Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:26, реферат
Характерными причинами аварий при работе грузоподъемных кранов являются:
-подъем груза массой, превышающей грузоподъемность крана;
-неисправность приборов безопасности;
-нарушение проектов производства работ кранами (ППРк);
-некачественное изготовление кранов;
-неудовлетворительный ремонт кранового оборудования;
-угон кранов ветром;
-неисправность крановых путей и тупиковых упоров;
-допуск к обслуживанию кранов необученных рабочих;
-эксплуатация кранов, отработавших нормативный срок службы;
-отсутствие технического надзора за безопасной эксплуатацией кранов в организациях;
-другие нарушения требований промышленной безопасности.
В материалах обследования различных башенных кранов экспертами часто отмечаются факты нарушения требований Правил, в том числе отсутствие проекта и технических условий на ремонт, данных о примененных металлах и сварочных материалах, сведений о проверке качества сварки и квалификации сварщиков. В паспортах кранов, как правило, ремонт конструкций не фиксируется. Указанные нарушения приводят к снижению несущей способности конструкций в местах ремонта и повышают вероятность аварийных ситуаций при работе кранов.
АВАРИИ ПРИ МОНТАЖЕ БАШЕННЫХ КРАНОВ
Основная причина аварийных ситуаций при монтаже (демонтаже) башенных кранов - отклонение технологии работ от установленных требований, чему способствует неполнота или неточность ее изложения в эксплуатационных документах заводов-изготовителей.
На кранах с подъемными
стрелами аварии чаще всего возникают
при опускании стрелы ниже горизонтального
уровня или при ее подъеме в
рабочее положение. Так, при опускании
стрелы крапа КБ-405.2А для настройки
концевого выключателя
Аналогичная авария произошла
во время работы крана К Б-405.1 А.
Стрела самопроизвольно опустилась
ниже горизонтальною положения из-за
неисправности тормоза
Рис. 1. Разрушенная башня крана КБ-405.1А
При рассмотрении причин аварий
выявлено, что обслуживающий персонал,
не имевший необходимой
Подобные аварии характерны
для всех кранов типа КБ-405, на которых
используются конструкции монтажных
стоек трех видов. Для кранов раннего
выпуска предусмотрено
В целях исключения нештатных
ситуаций при монтаже кранов типа
КБ-405 на Ржевском краностроительном
заводе внесли изменения в конструкцию
и усовершенствовали способ крепления
монтажной стойки к оголовку, который
традиционно используют монтажники.
Разработаны конструктивные элементы,
предназначенные для крепления
монтажной стойки к оголовку в
положении, которое она занимает
при максимальном угле подъема стрелы,
и доработана конструкция оголовка
для облегчения доступа к монтажной
стойке и ее крепления. Все изменения
конструкции отражены в чертежах
КБ-405- 1А.03.05.000Д. В инструкцию по монтажу
также внесены изменения и
дополнения, регламентирующие процесс
крепления монтажной стойки к
оголовку и обратной ее установки
на стрелу. Доработанная на заводе конструкция
может использоваться и для других
кранов типа КБ-405, находящихся в
эксплуатации. При этом нужно учитывать,
что на многих кранах, имеющих ролик
на конце монтажной стойки или
на основании стрелы, совместная работа
стрелы и стойки осуществляется нормально.
Поэтому владелец крана, принимая решение
о необходимости доработки
Аналогичные аварии при монтаже возникали и на изготовленных в 1960-1980 гг. кранах другого типа с подъемной стрелой: КБ-160.2, КБ-401 и КБ-402. Их монтажные стойки имеют те же конструктивные недостатки, что и стойки кранов типа КБ-405. К тому же на стрелах этих кранов раскосы верхней грани корневой секции стрелы приваривают к поясам так, что их сплющенная часть выступает за верхний габарит поясов, в результате чего монтажной стойки при движении вдоль поясов задевают за выступы, повреждая раскосы. Поэтому при эксплуатации кранов монтажную стойку привязывают к оголовку проволокой.
Для повышения безопасности
эксплуатации указанных кранов создан
проект доработки корневой секции стрелы.
Доработка заключается в
При расследованиях причин аварий различных кранов с подъемной стрелой установлено, что в руководствах по эксплуатации не описаны операции, связанные с обслуживанием на смонтированном кране электрооборудования и устройств безопасности, расположенных на стреле; не учтено, что для проведения таких работ, как правило, требуется опускание стрелы вниз, а в составе ремонтной бригады обязательно должен быть монтажник.
