Садово-парковое искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

Садово-парковое искусство Ассиро-Вавилонии. Государства Двуречья находились на территории долины рек Тигр и Евфрат, впадающих в Персидский залив. Освоение междуречья шло с юга, где климат аналогичен египетскому, на север, от плодородных лесных земель в сторону полупустынных горных районов с более прохладным климатом. Так, к северу от Вавилона в зимний период шли холодные дожди, а еще севернее - снег. Местами в этих районах произрастали леса. Междоусобные опустошительные войны не способствовали сохранению памятников культуры государств Двуречья. Однако в короткие периоды затишья, когда государства объединялись под властью одного из них, строились города, дворцы, храмы, создавались сады. В пестрой истории Двуречья выделяется период расцвета государств Ассирии и Вавилонии, именуемый как Ассиро-Вавилонская культура (VIII-VII вв. до н.э.).

Файлы: 1 файл

садово-парковое искусство.docx

— 86.51 Кб (Скачать файл)

Мичуринский государственный  аграрный университет

 

 

 

 

 

        Шифр  09791

 

 

 

Контрольная работа № _2_

 

По «Садово-парковому искусству»

За  5 курс на тему:

2,24,47,52

 

 

 

 

Студентки Астафуровой Людмилы Валерьевны

Института заочного и дистанционного образования

 

Специальность «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

 

 

                                                   2013г.

2. Садово-парковое  искусство Ассиро-Вавилонии.  Государства Двуречья находились на территории долины рек Тигр и Евфрат, впадающих в Персидский залив. Освоение междуречья шло с юга, где климат аналогичен египетскому, на север, от плодородных лесных земель в сторону полупустынных горных районов с более прохладным климатом. Так, к северу от Вавилона в зимний период шли холодные дожди, а еще севернее - снег. Местами в этих районах произрастали леса. Междоусобные опустошительные войны не способствовали сохранению памятников культуры государств Двуречья. Однако в короткие периоды затишья, когда государства объединялись под властью одного из них, строились города, дворцы, храмы, создавались сады. В пестрой истории Двуречья выделяется период расцвета государств Ассирии и Вавилонии, именуемый как Ассиро-Вавилонская культура (VIII-VII вв. до н.э.).                                                          Основным строительным материалом был сырцовый кирпич - материал крайне непрочный, что также явилось причиной быстрого исчезновения памятников архитектуры. Города Двуречья имели округлую в плане, позднее прямоугольную форму и были окружены кольцом крепостных стен, иногда двойным или тройным. По занимаемой площади города были меньше, чем в Египте, застройка плотнее. В архитектурных комплексах развитие композиции происходило не по продольной оси, применялось поперечное развертывание пространства. Характерно также строительство на террасах, точнее, на искусственных насыпных платформах, возвышающихся над поверхностью улиц. По этому принципу сооружались храмы-зиккураты в виде ступенчатых башен, представляющих собой ряд убывающих, как бы поставленных одна на другую платформ, квадратных или прямоугольных в плане. Верхняя платформа завершалась архитектурным сооружением, собственно храмом. Выступающие части нижних платформ иногда озеленяли: по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, наполненные растительной землей. Особой известностью пользовались <висячие сады> Семирамиды, созданные во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.), которые расширил и возобновил Навуходоносор II. На основании археологических материалов учеными представлены гипотетические варианты садов Семирамиды. Согласно этим данным, сады (точнее сад) представляли собой ряд возвышающихся террас - отсюда, вероятно, и множественное число <садов>, принятое в древних описаниях. Сад примыкал к северо-восточному углу городских стен, а своей южной частью выходил к дворцовым покоям. Он был устроен в виде четырех ступенчатых, сужающихся кверху террас (по некоторым исследованиям, число террас было больше) Нижняя размером 45Х40 м имела высоту 8 м, вторая - 40Х30Х13 м, размеры двух других террас неизвестны. Это садовое сооружение достигало уровня городской стены. Слой земли на первых двух террасах составлял 2 м, на следующих - 1 м. На нижних террасах росли деревья, на верхних - кустарники и Цветы.                                                       Террасы поддерживались массивными столбами, на которых были уложены каменные плиты, залитые свинцом, затем - слой тростника, пропитанный битумом, и, наконец, двойной слой кирпичей. Под сводами располагались царские покои. Все террасы соединялись между собой лестницами, располагавшимися по оси сада. С верхней площадки открывались виды на город и долину Евфрата. Этот сад существенно отличался от египетского плоского замкнутого сада. Тем не менее наличие искусственных террас, их осевое построение и органичное включение сада в регулярную сетку плана города позволяют отнести его к числу регулярных. Идея создания садов на террасах, или <висячих садов>, оказалась достаточно плодотворной и нашла свое развитие в садах Персии, Италии, а в дальнейшем и России (<верховые> сады Московского Кремля, конец XVII в.). Этот прием садового устройства в измененных формах дошел и до наших дней в виде садов на крышах. Имеются также скупые сведения об обширном парке, созданным ассирийским царем Саргоном II в VIII в. до н.э. близ г. Хорсабада, в котором произрастали деревья, вывезенные из других стран: кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, лавр, самшит, плодовые. Имеются также сведения об обширных парках, или лесах, предназначенных в основном для охоты и прогулок верхом. Эти массивы считают прообразами современных лесопарков.                                                                                                                            История ландшафтного дизайна берет свои истоки с периода расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Государства Двуречья). Этот период именуется как Ассиро-Вавилонская культура (8-7 в.в. до н.э.) Основным строительным материалом был сырцовый кирпич. Это был непрочный материал, поэтому он явился причиной быстрого исчезновения памятников архитектуры. Города Двуречья имели округлую, а позднее прямоугольную форму, их окружало кольцо крепостных стен, иногда двойное или тройное. В развитии композиции в архитектуре применялось поперечное развертывание пространства. Для этого периода характерно строительство на террасах. Это искусственные насыпные платформы, которые возвышаются над поверхностью улиц. Этот принцип применялся при строительстве храмов-зиккуратов, имеющих вид ступенчатых башен. Они представляли собой ряд убывающих, поставленных одна на другую квадратных или прямоугольных платформ. Верхняя платформа завершалась как правило храмом. На выступающих частях нижних платформ по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, которые наполнялись растительной землей. Особой известностью пользовались "Висячие Сады" Семирамиды. Они были созданы во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.) Навуходоносора II. Сады представляли собой ряд возвышающихся террас. Сад примыкал к северо-восточному углу городских стен. Его южная часть выходила к дворцовым покоям. Устраивался он в виде четырех ступенчатых террас, которые сужались кверху. На нижних террасах сажали деревья, а на верхних - кустарники и цветы. Идея создания террасированных садов, или "висячих садов", оказалась достаточно плодотворной. Далее она нашла свое развитие в садах Персии, Италии, России ("верховые" сады Московского Кремля в конце 17 века). Также в Ассиро-Вавилонской культуре существовал обширный парк, созданный ассирийским царем Саргоном II в 8 веке до н.э. у города Хорсбада. В нем были высажены деревья, привезенные из других стран: кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, самшит, некоторые плодовые. Существовали и обширные парки, предназначенные для охоты и прогулок верхом. Эти парки являются прообразами лесопарков.

