Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 22:20, курсовая работа
1. Проектирование дорожной одежды нежесткого типа
1.1. Определение категории автомобильной дороги и типа дорожной одежды
Ориентировочно категория дороги назначается по перспективной интенсивности движения Nt:
Nt = N0 ( 1 + 0,01 p ) t – 1 , авт/сут;
где N0 – начальная интенсивность движения, авт/сут;
p – ежегодный прирост интенсивности, % (по заданию);
t – расчетный период (t=20лет).
На основании выполненных расчетов в курсовом проекте с учетом минимальных толщин окончательно принимаем следующую конструкцию дорожной одежды и ее характеристики (рис. 1.2.2):
Рис. 1.2.2. Принятая конструкция дорожной одежды.
1.Горячий плотный
2. Горячий пористый крупнозернистый асфальтобетон на битуме 90/130. Минимальная толщина – 6 см
3. ПГС укрепленная цементом. Минимальная толщина 12 см.
4. Щебень обработанный битумом. Минимальная толщина 17 см.
5. Песок. Минимальная толщина 50 см.
1.3 Определение толщины дренирующего слоя и толщины дорожной одежды по условиям морозозащиты.
Полную толщину дренирующего слоя дорожной одежды hп (м) определяют по формуле
hп=hm∙b∙Кс+hзап
где hm - толщина слоя, определяемая по номограмме (рисунок 1.8.1) в зависимости от коэффициента фильтрации материала дренирующего слоя (Кф) и объема воды, поступающей в основание проезжей части за сутки (q), м;
Кф = 3,5м/сут - пески мелкие
Кф = 11 м/сут - пески крупные
b - коэффициент, зависящий от длины пути фильтрации воды, равный для дороги IV категории 0.33
Кс - коэффициент, учитывающий снижение фильтрационных свойств материала фильтрующего слоя в процессе эксплуатации дорог, равный 1.0
hзап - дополнительная толщина слоя, зависящая от капиллярных свойств материала и равная:
0,18-0,20 м- пески мелкие
0,10 - 0,12 м -пески крупные;
Определим толщину дренирующего слоя из к/з песка (Кф = 11 м/сут):
Hд = 0,35*0,33*1,0+0,11=0,23 м<25 см, принимаем 25 см
Определим толщину дренирующего слоя из м/з песка (Кф = 3,5 м/сут):
Hд = 0,63*0,33*1,0+0,19=0,40м>25 см, принимаем 40 см
Рассчитаем стоимость обоих слоев:
С1 = 5000*25=125000 руб/м3;
С2 = 4000*40=160000 руб/ м3 .
Учитывая более низкую стоимость слоя из крупного песка, его принимаем в качестве дренирующего слоя.
Условие морозоустойчивости имеет вид;
Hфакт ≥ Hдоп
где Hфакт – фактическая толщина дорожной одежды:
Hфакт = ∑ hi
где hi – толщины конструктивных слоев дорожной одежды;
Hдоп – требуемая (допустимая) толщина дорожной одежды, определяемая по рис.1.13.1.
Проверим критерий
морозостойкости дорожной одежды, т.к.
грунт земляного полотна
Определим фактическую толщину дорожной одежды:
Hфакт = ∑ hi = h1+h2+h3+h4 = 4+6+22+21+42 = 95 см.
Требуемую толщину дорожной одежды определим по рис.1.13.1. Для Витебской области требуемая толщина составит 90 см.
Проверяем критерий
морозостойкости дорожной
95 см ≥ 90 см – условие выполняется.
Корректировка дорожной одежды не требуется.
1.4 Определение требуемого модуля упругости дорожной одежды
Конструкция дорожной одежды
в целом удовлетворяет
Еоб > Етрп ,
где Еоб - общий расчетный модуль упругости конструкции, МПа;
Етр - минимальный требуемый общий модуль упругости конструкции, МПа;
Ктрпр - требуемый коэффициент прочности дорожной одежды по критерию упругого прогиба, принимаемый в зависимости от требуемого коэффициента надежности по табл. 1.4.1 – 1.4.4.
Величину минимального требуемого общего модуля упругости конструкции дорожной одежды при SNр > 4×104 (авт) Етр (МПа) вычисляют по формуле (в нашем случае авт)
Етр = 98,65 [lg(SNh) - c],
где SNр - суммарное расчетное число приложений нагрузки за срок службы дорожной одежды;
с - коэффициент, равный для группы нагрузки А2 3,23;
Еmin = 98,65 [lg(SNр) - c] =98,65* (lg658403 – 3,23)=255МПа
Независимо от результата расчета по формуле ,требуемый модуль
упругости дорожной одежды должен быть не менее указанного в таблице1. 10.1.
