Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа
Цель и задачи работы. Цель работы - изучение организации строительно-монтажных работ, задач их, а также исследование бухгалтерского учета строительно-монтажных работ и путей его совершенствования в условиях рыночных отношений.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать сущность, организацию и задачи учета строительно-монтажных работ в условиях рыночных отношений;
- рассмотреть отраслевые особенности и этапы строительства, а также их влияние на организацию учета;
- изучить калькулирование себестоимости строительно-монтажных работ;
- рассмотреть синтетический и аналитический учет затрат на строительно-монтажные работы;
- определить объекты учета затрат и калькулирования себестоимости строительно-монтажных работ;
- определить основные направления совершенствования бухгалтерского учета в условиях рыночных отношений.
Введение…………………………………………………………………………..
1 Организация строительно-монтажных работ. Задачи их учета в условиях рыночных отношений ……………………………………………………………….
1.1 Сущность, организация и задачи учета строительно-монтажных работ в условиях рыночных отношений………………………………………………….
1.2 Отраслевые особенности и этапы строительства, их влияние на организацию учета…………………………………………………………………………………..
2 Бухгалтерский учет строительно-монтажных работ и пути его совершенствования в условиях рыночных отношений……………………………….
2.1 Калькулирование себестоимости строительно-монтажных работ……………..
2.2 Синтетический и аналитический учет затрат на строительно-монтажные работы…………………………………………………………………………………
2.3 Объекты учета затрат и калькулирования себестоимости строительно-монтажных работ………………………………………………………………………
2.4 Основные направления совершенствования бухгалтерского учета в условиях рыночных отношений………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованных источников……………......................................................
В некоторых случаях строительство осуществляется в сложных условиях: на территориях действующих предприятий, в недоступных для транспорта местах, вблизи линий электропередачи и т.п. В результате этого появляются дополнительные затраты, которые отражаются в бухгалтерском учете.
На строительных объектах и площадках хранится большое количество материалов открытого хранения (кирпич, песок, щебень, гравий и др.). Под воздействием метеорологических условий эти материалы снижают потребительскую стоимость. Кроме этого, материалы открытого хранения в течение месяца расходуются без документального оформления, и их расход на производство определяется путем проведения инвентаризации.
Строительное производство отличается также сложностью производственных связей. На строительстве объектов ведут работы общестроительные, специализированные, пуско-наладочные и другие организации. Процесс производства по строительству объекта осуществляется генеральной подрядной организацией, которая заключает договора с заказчиками (застройщиками) на строительство объекта, а затем для выполнения отдельных видов строительно-монтажных работ привлекают специализированные организации, которые выступают в роли субподрядных организаций.
Участие в строительстве заказчика, генерального подрядчика, субподрядчиков ведет к формированию сложной системы их взаимоотношений, которая должна правильно отражаться в бухгалтерском учете.
Генеральная подрядная организация оказывает субподрядчикам различные услуги, связанные с выполнением работ и обслуживанием рабочих на строительной площадке. Субподрядные организации возмещают стоимость таких услуг путем отчислений в процентах от стоимости выполненных работ. Соответственно указанные расходы отражаются в учете субподрядной и генподрядной организации, что ведет к дополнительным хозяйственным операциям в учете.
Существуют различные типы строительных предприятий.
Строительный комплекс Республики Беларусь возглавляет Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. В состав этого министерства входят: строительно-монтажные, домостроительные комбинаты и другие строительные предприятия.
В состав строительных объединений и трестов входят: строительные управления (СУ), передвижные механизированные колонны (ПМК), управления механизации (УМ), управления производственно-
В условиях рыночной экономики появились предприятия негосударственной формы собственности, которые осуществляют строительство на территории Республики Беларусь. К ним следует отнести: совместные предприятия с участием иностранных граждан и фирм, открытые и закрытые акционерные общества, ассоциации, малые предприятия и др. По действующему законодательству строительные организации всех форм собственности ведут организацию бухгалтерского учета на основании действующих нормативных документов, принятых органами управления. В основном все организации инвестиционного комплекса ведут учет по единой журнально-ордерной форме счетоводства (полной, сокращенной, упрощенной), используют единый план счетов, первичную документацию и учетные регистры. В организации учета на строительных предприятиях имеются и особенности, в основном в учете затрат на производство.