24. Творчество Андре  Ленотра. Версаль. Основные положения творчества Ленотра.                         Создателем французской школы паркового искусства считается величайший ландшафтный архитектор XVII в. А. Ленотр (1613-1700 гг.). Андре Ленотр. Родился в 1613 году в семье смотрителя сада Тюильри. В 24 года после смерти отца Андре занимает его место. Через 6 лет он назначается королевским чертежником и рисователем проектов садов. Именно увидев его рисунки клумб, Фуке (о нем ниже) приглашает Ленотра в Во-ле-Виконт. Эта первая крупная его работа была обоюдовыгодной: Ленотр создал ставший широко известным парковый ансамбль Во-ле-Виконта. И после завершения этого проекта Ленотр становится известным, признанным мастером и ему поручают многие работы, в числе которых парки Версаля и Трианона, Шантильи и многие другие.  Первым крупным его произведением был парк в поместье Во ле Виконт, принадлежавший министру финансов Франции Фуке. В этом парке Ленотр впервые применил не только в планировке парков, но и в градостроительстве трехлучевую композицию. Над ансамблем Во ле Виконт Ленотр работал в содружестве с архитекторами Луи Лево и Шарлем Лебереном в 1661-1663 гг. Кроме парка Во ле Виконт Ленотр создал парки и сады в Тюильри (1664-1672 гг.), Сен-Клу, Шатильи (1693 г.) сад Марии (1699 г.). Но вершиной его творчества считается Версаль (1662-1700 гг.). Массив Версаля занимает 1700 га, из которых передняя часть составляла 100 га. Продольный канал имел длину 1,4 км, поперечный - 1 км. Длина дворца 400 м. Планировка Версальского парка имела прообразы в барочных садах Италии и Голландии. Осевая композиция парка применена уже в Во ле Виконт. Новым в Версале было то единство пространственного замысла, которое соединило одной магистралью дворец и парк и придало подчиненное значение всем сопряженным с нею координатам. Благодаря открытой планировке план Версаля хорошо обозревается.

