Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:54, курсовая работа
Цель работы: провести комплексный анализ внешнеторговых отношений между Россией и странами СНГ.
Задачи работы:
1. изучить становление внешнеэкономических отношений России и стран СНГ;
2. выявить роль стран СНГ в развитии внешней торговли РФ;
3. проанализировать структуру и динамику товарооборота России со странами СНГ по товарной номенклатуре;
4. проанализировать структуру внешней торговли РФ со странами СНГ по географической направленности;
5. изучить проблемы внешнеэкономических отношений России со странами СНГ;
Введение…………………………………………………………………….….…….3
Глава 1. Внешняя торговля России со странами СНГ…………………………….5
1.1. Становление внешнеторговых отношений России и стран СНГ…………….5
1.2. Роль стран СНГ в развитии внешней торговли РФ………………………….10
Глава 2. Статистический анализ товарооборота РФ со странами СНГ за 2009-2011гг………………………………………………………………………………..15
2.1. Структура и динамика товарооборота РФ со странами СНГ по товарной номенклатуре……………………………………………………………………….15
2.2. Структура внешней торговли России со странами СНГ по географической направленности……………………………………………………………………..22
Глава 3. Проблемы и перспективы развития внешней торговли России со странами СНГ………………………………………………………………………25
3.1. Проблемы внешнеэкономических отношений России со странами СНГ…25
3.2. Перспективы развития внешней торговли России со странами СНГ……...29
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………
- конвертируемость национальных валют;
- сближение
хозяйственных законодательств
стран-партнеров, их бюджетно-
- развитие страхования
рисков внешнеторговой
- согласованное вступление в ВТО.
Формирование зоны свободной торговли и развитие взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере должно осуществляться постепенно через повышение уровня интеграции, синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике и совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики и торговли и по другим направлениям, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Европейского союза. Это подразумевает осуществление следующих основных мероприятий в рамках развития международных и внешнеэкономических связей Российской Федерации с партнерами в рамках СНГ:
1. Создание благоприятных
условий для развития
- Разработка и внедрение единой системы мер по возмещению ущерба, нанесенного сопредельным государством экологии другой страны.
- Внедрение единых санитарно-гигиенических норм на ввозимые товары народного потребления и продукты питания, а также разработка механизмов применения санкций в отношении нарушителей этих норм.
- Создание возможности участия российских поставщиков товаров, работ, услуг в конкурсах на размещение заказов на поставку для государственных потребностей в странах – участниках СНГ.
- Содействие межгосударственной кооперации в целях создания конкурентоспособной экспортной продукции на основе сырьевых и технологических возможностей стран СНГ.
- Создание единых механизмов сертификации продукции, обеспечение перехода на европейские нормы сертификации.
- Совершенствование тарифной политики для обеспечения справедливой конкуренции на национальных рынках путем снятия барьеров и ограничений во взаимной торговле и перехода на общепринятый в мировой практике принцип взимания косвенных налогов "по стране назначения".
- Разработка и внедрение механизмов беспошлинной и безналоговой поставки узлов и комплектующих по технологической кооперации внутри стран СНГ с уплатой национальных налогов после реализации конечного изделия.
- Одним из
первых шагов и точек роста
может стать создание единого
пространства малого предприним
2. Создание инфраструктуры эконом
- Формирование долгосрочных целевых межгосударственных программх в рамках СНГ на основе предложений субъектов Федерации с бюджетной поддержкой и государственными гарантиями.
- Разработка механизмов более тесного сотрудничества в области производственного кооперирования, взаимной торговли, аренды и лизинга, проведение выставок и ярмарок, углубления информационных процессов.
- Разработка систем поддержки предприятий и организаций малого и среднего бизнеса.
- Содействие созданию межгосударственных Союзов страховщиков, экспортеров, банковских союзов.
- Повышение роли Торгово-промышленных палат в развитии межгосударственных хозяйственных связей.
- Разработка механизмов поддержки организаций с участием иностранного капитала из стран СНГ, создание необходимых условий для формирования транснациональных структур.
- Проведение переговоров о заключении межгосударственного соглашения с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Афганистаном об организации межгосударственной автотранспортной компании для грузоперевозок из среднеазиатских стран в Россию и страны Евросоюза с определением ее статуса и режима функционирования.
- Создание межгосударственных отраслевых ассоциаций и союзов в рамках стран-участниц СНГ.
- Развитие практики заключения Соглашений о научно-техническом сотрудничестве с определением конкретных мероприятий.
- Создание эффективной платежной системы свободной котировки национальных валют стран-участниц СНГ через интегрированную биржевую систему для обеспечения безналичных расчетов хозяйствующих субъектов с целью сокращения издержек осуществления торговых операций и обеспечения возможности использования национальных валют стран СНГ при осуществлении платежей.
3. Активизация
сотрудничества регионов
- Создание представительств регионов в странах СНГ в целях повышения эффективности межрегионального сотрудничества во взаимодействии с МИД России и его представительствами в субъектах федерации.
- Обобщение и распространение имеющегося
опыта взаимодействия субъектов Российской
Федерации, граничащих с административно-
- Создание межрегиональных рабочих групп и отраслевых ассоциаций по вопросам активизации торгового сотрудничества и проработки дальнейшей экономической интеграции.
