Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:34, реферат
Ведь именно с помощью башенного крана, мощной, мобильной и универсальной машины ведется основной монтаж строительных конструкций - ведущий процесс, который задает ритм, определяет последовательность производства остальных видов работ на стройке. Большой путь прошел башенный кран, как впрочем, и вся грузоподъемная строительная техника, пока принял тот вид, который известен нам ныне.
Введение.......................................................................................................... 3
1. Устройство башенных кранов.................................................................... 4
2. Основные разновидности кранов............................................................. 12
3. Крановые пути.......................................................................................... 15
4. Монтаж, демонтаж, перевозка башенных кранов................................... 16
5. Обслуживание кранов и их эксплуатация................................................ 19
Заключение.................................................................................................... 24
Содержание.
Введение......................
1. Устройство башенных
кранов........................
2. Основные разновидности
кранов........................
3. Крановые пути.................
4. Монтаж, демонтаж, перевозка
башенных кранов...............
5. Обслуживание кранов
и их эксплуатация.............
Заключение....................
Введение.
Сегодня невозможно представить себе панораму города и достаточно крупного сельского поселка без устремленных ввысь, легких ажурных силуэтов башенных кранов. Они хорошо заметны на фоне новых жилых застроек, всюду, где происходят прогрессивные перемены, где идет строительство. Башенный кран - символ современной стройки, недаром его изображение можно найти на гербах городов, на почетных знаках, вручаемых заслуженным ветеранам - строителям, обложке новенького диплома, вручаемого выпускнику строительного профтехучилища, техникума и института. Комплексная механизация строительных работ, превращение стройки в непрерывный процесс монтажной сборки зданий и сооружений из изготовленных в заводских условиях узлов, конструкций и деталей, в первую очередь, сказались на профессии машиниста башенного крана, повысили ее значение, авторитет среди других строительных профессий.
Ведь именно с помощью
башенного крана, мощной, мобильной
и универсальной машины ведется
основной монтаж строительных конструкций
- ведущий процесс, который задает
ритм, определяет последовательность
производства остальных видов работ
на стройке. Большой путь прошел башенный
кран, как впрочем, и вся грузоподъемная
строительная техника, пока принял тот
вид, который известен нам ныне. Сменилось
не одно поколение этих машин, прежде
чем увидел свет наиболее достойный
и совершенный его
1. Устройство башенных кранов
Башенный кран – поворотный
кран со стрелой, закрепленной в верхней
части вертикально
Существует множество типов башенных кранов. Они нашли широкое применение при строительстве зданий и сооружений в производстве погрузочно-разгрузочных работ. Башенный кран состоит из следующих основных узлов: башня, ходовая рама с колесами, опорно-поворотное устройство, поворотная платформа с грузовой и стреловой лебедкой, с противовесом; механизм поворота и электрооборудования, механизм подъема груза, механизм для изменения вылета, механизм передвижения крана и т.д.
Рис. 1. Башенные краны (а - быстромонтируемый кран на винтовых опорах РБК-2-20; б - кран на рельсовом ходу КБ-504А: 1 - ходовая рама; 2 - опорно-поворотное устройство; 3 - поворотная платформа; 4 - механизм поворота; 5 - грузовая лебедка; 6 - стреловая лебедка; 7- противовес; 8 - башня; 9 - кабина; 10 - стреловой расчал; 11 - тележечная лебедка; 12 - стрела; 13 - грузовая тележка; 14 - крюковая подвеска)
Все башенные краны имеют башню, что подразумевается уже самим их названием, и стрелу; эти башни и стрелы бывают самыми разнообразными. Башня крана — как бы его остов, который служит для поддержания стрелы на определенной высоте, а также для передачи нагрузок со стрелы на ходовую раму и крановые пути. Башню изготовляют из металлических уголков или труб, иногда бывают башни, выполненные в виде сплошной трубы. В вертикальном положении башни крепятся на портал или шарнирно с помощью подкосов.
У ряда кранов высота башни
при необходимости может
Преимущество подъемных
стрел заключается в
Важный элемент башенного
крана — ходовая рама для передачи
действующих нагрузок на крановые пути.
У кранов с неповоротными башнями
ходовые рамы выполнены в виде
закрытого шатрового или
В верхней части башни
находится оголовок, который жестко
соединен с башней или связан с
нею с помощью опорно-
Для захвата груза кран снабжен крюком. Грузы — разнообразные строительные детали и материалы — при помощи съемных грузозахватных приспособлений — универсальных строп из стальных - и пеньковых канатов, цепей, траверс, футляров, захват - «тов., особых крючков и тары. Стальные канаты служат также для оснастки в качестве тяговых органов при подъеме груза и самой стрелы. Их применяют в устройствах для монтажа и демонтажа кранов, для выдвижения башни, передвижения грузовой тележки на балочных стрелах, для поворота крана. Они способны обеспечить высокую грузоподъемность при незначительном собственном весе, большую надежность в работе, гибкость и подвижность во всех направлениях при перемещении груза.