 

Дворец и парк - это  как бы грандиозная карта. Вид  с дворца - это главный вид на версальскую панораму. Хотя весь парк возведен на искусственно выровненной  почве, на месте осушенных болот, он образует несколько уступов, так  что дворец и главный партер возвышаются  над остальными частями парка. Таким  образом, кроме главной панорамы есть еще несколько других точек, откуда раскрываются перспективы парка. Со стороны дворца глаз легко охватывает перспективу.                                                                           Своеобразная открытость, не замкнутость ясно выражены в основном композиционном замысле Версаля. Веерная композиция положена в основу планировки парка: зритель постоянно оказывается на перекрестках лучевых аллей, которые раскрывают перед ним Своеобразная открытость, не замкнутость ясно выражены в основном композиционном замысле Версаля. Веерная композиция положена в основу планировки парка: зритель постоянно оказывается на перекрестках лучевых аллей, которые раскрывают перед ним x перспектива" рождает впечатление возрастания пространственного ритма. Если попытаться сформулировать основные положения творчества Ленотра, получится следующая картина: в основе решения лежит подчинение деталей целому; применяются длинные и широкие перспективы (в отличие от коротких перспектив в садах итальянского Возрождения); строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами; декоративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями (без шумных водоемов итальянского барокко); широко применяются растения в кадках. Некоторые аллеи перекрываются перголами, увитыми вьющимися растениями. И все эти приемы решаются в органическом художественном единстве.                                                                 В конце XVIII в. Фишер фон Эрлих создает знаменитый Шенбрун в Вене. В Польше (в Варшаве) в 1682 г. возникает дворцово-парковый комплекс Ви-лянув.                                                                                                                                      Второй широко известный исторический памятник в Варшаве - Саксонский парк. Известен парк Лазенки в Варшаве, решенный в регулярной манере.                                                                                      Регулярный стиль садов и парков того времени оказал заметное влияние на садово-парковое искусство и в последующие времена. Долгое время он был господствующим стилем в парках и садах.                                                          А.Ленотр представлял себе сад как зеленый город с широкими улицами и узенькими переулками. Отдельные детали - это как бы галереи, театры, башни, ворота, купола, колоннады, триумфальные арки; в зеленых залах "лежали" газонные ковры с цветочным рисунком; цветники напоминали мозаичные полы; их украшали вазы и фонтаны.                                                                                      Характерная черта регулярного стиля - безраздельное господство дворца над окружающим садом или парком.  Аллеи располагались строго параллельно, звездообразно или в виде правильного многоугольника, рассеченного диагоналями и имеющего посередине какой-либо центральный объект (партер, театр, бассейн и т.д.). Перекрестки устраивались или под прямым углом, или в виде звезды; клумбы - круглые, овальные или многогранные. Группы зеленых насаждений размещались геометрически правильно. Регулярный стиль нашел в Европе большое количество подражателей. В частности, из него возник так называемый стиль рококо. Этот стиль характеризовался применением шпалерных насаждений, фигурно подстриженных деревьев и кустарников, огромным числом скульптурных форм и садовых устройств.                                                                                                          История Версаля. Король Франции и Король Садовников. Людовик 14 и Андре Ленотр.Франция. 5 сентября 1638 год.  У короля Людовика 13 родился наследник – сын Людовик. Маленький мальчик пришел в этот мир, чтобы через десятилетия стать самым могущественным европейским монархом. Его назовут Король-Солнце. Править он будет 72 года. Две главные страсти будут в его жизни – война и женщины. Воевать он будет постоянно, хотя политикой будет интересоваться мало. Страной будет управлять по советам своих министров и многочисленных фавориток. Но … Именно при нем Франция достигнет небывалого расцвета и могущества. И невиданная роскошь будет сопутствовать всей жизни короля. Границы Франции значительно расширятся, хотя это и будет стоить жизни 300 тысячам солдат. Король будет есть только на золоте, и к обеду ему будут подавать до 200 блюд, в то время как французские голодные крестьяне, разоренные военными налогами, будут питаться травой...  Но это все будет позже. Вернемся во времени на 25 лет назад… Во Франции наступил 1613 год. В самой известной династии парижских садоводов, у Жана Ленотра родился сын - Андре. Маленький мальчик стал наследником в семье с богатейшими культурными традициями. Его дед, Пьер Ленотр, был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. Он строил сады Тюильри , вместе с сыном Пьером обустраивал резиденции французских королей. Они еще не знают, что их сын и внук спустя годы станет самым прославленным ландшафтным архитектором Европы . И имя его станет в одном ряду со знаменитыми зодчими, художниками , скульпторами . А пока … Маленький Андре с детства осваивает пластические и пространственные науки, учится искусству перспективы, берет уроки рисования и ваяния у лучших художников и скульпторов. И очень преуспевает в учении.  