Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:40, контрольная работа
Гигиена строительства ДОУ включает широкий круг вопросов, от правильного решения которых зависит здоровье и работоспособность подрастающего поколения. Структура зданий, их планировочные решения в значительной степени определяют состояние внутренней среды помещений и возможность правильной организации учебно-воспитательного процесса и физического воспитания детей. Проектирование, строительство и благоустройство ДОУ находятся под врачебным контролем, который проводится в порядке предупредительного санитарного надзора. Он осуществляется в соответствии с нормативными документами, основными из которых являются “Санитарные нормы и правила (ВСН - 49-86)”
Поскольку уровень естественной освещенности в течение дня и года значительно изменяется, поддержание необходимого постоянного уровня освещенности в помещении осуществляется в помощью “светового календаря” или установки автоматического регулирования света. Недостаточное естественное освещение дополняется включением искусственного освещения.
Система искусственного освещения должна обеспечивать достаточное и равномерное освещение помещений, не вызывать ослепленности.
3.2. Воздушно-тепловой режим
Одним из важных световых факторов, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей, является воздушно-тепловой режим помещений.
В закрытых помещениях детских учреждений за время пребывания в них детей повышаются температура и влажность воздуха. Изменяется химический состав воздуха вследствие выделений продуктов жизнедеятельности, так называемых антроповыбросов (выдыхаемый воздух, кишечные газы, выделения с поверхности кожи).
Кроме того, воздушная среда загрязняется выделением химических веществ из отделочных материалов, в процессе учебно-производственной деятельности.
Меняются биологические свойства воздуха (бактериальная обсемененность), ионный состав (увеличивается количество тяжелых, положительно заряженных частиц).
Изменение физических, химических и биологических качеств воздушной среды оказывает неблагоприятное влияние на организм детей: ухудшается работоспособность, появляются головная боль, вялость. Химические загрязнения воздуха могут вызвать токсическое действие, аллергию. Повышается заболеваемость. Поэтому большое значение придается санитарно-гигиеническому контролю за показателями воздушной среды и правильной эксплуатации систем отопления и вентиляции в детских учреждениях.
Температура воздуха в помещениях для детей должна быть дифференцирована в зависимости от назначения помещения, строительно-климатической зоны, возраста детей и др.
Расчетная температура воздуха для проектирования отопления в помещениях детских и подростковых учреждений
Расчетная температура воздуха, о С | |||
Помещения |
IA, IБ и IГ климатические подрайоны |
II и IIIклиматические районы и IB IД климатические подрайоны |
IYклиматический район |
Детские дошкольные учреждения | |||
1. Групповая, раздевальня (2-й группы раннего возраста и 1-й младшей группы) |
23 |
22 |
21 |
2. Групповые, раздевальни |
|||
2-й младшей группы |
22 |
21 |
20 |
средней и старшей группы |
21 |
20 |
19 |
3. Спальня: |
|||
ясельных групп |
22 |
21 |
20 |
дошкольных групп |
20 |
19 |
18 |
4. Залы для музыкальных и гимнастических занятий |
20 |
19 |
18 |
5. Помещение бассейна для обучения детей плаванию |
30 |
30 |
30 |
Оптимальные показатели относительной влажности воздуха - 30-50%, подвижности воздуха - 0,06-0,25 м/с, допустимые - 25-60% и не более 0,3 м/с. В игровых и групповых, расположенных на 1-м этаже, температура поверхности пола в зимний период должна быть 23 о С.
Для поддержания оптимальных условий микроклимата помещений применяют различные системы отопления. Наиболее широко используется центральное водяное отопление низкого давления с температурой воды - теплоносителя для дошкольных учреждений 85 оС, для школ и других учебных заведений - 95 о С.
При водяном отоплении нагревательные приборы (конвекторы, радиаторы) отдают тепло омывающему их воздуху помещения, при этом температура стен остается низкой, что вызывает отрицательную радиацию, т.е. потерю тепла организмом путем излучения.
Лучистые системы отопления (или панельное отопление) представляют собой заключенные в ограждающие конструкции трубы или каналы, по которым циркулирует нагретая вода или воздух. При этом теплоотдающими поверхностями могут быть пол и потолок или стены помещения.
