Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:44, курсовая работа
Строительная полоса сооружения линейной части магистрального газопровода представляет собой линейно-протяженную строительную площадку, в пределах которой передвижными механизированными производственными подразделениями - колоннами, бригадами, звеньями - выполняется весь комплекс строительства трубопровода, в том числе:
• основные - строительные, строительно-монтажные и специальные строительные работы (СМР);
• вспомогательные - погрузка, транспортировка и разгрузка труб, изоляционных, сварочных и других материалов, оборудования, машин, механизмов, конструкций, изделий, деталей и др., обеспечивающих бесперебойное производство СМР;
3.72. В зависимости от типа болота и размеров необходимой траншеи применяются различные варианты разработки их взрывными способами.
На открытых и слабозалесенных болотах при разработке каналов глубиной 3-3,5 м, шириной по верху до 15 м, мощностью торфяного слоя до 2/3 глубины траншеи используются удлиненные шнуровые заряды из отходов пироксилиновых порохов или водоустойчивых аммонитов.
При прокладке трубопровода на глубоких болотах, покрытых лесом, разработку траншей глубиной до 5 м, целесообразно осуществлять сосредоточенными зарядами, размещенными вдоль оси траншеи. В этом случае отпадает необходимость в предварительной расчистке трассы от леса. Сосредоточенные заряды размещаются в зарядных воронках, образуемых, в свою очередь, небольшими скважинными или сосредоточенными зарядами. Для этого обычно используют водоустойчивые аммониты в патронах диаметром до 46 мм. Глубина зарядной воронки принимается с учетом заложения центра основного сосредоточенного заряда на 0,3-0,5 глубины канала.
При разработке траншей глубиной до 2,5 м и шириной по верху 6-8 м эффективно использовать скважинные заряды из водоустойчивых ВВ. Этот метод можно использовать на болотах I и II типов как с лесом, так и без него. Скважины (вертикальные или наклонные) располагают вдоль оси траншеи на расчетном расстоянии друг от друга в один или два ряда в зависимости от проектной ширины дна траншеи. Диаметр скважин принимают 150-200 мм. Наклонные скважины под углом 45-60° к горизонту применяются при необходимости направленного выброса грунта на одну из сторон траншеи.
3.73. Выбор ВВ, массы заряда, заглубление, расположение зарядов в плане, методы взрывания, а также организационно-техническая подготовка производства буровзрывных работ и испытание взрывчатых, материалов изложены в "Технических правилах ведения взрывных работ на дневной поверхности" и в "Методике расчета взрывных параметров при сооружении каналов и траншей на болотах" (М., ВНИИСТ, 1970).
Засыпка трубопровода на болотах
3.74. Методы производства работ при засыпке траншей на болотах в летнее время зависят от типа и структуры болот.
3.75. На болотах I и II типов засыпку выполняют либо бульдозерами на болотном ходу, когда обеспечено передвижение таких машин, либо экскаваторами - драглайном на уширенном или обычном ходу, перемещающимися по сланям на отвалах грунта, спланированных предварительно двумя проходами бульдозера.
3.76. Полученный при засыпке избыточный грунт укладывают в надтраншейный валик, высота которого определяется с учетом осадки. Если грунта для засыпки траншеи недостаточно, его следует разрабатывать экскаватором из боковых резервов, которые должны закладываться от оси траншеи на расстоянии не менее трех ее глубин.
3.77. На глубоких болотах, имеющих текучую консистенцию торфа, включения сапропелита или покрытия сплавинами (болота III типа), после укладки трубопровода на твердое основание его можно не засыпать.
3.78. Засыпка траншей на болотах в зимнее время ведется, как правило, бульдозерами на уширенных гусеницах.
Наземная прокладка трубопровода в насыпи
3.79. Способ возведения насыпей определяется условиями строительства и типом применяемых землеройных машин.
Грунт для отсыпки насыпи на обводненных участках и в болотах разрабатывают в близлежащих карьерах, находящихся на возвышенных местах. Грунт в таких карьерах, как правило, более минерализован и поэтому более пригоден для устройства устойчивой насыпи.
3.80. Разработку грунта в карьерах производят скреперами либо одноковшовыми или роторными экскаваторами с одновременной погрузкой в автосамосвалы.
3.81. На сплавинных болотах при отсыпке насыпи плавающую корку (сплавину) небольшой мощности (не более 1 м) не удаляют, а погружают на дно. При этом, если толщина корки менее 0,5 м, отсыпка насыпи непосредственно на сплавину осуществляется без устройства продольных прорезей в сплавине.
При толщине сплавины более 0,5 м в сплавине могут устраиваться продольные прорези, расстояние между которыми должно быть равно основанию будущей земляной насыпи понизу.
3.82. Образование прорезей следует выполнять взрывным методом. Мощные сплавины перед началом отсыпки разрушают взрывами мелких зарядов, закладываемых в шахматном порядке на полосе, равной ширине земляной полосы понизу.
