Оценочная деятельность при слияниях и поглощениях компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:29, реферат

Описание работы

Долгое время после начала приватизации в России не существовало ни рынка фирм, ни сделок по их купле-продаже. Но время идет, и все чаще в СМИ появляются сообщения о том, что одна гигантская корпорация купила контрольный пакет акций другой, не уступающей ей по размерам, другая пара предприятий решила объединить свои капиталы ради достижения общих целей и т.д. Все это говорит о том, что в России, которая очень болезненно переносила переход к рыночным отношениям, перешла от стадии внедрения отдельных элементов рынка к стадии их стремительного роста, а значит, и потребовала развития инструментов управления этими элементами – таких, как оценка рыночной стоимости фирмы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…..3
1.Практическое применение оценки компании при слияниях и поглощениях…………………………………………………………….…..5
Заключение……………………………………………………….….14
Список литературы…………………………………….……………17

Файлы: 1 файл

оценка.docx

— 35.53 Кб (Скачать файл)

3. Метод оценки по активам.  Если ваше предприятие остановлено  или выручка от него мизерная, но у вас есть земля, инфраструктура, стены и станки, которые по  рыночным ценам стоят относительно  дорого, можно оценивать предприятие  не по денежным потокам, не  по методу сравнимых сделок, а  именно по стоимости активов.  Если активы предприятия стоят  2 млн долл., оценка всего бизнеса составляет 2 млн долл., даже если выручка нулевая и есть затраты на содержание всей инфраструктуры.

Пожалуй, три вышеописанных  метода оценки бизнеса можно назвать  самыми распространенными. Третий метод  очень часто применяется в  Москве, где в последнее время  сильно выросла стоимость земли  и убыточные или фактически не работающие советские предприятия  продаются по цене активов, безотносительно  к генерируемым ими денежным потокам.

Поглотителю, для которого такая сделка зачастую уже не первая, обычно приходится легче: он, как правило, достаточно искушен в переговорах, а также знает, как структурировать  сделку и оценить предприятие. В  свою очередь, если продавцом является предприниматель, который несколько  лет назад сам создал бизнес, сам  поднимал его, довел до определенного  масштаба и теперь хочет продать, то, как правило, сделка слияния или  поглощения является первой в его  жизни. Он никогда не попадал в  подобную ситуацию и не знает, как  действовать. Даже если предприниматель  добился успеха в развитии своего дела - в оказании каких-либо услуг  или производстве продукции, - это  вовсе не значит, что он может  хорошо и правильно оценить и  продать бизнес. Подобная процедура  требует высокого мастерства и профессиональных навыков, а также многолетнего обучения.

Если поглощающая компания часто заключает сделки слияний  и поглощений, в ней обычно существует специальное структурное подразделение, где работают профессионалы, имеющие  опыт работы в инвестиционных банках. Эти люди провели не один десяток  сделок, так что умеют успешно  оценивать и структурировать  сделки. Поглощаемая компания не может  позволить себе такую роскошь, как  подразделение по слияниям и поглощениям, поэтому разумный выход - нанимать под  одну конкретную сделку профессионального  финансового советника, который  оценит стоимость компании, напишет  правильный инвестиционный меморандум и составит правильную финансовую модель с оценкой стоимости бизнеса. А что еще более важно, правильно структурирует отношения с поглотителем и максимально защитит интересы акционера поглощаемой компании. Переговоры ведет, как правило, финансовый консультант вместе с акционерами поглощаемой компании (или как минимум в их присутствии). Это очень важный момент. Обычно финансовыми консультантами являются инвестиционные банки, иногда - консалтинговые компании, которые специализируются именно на инвестиционных сделках и сделках по слияниям и поглощениям, либо те же аудиторские компании, у которых есть сильное подразделение корпоративных финансов.