Лучистая система отопления имеет ряд преимуществ: равномерность температуры воздуха в помещении, отсутствие пригорания пыли, возможность лучше проветривать помещение, так как тепловой комфорт детей обеспечивается при более низкой температуре воздуха. Для обеспечения оптимального теплового состояния детей рекомендуется температура нагрева панелей полов детских дошкольных учреждений не выше 24 о С, потолков - 28 о С, стен - 30-35 о С.
Суточные колебания температуры воздуха не должны превышать 3о С.
Вентиляция обеспечивает приток чистого воздуха и удаление загрязненного, способствует поддержанию в помещениях оптимальных микроклиматических условий и чистоты воздуха.
Естественная вентиляция предусматривает поступление наружного воздуха под влиянием теплового или ветрового напора и удаление загрязненного через вытяжные каналы. Приток воздуха осуществляется через фрамуги. Правильное устройство фрамуги такое, когда наружная створка открывается наружу на петлях, укрепленных в верхней части фрамуги, а внутренняя - внутрь на петлях, укрепленных в нижней части фрамуги. При таком устройстве фрамуги наружный воздух направляется к потолку и в зону нахождения детей поступает уже обогретый, не вызывая их охлаждения. В теплое и переходное время года аэрация помещений может осуществляться непрерывно в присутствии детей. Для обеспечения достаточного притока воздуха отношение площадей сечения фрамуги и пола должно быть не менее 1:50.
Чистота воздуха помещений достигается правильной организацией проветривания помещений. Продолжительность проветривания определяется температурой наружного воздуха.
В холодное время года аэрация групповых должна проводиться до прихода детей и заканчиваться за 30 мин до их появления. В спальных помещениях фрамуги, форточки следует закрывать за 30 мин. до сна детей, открывать во время сна с одной стороны и закрывать за 30 мин. до подъема детей.
Быстрое улучшение качества воздуха достигается сквозным проветриванием (одновременно открыты фрамуги и дверь), но обязательно в отсутствие детей. Эффективность сквозного проветривания в 5-10 раз выше по сравнению с обычным только через фрамуги или форточки.
3.3. Водоснабжение и канализация.
Здания детских учреждений должны быть оборудованы водопроводом, иметь горячее водоснабжение и канализацию.
В неканализированных районах детские учреждения должны оборудоваться внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений.
Качество воды должно удовлетворять санитарным требованиям, предъявляемым к питьевой воде в соответствии с действующим ГОСТом 2874-82 “Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством воды”.
В яслях-садах с дневным пребыванием расход воды принимают из расчета 76,5 л в сутки на одного ребенка, с круглосуточным пребыванием детей - 100 л на одного человека без учета расхода воды в столовой и прачечной.
В детских дошкольных учреждениях подводка горячей воды обязательна в кухню, постирочную, игровую 1-й группы раннего возраста, буферные и туалетные всех групп. Зимой к душам и умывальникам должна подводиться вода температуры 37-60 о С.
Перечень санитарно-технического оборудования представлен.
Санитарно-техническое оборудование в детских учреждениях
Тип учреждения |
Санитарно-техническое оборудование | |||||
умывальники детские |
унитазы детские |
слив |
ванна |
душевой поддон |
полотенце-сушитель | |
Детские сады-ясли |
||||||
1-я группа раннего возраста |
1 |
1 |
1 | |||
2-я группа раннего возраста и 1-я младшая группа |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 | |
2-я младшая и средняя группы |
4 |
3 |
1 |
1 | ||
Старшая и подготовительная группы |
4+4 |
4+4 |
1+1 |
1+1 |
В IV климатическом районе, а также в сельской местности допускается устройство отдельно стоящих туалетов выгребного типа.
Надворные уборные делают с водонепроницаемыми выгребными ямами. Их располагают на расстоянии не менее 25 м от жилья и производственных построек, 50 м от источника водоснабжения. Стены и крыша надворной уборной должны быть без щелей, полы устойчивые, двери плотно пригнанными и самозакрывающимися.
Уборные должны иметь вытяжную трубу с дефлектором наверху, естественное и искусственное освещение. Проем для естественного освещения должен быть закрыт мелкой сеткой. Туалеты оборудуют из расчета 1 очко на 15-20 человек.
Мусор и кухонные отбросы собирают в эмалированные или оцинкованные ведра с крышками, а затем ссылают в мусоросборник или выгребные ямы. Выгребы делают водонепроницаемыми из камня, кирпича, бетонных блоков на цементном связующем. Люки для очистки выгребов снабжают хорошо пригнанными двойными крышками, закрывающимися на замок.