Годы летят незаметно. Однажды судьба сведет вместе двух этих людей, уже взрослых – Людовика и Андре. И их стараниями мировая культура обогатится величайшим памятником архитектуры и искусства. Однажды пересекутся их жизненные пути . И они создадут Версаль… Могущественный, в расцвете лет король Франции Людовик 14 соберет при своем дворе лучшие умы и таланты французской культуры. Его резиденция станет средоточием всей культурной жизни страны. И искусство станет особым предметом заботы короля, потому что он увидит в нем мощнейшее средство для возвеличивания своей королевской власти. Объединившаяся Франция покончит с феодальной раздробленностью, и победит идея прогрессивной централизованной монархии. На Францию окажет огромное влияние культура Итальянского ренессанса. И расцвет коснется всех наук и искусств, получивших мощный могучий импульс извне . Новый стиль жизни, новые искусства возникнут как выражение победы новой идеи, утверждающей порядок и отметающей хаос . Франция завоюет новые земли, объединит их силой и властью короля . И однажды Людовик 14 пригласит Андре Ленотра создать роскошный дворцовый комплекс – Версаль, свою резиденцию, чтобы увековечить и прославить свою власть, силу единства и порядка, власть системы, которая и станет основой французского абсолютизма и монархии.                         Андре Ленотр станет создателем французской школы паркового искусства, он создаст в Версале потрясающий по красоте парк, и войдет в историю мировой культуры , как вели чайший архитектор ландшафта.  Несколько ранее Ленотр создаст парк Во-ле-Виконт, где всего за 4 года, начиная с 1656 года, возникнет резиденция одного из богатейших людей Франции того времени – министра финансов Фуке. Сам дворец еще носил в себе архаические черты средневекового замка-крепости, окруженной рвом-каналом. Но парк уже отличался целым рядом новых качеств, которые еще предстояло проявить себя в Версале. Замечательный парк строился как живая декорация для многолюдных праздников, балетных представлений, фейерверков, музыкальных концертов, торжественных процессий. Его регулярная композиция создавалась с расчетом на эффект неожиданности и внезапное появление все новых и новых ландшафтов, скульптурных и других элементов.  Уже первый официальный прием в Во-ле- Виконт имел триумфальный успех у публики, однако был омрачен неожиданной реакцией короля . Привыкший к излишествам король был потрясен. И он заподозрил министра Фуке в попытке превзойти его самого в роскоши. Придворные завистники не упустили возможность указать королю на невероятную расточительность и претензии на власть, обнаруженные Фуке в его постройке. На следующий день министр был арестован, смещен со своего поста , и после долгого разбирательства приговорен к пожизненному заключению в горном замке Пиньероль.                                                          Людовик 14 срочно приглашает Андре Ленотра для постоянной работы по коренной реконструкции Версаля с тем условием, что будущая королевская резиденция превзойдет все, что было создано Ленотром в Во-ле-Виконт.  Версаль, расположенный на юго-западе Парижа, был когда-то скромной деревушкой. В 1624 году Людовик 13 приказал построить там небольшой охотничий замок, который позднее был расширен и реконструирован Людовиком 14. В 1682 году Версаль заменил Париж в качестве главной резиденции короля. Вслед за Людовиком сюда переехал и весь королевский двор. В Версале начались строительные работы.  Людовик 14 полюбил Версаль сразу . Поначалу его вполне устраивал замок из камня и кирпича . построенный еще его отцом. Замок лишь немного расширили, чтобы разместить все дворцовые службы. В это время Версальский замок использовался как загородный дом. Поэтому семья монарха пребывала там недолго, однако и для короля, и для королевы , и для принцессы были выстроены отдельные апартаменты.  Король все больше привязывался к Версалю и вскоре работы по строительству были возобновлены. Людовик 14 решает расширить дворец в сторону садов , построив колоннады , установив статуи и античные колонны. Одновременно появлялись и подсобные постройки. С 1661 года молодой Людовик 14 стал регулярно приезжать в Версаль, и он прежде всего занялся устройством садов. Вот тогда-то и произошла историческая встреча короля Франции с королем садовников - Андре Ленотром. Провозглашение Версаля резиденцией правительства Людовика 14 не было простым проявлением королевского каприза. Версаль должен был выразить, запечатлеть могущество французской короны , которая объединила страну и привела ее к могуществу и расцвету.  В ансамбле Версаля все основано на единстве и взаимопроникновении. Стиль , порядок и ритм царит в этом мире. Нет разлада между замыслом и воплощением. Зрелище совпадает в нем со смыслом, форма с наибольшей ясностью выражает идею, содержание , заложенное в произведении искусства. Планировка Версальского парка имела свои прообразы в барочных садах Италии и Голландии. Прежде всего поражают масштабы ансамбля. Дворец и парк Ленотр соединил единой магистралью, что придало подчиненное значение всем сопряженным с ней композициям. К дворцу сходятся в виде трех лучей прямые и диагональные дороги – проспект в Париж, дороги в Со и Сен-Клу. Сам дворец располагался на возвышенностях, среди партеров, водных зеркал и плоских террас. Затем центральная ось переходит в парковую территорию, разбитую на ряд боскетов и прорезанную каналом. В целом, ансамбль как бы постепенно растворяется среди лесных аллей, полей, перелесков.                                                                                      План Версаля прекрасно обозрим благодаря открытой планировке. Можно себе представить, какое величественное зрелище открывалось с верхнего балкона дворца на творение Ленотра.                                                                    