Машиностроение в экономике, география и классификация отраслей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:00, реферат

Описание работы

Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Роль машиностроения в развитии экономики России……………………..4
1.2. Машиностроение
(география машиностроения, классификация отраслей)………………………9

2.Экспортные возможности российского машиностроения……………….14
2.1. Энергетическое машиностроение……………………………………….14
2.2. Автомобильная промышленность……………………………………….17
2.3. Железнодорожное машиностроение………………………………………23
3. Заключение………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Машиностроение.docx

— 45.92 Кб (Скачать файл)

Важнейшими рынками сбыта  российских автомобилей выступают  страны СНГ, восточноевропейские государства, отдельные развивающиеся страны Азии (Турция, Ирак, Вьетнам, Сирия) и  Африки (Египет, Ангола, Эфиопия).

Довольно важная статья российского  экспорта машиностроительной продукции  – экспорт автомобильных комплектующих. Так, в 2004 г. было экспортировано частей более чем на 400 млн. долл., что  составило 32% от стоимостного объема экспорта автомобилей. В географической структуре поставок доминируют Украина (куда в больших объемах поставляются части для промышленной сборки), Белоруссия и Казахстан.

В страны с развитой автомобильной  промышленностью возможен экспорт  заготовок (литья, поковок, штамповок  и отдельных компонентов), при  условии обеспечении их высокого качества. Некоторые предприятия  так и поступают, например, «КамАЗ». На данном направлении расширения экспортных поставок продукции автомобильной  промышленности наибольшие перспективы  имеет создание совместных предприятий  отечественных и зарубежных производителей по производству современных комплектующих  изделий. [3]

В ближайшие 8 лет объем  продаж на авторынке РФ вырастет до 2,3 млн. автомобилей в год. Такая  цифра будет соответствовать  ежегодному росту на 6%.

Одновременно импорт иномарок в Россию увеличится с нынешних 300.000 до 700.000 автомобилей в год, а число  выпускаемых в России иностранных  моделей вырастет с нынешних 100.000 в год до 800.000 в год.

К 2014 году доминирующими  на российском рынке станут иностранные  модели, на которые будет приходиться 70% продаж. В настоящее время лидерство  пока за местными заводами (60% продаж).

По мере развития рынка  и роста доли иномарок будет усиливаться  присутствие иностранных смежников  в российском автопроме. Сейчас их доля составляет 26%, а уже к 2010 году вырастет до 43%.

Развитие российского  авторынка в перспективе создаст 66 млн. рабочих мест. Среди них  будут новые места в самой  России, а также и в соседних странах, прежде всего в Восточной  Европе, где 20 крупнейших смежников  мирового автопрома уже открыли 150 различных производств. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Железнодорожное машиностроение

 

Экономический кризис 90-х  годов привел к резкому сокращению объемов перевозок и практически  полной остановке закупок нового тягового подвижного состава со стороны  МПС РФ, многократному уменьшению закупок вагонов и прекращению  инвестиций в разработку и внедрение новых технологий локомотиво- и вагоностроения.

Из-за отсутствия заказов  на новый подвижной состав объем  производства грузовых вагонов резко  снизился. Тем не менее, избыток сохранялся до 1999 г. В 2000 г. в связи с ростом объемов перевозок начал ощущаться  дефицит отдельных видов вагонов, что привело к росту производства.

Слому отрицательной динамики производства в железнодорожном  машиностроении способствовал значительный рост промышленного производства и  экспортного грузопотока, приведший  к увеличению спроса со стороны предприятий  и независимых железнодорожных  операторов.

Принятие МПС РФ (преобразованном  впоследствии в ОАО «РЖД»), рассчитанной до 2010 года масштабной программы модернизации и обновления подвижного состава  придало росту выпуска железнодорожной  техники высокие темпы. Они сегодня  – одни из самых высоких не только в машиностроении, но и в отечественной  промышленности в целом.

Основной производитель  электровозов в России – Новочеркасский электровозостроительный завод (Ростовская область). Тепловозы выпускают Брянский машиностроительный завод, Коломенский  тепловозостроительный завод (Московская область) и «Людиновотепловоз» (Калужская  область).

Отечественные производители  грузового подвижного состава способны в большинстве случаев удовлетворять  потребности железных дорог.

Выпуск грузовых вагонов  в 2004 году на 5% превысил максимальные показатели, зафиксированные в первой половине 1970-х годов. При продолжающемся росте  внутреннего спроса на вагоны становятся затруднительными их поставки на внешние  рынки, где они также пользуются спросом.

Уже сейчас на экспорт поставляется около 20% выпускаемой железнодорожной  техники. По соотношению цена/качество российская продукция может успешно  конкурировать с товарами ведущих  зарубежных фирм. Выпускаемый отечественными производителями подвижной состав, иногда уступая зарубежному в  отдельных качественных характеристиках, обладает в несколько раз меньшей  стоимостью.

Подавляющая часть экспортных поставок приходится на страны СНГ, а  также нетребовательные рынки отдельных  стран. Для закрепления на мировом  рынке российские компании должны повысить качество продукции и предоставить должный уровень торгового сервиса  и послепродажного обслуживания.

Российское железнодорожное  машиностроение обладает большим экспортным потенциалом, но нуждается в инвестициях и государственной поддержке. Предприятиям необходимо расширение производственных мощностей и обновление оборудования. [3]

 

Список литературы

 

  1. Борковский А.Н. Прогноз внешней торговли РФ на период до 2025 года//Внешнеэкономический бюллетень-2003-№12;
  2. Кучина Е. Проблемы обеспечения конкурентоспособности продукции машиностроения//Маркетинг-2006-№2;
  3. Сергеев В. Экспортные возможности российского машиностроения//РИСК-2006-№1;
  4. Смирнов Е. Внешнеэкономический потенциал российского машиностроительного комплекса//Международная экономика-2005-№9;
  5. http://www.zr.ru/news/44984/

Москва 2013 год

 


Информация о работе Машиностроение в экономике, география и классификация отраслей