Компостную кучу размещают на территории хозяйственного двора вблизи сельскохозяйственного участка.
3.4. Санитарное содержание участка и помещений
Въезды, входы, а также проезды и дорожки на участке должны иметь твердое покрытие (бетонированное, асфальтовое, утрамбованный гравий).
Участок детского учреждения убирают ежедневно. Мусор и смет ссыпают в мусоросборники. В теплое время года при сухой и жаркой погоде зеленые насаждения, дорожки, игровые площадки поливают водой, а уборку территории проводят после нее и при закрытых окнах помещений.
У входа в детские учреждения должны быть скребки для очистки обуви от грязи; при входе в помещение кладут коврики для вытирания ног, а зимой - веники для обметания снега. Скребки и коврики очищают от грязи, пыли и снега не менее 2 раз в течение дня, периодически промывают и просушивают.
Во всех помещениях ежедневно проводят
Полы следует мыть не менее двух раз в день, при этом один раз с обязательным протиранием мебели, а также радиаторов, подоконников и детских шкафчиков.
В комнате для музыкальных и гимнастических занятий уборка должна проводиться после каждого занятия. Влажную уборку осуществляют с применением моющих средств (мыло, кальцинированная сода, синтетические моющие порошки).
Генеральная уборка всех помещений должна проводиться ежемесячно и по эпидемиологическим показаниям: мытье полов, осветительной арматуры, окон, дверей, стен с применением моющих и дезинфицирующих средств: 0,5-1% раствор хлорной извести и хлорамина; 0,5 % раствор гипохлорита кальция, 3 % раствор ниртана, дезинфицирующая композиция хлордезина (0,5 %) и сульфохлорантина (0,.2 %).
После каждого приема пищи покрытие стола промывают горячей водой с мылом специальной ветошью, которую простирывают. просушивают и в сухом виде хранят в специальной посуде с крышкой. Ежедневно горячей водой с мылом протирают все стулья.
Постельное белье меняют по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Белье и пеленки после употребления складывают в специальный бак, ведро с крышкой или клеенчатый мешок. В конце дня грязное белье в клеенчатых мешках поставляется в постирочную. Матерчатые мешки сдают в стирку, клеенчатые - обрабатывают горячим мыльным или содовым раствором. Постельные принадлежности: матрацы, подушки, одеяла, спальные мешки следует проветривать непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки, периодически выносить на воздух. Раз в год постельные принадлежности должны подвергаться химической чистке.
В строгой чистоте содержат туалетные и уборные. В ясельных группах полы моют после каждого высаживания детей на горшки. Горшки после каждого использования моют проточной водой, а при осложнении эпидемиологической обстановки обрабатывают в течение 30 мин. 1% раствором хлорамина или 1% раствором (осветленным) хлорной извести.
В умывальнях, душевых, постирочных полы, стены, двери, дверные ручки следует ежедневно мыть горячей водой с применением моющих средств. Стены, полы и оборудование уборных ежедневно промывают большим количеством воды.
При отсутствии канализации выгребные ямы и мусоросборники очищают при заполнении 2/3 их объема и ежедневно обрабатывают 10% раствором хлорной извести и раз в неделю засыпают сухой хлорной известью (из расчета 1 кг на 1 м2).
Инвентарь для уборки туалета (тряпки, ведра, щетки) должны иметь специальную маркировку ярким цветом и храниться в специальном шкафу или кладовой. Весь уборочный инвентарь после использования следует промывать горячей водой с моющими средствами.
Дезинфицирующие растворы следует хранить в темной посуде и, так же как моющие средства, в местах, не доступных детям.
При осложнении эпидемиологической ситуации ежедневную влажную уборку всех помещений проводят с применением дезинфицирующих средств (1% раствор хлорамина, 1% осветленной хлорной извести). Столы и стулья промывают 1% раствором хлорной извести, затем горячей водой и вытирают насухо.
Игрушки дезинфицируют в 0,5% растворе хлорамина или 0,5% растворе хлорной извести в течение 30 мин, затем промывают и просушивают.
В каждом учреждении имеется санитарный журнал. В нем санитарный врач или его помощник записывает результаты санитарного обследования и предложения о ликвидации выявленных санитарных нарушений, отмечает фактическое выполнение администрацией предложенных мероприятий.