Т.к. по таблице 1.10.1. для нагрузки А2 и дороги IV-ой категории значение Етр отсутствует, примем: Етр= Еmin=255 МПа.
Значение Ктрпр примем по табл. 1.4.2. В нашем случае оно составит 0.85.
Окончательно принимаем Еобщ= Ктрпр * Е тр =255*0.85=217МПа
1.5 Определение оптимального
Значения расчетных модулей упругости материалов, содержащих органическое вяжущее, принимаем при температуре +10 °С. Составляем схему конструкции дорожной одежды (рис. 1.5.1).
Рис.1. 5.1 - Схема конструкции дорожной одежды
Назначим минимальные толщины слоев в курсовом проекте, руководствуясь положениями:
1. Горячий, плотный, м/з а/б типа А, марки 1 на битуме БНД 90/130.
М/з а/б типа А имеет максимальный размер частиц щебня - 20 мм. Содержание щебня составляет более 50%. Следовательно, минимальная толщина слоя составит 1.5*20= 30 мм. Учитывая, что число слоев покрытия менее 2 минимальную толщину слоя примем 4 см.
2. Горячий, пористый, к/з а/б на битуме БНД 90/130.
К/з а/б имеет максимальный размер зерен 40мм. Содержание щебня примем менее 50%. Тогда минимальная толщина составит 1.5*40 = 60 мм.
3. ПГС, укрепленная цементом. В соответствии с табл. 1.7.3 минимальная толщина составит 12 см.
4. Щебень обработанный битумом. В соответствии с табл. 1.7.3 минимальная толщина составит 17 см.
5. Песчаный слой. Минимальная
толщина песчаного слоя
Используя номограмму (рис.1.7.8) для определения общего модуля упругости двухслойной системы, выполняя расчет сверху вниз, находим эквивалентный модуль упругости на поверхностях слоев.
На поверхности нижнего слоя покрытия EэI (см. рис.1.10.4).
К2=h1/D= 4/39=0.1 ,
К1=Eобщ /Е1=217/2400=0,09
По номограмме (рис. 1.7.8) найдем отношение EэI/ Е1 (К3), которое составит К3=0,085
EэI= Е1* К3=2400*0,085=204 МПа
Определяем эквивалентный
K2= h2/D= 6/39=0.15 ,
K1=EэI/Е2=204/1400=0,146
По номограмме (рис. 1.7.8) найдем отношение EэI1/ Е2 (К3), которое составит К3=0,13
EэII= Е2* К3=1400*0,13=182 МПа
Определяем эквивалентный
Толщину слоя из ПГС, укрепленной цементом примем минимальной, равной 12 см.
K2= h3/D= 12/39=0.31,
K1=EэI1/Е3=182/600=0,3
По номограмме (рис. 1.7.8) найдем отношение EэI11/ Е3 (К3), которое составит К3=0,22
EэII1= Е3* К3=600*0,22=132 МПа
Определяем эквивалентный
Задаемся h5 =hmin=50 см.
K2= h5/D= 50/39=1.08 ,
K3=Eгр /Е5=11/130=0,085.
По номограмме (рис. 1.7.8) найдем отношение EэI111/ Е5 (К3), которое составит К1=0,33
EэI11= Е5* К3=130*0,33=43 МПа
Находим толщину нижнего слоя основания h4
m1=Eэ III1/Е4=43/280=0,15
m2= EэII1/Е4=132/280=0,47,
По номограмме (рис. 1.7.8) найдем отношение h4/D (m3) которое составит 1,15. Тогда h4 =1,15*39 = 45 см.
Определяем стоимость дренирующего слоя h5 и основания h3 , h4.
С= h4С4+ h3С3=42*5000+9000*45+8000*12=
Начинаем вариацию толщин слоев дорожной одежды с целью поиска толщин, обеспечивающих минимальную стоимость.
Увеличим толщину верхнего слоя основания с определенным шагом. Шаг варьирования толщины принимается любой. В нашем случае, учитывая очень большую толщину слоя щебня (45 см) примем шаг варьирования 5 см.
