Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:00, реферат
Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Роль машиностроения в развитии экономики России……………………..4
1.2. Машиностроение
(география машиностроения, классификация отраслей)………………………9
2.Экспортные возможности российского машиностроения……………….14
2.1. Энергетическое машиностроение……………………………………….14
2.2. Автомобильная промышленность……………………………………….17
2.3. Железнодорожное машиностроение………………………………………23
3. Заключение………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………….25
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО
Московский
Государственный Строительный
Реферат
На тему: «Машиностроение в экономике, география и классификация отраслей»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Роль машиностроения в развитии экономики России……………………..4
1.2. Машиностроение
(география машиностроения, классификация отраслей)………………………9
2.Экспортные возможности российского машиностроения……………….14
2.1. Энергетическое машиностроение……………………………………….
2.2. Автомобильная промышленность……………………………………….
2.3. Железнодорожное машиностроение………………………………………
3. Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Машиностроение как отрасль
существует более двухсот лет. По
числу занятых и по стоимости
выпускаемой продукции оно
Машинотехническая продукция является третьей статьей российского экспорта (после топливно-энергетических товаров и металлов). По объему экспорта продукции машиностроения и ее экспортной доле Россия сильно уступает не только промышленно развитым странам, но и многим развивающимся, причем не только новым индустриальным.
Машиностроение представляет собой комплекс отраслей промышленности, изготавливающих средства производства, транспорта, а также предметы потребления и оборонную продукцию. В машиностроительный комплекс входит 7,5 тыс. предприятий. Из них 92% акционированы, основная доля госсобственности сконцентрирована в научных и проектных организациях. Машиностроение является ведущей базовой отраслью экономики и ее главным системообразующим элементом, определяющим состояние производственного потенциала и обороноспособности государства, устойчивое функционирование всех отраслей промышленности и наполнение потребительского рынка.
В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексов 9 отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и др. [2]
Доля машиностроения в промышленном производстве одна из самых больших - 19,5%, однако это в полтора-два раза ниже, чем в экономически развитых странах, где она составляет 35-50%.
Доля машиностроения в общем объеме валового внутреннего продукта (ВВП) составляет 18%, что в два раза ниже, чем в странах Европейского Союза (ЕС). При этом наблюдается слабая динамика развития отрасли. Объемы производства в машиностроении за последние четыре года увеличились в 1,5 раза, однако основной рост (порядка 20%) пришелся на 1999-2000 годы, что было связано со слабым рублем в результате кризиса 1998 года. После того, как позиции рубля укрепились, темпы роста в машиностроении стали в два раза ниже, чем в других секторах экономики.
Наиболее перспективной областью машиностроения в Минпромнауки считают автомобилестроение, концепция развития которого одобрена правительством в июле 2002 года.
Следующим по потенциальным возможностям рынком считается энергетическое и транспортное машиностроение, а также машиностроение для газовой и нефтяной промышленности.
В наиболее критическом состоянии
сегодня находится
Объемы производства в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении также демонстрируют устойчивую тенденцию снижения объемов производства.
Переход к рыночной экономике
наиболее тяжело и болезненно сказался
на машиностроительном комплексе, что
было обусловлено отсутствием
В результате непродуманной
экономической политики, приведшей
к катастрофическому
Произошло резкое сокращение
использования производственных мощностей,
обострилась проблема технологической
структуры производства, в основе
которой лежит замещение
Нарастает процесс неуклонного старения и ухудшения качественного состава, инженерных и производственных кадров (средний возраст инженеров на предприятиях Урала составляет 50-60 лет), что в значительной мере предопределяется низким уровнем заработной платы и отсутствием необходимого комплекса социальных мероприятий, и вместе с тем потерей престижности машиностроительных отраслей для молодежи. В результате резко снижается квалификация, теряется преемственность поколений.
Роль и значение каждой
страны в мировой экономике
Разработанная в середине
90-х годов прошлого века программа
«Национальная технологическая
база» предусматривала три
Стратегия структурного реформирования машиностроительной отрасли связана с решением многочисленных актуальных вопросов организационного и правового характера. Среди них важную роль призвано сыграть создание интегрированных структур, предусматривающих, в частности, оптимальный баланс, устойчивое развитие и воспроизводство научно-конструкторского и производственного потенциалов и направление государственных инвестиций на объекты реформируемой структуры. Это позволит проводить на современном уровне прикладные наукоемкие высокотехнологичные исследования и разработки в условиях существующих ограничений бюджетных средств в сочетании с развитием фундаментальных научных исследований как основы создания инновационных технологий и новейших принципов. [4]
1.2 Машиностроение
(география машиностроения, классификация отраслей)
С точки зрения особенностей размещения производства и степени расчленения технологического процесса отрасли машиностроения классифицируются следующим образом:
В зависимости от целевого назначения
выпускаемых машиностроением
Тяжелое машиностроение производит металлургическое (блюминги, слябинги, прокатные станы), горно-шахтное, подъемно-транспортное оборудование. Для тяжелого машиностроения характерны предприятия полного цикла: заготовка, механическая обработка, сборка. Тяжелое машиностроение ориентируется на металлургические базы и на потребителя. Классическими примерами тяжелого машиностроения являются Урал и Сибирь: Екатеринбург, Орск, Новокузнецк, Кисилевск, Иркутск (производство драг)
Энергетическое машиностроение, несмотря на металлоемкость, ориентируется на квалифицированные кадры и научно-исследовательские базы. Производит паровые турбины, гидротурбины, атомные реакторы, аккумуляторы, трансформаторы, оборудование для ЛЭП, генераторы.
Производство турбин:
Производство котлов:
Таганрог
Белгород
Подольск
Барнаул
Кузнечно-прессовое оборудование и тяжелые станки:
Коломна
Общее машиностроение.
Локомотивостроение исторически возникло в центре (Коломна), где была ж/д сеть и затем продвинулась к источникам сырья (Донбасс). До распада СССР тепловозы производились на Украине, а
электровозы – в России (после распада осталось и производится 85% советских электровозов в Новочеркасске).
Тепловозы:
Вагоностроение концентрируется в европейской части, хотя зародилось на Урале.
Электропоезда:
Торжок (Калининградская область)
Информация о работе Машиностроение в экономике, география и классификация отраслей