Роскошные газоны, бассейны, фонтаны Нептуна и Дракона, Большая парадная лестница и Королевская аллея, фонтан Латоны, бассейн Аполлона - огромный мир , целая страна , и как по огромной карте мы совершаем грандиозное путешествие по парку Версаля. Зрелище это давало исключительное богатство зрительных впечатлений . Просторы парка открывались сразу, с одного наблюдательного пункта. Они ясно вырисовывались с их четко выраженными началами порядка и гармонии. Кроме главной панорамы - вид из дворца, есть еще несколько точек, откуда раскрываются перспективы парка. Не следует думать , что Версаль был расчитан только на восприятие "с птичьего полета" , что его дорожки – только ленты, членящие плоскость. Стоит с балкона спуститься вниз, - и зрелище решительно меняется. Предметы, которые сверху казались раставленными в пространстве один рядом с другим, теперь сближаются, и кажется, что они стоят один за другим. Умелая посадка и стрижка деревьев позволили Ленотру придать живому материалу четкие и ясные архитектурные формы . Он создал стены из стриженных деревьев, посаженных без просвета. Ленотр не любил красочных и виртуозных партеров. Главное внимание он уделял композиции боскетов и водоемов, симфонии цветов и фактурных сочетаний. Даже скульптуре он отводил подчиненное место, несмотря на то, что в Версале ее много, и она помогает утверждать царящий здесь порядок. Особенностью Версальского парка , его стержнем является аллегорическая фигура Аполлона – бога солнца- центральная фигура Версаля, олицетворяющая Людовика 14. Это он - Король –Солнце. Так Ленотр увековечил образ короля. Аполлон – солнечное божество и покровитель искусств, направляет своих усталых коней в океан , и лучи закатного солнца светят ему в спину … Большой любитель природы, Людовик 14 настолько обожал свое версальское детище, что даже оставил после себя " особую манеру демонстрировать сады Версаля". Он заказал серию картин с версальскими пейзажами и повелел соорудить для себя специальную каталку для прогулки по садам, когда у него случались приступы болезней.  В 1661 году сады были закончены и король даст в них свой первый праздник под названием " Наслаждение волшебного острова".  Для обеспечения садов водой король предусмотрел водопроводные установки, стоившие казне безумных денег. Всего этого , однако, было недостаточно, чтобы включать все фонтаны и водометы одновременно, и король никак не мог с этим смириться . Долгое время историки утверждалии, что строительство Версаля разорило Францию … Хотя только спустя столетие Версаль пришел в запустение , когда потомок короля – Людовик 16, покинул этот замок по требованию парижан . Тогда Версаль не раз подвергался разграблению . Но следующий король Франции – Луи-Филипп вновь отреставрировал и полностью восстановил весь комплекс. В истории все повторяется. Наверное, само Солнце охраняет Версаль…Ленотр создал поразительный по красоте и грандиозности парк. Не удивительно ,что этот парк оказал влияние не только на развитие садово-паркового искусства, но и на градостроительство. Площади городов в 18 веке стали рассматриваться как открытые пространства ,организуемые парковой зеленью и партерами с широким обзором , в отличие от замкнутых площадей средневековых городов. Если попытаться сформулировать основные положения творчества Ленотра, получится следующая картина : в основе решения лежит подчинение деталей целому, применяются длинные и широкие перспективы, строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами , декоративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями ( без шумных водопадов итальянского барокко), широко применяются топиарные формы и растения в кадках. Используются буленгрины (пониженные партерные участки) и вердбюгадены (повышенные).Некотороые аллеи перекрываются перголами , увитыми вьющимися растениями. И все эти приемы решаются в органическом художественном единстве.                                                                                                                 Ленотр построил огромное количество парков и воспитал целую плеяду садовых архитекторов. Его ученики Лакинтини, Дего, Гарнье д Иль, Житар работали во всех странах Европы. Садовый архитектор А.Леблон создавал парки в России.                                                                                                                    К сожалению Ленотр не оставил после себя ученых трактатов и руководств, и многие его профессиональные секреты до сих пор остаются тайной.                                                                                   Он прожил 87 лет. Несмотря на свою известность и богатство, Ленотр отличался доступностью, простотой в обхождении, с достоинством и радушием относился к начинающим мастерам. Один из его современников позже вспоминал его гордые слова: " Я думал лишь о чести и славе Франции "...  Андре Ленотр – самый именитый ландшафтный архитектор в садово-парковом искусстве. Еще при жизни за свою работу он был удостоен многих наград, даже почетного ордена Сент Мишель. Ему первому из придворных было дано официальное разрешение не покидать своего портшеза во время деловых встреч с Людовиком XIV. Он жил в отдельном строении с собственным садом, расположенным непосредственно у северо-восточного фасада дворца Тюильри, хотя имел собственный дом в Версале. Там он провел свои последние годы, дожив до 87 лет. Будучи очень известным и богатым человеком, Ленотр отличался простотой в обхождении и доступностью, с достоинством и радушным участием относился к начинающим мастерам.