 

Недостатки слияний и  поглощений. Первый и, как кажется, самый  большой минус - это <забюрокрачивание> структуры. За счет чего выживают небольшие компании (в данном случае будем считать небольшими компании с годовой выручкой до 200-300 млн долл. и численностью персонала до 1 тыс. человек)? В первую очередь за счет своей гибкости. Такие фирмы быстро реагируют на изменения рынка, потребительского спроса, вновь появившиеся тенденции. В случае, например, победы на тендере и появления быстрого заказа небольшой компании легче быстро увеличить объемы производства, закупить и поставить новую технологическую линию, расширить свой штат. Руководство и акционеры таких компаний гораздо быстрее принимают решения и более мобильны. Пока в огромной структуре вопрос пройдет через все департаменты, пока его согласуют и примут решение, маленькая фирма успеет произвести все необходимые изменения, принять решение, выиграть тендер и начать производить продукцию или оказывать услуги. Как только такая компания входит в большую структуру, ключевые вопросы (если делегирования полномочий не произошло) отправляются на самый верх, где руководство в силу нехватки времени, внимания или каких-либо других причин не всегда своевременно реагирует на требования рынка, что и влечет за собой негативные последствия для бизнеса.

Второй минус - потеря мотивации. Если руководитель предприятия является одновременно и основным собственником, часто даже единственным, то он с  финансовой точки зрения заинтересован  работать хорошо и эффективно. Но как  только бизнес продан, вступает в действие другая мотивация. Даже оставаясь руководителем  компании, человек частично теряет личный интерес и работает менее  активно. Если же вместо собственника на должность руководителя назначают  наемного менеджера, который часто  видит себя обычным чиновником-функционером от бизнеса, то стимулов для того, чтобы  активно развивать этот бизнес, остается и того меньше. И чем ниже у  такого чиновника материальная мотивация (зарплата, бонусы и прочие стимулы), тем меньше он заботится о том, как эффективно развить управляемый  бизнес, как заработать больше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Оценка  собственности   уходит  своими   корнями   в  классическую  и современную  экономику. К сороковым годам  прошлого столетия во многих странах  были  разработаны   в  основном  схожие   между  собой   принципы   и  методики оценки.    К    концу    семидесятых    годов    по    мере    расширения    оценочной деятельности, развития международных финансовых институтов и интеграции национальных      рынков      возникла      необходимость      выработки      единых международных стандартов оценки. В структуре этих стандартов важное место занимает оценка предприятия, которая в рыночной экономике  интерпретируется как оценка бизнеса.

Категория "рыночная стоимость'" с точки зрения оценки предприятия  определяется при помощи методов  и процедур, отражающих как юрисдикцию оцениваемого объекта, так и наиболее вероятные условия, при которых  данный объект   продавался   бы   на   открытом   рынке.   Наиболее   распространенными  подходами к оценке рыночной стоимости  являются: затратный, доходный и подход сравнимых  продаж.  Затратный  подход может быть использован  при  оценке рыночной стоимости, так как  все исходные параметры основываются на данных открытого рынка. В условиях нерыночных ситуаций исходные параметры  выбираются иным    способом и, соответственно, остаточная стоимость  возмещения, определенная затратным  методом, не может отражать рыночную стоимость предприятия.

При осуществлении сделок по приобретению и слиянию проведение оценки приобретаемой компании является абсолютной необходимостью. В противном  случае приобретатель несет значительные финансовые риски, которые могут  привести к поражению. После того как определен объект приобретения, начинается экспертиза приобретаемой  компании. Первый этап экспертизы состоит  в сборе как финансовых, так  и нефинансовых данных о приобретаемой  компании. Затем необходимо проанализировать полученную информацию и понять, как  работает компания, а также оценить  её финансовую ситуацию. Обычно финансовая экспертиза базируется на данных финансовой отчетности. Перед тем как приступить к финансовой экспертизе, наряду с другими вопросами необходимо оценить правдивость и надежность финансовых отчетов. Значительное влияние на финансовую отчетность компании оказывает её политика по амортизации основных средств и учету материально-производственных запасов. Как только достоверность данных определена, можно переходить к следующему этапу – прогнозированию будущей деятельности и составлению проформ финансовых отчетов. И последний этап состоит непосредственно в оценке стоимости.

