входят в единую систему "Росгосстраха". Дочерние фирмы, созданные ранее  с участием Правления Госстраха  РФ на базе республиканских, краевых, областных  и городских управлений Госстраха  РСФСР, доля участия Правления Госстраха  в уставном фонде которых составляет не менее 50% акций плюс одна, а также  вновь создаваемые страховые  организации являются самостоятельными юридическими лицами, действуют в  соответствии с уставами, утвержденными  Правлением "Россгостраха", и действующим  законодательством. На начало 1997 года в России действовало более 2700 филиалов и фирм, входящих в структуру "Росгосстраха". Фирмы, филиалы и представительства  имеют собственные балансы, которые  входят в консолидированный баланс "Росгосстраха". Фирмы, филиалы  и представительства отвечают по обязательствам "Росгосстраха" в  пределах средств, перечисленных в  централизованные фонды, а "Росгосстрах" - по их обязательствам в пределах общего централизованного фонда.

При создании страховых компаний с иностранным  участием предусмотрена возможность  создания компании только в форме  общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества. При этом доля иностранного участия не может  превысить 49 процентов.

В страховании  существует особая форма создания страховой  организации в виде общества взаимного  страхования (ОВС). Уходящие корнями  в историческое прошлое, общества взаимного  страхования в силу специфики  организации, владения активами и управления успешно конкурируют на современном  страховом рынке многих государств с акционерными страховыми компаниями. Общество взаимного страхования - такая  организационная форма страховой  защиты, при которой каждый страхователь одновременно является членом страхового общества, т.е. это объединение страхователей  в целях обеспечения взаимопомощи. Ему в меньшей степени присуща  коммерческая направленность, чем акционерному или частному страхованию.

Возможность такой организационной формы  страхования предусмотрена законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Федеральной  службой России по надзору за страховой  деятельностью разработан проект Положения  об обществах взаимного страхования. При разработке проекта использован  опыт дореволюционных ОВС, действовавших  в России. Общество взаимного страхования является некоммерческой организацией и создается на базе профессионального, коммерческого или территориального единства участников и должно адаптироваться к нуждам местного населения или учету специфических потребностей различных социально-профессиональных групп. Цель - распределение рисков, которые возникают как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни.

         Общества взаимного страхования принадлежат самим страхователям, их капитал формируется за счет страховой премии (взносов). Каждый полисодержатель выступает как пайщик, а весь коллектив - в роли страховщика каждого из них. Страхователи в ОВС, являются компаньонами одного и того же страхового предприятия. Задача ОВС заключается в предоставлении членам объединения наиболее качественных услуг по страхованию за приемлемую цену. Излишки, накопленные за отчетный период деятельности общества, принадлежат его членам и используются на пополнение страховых взносов, а убытки возмещаются за счет увеличения страховых взносов. Распределение суммы чистого дохода среди членов ОВС производится пропорционально их вкладам в тот или иной резервный фонд. Солидарная ответственность членов общества ограничивается пределами их страховой суммы.

Члены ОВС  управляют его деятельностью. Высшим органом управления является общее  собрание. Оно выбирает членов совета, правления и ревизионной комиссии. Причем в правление и в совет  могут быть избраны не только члены  общества, но и посторонние лица, число которых должно составлять не более 1/3.

Таким образом, деятельность ОВС не чисто коммерческая, и на него распространяется льготное налогообложение.

Взаимное  страхование существует везде в  мире. ОВС занимают особое место  на рынках большинства индустриально  развитых стран. В России в настоящее  время нет пока ни одного из-за отсутствия утвержденных нормативных актов.

Одной из форм коммерческого сотрудничества страховых  организаций является совместное страхование (сострахование) (ст. 12 закона "Об организации  страхового дела в Российской Федерации"). В развитом виде это приводит к  созданию пулов, страховых союзов, клубов. Цель их создания - оказание методической и организационной помощи своим  учредителям, координация их деятельности по проведению различных видов страхования, участие в подготовке законодательных  актов, содействие научным разработкам  и др.

          Целью организации страхового  дела является обеспечение защиты  имущественных интересов физических  и юридических лиц, Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований  при наступлении страховых случаев.

Права и обязанности  страховщика

 Страховщик имеет право:

1)  устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу; 

2)    предоставлять страхователям на основе соответствующих соглашений отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам и иным платежам с учетом их финансового состояния и при условии своевременной уплаты ими страховщику текущих сумм страховых взносов;

3)   участвовать в расследовании страховых случаев, освидетельствовании, переосвидетельствовании застрахованного в учреждении медико-социальной экспертизы и определении его нуждаемости в социальной, медицинской и профессиональной реабилитации;

4) направлять застрахованного в  учреждение медико-социальной экспертизы  на освидетельствование (переосвидетельствование);

5)  проверять информацию о  страховых случаях в организациях  любой организационно-правовой формы;

6)    взаимодействовать с  государственной инспекцией труда,  органами исполнительной власти  по труду, учреждениями медико-социальной  экспертизы, профсоюзными, а также  с иными уполномоченными застрахованными  органами по вопросам обязательного  социального страхования от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний;

7)   давать рекомендации по  предупреждению наступления страховых  случаев;

8) защищать свои права и законные  интересы, а также права и законные  интересы застрахованных, в том  числе в суде.

 Страховщик обязан:

1)   своевременно регистрировать  страхователей;

2)   осуществлять сбор страховых  взносов;

3)   своевременно осуществлять  обеспечение по страхованию в  размерах и сроки, которые установлены  настоящим Федеральным законом,  включая необходимую доставку  и пересылку средств на обеспечение  по страхованию;

4)   осуществлять обеспечение  по страхованию лиц, имеющих  право на его получение и  выехавших на постоянное место  жительства за пределы Российской  Федерации, в порядке, определяемом  Правительством Российской Федерации;

5) передавать федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, средства для осуществления им мероприятий по обучению, и для проведения научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда;

6) обеспечивать учет использования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

7)  исполнять решения государственной  инспекции труда по вопросам  обязательного социального страхования  от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний;

8) контролировать деятельность  страхователя по исполнению им  обязанностей, предусмотренных статьями 17 и 19 настоящего Федерального  закона;

9)   разъяснять застрахованным  и страхователям их права и  обязанности, а также порядок  и условия обязательного социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний;

10)   аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя;

11) осуществлять необходимые меры, обеспечивающие финансовую устойчивость системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая формирование резервов средств на осуществление указанного вида социального страхования, в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

12) обеспечивать конфиденциальность полученных в результате своей деятельности сведений о страхователе, застрахованном и лицах, имеющих право на получение страховых выплат.

Информация о работе Законодательное определение субъекта страховой деятельности