47. Садово-парковое искусство  Москвы XVIII века. Основные черты и типы московских садов этого времени .Характерные особенности русского регулярного паркостроения XVIII века.

В XVIII в. приобретает самый широкий размах строительство городских и загородных дворянских усадеб, в то время как ранее оно в основном было сосредоточено в столицах, при царских и крупнейших аристократических резиденциях. После выхода Манифеста о вольности дворян в 1762 г., в котором дворяне освобождались от обязательной службы в армии и государственных учреждениях, многие устремлялись в свои родовые поместья, расположенные за тысячу верст от столицы. Помещики, выйдя в отставку, следовали уже устоявшимся в обществе культурным традициям и обычаям. Устройство усадьбы, парка становилось условием личного престижа. Образцами служили царские резиденции и столичные ансамбли, но разница в имущественном положении, наличие или отсутствие профессиональных строителей, пристрастие хозяев, местные природные условия и культурно-исторические ориентиры - все это предопределило множество решений парковых ансамблей в российских провинциях.                    Общий тон перестройке русских городов задавал Петербург: с 1769 г. регламентировались ширина улиц и высота стоящих на них домов; предусматривались обязательное мощение, освещение и озеленение улиц и площадей; строгая периметральная застройка кварталов, единообразие которой нарушалось крупными аристократическими усадьбами, определяла облик центральных районов; - обычно усадьбы отступали от красной линии, окружались садами, парадными и хозяйственными дворами; в планах столицы все более четко проступала трехлучевая схема сходящихся к зданию Адмиралтейства проспектов и улиц. В Москве тоже шли большие строительные работы: закреплялась сложившаяся радиально-кольцевая планировка вдоль стен Кремля и Китай-города; появились просторные площади; создаются крупные общественные учреждения - Университет, Гостиный двор, Сенат; на месте снесенных валов и стен возникают первые бульвары, которые образуют зеленое полукольцо, огибающее центральные кварталы; расширяются старые московские усадьбы, где сады или перестраиваются в пейзажные, или дополняются-продлеваются в пейзажном стилевом направлении. В XVIII в. стали типичными для городов России следующие принципы: 1) обращенность города к реке; 2) размещение городского центра и основных зданий на самых красивых и видных точках; 3) забота о силуэте города; 4) контраст высоких ориентиров к относительно невысокой рядовой застройке; 5) закрепление центров четкой структурой улиц, обеспечивающее композиционное единство.                                                     Ведущим типом сада во второй половине XVIII - первой половине XIX в. стали усадебные сады.                                                                                                           В городских усадьбах: дом отделялся от улицы парадным двором-курдонером; за домом находился сад; сад выходил на реку или завершался прудом. К числу лучших московских усадеб принадлежали дом Пашкова (арх. В. Баженов) и Голицынская больница (арх. М. Казаков).                             К концу XVIII в. окончательно сформировался тип русской усадьбы. Центром ее был усадебный дом с хозяйственными постройками, огородами и хозяйственными садами. Усадебный сад начинался регулярным "французским" партером, примыкающим к дому и переходившим в английский пейзажный парк. Размеры и композиция парка усадьбы бесконечно варьировались. В простейших из них регулярная часть обозначалась кидибой, а пейзажная ограничивалась расчисткой поляны перед домом, открывавшей вид на него. Место для центра усадьбы выбиралось обычно на возвышении, у бровки холма, на краю речной террасы или пруда. Это - желание украсить и одухотворить природу искусством, выразить через архитектуру гармоническую связь человека с природой. А.П. Вергунов констатирует, что "парк уже не демонстрирует безграничные возможности по переделке природы, а лишь по-своему упорядочивает ее, раскрывает уже заложенную в ней красоту. Отсюда стремление расположить усадьбу в особенно живописной местности, поставить дворец рядом или на одной композиционной оси с каким-либо выдающимся по своим данным пейзажем", с учетом топографических особенностей, например, начиная с понижений, тальвегов для устройства каскада прудов. Наиболее характерными чертами парковых композиций этого периода были их многозначность, использование пейзажных, скульптурных, архитектурных символов, их романтическая направленность.                                           Романтические пейзажи специфическими средствами садово-паркового искусства "рассказывали" посетителю о богах и героях древности, "изображали" природу далеких экзотических стран, намекали на значительные исторические события, стремясь поразить его драматичностью происходящего. В моду входило называть различный уголок парка "любимцем хозяина усадьбы". Например, в пензенском имении князя А.Б. Куракина "Надеждино", основанном в конце XVIII в. на берегу р. Сердобы, аллеи названы Катина, Аленина, Софьина. Воспоминания о приятных эпизодах "из недавнего прошлого" пробуждали сентиментальное настроение: дорожки Веселой мысли, Милой тени и т.д. Одно из интереснейших явлений в русском ландшафтном искусстве связано с постройками псевдоготического пли романтического стиля. Примером тому является Царицыно.