В строительных организациях созданы бухгалтерские службы, которые возглавляет главный бухгалтер.
Ведение бухгалтерского учета в организациях осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с Законодательством Республики Беларусь и утвержденной руководителем организации. Строительные организации самостоятельно определяют конкретные методики, формы и технику организации бухгалтерского учета исходя из действующих нормативных документов и особенностей хозяйствования.
Учетный процесс на предприятии (организации) проходит четыре этапа, или стадии.
На первом этапе ведут текущее наблюдение, производят измерение и регистрацию хозяйственных операций. Хозяйственная операция, не оформленная первичным документом надлежащим образом, не является объектом бухгалтерского учета.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее совершения.
Лица, составившие и подписавшие первичные документы, обеспечивают своевременное и качественное оформление этих документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных.
На втором этапе производятся систематизация и группировка учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах. Хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета и записываются в регистры бухгалтерского учета.
Регистры бухгалтерского учета составляются на бумажных или машинных носителях информации по типовым формам регистров бухгалтерского учета. При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
На первых двух этапах учетного процесса реализуются контрольные функции бухгалтерского учета с помощью работником бухгалтерии, которые заключаются в предварительном, текущем и последующем контроле за достоверностью содержаться в документах информации. С помощью проводимых инвентаризаций проверяется качество учетных данных (фактическое наличие) имущества предприятия и реальность учтенных финансовых обязательств.
На третьем этапе учетного процесса на основе данных бухгалтерского учета составляют установленные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности. В бухгалтерскую (финансовую) отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении предприятия, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении. Бухгалтерская отчетность предприятия должна отражать состав имущества и источники его формирования.
Существенным требованием, предъявляемым к бухгалтерской отчетности, является ее открытость. Она должна быть открытой для ознакомления пользователей — учредителей (участников), инвесторов, банков, кредиторов, покупателей, поставщиков и других лиц.
На четвертом этапе учетного процесса осуществляется использование учетной и отчетной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности.
На этом этапе изучаются причины изменения показателей финансово-хозяйственной деятельности в их взаимосвязи и взаимообусловленности, выявление и количественное соизмерение факторов и резервов улучшения финансового состояния предприятия и повышения эффективности производства.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 25 июня 2001 г. № 42-3 "О внесении изменений и дополнений Республики Беларусь"0 бухгалтерском учете и отчетности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001г, № 63, 2/785) установлены следующие основные принципы ведения бухгалтерского учета.
1. Предприятия (организации) независимо от форм собственности ведут бухгалтерский учет путем двойной записи на взаимосвязанных счетах в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности.
2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в белорусских рублях. Документирование имущества, обязательств и хозяйственных операций, ведение регистров бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности осуществляется на русском или белорусском языках. Первичные учетные документы, составленные на иных языках (кроме русского и белорусского), должны иметь перевод на русский или белорусский язык.
3. Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации.
4. Хозяйственные операции фиксируются в бухгалтерском учете на дату их совершения и отражаются в бухгалтерской отчетности тех периодов, к которым они относятся, независимо от времени проведения денежных или не денежных расчетов, связанных с этими операциями.
5. Основанием для записи в учетных регистрах являются данные первичных учетных документов, фиксирующих хозяйственные операции. Они должны составляться в момент совершения хозяйственных операций, а если это не представляется возможным — непосредственно после их окончания и содержать требуемые реквизиты.
6. Имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежат оценке в денежном выражении путем суммирования фактически произведенных расходов.
Оценка имущества и обязательств, которая выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь, на дату совершения хозяйственной операции.
7. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.
8. Полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации имущества и обязательств.
9. Затраты предприятия подлежат включению в себестоимость продукции, работ и услуг того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты — предварительной или последующей.
10. Тождество (равенство) данных аналитического учета данным синтетического учета за отчетный период, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.
11. В бухгалтерском учете организации раздельно учитываются текущие затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями.
