Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 10:22, реферат
В современных условиях типовые решения по организации водоотвода с поверхности проезжей части автомобильных дорог и разделительных полос, представляющие собой жестко регламентированные однотипные конструкции и размеры как прикромочных, так и откосных лотков для дорог всех категорий и условий применения, не отвечают требованиям нормативного обеспечения транспортно-эксплуатационных показателей современных скоростных многополосных дорог и могут быть лишь основой для проведения последующих исследований, накопления опыта и его обобщения.
Лист
Введение……………………………………………………………………
3-5
1 Системы водоотвода…………………………………………………….
5
1.1 Конструктивные схемы отвода воды с поверхности автомобильных дорог и их функциональные особенности…………….
5-8
1.2 Конструктивные элементы и сооружения дорожного водоотвода, основные требования, предъявляемые к их устойчивости……………..
8-16
2 Полоса отвода автомобильной дороги…………………………………
16
2.1 Ширина полосы отвода автомобильной дороги……………………..
16-17
2.2 Границы полосы отвода автомобильной дороги и факторы, влияющие на них…………………………………………………………..
17
2.3 Ограничения на внедрение норм при создании отводных дорожных полос…………………………………………………………...
17-18
3 Состав работ по содержанию систем водоотвода и полосы отвода
18
Заключение………………………………………………………………...
19
Список использованных источников………………………….................
Согласно нормативным требованиям, дно водоотводных канав должно иметь продольный уклон не менее 5‰, в исключительных случаях - не менее 3‰ . Водоотводные канавы выемок рекомендуется устраивать с продольными уклонами, величины которых равны продольным уклонам оси земляного полотна. В том случае, если продольные уклоны автомобильной дороги в выемке составляют значения менее 2‰, кюветы устраиваются с продольными уклонами не менее 2‰ с выпуском воды в одну или обе стороны выемки.
Конструкции укреплений водоотводных канав и кюветов должны обеспечивать необходимую прочность, устойчивость всей дорожной конструкции и удобство при содержании в период эксплуатации. Кроме того, укрепление необходимо производить в строгом соответствии с типовыми конструкциями и нормативными требованиями, а также с учетом максимального использования местных материалов и механизмов.
Практическое применение получили типовые конструкции укреплений водоотводных канав щебнем с засевом трав на откосах, сборными бетонными плитами, кюветными сборными лотками, торкретбетоном, монолитным бетоном, бетонными сегментами, асфальтобетонными плитами и песчаным асфальтобетоном.
Укрепление водоотводных канав щебнем слоем 8 - 10 см с засевом многолетних трав на откосах применяется в районах с умеренным и влажным климатом при скорости течения воды в канаве не более 1 м/с. В случае, когда скорость течения воды в канаве не превышает значение 0,5 м/с, допускается укрепление дна водоотводных канав засевом трав.
Сборные бетонные плиты используются для укрепления водоотводных и нагорных канав, а также кюветов при скоростях течения воды до 3,5 м/с. Они изготавливаются в заводских условиях и имеют прямоугольную форму со следующими размерами: для укрепления откосов крутизной 1:1,5 и дна водоотводных канав - 0,69×1,05×0,08 м; для укрепления откосов крутизной 1:1 и дна кюветов - 0,49×0,85×0,08 м.
При скорости течения воды не более 2 м/с поверхности дна и откосов кюветов укрепляются торкретбетоном. Укрепление торкретбетоном не допускается в условиях пылеватых и лессовидных суглинков, пучинистых, засоленных и малоустойчивых грунтов, а также на оползневых участках, в условиях сурового климата и агрессивной среды. Данный тип укрепления обладает малой несущей способностью и требует предварительного тщательного выравнивания укрепляемой поверхности.
В районах строительства с благоприятными климатическими, гидрологическими и геологическим условиями для укрепления откосов и дна водоотводных канав при скорости течения воды в них до 3,5 м/с применяется монолитный бетон, однако подобный способ укрепления является достаточно трудоемким.
В зарубежных странах широкое использование получило укрепление водоотводных канав бетонными плитами, изготавливаемыми в заводских условиях и имеющими форму трубчатого сегмента толщиной 7 - 8 см, хорда которого равна 100 см.
В прежние годы в качестве укреплений кюветов, нагорных и водоотводных канав на опытных участках применялись асфальтобетонные плиты, однако они не получили дальнейшего широкого практического использования из-за повышенного трещинообразования, дефицита битума и необходимости применения при их приготовлении канцерогенных веществ (дегтя, жировых гудронов и т.п.).