52. Теоретики  и практики пейзажного паркостроения России. Львов Н.А.и Болотов А.Т. В последней трети 18 века в России было популярно увлечение строительством усадебных парков. Множество прекрасных садово-парковых ансамблей было создано в этот период. Построенные преимущественно в пригородах Москвы и Петербурга, они создавались по проектам величайших зодчих М. Казакова, В. Баженова, И. Старова, Н.Львова и др. Но рядом с этими именами русских архитекторов достойное место по праву занимает имя одного из первых паркостроителей - Андрея Тимофеевича Болотова, который способствовал расцвету русского паркового искусства.                                                                                                               Андрей Тимофеевич Болотов, будучи одновременно теоретиком и практиком, прекрасно понимал, какое огромное значение имеет парковое искусство. Он умел чувствовать природу и заставлял восхищаться ею других. Именно ему принадлежит открытие красоты русской природы, составляющей суть российского парка.                                                                           Столь высокое назначение парка установилось в культуре ХУШ века, и было следствием мировоззрения эпохи Просвещения. Основой эстетики эпохи классицизма было подражание природе. Важную роль в распространении идей новых пейзажных парков сыграли труды А.Т. Болотова. Паркам этого периода в высшей степени было свойственно чувство сентиментализма. Недаром сам Болотов называл стиль этих парков «натуральным». В них в полной мере раскрывалась красота русской природы, а посетитель только следовал за общим поэтическим сюжетом, всматриваясь в природу и отзываясь на нее самыми тончайшими чувствами своей души.                                                                                                          Как теоретик и агроном - практик, А.Т. Болотов создал множество научных трудов. Сохранилось большое количество его теоретических исследований, а также практических указаний и многочисленные дневники. Размышляя над философским пониманием паркового искусства, он создал сочинение под красноречивым названием «Путеводитель к истинному человеческому счастию», или «Опыт нравоучительных и отчасти философических рассуждений о благополучии человеческой жизнии средствах к приобретению оного». В своем сочинении «Детская философия» он вел беседу с детьми, каждый раз обращая их внимание на красоту природы, тишину, благоухание растений и цветов, пение птиц. Но самое большое количество его размышлений о парках и практических рекомендаций по их устройству было опубликовано в приложении к газете «Московские ведомости» - в журнале «Экономический магазин». Трудно поверить, но А.Т.Болотов почти 10 лет был его единственным автором и редактором (с 1780 по 1789 гг).                                                                                                            Главным утверждением Болотова, как теоретика и практика садово-паркового искусства было то, что устроитель парка «не должен отважиться ни одного шага ступить, не посоветовавшись наперед с натурой». Главным его лозунгом было не переделывание природы, а сотрудничество с ней. Неслучайно поэтому Болотов был противником регулярного парка, считая его непригодными для усадеб средней полосы. Он стал последовательным пропагандистом пейзажных парков в России. Болотов писал, что «…было б нимало постыдно для нас то, когда б были у нас сады ни Английские, ни Французские, а наши собственные и изобретенные самими нами, и когда б мы называть их стали Российскими».                                                                                                                                      Говоря о практических приемах в устройстве парков, А.Т. Болотов разработал свой метод, который был новым для России. В то время, как другие мастера паркоустроители пытались в парке воплотить картины Клода Лорена или других итальянских мастеров, Болотов пытался сначала определить возможности места глазом художника. Суть метода Болотова состояла в максимальном использовании элементов природной ситуации, в том числе сплошных лесных массивов, особенно хвойных. Далее он воображал себе, где и что должно произрастать, хорошо ли это или плохо. Его парк рождался как естественный организм непосредственно из природы. Временами он рисовал пейзажные картины на стекле, фиксировал существующее состояние, обозначал контуры пейзажа, и лишь потом «правил» предполагаемую перспективу будущего парка. Только после многократного повторения множества вариантов он переносил свои идеи на план будущего парка. Воплощением такого истинно русского парка эпохи сентиментализма стал дворцово-парковый ансамбль в Богородицке. Отдельные рекомендации его касались устройства паркового пространства в усадьбах. Перед главным домом рекомендовалось располагать стриженные деревья, а также статуи и вазы, окруженные шпалерами. От главной площадки перед центральным входом лучами должны были расходиться прямые аллеи, которые необходимо завершить какими-либо «приманками» - красивыми видами природы или небольшими постройками. Остальное пространство парка оставалось пейзажным, то есть нерегулярным. Таким образом происходило смешение пейзажности и регламентированности, которая по мнению А.Т. Болотова, была наиболее приемлемой для условий России и экономически наиболее обоснованной. Подобное сочетание было вполне оправдано, поскольку большие территории пейзажного парка требуют значительных корректировок рельефа и весьма трудоемки. Поэтому в эпоху классицизма, соответствующую периоду творчества А.Т. Болотова, задача полного преобразования парка сменилась задачей «улучшения ландшафтных характеристик».