3.83. Насыпи через болота с низкой несущей способностью сооружают из привозного грунта с предварительным выторфовыванием в основании. На болотах с несущей способностью 0,025 МПа (0,25 кГс/см ) и более отсыпать насыпи можно и без выторфовывания непосредственно по поверхности или по хворостяной выстилке. На болотах III типа насыпи отсыпаются преимущественно на минеральное дно за счет выдавливания торфяной массы массой грунта.
3.84. Сооружать насыпи с выторфовыванием рекомендуется на болотах с мощностью торфяного покрова не более 2 м. Выторфовывание можно выполнять экскаваторами, оборудованными драглайном, или взрывным способом. Целесообразность выторфовывания определяется проектом.
3.85. На болотах и других обводненных территориях, имеющих сток воды поперек устраиваемой насыпи, отсыпка выполняется из хорошо дренирующих крупнозернистых и гравелистых песков, гравия или устраиваются специально водопропускные сооружения.
3.86. Отсыпку насыпи рекомендуется осуществлять в определенной последовательности:
первый слой (высотой на 25-30 см выше болота), доставленный автосамосвалами, отсыпается пионерным способом надвижки. Грунт разгружается у края болота, а далее надвигается в сторону устраиваемой насыпи бульдозером. В зависимости от протяженности болота и условий подъезда насыпь возводится с одного или обоих берегов болота;
второй слой (до проектной отметки низа трубы) отсыпается послойно с уплотнением сразу по всей длине перехода;
третий слой (до проектной отметки насыпи) отсыпается после укладки трубопровода.
Разравнивание грунта по насыпи осуществляется бульдозером, засыпка уложенного трубопровода - одноковшовыми экскаваторами.
3.87. Насыпи в процессе возведения отсыпают с учетом последующей осадки грунта; величина осадки устанавливается проектом в зависимости от вида грунта.
3.88. Отсыпку насыпей при предварительном удалении торфа в основании выполняют пионерным способом с "головы", а без выторфовывания как с головной части, так и с лежневой дороги, расположенной вдоль оси трубопровода.
Земляные работы при сооружении обетонированных или балластируемых
утяжеляющими грузами трубопроводов
3.89. Земляные работы по сооружению трубопровода, балластируемого утяжеляющими армобетонными грузами, или обетонированного трубопровода характеризуются увеличенными объемами работ и могут выполняться как в летний, так и в зимний период.
3.90. При подземном способе прокладки обетонированного газопровода траншеи необходимо разрабатывать следующих параметров:
глубина траншеи - соответствовать проекту и составлять не менее чем D + 0,5 м (D - наружный диаметр обетонированного газопровода, м);
ширина траншеи по дну при наличии откосов 1:1 и более - не менее D + 0,5 м.
При разработке траншеи для сплава трубопровода ее ширина по дну рекомендуется не менее 1,5D .
3.91. Минимальный зазор между грузом и стенкой траншеи при балластировке газопровода армобетонными утяжеляющими грузами должен составлять не менее 100 мм или ширина траншеи по дну при балластировке грузами или закреплении анкерными устройствами рекомендуется не менее 2,2D .
3.92. Ввиду того, что обетонированные или балластируемые армобетонными грузами трубопроводы прокладываются на болотах, заболоченных и обводненных территориях, методы производства земляных работ аналогичны выполнению земляных работ на болотах (в зависимости от типа болот и времени года).
3.93. Для разработки траншей под трубопроводы больших диаметров (1220, 1420 мм), обетонированные или балластируемые армобетонными грузами, может использоваться следующий метод: роторный экскаватор за первый проход отрывает траншею шириной, равной примерно половине необходимой ширины траншеи, затем грунт возвращается на место бульдозером; далее вторым проходом экскаватора грунт выбирается на оставшейся неразрыхленной части траншеи и снова бульдозером возвращается в траншею. После этого разрыхленный грунт на весь профиль выбирается одноковшовым экскаватором.
3.94. При прокладке трубопровода на участках прогнозируемого обводнения, балластируемого армобетонными грузами, в зимних условиях может использоваться метод групповой установки грузов на трубопровод. В связи с этим траншею можно разрабатывать обычным способом, а уширения ее под группу грузов делать только на определенных участках.
Земляные работы в этом случае производятся следующим образом: роторным или одноковшовым (в зависимости от глубины и прочности мерзлого грунта) экскаватором отрывается траншея обычной (для данного диаметра) ширины; затем участки траншеи, где должны быть установлены группы грузов, засыпаются грунтом. В этих местах по бокам разработанной траншеи бурятся скважины под заряды ВВ по одному ряду, чтобы после взрывания общая ширина траншеи в этих местах была бы достаточной для установки утяжеляющих грузов. Затем грунт, разрыхленный взрывом, вынимается одноковшовым экскаватором.