Кроме вышеуказанных способов укреплений водоотводных, нагорных канав и кюветов применяются лотки-желобы, железобетонные прямоугольные и рамные лотки, длинномерные телескопические лотки, которые являются сборными и изготавливаются в заводских условиях. Эти конструкции рекомендуется применять в том случае, когда в районе строительства автомобильной дороги преобладают слабые, водонасыщенные грунты; необходимость увеличения поперечных размеров кюветов приводит к значительному объему земляных работ; автомобильная дорога I - II категорий проходит в насыпи высотой более 4 м с затяжным продольным уклоном более 30‰, а также в пониженных точках вогнутых кривых продольного профиля; автомобильная дорога проходит через населенные пункты; необходимы перехват и понижение уровня грунтовых вод.
Не допускается применение открытых лотков в качестве укреплений водоотводных канав в пылеватых грунтах в условиях сурового климата из-за возможности их быстрой) разрушения в результате многократного сезонного промерзания и оттаивания.
Сбор поверхностных вод, согласно схеме 2, осуществляется в открытые прикромочные лотки, которые устраиваются на стыке кромки проезжей части и обочины, при этом обочине придается уклон в сторону проезжей части. Прикромочные лотки выполняются монолитными или из сборных элементов различного поперечного сечения.
Наибольшее распространение на территории России получили типовые сборные прикромочные лотки треугольного поперечного сечения, разработанные в Союздорпроекте.
Для удобства установки в процессе строительства в ряде случаев выпускаются прикромочные лотки треугольного поперечного сечения с выступами (рис. 5, в).
Кроме типовых прикромочных конструкций, на автомобильных дорогах применяются водосборные лотки эллипсоидного, круглого, трапецеидального и прямоугольного поперечных сечений.
В ряде случаев для повышения пропускной способности в прикромочных лотках через определенные расстояния устанавливаются дождеприемные колодцы, однако такой способ организации поверхностного водоотвода не получил широкого практического применения на территории России из-за трудоемкости содержания в эксплуатационный период. Подобным недостатком содержания обладает и прикромочный щелевой закрытый водосборный лоток круглого поперечного сечения, использование которого распространено в ряде зарубежных стран.
Широкое применение на зарубежных автомобильных дорогах получил метод устройства асфальтобетонных водоотводных лотков одновременно с укладкой покрытия проезжей части. Лоток шириной 75 см и глубиной 5 см устраивается с помощью асфальтоукладчика, оборудованного дополнительными трамбующим и вибрационным брусьями соответствующего профиля.
В соответствии со схемой 3, поверхностные воды с покрытия аккумулируются в предбордюрном пространстве, образующемся на стыке кромки проезжей части и бордюрного камня. Форма поперечного сечения предбордюрного пространства определяется поперечным профилем проезжей части и в большинстве случаев имеет треугольное, реже - криволинейное очертание.
Рис 5. Прикромочные водосборные лотки:
а, б - типовые блоки, разработанные в Союздорпроекте, и их типоразмеры; в - с выступами; г - эллипсоидного поперечного сечения; д - круглого поперечного сечения; е - круглого поперечного сечения, разработанный в Союздорпроекте
Для обеспечения своевременного отвода поверхностных стоков проезжей части необходимо придавать как можно больший поперечный уклон, учитывая условия безопасности движения транспортных средств. В случае невозможности выполнения этого условия поперечный уклон целесообразно увеличивать непосредственно у бордюра на ширине 1 - 1,5 м, придавая сечению предбордюрного пространства полигональное очертание.
В России широкое практическое применение на магистральных автомобильных дорогах, МКАД и городских улицах получили цементобетонные бордюры (рис. 6) длиной 1 и 3 м, устанавливаемые на бетонное основание.
Рис 6. Типовые (а, б) бордюрные блоки
В ряде зарубежных стран установка бордюрного камня на автомобильных дорогах производится на бетонное основание с обязательным устройством упора из двух рядов силикатного кирпича. В некоторых случаях для дополнительной защиты участка стыка проезжей части и бордюрного камня от разрушения предбордюрное пространство выполняется из клинкера.
В последние годы в Германии на автомобильных дорогах часто устраиваются водонаправляющие бордюры высотой 12 - 15 см плавного поперечного профиля, выполненные из асфальтобетонной смеси определенного состава.