Николай Александрович Львов (1751-1803) – один из самых выдающихся деятелей эпохи Просвещения. Это  был талантливый, склонный к поискам  новых решений архитектор, инженер, ученый-изобретатель, прогрессивный  общественный деятель, исследователь  природных богатств России, собиратель русского фольклора, поэт, композитор.

Большое внимание Львов уделял изучению природных условий, в особенности  водных источников и почвы. Утилитарные  и художественные стороны дела в  его практике не отрывались друг от друга, а рассматривались в едином комплексе. Львов часто был архитектором, инженером, садоводом-художником и  организатором строительства в  одном лице. Это давало ему возможность  видеть задачу во всей ее сложности  и находить оригинальные решения. Соглашаясь с основными положениями теоретиков паркового искусства второй половины XVIII века англичанина В Чемберса и немца К. Гиршфельда, труды которых он детально изучал и комментировал, Львов вместе с тем показывает, что они не могут быть полностью применимы к России, где природа и народные традиции резко отличаются от западноевропейских.

Большой интерес представляют идеи Львова, изложенные в неосуществимом проекте усадьбы светлейшего  князя А. А. Безбородко. В этом труде обосновываются преимущества пейзажной планировки и критикуются регулярные сады. Проект был разработан в 1797 – 1799 годах в связи предполагавшимся строительством усадьбы в Москве, на берегу реки Яузы в районе Воронцова поля (ныне набережная академика Туполева). Теоретическая часть проекта является, по сути дела, программным документом, имеющим самостоятельное значение для теории садово-паркового искусства.

Интересно проследить, как  теоретические взгляды Н. А. Львова отразились на его практической деятельности. Одной из первых его работ в  области паркового искусства  была Александрова дача близ Павловска. По заказу Екатерины II им был выполнен в 80-х годах цикл работ, связанных  со строительством парка для ее внука  Александра. Ансамбль трактовался как  иллюстрация к сказке о царевиче Хлое, написанной самой императрицей, и от Львова требовалось проявить максимум фантазии и воображения, чтобы придать обычным пейзажам точный аллегорический смысл.

Здание выходит фасадом  на обширное искусственное озеро, по берегам которого располагаются  «сказочные» сооружения, соответствующие  сюжету повествования, - храм Розы без  шипов на вершине холма, круглая  колоннада храма Цереры, храм Флоры  и Помоны, мост с «трофеями пещеры Нимфы Эгерии» и другие. Как показало исследование остатков этих сооружений, проведенное А. М. Харламовой (1964), они были размещены так, чтобы выгодно использовать все особенности местного рельефа и создать пейзажное обрамление всем поворотам сюжета сказки: мост через овраг – «ущелье», дальше – «остров», «горная долина», «сельская идиллия». По озеру плавали созданные по рисункам Львова модели кораблей.

Информация о работе Садово-парковое искусство