3.95. Засыпка обетонированного или балластируемого утяжеляющими грузами трубопровода выполняется теми же методами, что и при засыпке трубопровода на болотах или в мерзлых грунтах (в зависимости от условий трассы и времени года).
Особенности технологии земляных работ при прокладке газопроводов
диаметром 1420 мм в вечномерзлых грунтах
3.96. Выбор технологических схем устройства траншей в вечномерзлых грунтах осуществляется с учетом глубины промерзания грунта, его прочностных характеристик и времени выполнения работ.
3.97. Устройство траншей в осенне-зимний период при глубине промерзания деятельного слоя от 0,4 до 0,8 м с помощью одноковшовых экскаваторов типа ЭО-4123, НД-150 осуществляют после предварительного рыхления грунта стоечными рыхлителями типа Д-355, Д-354 и другими, которые производят рыхление грунта на всю глубину промерзания за один технологический прием.
При глубине промерзания до 1 м рыхление его осуществляют теми же рыхлителями за два прохода.
При большей глубине промерзания разработку траншей одноковшовыми экскаваторами выполняют после предварительного рыхления грунта буровзрывным способом. Шпуры и скважины по полосе траншеи бурят с помощью буровых машин типа БМ-253, МБШ-321, "Като" и других в один или два ряда, которые заряжаются ВВ и взрываются. При глубине промерзания деятельного слоя грунта до 1,5 м рыхление его для разработки траншей, особенно расположенных не далее 10 м от существующих сооружений, производят шпуровым методом; при глубине промерзания грунта более 1,5 м - скважинным методом.
3.98. При устройстве траншей в вечномерзлых грунтах в зимний период с промерзанием их на всю глубину разработки как на болотах, так и в других условиях целесообразно использовать преимущественно роторные траншейные экскаваторы. В зависимости от прочности разрабатываемого грунта для устройства траншей применяют следующие технологические схемы:
в вечномерзлых грунтах прочностью до 30 МПа (300 кГс/см ) траншеи разрабатываются за один технологический прием роторными экскаваторами типа ЭТР-254, ЭТР-253А, ЭТР-254А6, ЭТР-254АМ, ЭТР-254-05 шириной по дну 2,1 м и максимальной глубиной до 2,5 м; ЭТР-254-С - шириной по дну 2,1 м и глубиной до 3 м; ЭТР-307 или ЭТР-309 - шириной по дну 3,1 м и глубиной до 3,1 м.
При необходимости разработки траншей большей глубины (например, для балластируемых газопроводов диаметром 1420 мм) этими же экскаваторами предварительно с помощью тракторных рыхлителей и бульдозеров типа Д-355А или Д-455А разрабатывают корытообразную выемку шириной 6-7 м и глубиной до 0,8 м (в зависимости от требуемой проектной глубины траншеи), затем в этой выемке с помощью соответствующих типов роторных экскаваторов для данного диаметра трубопровода разрабатывают траншею проектного профиля за один технологический проход.
в вечномерзлых грунтах прочностью до 40 МПа (400 кГс/см ) разработка широкопрофильных траншей для прокладки пригружаемых трубопроводов диаметром 1420 мм железобетонными грузами типа УБО на участках глубиной от 2,2 до 2,5 м и шириной 3 м выполняется роторным траншейным экскаватором типа ЭТР-307 (ЭТР-309) за один проход, либо комплексно-комбинированным и последовательным методом.
Разработка траншей на таких участках поточным комплексно-комбинированным методом вначале по границе одной стороны траншеи роторным траншейным экскаватором типа ЭТР-254-01 с шириной рабочего органа 1,2 м разрабатывается пионерная траншея, которая засыпается бульдозером типа Д-355А, Д-455А или ДЗ-27С. Затем на расстоянии 0,6 м от нее роторным экскаватором типа ЭТР-254-01 разрабатывается вторая траншея шириной 1,2 м, которая также засыпается разрыхленным грунтом с помощью этих же бульдозеров. Окончательная разработка проектного профиля траншеи осуществляется одноковшовым экскаватором типа НД-1500, который одновременно с выборкой разрыхленного роторными экскаваторами грунта пионерных траншей разрабатывает и грунтовый целик между ними.
Вариантом данной схемы на участках грунтов с прочностью до 25 МПа (250 кГс/см ) может служить применение для отрывки второй пионерной траншеи роторных экскаваторов типа ЭТР-241 или 253А вместо ЭТР-254-01. В этом случае практически отсутствуют работы по разработке целика.
при разработке траншей таких параметров в вечномерзлых грунтах прочностью от 40 до 50 МПа (от 400 до 500 кГс/см ) в состав комплекса землеройных машин (по предыдущей схеме) дополнительно включаются тракторные стоечные рыхлители типа Д-355, Д-455 для предварительного разрыхления верхнего наиболее прочного грунта на глубину 0,5-0,6 м перед работой роторных экскаваторов.
Информация о работе Свод правил сооружения магистральных газопроводов