Применяемые для оснастки
башенных кранов стальные канаты должны
обладать прочностью, долговечностью,
не сплющиваться и не раскручиваться
во время работы. В обязанности
машиниста башенного крана
При поверхностном износе и коррозии проволок (уменьшение диаметра более чем на 30%) канат непригоден и должен быть заменен другим. Износ или коррозию определяют с помощью микрометра по концу проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа. Если оборвана целая прядь при сильной деформации, а также при попадании каната под напряжение, канат бракуют и немедленно заменяют. Ускоренный износ стального каната может быть вызван нарушением установленного нормативами соотношения между диаметром барабана (блока), огибаемого канатом, и диаметром самого каната. Это соотношение учитывает тип и режим работы башенного крана. Подбирают стальной канат по грузоподъемности крапа, то есть по величине наибольшего груза, который кран может поднять с учетом коэффициента запаса прочности каната. Каждый стальной канат должен иметь паспорт — сертификат завода-изготовителя, где указывают тип каната, расчетный предел прочности на разрыв, результаты испытаний. Канат должен быть снабжен биркой, на которой указаны заводские данные.
Безопасность работы крана во многом зависит от правильной заделки каната. К металлоконструкциям крана, блокам полиспаста, на барабанах лебедок, на крюках стальные канаты крепят различными петлями, узлами, муфтами, клиновыми зажимами. Петля на конце каната выполняется заплеткой свободного конца с применением коуша-кольца с полукруглой канавкой по наружному диаметру, предотвращающего расплющивание каната при перегибе и перетирание стальных проволок. Сращивать канаты, предназначенные для работы на башенном кране, строго запрещено. Канат соединяет подъемный механизм с грузом через специальные приспособления - блоки, полиспасты, барабаны. Блоки служат для подъема и опускания груза, для изменения направления движения канатов. Это простейшее устройство - обычное колесо, обод которого имеет желоб для размещения каната. Применение блока не дает особого выигрыша в силе, так как подвешенный к канату груз для уравновешивания требует приложения усилий, равных весу груза, к другому концу каната, перекинутому через блок. Блоки делятся на подвижные и неподвижные. Последние нужны для изменения направления движения канатов. Что же касается подвижных блоков, то они, вращаясь вокруг собственной оси, перемещаются одновременно с грузом.
Полиспаст состоит из системы
нескольких подвижных и неподвижных
блоков, соединенных канатом. Полиспаст
позволяет получить большой выигрыш
в тяговом усилии благодаря уменьшению
скорости подъема груза. Барабан
грузоподъемного механизма
Производительность труда
машиниста крана во многом зависит
от расположения его кабины, ее размеров,
планировочного и конструктивного
ее решения. Основное требование к кабине
- обеспечение хорошего обзора в
зоне действия крана, а также максимально
удобное для машиниста
Внутри кабины расположена аппаратура управления механизмами крана — командоконтроллеры, ограничитель вылета и грузоподъемности, измерительный пульт анемометра, аварийный выключатель, щиток освещения, вентиляторы, огнетушитель и сигнальные лампы. Имеются специальные места для хранения аптечки, одежды, и ниструмента, для электропечки и хранения кранового журнала. Все рабочие движения крана производят с помощью четырех механизмов: механизма передвижения, механизма поворота, грузовой лебедки, тележечной (при балочных стрелах) или стреловой (при подъемных стрелах) лебедки. Основными узлами каждого механизма являются электропривод, редуктор, муфты, тормоз, открытые зубчатые передачи, а также исполнительные органы — барабаны, ходовые колеса, ведущие шестерни. Редуктор нужен для передачи крутящего момента от двигателя к исполнительным органам — колесам, барабану, шестерням.
Муфты служат для соединения
вращающихся валов; тормоза —
для удержания механизмов в заданном
положении и полной их остановки.
Механизм передвижения в башенных кранах
на рельсовом ходу обеспечивает перемещение
крана по крановым путям. Для равномерного
распределения нагрузки на колеса крана
их объединяют в балансирные ходовые
тележки. Кран, опирающийся только на
4 колеса, оборудован одним механизмом
передвижения с приводом на два колеса.
Ведущие ходовые тележки крана,
имеющего 8 и более колес, оборудованы
индивидуальным приводом. На раме ведущей
ходовой тележки размещен двигатель,
зубчатый редуктор, передающий вращение
на ходовые колеса. На торцах рамы размещены
противоугонные устройства, которые
при их опускании могут прочно
закрепить кран на рельсах. Когда
кран находится в нерабочем