Для увеличения скорости отвода воды с поверхности покрытия в настоящее время как в России, так и за рубежом на автомагистралях, подходах к мостам и путепроводам, а также городских улицах широко применяются подземные ливневые стоки с отводом воды за пределы земляного полотна. Существуют три типа дождеприемных колодцев: с горизонтальным отверстием, вертикальным отверстием и комбинированный тип. На внегородских автомобильных дорогах устанавливаются дождеприемные колодцы с горизонтальным отверстием, а в городских условиях находят применение все три типа дождеприемников.
Решающую роль в своевременности отвода поверхностных стоков при такой схеме организации водоотвода выполняют пропускная способность дождеприемных колодцев и правильность их установки через определенные расстояния друг от друга.
Сброс поверхностных стоков из прикромочных водосборных лотков и предбордюрного пространства в пониженные места и очистные сооружения осуществляется с помощью водосбросных лотков, располагаемых на откосе земляного полотна через определенные расстояния. Схема устройства сопряжения откосных и прикромочных сооружений в плане назначается в зависимости от продольных уклонов - встречных или уклонов одного знака.
На территории России для поперечного сброса поверхностных стоков с автомобильных дорог применялись и применяются типовые открытые сборные железобетонные телескопические лотки Б-6 и Б-7 трапецеидального поперечного сечения, разработанные в Союздорпроекте.
В прежние годы на опытных участках автомобильных дорог использовались открытые откосные лотки-полутрубы и быстротоки с рассеивающими трамплинами из железобетонных блоков, однако они не получили дальнейшего широкого практического применения.
Рис 7. Откосные телескопические лотки:
а - типовые, разработанные в Союздорпроекте; б - из стеклофибробетона
Полоса отвода автомобильной дороги – земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
2.1
Ширина полосы отвода
Минимальная ширина полосы отвода не может быть меньше, чем 24 м. А в местах, где есть нужда в защитных сооружениях, она изменяется с учётом их параметров. В то же самое время средние величины таких объектов должны быть равны:
-для дорог первых двух категорий – 75 м;
-для путей III и четвёртой категорий – 50 м;
-для линейных объектов 5-й категории – 25 м;
-для подъездов, способствующих соединению админцентров, крупных городов, участков трасс, построенных в целях огибания населённых пунктов с населением менее четверти миллиона человек – 100 м;
-для трасс, используемых в целях объезда городов, с количеством проживающих в них, более 250000 человек – 150 м.
2.2
Границы полосы отвода
Рамки полос отвода автомобильных дорог определяются, исходя из плановых требований, специализирующихся на формировании автомобильных путей, а также объектов дорожного сервиса с учётом имеющихся норм.
Положение данных пределов определяется, исходя из таких, ниже перчисляемых, факторов:
-угол земляных откосов;
-боковые резервы (их наличие или отсуствие);
-требования относительно реализации правил техники безопасности;
-количество полос движения;
-категория дороги;
-высота насыпей, а также глубина обустраиваемых выемок.
2.3
Ограничения на внедрение норм
при создании отводных
Стоит отметить, что на использование только что озвученных норм налагаются определённые рамочные ограничения. В частности, они не относятся к участкам дорог:
-которые не требуют оформления проектной документации;
-которые обладают откосами с высотным максимумом, превышающим 12 м;
-наконец, которые находятся в горной или сильно пересечённой местности, между водоёмами, а также в пойменных зонах и на подходах к тоннелям, путепроводам и мостам.
3 Состав работ по содержанию систем водоотвода и полосы отвода
1) поддержание полосы отвода, обочин, откосов в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозкой и утилизацией на полигонах;
2) планировка откосов насыпей и выемок, исправление повреждений с добавлением грунта и укрепление засевом трав;
3) поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русл у труб и мостов);
4) устройство дренажных прорезей;
5) противопаводковые мероприятия;
6) срезка, подсыпка, планировка и уплотнение неукрепленных обочин дренирующим грунтом толщиной до 10 см; подсыпка, планировка и уплотнение щебеночных и гравийных обочин; устранение деформаций и повреждений на укрепленных обочинах;
7) восстановление земляного полотна на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 50 м2;
8) ликвидация съездов с автомобильных дорог (въездов на автомобильные дороги) в неустановленных местах;
Информация о работе Состав работ по содержанию систем водоотвода и полосы отвода