Анализ структуры и динамика внешней торговли между Россией и странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: провести комплексный анализ внешнеторговых отношений между Россией и странами СНГ.
Задачи работы:
1. изучить становление внешнеэкономических отношений России и стран СНГ;
2. выявить роль стран СНГ в развитии внешней торговли РФ;
3. проанализировать структуру и динамику товарооборота России со странами СНГ по товарной номенклатуре;
4. проанализировать структуру внешней торговли РФ со странами СНГ по географической направленности;
5. изучить проблемы внешнеэкономических отношений России со странами СНГ;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….…….3
Глава 1. Внешняя торговля России со странами СНГ…………………………….5
1.1. Становление внешнеторговых отношений России и стран СНГ…………….5
1.2. Роль стран СНГ в развитии внешней торговли РФ………………………….10
Глава 2. Статистический анализ товарооборота РФ со странами СНГ за 2009-2011гг………………………………………………………………………………..15
2.1. Структура и динамика товарооборота РФ со странами СНГ по товарной номенклатуре……………………………………………………………………….15
2.2. Структура внешней торговли России со странами СНГ по географической направленности……………………………………………………………………..22
Глава 3. Проблемы и перспективы развития внешней торговли России со странами СНГ………………………………………………………………………25
3.1. Проблемы внешнеэкономических отношений России со странами СНГ…25
3.2. Перспективы развития внешней торговли России со странами СНГ……...29
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая статистика.doc

— 609.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ Российской Федерации 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
Высшего профессионального образования 
ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ 
(ФГБОУ ВПО «ВСГУТУ») 
Институт экономики и права 
Юридический факультет 
Кафедра»Таможенное дело и международное право» 

 

 

 
 
Курсовая работа 
По дисциплине «Таможенная статистика» 
На тему: «Анализ структуры и динамика внешней торговли между Россией и странами СНГ» 
 

 

 

 

 
 
                                                                            Выполнила: студентка гр.599-1

Дондокова О.С

Проверила: зам. зав. кафедрой,

ст. преп-ль Гыргенова Ю.К.

 

___________ «___» _____ 2012 г.

отметка о допуске  к защите дата допуска

 

___________ «___» _____ 2012г.

оценка по защите   дата защиты

 

 

 

 

.Улан-Удэ 
2013г.

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

После распада  СССР единое экономическое пространство в его бывших пределах продолжает существовать. Однако во многом сохранение экономических связей между бывшими  республиками СССР происходит по инерции. Вместе с тем вопросы экономического сотрудничества в рамках СНГ имеют жизненно важное значение для членов данного политического образования. Без развития торгово-экономических отношений между странами СНГ маловероятен их хозяйственный рост (по крайней мере, в ближайшей перспективе).

Для России особую важность имеет развитие отношений  в пределах постсоветского пространства прежде всего с Украиной, Белоруссией  и Казахстаном. Первые две из названных  бывших советских республик - основные стратегические партнеры России.

Объективными  предпосылками более тесной интеграции России, Украины и Белоруссии (экономической  и, возможно, политической) являются общие  корни, религия, культура, многовековая история (русские, украинцы и белорусы являются отдельными национальными группами-субэтносами одного народа-этноса) и основные экономические интересы (хозяйства славянских республик имеют схожую территориально-отраслевую структуру, что является основой для развития межреспубликанской специализации и кооперирования производства; важнейшие коммуникации в западном направлении, обеспечивающие внешнеэкономические связи России, проходят по территории Украины и Белоруссии и т.д.).

Идет значительный рост взаимной торговли России со странами СНГ.

В современных  отношениях между Россией и СНГ можно выделить 4 основных направления: взаимодействие в решении общих политических, экономических, гуманитарных и экологических проблем. При этом в настоящее время сложились относительно благоприятные предпосылки для развития наиболее актуального для обеих сторон сотрудничества в экономической и экологической областях.

Существует  мнение, что в межгосударственных отношениях России и СНГ более активную роль должна играть российская сторона. Именно от России должны исходить основные инициативы по развитию политического, экономического, гуманитарного и экологического сотрудничества.

Актуальность  исследований в области внешнеторговых отношений между Россией и странами СНГ и предопределила выбор темы данной курсовой работы.

Цель работы: провести комплексный анализ внешнеторговых отношений между Россией и странами СНГ.