При оценке компаний необходимо помнить о ряде важных предостережений. Первое, независимо от того, какой метод  используется для оценки стоимости, стоимость компании чувствительна  к предположениям, на основании которых  составляется модель её будущеё деятельности. Следовательно, всегда необходимо проводить  анализ чувствительности, чтобы определить влияние ключевых предположений  на результаты оценки стоимости. Второе, каждый метод оценки имеет свои преимущества и недостатки. Следовательно, по возможности  необходимо использовать несколько  методов оценки одновременно. Если использование различных методов  приводит к относительно одинаковым результатам, это значит, что модели оценки и полученные результаты адекватны. С другой стороны, если использование различных методов приводит к результатам, которые значительно отличаются, то эти результаты либо предположения, на которых они основываются, содержат ошибки, источники которых можно определить при помощи дополнительного анализа. Таким образом, оценка стоимости – это не готовые к использованию научные рецепты, а искусство, которое требует изучения и практики.

Оценка стоимости компаний в процессе слияний или приобретений может представлять собой достаточно длительный процесс. Определив спектр возможных значений стоимости объекта  приобретения, приобретатель должен провести переговоры по поводу окончательной цены с менеджментом приобретаемой компании. Если менеджеры этой организации отклоняют предложение приобретателя, может возникнуть ситуация враждебного поглощения. Но даже в случае, когда достигнуто миролюбивое соглашение между приобретателем и менеджментом приобретаемой компании, сделки по слиянию и поглощению редко проходят без проблем. Например, на сцене может появиться конкурент, предлагающий более высокую цену. Сделка может не получить одобрения со стороны антимонопольных властей. И даже когда сделка по приобретению уже успешно проведена, нежелательные последствия все ещё могут проявить себя. Существует такое множество негативных факторов, которые могут в конце концов стать причиной поражения, что удивительно, как эти сделки вообще могут быть успешными.

Следовательно, для менеджеров, которые все же пытаются «перейти эту бурную реку», стоит выделить пять основных причин, которые могут  разрушить смысл слияния или  приобретения.

1. Переоценка перспектив  роста приобретаемой компании  и/или её рыночного потенциала.

2. Переоценка синергетических  эффектов снижения стоимости  или роста доходов.

3. Завышенное предложение  цены приобретения.

4. Неспособность или невозможность  проведения должной экспертизы  приобретаемой компании.

5. Неспособность или невозможность  проведения успешной интеграции  бизнеса после завершения сделки  приобретения.

Финансовые аналитики, занимающиеся оценкой компаний, должны всегда помнить  о возможности этих проблем и  работать над тем, чтобы их избежать.

 

 

Список литературы:

 

1. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия. – М.: Юнити – Дана, 2001. – 720 с.

2. Феррис К., Пешеро Б. Оценка стоимости компании: как избежать ошибок при приобретении. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 256 с.

3. Григорьев В.В., Островкин И.М. Оценка предприятий. Имущественный подход. – М.: Дело, 1998. – 224 с.

4. Григорьев В.В., Федотова М.А. Оценка предприятий: теория и практика. – М.: Инфра-М, 1997.

5. Григорьев В.В. Оценка и переоценка основных фондов. – М.: Инфра-М, 1997.

6. Ушаков Е.П., Охрименко С.Е. Рыночная стоимость фирмы: принципы и методы оценки. – М.: ЦЗМИ РАН, 1997. – 68 с.

7. Волчков А. Оцениваем сделки // Управление компанией. – 2004. - №7.

 

 


Информация о работе Оценочная деятельность при слияниях и поглощениях компаний