12. В бухгалтерском учете и в балансе отражается только имущество, являющееся собственностью организации. Имущество, принадлежащее другим предприятиям, учитывается на забалансовых счетах.
13. Бухгалтерский учет ведется предприятием (организацией) непрерывно с момента его создания, образования до реорганизации или ликвидации (упразднения) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Существуют различные виды производств, которые влияют на организацию бухгалтерского учета.
На построение организации бухгалтерского учета влияет структура строительных организаций, в первую очередь наличие и местонахождение участков производителей работ, подсобных и вспомогательных производств и других структурных подразделений. Прежде всего это связано с документальным оформлением затрат, их систематизацией и обобщением, ведением аналитического учета.
Специализированные монтажные управления имеют в своем составе участки производителей работ, которые находятся в различных населенных пунктах. Они выполняют работы для многих заказчиков, что усложняет учет и контроль за использованием материальных ценностей и учет расчетов по оплате труда.
Производственная деятельность строительных предприятий состоит из основного производства, включающего в себя производство строительно-монтажных работ и различные текущие и капитальные ремонты действующих основных фондов.
На своем балансе строительные предприятия имеют подсобные и вспомогательные производства. К ним относят: карьеры по добыче песка, гравия; растворобетонные узлы; ремонтно-механические мастерские и др. В этих производствах изготавливается продукция, которая используется на нужды основного производства или реализуется на сторону.
Отдельные строительные предприятия также на своем балансе имеют обслуживающие производства и хозяйства. К ним относят: жилищно-коммунальные хозяйства, детские сады, столовые и другие.
Классификация производств по назначению вызывает необходимость раздельно учитывать затраты основного производства, подсобно-вспомогательных производств и обслуживающих производств и хозяйств. Для учета затрат этих производств в плане счетов бухгалтерского учета предназначены следующие счета: № 20 "Основное производство”, № 23 "Вспомогательные производства", № 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".
2. Бухгалтерский учет строительно-монтажных работ и пути его совершенствования в условиях рыночных отношений.
2.1 Калькулирование себестоимости строительно-монтажных работ.
Учет затрат на производство строительно-монтажных работ по статьям калькуляции (потом удалить название)
При планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг) затраты группируются по статьям нитрат. Статьей затрат, или калькуляционной статьей, обычно называют определенный вид затрат, образующих себестоимость выполненных строительно-монтажных работ. Группировка затрат в разрезе калькуляционных статей необходима для определения затрат по их направлениям, видам выполненных строительно-монтажных (ремонтных и др.) работ, центрам ответственности и местам возникновения затрат. Перечень статей затрат в настоящее время устанавливается отраслевыми инструкциями по планированию и учету затрат.
В строительстве установлена следующая номенклатура статей затрат:
- материалы;
- основная заработная плата рабочих;
- затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов;
- общехозяйственные расходы.
Указанная номенклатура статей затрат совпадает с номенклатурой статей расходов, по которой составляются сметы на строительство объектов.
В статью "Материалы" включаются затраты на материалы, строительные конструкции, детали, топливо, электроэнергию, сжатый воздух, пар, воду и другие виды материально-энергетических ресурсов, использованные непосредственно при выполнении строительно-монтажных работ.
Затраты на материалы, строительные конструкции, детали и топливо определяются исходя из стоимости их приобретения у поставщиков, расходов на их доставку до приобъектного склада и заготовительно-складских расходов.
Стоимость приобретения материальных ресурсов определяется по действующим отпускным ценам поставщиков с добавлением: оплаты процентов за кредит; наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим, внешнеэкономическим организациям; оплаты услуг товарных бирж, включая брокерские услуги. Расходы на доставку материальных ресурсов до приобъектного склада состоят из провозной платы (которую по условиям договора поставки несет строительная организация-покупатель), затрат на реквизиты (стойки, такелаж, стяжки и пр.), погрузку-разгрузку материалов в процессе их доставки, на сопровождение (экспедирование) грузов, оплаты таможенных пошлин, налогов и сборов при импорте материальных ресурсов и других расходов, связанных с доставкой грузов.