Задачи работы:

1. изучить становление внешнеэкономических отношений России и стран СНГ;

2. выявить роль  стран СНГ в развитии внешней  торговли РФ;

3. проанализировать  структуру и динамику товарооборота России со странами СНГ по товарной номенклатуре;

4. проанализировать  структуру внешней торговли РФ  со странами СНГ по географической  направленности;

5. изучить проблемы  внешнеэкономических отношений  России со странами СНГ;

6. рассмотреть  перспективы развития внешней торговли РФ со странами СНГ.

Глава 1. Внешняя торговля России со странами СНГ

1.1 Становление внешнеторговых отношений России и стран СНГ

 

После распада  СССР на его территории образовалось 15 суверенных государств. Причем на мировой карте появилось множество государств, которые либо ранее вообще не существовали (Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия), либо имели весьма ограниченный опыт самостоятельной государственности (Эстония, Латвия, Литва). Появилась также особая категория «непризнанных постсоветских государств», в числе которых оказались Нагорный Карабах, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика, Гагаузская Республика, Республика Абхазия.

Возникшие на постсоветском  пространстве государства изначально столкнулись с объективной необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности». Республики бывшего СССР встали перед выбором - начать процесс формирования нового международно-политического региона либо включиться в тот или иной уже существующий. Вторая возможность была полноценно использована прибалтийскими странами. Непризнанные государства включились в процесс отстаивания своих территориальных и политических интересов, что привело к серьезным вооруженным конфликтам, ставшим неотъемлемым фоном постсоветского размежевания на протяжении последнего десятилетия ХХ века, незаконченного до настоящего времени.

Под международно-политическим регионом понимается пространственная единица, обладающая специфическим  набором типологических параметров, предающих ей некоторую целостность и автономию в международных отношениях в целом. Другими словами, это - совокупность явлений международной жизни, протекающих в определенных территориально-временных координатах, явлений, объединенных общей логикой.1

8 декабря 1991 года в Беловежской пуще лидеры России Президент Б.Н.Ельцин и Госсекретарь Г.Э.Бурбулис, Украины — Президент Л.М.Кравчук и Премьер В.Фокин и Белоруссии -- Председатель Верховного совета БССР С.И.Шушкевич и Председатель Совмина В.Кебич объявили о прекращении деятельности СССР «как субъекта международного права и геополитической реальности». Было заявлено об образовании Содружества Независимых Государств, открытого для присоединения бывших членов Союза и иных государств.

Договорную  основу Содружества Независимых  Государств составляют Устав2, принятый 22 января 1993 года и многосторонние акты (договоры, соглашения, решения и т.д.), в том числе Соглашение о создание СНГ от 8 декабря 1991 года (г. Минск)3, подписанное между Россией, Белоруссией и Украиной и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г.), в соответствии с которым в состав СНГ вошли Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия.4

Международной юридической основой формирования системы интеграционного сотрудничества бывших советских республик стал Договор о создании Экономического союза СНГ, подписанный в Москве 24 сентября 1993 г. Он включил в себя 7 глав и 34 статьи, в рамках которых предполагалось:

- сформировать условия стабильного развития национальных экономик Договаривающихся сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;

- обеспечить  поэтапное создание общего экономического  пространства на основе рыночных  отношений;

- создать равные возможности и гарантии для всех хозяйствующих субъектов;

- осуществить  совместные экономические проекты,  представляющие общий интерес;

- решать совместными  усилиями экологические проблемы, а также проводить ликвидацию  последствий стихийных бедствий  и катастроф.

Таким образом, СНГ обеспечило институционально-организационную  и, в определенной степени, нормативно-правовую общность государств постсоветского пространства.

Самая важная задача, которая была поставлена перед СНГ  – это всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и всесторонняя интеграция, оказание взаимной правовой помощи.

Следует отметить, что государства-преемники, возникшие  в связи с разделением СССР, коллективно согласились на обязательность для себя всех договоров и соглашений, подписанных СССР. Статья 12 Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. гласит: «Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР».5 В Минском заявлении от 8 декабря 1991 г. и в Алма-Атинском заявлении от 21 декабря 1991 г. содержатся подобные положения.