Разработанные предложения
для устранения этих недостатков, в
частности, были реализованы Ржевским
заводом в Руководстве по эксплуатации
кранов типа КБ-405, куда они вошли
как дополнительные указания по обслуживанию
труднодоступных узлов крана, в
том числе концевого
При монтаже (демонтаже) кранов
V размерной группы с поворотной
башней различного исполнения со стрелами
длиной 35 м согласно инструкции по монтажу
канаты, расположенные сзади башни
и разгружающие ее от массы стрелы,
можно ослаблять. При монтаже
кранов со стрелами длиной 40 и 45 м с
существенно большей массой стрел
это не допускается, в связи с
чем в схеме монтажа появляется
много дополнительных трудоемких операций,
значительно усложняющих
В целях снижения возможности аварийных ситуаций и уменьшения трудоемкости монтажных работ на кранах КБ-503 и КБ-504 последних модификаций используют новую конструкцию подвески стрелы при монтаже. Подвеску осуществляют таким образом, чтобы момент от массы стрелы любой длины, передающийся на башню, не превышал величину, при которой нет необходимости создавать разгрузку башни натянутыми канатами, расположенными сзади башни.
При наращивании башни
для установки секций под проемом
ее основания используют наезд краном
на установленную перед ним секцию
(внутри колеи рельсового пути). Башня
во время наезда нее закрепляется
на диагональных балках, а опирается
на выдвижные упоры и ролики основания.
При большой высоте башни эта
операция довольно опасна из-за наличия
зазоров между роликами и поясами
башни и возникновения
В СКТБ БК разработано специальное
устройство для монтажа и демонтажа
секций башни, позволяющее отказаться
от передвижения крана при монтаже.
Устройство крепится к ходовой раме
Крана и обеспечивает возможность
перевода секции башни из горизонтального
в вертикальное положение и ее
стыковки с башней. Оно позволяет
также легко демонтировать
Устройство было внедрено на башенном кране КБСМ-503Б, ()АО "Механический завод".
Аварии кранов с неповоротной
башней типа КБ-573, КБ-674, К Б-676 при
монтаже обычно происходят вследствие
сложности уравновешивания
По инструкции при монтаже
конструкцию уравновешивают путем
перемещения тележки с
Указанные аварии подтверждают, что при монтаже башенных кранов нахождение монтажников на их движущихся частях не должно допускаться. Кроме того, целесообразно ввести различные блокировки, запрещающие неконтролируемые движения монтажника устройства, например концевые выключатели, исключающие возможность движения при нарушении контакта опорных элементов(как это сделано после аварии на кранах КБ-473)
Введенные в действие РД 22-28-37-02 (приложение 4) регламентировали требования к организации монтажа и демонтажа кранов, и том числе к подготовке соответствующей технической документации на выполнение всего объема работ, связанных с монтажом башенных кранов. Разработка предписанных этим документом альбомов технологических карт на монтаж (демонтаж) крана позволит уточнить операции, недостаточно четко описанные в инструкциях, а также доработать такие инструкции для устранения недостатков, выявленных в процессе эксплуатации кранов.
Особое внимание должно быть
обращено на разработку документации
для монтажа импортных кранов,
так как требования заводов-изготовителей
к эксплуатационной документации существенно
расходятся с требованиями РД 22-28-37-02.
Например, и эксплуатационной документации
крана CBR 36H-4 фирмы Соmedil TEREX (Италия)
указано, что документация "не подменяет
собой опыт и мастерство монтажника
и оператора крана, что при
ответственных операциях
АВАРИИ ПО ПРИЧИНЕ НАРУШЕНИЙ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ КРАНОВ
К нарушениям условий эксплуатации башенных кранов относятся перегрузка, неудовлетворительное состояние крановых путей и проведение работ при скорости ветра, превышающей предельные значения.
Наиболее часто (30 % случаев) причиной аварий башенных кранов является перегрузка, обычно связанная с неисправностью ограничителей грузоподъемности (ОГП) или их отключением. Так, при перемещении растворной станции башенным краном КБ-403 на строительстве жилого дома из-за перегруза кран опрокинулся и разрушился; при этом крановщик был смертельно травмирован. На строительной площадке во время разгрузки автомобиля с арматурой произошло падение башенного крана КБ-408; при этом также был смертельно травмирован крановщик. Авария крана произошла из-за неисправности ОГП, перегрузка крана составила 300 %.
Данные об авариях кранов из-за перегрузки свидетельствуют, что они чаще всего случаются со строительными кранами, установленными на различных складах и лесных биржах, где производственный контроль и обслуживание значительно ниже, чем в управлениях механизации.
Отдельные проекты производства
работ кранами не учитывают особенности
грузовых характеристик строительных
кранов с обратно пропорциональным
снижением массы груза при
увеличении вылета. Такая особенность
создает серьезные трудности
при использовании строительных
кранов для погрузоразгрузочных
работ, и крановщики довольно часто
ОГП кранов отключают. Так, на складской
площадке транспортного цеха предприятия
при подъеме пачки