Задаемся новым значением h3 =hmin+5см=12+5=17см
K2= h3/D= 17/39=0,44,
K1=EэI1/Е3=182/600=0, 3,
По номограмме (рис.1.7.8) найдем отношение EэI11/ Е3 (К3), которое составит К3=0,18
EэII1= Е3* К3=600*0,18 = 108 МПа
Находим толщину нижнего слоя основания h4
m1=Eэ III1/Е4=43/280=0,15
m2= EэII1/Е4=108/280=0,38,
По номограмме (рис. 1.7.8) найдем отношение h4/D (m3) которое составит 0,80. Тогда h4 =0.80*39 = 31 см.
Определяем стоимость дренирующего слоя h5 и основания h3 , h4.
С= h4С4+ h3С3=42*5000+9000*31+8000*17=
Задаемся новым значением h3 =hmin+5см=17+5=22см
K2= h3/D= 22/39=0,56,
K1=EэI1/Е3=182/600=0, 3,
По номограмме (рис.1.7.8) найдем отношение EэI11/ Е3 (К3), которое составит К3=0,14
EэII1= Е3* К3=600*0,14 = 84 МПа
Находим толщину нижнего слоя основания h4
m1=Eэ III1/Е4=43/280=0,15
m2= EэII1/Е4=84/280=0,3,
По номограмме (рис. 1.7.8) найдем отношение h4/D (m3) которое составит 0,55. Тогда h4 =0.55*39 = 21 см.
Определяем стоимость дренирующего слоя h5 и основания h3 , h4.
С= h4С4+ h3С3=42*5000+9000*21+8000*22=
Проведенные расчеты показывают, что увеличение толщины верхнего слоя основания однозначно ведет к падению стоимости. Поэтому дальнейшие расчеты выполнять нецелесообразно. Принимаем толщину нижнего слоя основания равной 21 см.
Расчетом по вышеизложенной методике находим толщину верхнего слоя основания при минимальной толщине щебня – 22 см. Получим толщину верхнего слоя 22 см.
Окончательно принимаем
Рис. 1.5.2 - Принятая конструкция дорожной одежды
1.6 Проверка сдвигоустойчивости дорожной одежды
В качестве исходной принимаем конструкцию,
полученную при расчете по упругому прогибу
с учетом коррекции модулей упругости
асфальтобетона при 20 градусах.
Рис.1.6.1 - Конструкция дорожной одежды для расчета на сдвигоустойчивость
Расчет грунта земляного полотна.
Конструкцию дорожной одежды
приводим к двухслойной вида
Найдем расчетное активное напряжение сдвига по формуле (1.11.9)
tа - найдем по номограмме (рис.1.11.2 или 1.11.3) для этого определим суммарную толщину вышележащих слоев (hв), отношение (hв/Д) и средневзвешенный модуль упругости вышележащих слоев (Ев). Значение модулей упругости асфальтобетона примем при 20 град (табл. 1.7.2).
hв =42+22+21+6+4=95 см
hв /Д = 95/39=2,44
Ев=(4·1200+6·800+22·600+280*
Ев /Ен=353/11=32,1
Угол внутреннего трения φг =4 о
По номограмме (рис.1.11.3, hв /Д≽2) получим что tа =0,09
По номограмме на рисунке 1.11.4 получим, что tв =0,003 МПа
Подставляя все полученные значения в формулу (1.11.9) получим
Та=0,09·0,6+0,003=0,084 МПа
Определим предельное активное напряжение сдвигу Тпр в грунте рабочего слоя по формуле 1.11.7.
Тпр=С·k1·k2,
где С – сцепление в грунте земляного полотна (или в песчаном слое), МПа;
k1 – коэффициент учета особенностей работы рассчитываемого слоя (грунта) на границе с вышележащим слоем дорожной одежды, принимаемый по таблице 1.11.1;
k2 – коэффициент запаса на неоднородность условий работы дорожной одежды, определяемый по графику, представленному на рисунке 1.11.1.
Сцепление в грунте земляного полотна с=0,012 МПа.
Коэффициент k1 составит 6.0 (Табл. 1.11.1). Коэффициент k2 определим по графику на рисунке 1.11.1.
По формуле (1.11.8) найдем:
Nсут=åNр/(Трдг·Tcл) = 658403/125*8 = 658 авт/сут
Информация о работе Проектирование капитальной дорожной одежды нежесткого типа