Россия является крупнейшим государством-участником СНГ. Составляя более половины населения и свыше 60% совокупного дохода Содружества, она занимает лидирующее положение в реформировании экономики, обладая наиболее емким рынком, оказывает наиболее существенное влияние на развитие ситуации в СНГ. При сохраняющейся взаимозависимости и прозрачных границах, считают эксперты, - любые решения российских властей откликаются усиленным эхом - от «шоковой» терапии и обмена денежных купюр до удавшейся и неудавшейся приватизации.6

Несмотря на то, что Россия в 90-е гг. не определяла тип политического развития других стран СНГ, направленность движения, конституционные параметры, политические институты во многих постсоветских государствах формировались не без российского идейного влияния.

Если анализировать  экономические стратегии взаимодействия России со странами СНГ, то они развивались крайне неравномерно. Наибольшим динамизмом отличались внешнеторговые связи с Украиной и Белоруссией, тогда как наименьшие показатели во внешней торговле наблюдались с Арменией и Грузией.

В течение 1992-1993 гг. Россия заключили двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством независимых государств. Для этих отношений было характерно доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москве. Новым этапом этих отношений стало подписанное в апреле 1994 года соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему сотрудничеству.

Следующим важным шагом в реализации экономической  стратегии России можно считать  подписанное в январе 1995 года соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией, затем к нему присоединились Киргизия и Таджикистан. 7

В декабре 1998 года была подписана Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси. Особым направлением развития внешнеэкономических связей можно считать подписанное в апреле 1996 года Соглашение о глубоком политическом и экономическом интегрировании Сообщества Белоруссии и России, а в 1997 г. - об образовании Союза. В январе 2000 г. в ходе визита в Москву главы Белорусского государства был подписан ряд новых документов, направленных на дальнейшее углубление сотрудничества.8

Новым этапом многостороннего  межрегионального сотрудничества стало  учреждение 10 октября 2000 г. Республикой  Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан международной организации «Евразийское экономическое сообщество» (ЕврАзЭС). Эта организация была создана для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Целью создания интеграционного объединения определено формирование субрегиональной организации, отличающейся более глубоким, по сравнению с Содружеством Независимых Государств, уровнем интеграции.

При этом, в отличие  от СНГ, объединение стран в ЕврАзЭС  является в перспективе не только более прочным, но и более демократичным. Более того, ЕврАзЭС соответствует критериям и постулатам теории интеграции. Интерес в этом отношении представляет определение интеграции, данное К. Дойчем, как «взаимоотношений между субъектами, которые являются взаимозависимыми и совместно производят тот системный продукт, которого они порознь будут лишены. Иногда, однако, термин «интеграция» также используется с целью описания интегративного процесса, при котором такое взаимодействие или состояние дел между первоначально отделенными субъектами достигаются»9.

ЕврАзЭС будет  эффективнее ранее существовавших совместных экономических формирований, так как страны-участники перешли  на стандартную международную процедуру  принятия решений: число голосов, принадлежащих  той или иной стране, должно соответствовать той доле, которую она внесла в бюджет ЕврАзЭС. По согласованному мнению, Россия обладает – 40 голосами, у Белоруссии и Казахстана – по 20 голосов, у Киргизии и Таджикистана – по 10 голосов.

1.2 Роль стран СНГ в развитии внешней торговли РФ

 

Распад Советского Союза  стал одним из ключевых кризисных  факторов не только для российской экономики, но и для экономик стран  СНГ. В результате разрушения высокоинтегрированного единого народнохозяйственного  комплекса оказались нарушены традиционные хозяйственные связи, производственной инфраструктуре был нанесен удар такой силы, что моментально "уложил на бок" целые отрасли. Общий объем ВВП стран Содружества в 2000 г. составил 55% уровня 1991 г. и 50% максимального уровня 1989 г., что соответствует ВВП СССР в 1977 г. Существенно изменилась и отраслевая структура производства ВВП. За 1992-2000 гг. резко уменьшился совокупный объем промышленной продукции во всех странах СНГ в среднем до 50% к уровню 1991 г. и до 46% к максимальному объему 1989 г. Снизился удельный вес взаимного обмена в общем товарообороте стран СНГ, сейчас он составляет около 30%, тогда как в 1991 г. этот показатель равнялся примерно 60%.

Информация о работе Анализ структуры и динамика внешней торговли между Россией и странами СНГ