- Содействие открытию представительств стран СНГ в субъектах Российской Федерации.
- Создание реестра соглашений о приграничном
сотрудничестве Российской Федерации
с другими государствами, субъектов Российской
Федерации – с административно-
- Разработка системы информационного обмена регионов и стран СНГ, как часть федеральной информационной системы.
4. Формирование единого рынка труда и регулирование вопросов миграции
- Создание правовых и институциональных условий для широкого привлечения в российские регионы из государств Центральной Азии рабочей силы разного уровня квалификации и для выезда на временную работу высококвалифицированных специалистов из российских регионов.
- Создание эффективного механизма депортации незаконных мигрантов, пребывающих на сопредельных территориях сторон, совместно с другими странами СНГ.
- Формирование иммиграционных инспекций на территории Российской Федерации с целью контроля миграционных потоков за счет федерального бюджета.
- Разработка системы эффективного контроля за деятельностью легальных мигрантов.
- Организация взаимного обмена информацией о незаконном передвижении граждан в сопредельные государства.
- Оказание помощи соотечественникам, проживающим в государствах Содружества, углубление гуманитарных контактов между народами СНГ.
- Разработка положений о транзитном проезде депортированных иностранных граждан через территории государств – стран СНГ.
- Создание на уровне стран СНГ межгосударственных биржх рабочей силы для регулирования международного рынка труда.
- Развитие сети предприятий и организаций, направляющих и организующих трудоустройство российских граждан за рубежом.
6. Развитие нормативно-правовой базы
- Содействие унификации и гармонизации нормативно-правовой базы в рамках антимонопольной политики и обеспечения равноправной конкуренции.
- Унификация таможенного законодательства стран-участниц СНГ.
- Унификация и упрощение таможенных процедур при пересечении товаров между границами стран-участниц СНГ.
3.2. Перспективы развития внешней торговли России со странами СНГ
Несмотря на разнонаправленный характер воздействия различных факторов, в торговле России со странами СНГ будет наблюдаться положительная динамика. В случае благоприятного сценария развития торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ, к 2011 г ожидается почти двукратное увеличение (по сравнению с показателем 2007 г) показателя товарооборота.14
Прогнозируется, что в
ближайшей перспективе
Факторами, замедляющими рост показателей торговли Российской Федерации со странами СНГ, могут стать ограничения по сырьевым ресурсам, недостаток ввода новых мощностей, не компенсирующих их выбытие, повышение издержек производства и недостаточная пропускная способность транспортной инфраструктуры.
В Минэкономразвития РФ не исключают, что в случае устойчивости российской экономики и усиления значимости российской национальной валюты на мировых рынках возможен переход в торговле со странами СНГ на расчеты в рублях, что позволит снизить курсовые издержки.
В число важнейших торговых партнеров России среди стран СНГ по-прежнему будут входить Украина, Беларусь и Казахстан. На сегодняшний день доля этих стран составляет 87,7% общего товарооборота со странами СНГ.
Наряду с двусторонним
сотрудничеством большую
По результатам опроса населения, проведенного в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России 18-19 августа 2007 г., выявлено, что отношение российских граждан к бывшим советским республикам – ныне странам СНГ – определяется преимущественно установкой на дружбу и сотрудничество. Неслучайно явное большинство респондентов (72%) в ходе последнего опроса высказали мнение, что Россия должна стремиться к укреплению отношений с СНГ.
В представлении россиян, на сегодняшний день наиболее дружественные отношения у России сложились с Казахстаном (42%) и Белоруссией (32%). Примерно каждый десятый респондент назвал в данном контексте Украину (12%), Киргизию (11%) и Армению (10%). Другие страны упоминались реже. В апреле 2005 года список дружественных стран выглядел несколько иначе: тогда лидировала Белоруссия (38%), Казахстан упоминался вдвое реже, чем сейчас (22%), а четвертая часть респондентов (26%) считали, что одной из наиболее близких России стран, входящих в СНГ, является Украина.
Что касается наименее
дружественных нам стран-членов
СНГ, то среди них чаще всего называются
Грузия (54%) и Украина (35%), а вслед
за ними – Молдавия (12%) и Белоруссия
(10%). В апреле 2005 года в списке наименее
дружественных стран также
В целом укрепляется позитивное отношение к Содружеству как политическому институту, отвечающему интересам нашей страны. Так, если несколько лет назад превалирующим было представление, что Россия проигрывает от участия в Содружестве, то сегодня расклад мнений принципиально изменился: 40% респондентов считают, что Россия выиграла от этого участия, а 23% – что проиграла.
Впрочем, больше всего выгод от членства в СНГ получает, по мнению россиян, Белоруссия (21%). Чуть меньше доля тех, кто считает, что участие в СНГ приносит пользу всем странам в равной мере (18%). Украину в числе тех, кому участие в СНГ наиболее выгодно, назвали 15%, Казахстан – 14%, Россию – 8%.
В целом негативный прогноз, что в ближайшем будущем СНГ развалится, дают 17% опрошенных. Чаще (26%) респонденты говорили, что СНГ скорее всего сохранится в своем нынешнем составе. Примерно равны доли тех, кто прогнозирует изменение состава СНГ в сторону сокращения и расширения – 13 и 10% соответственно (в 2005 году это соотношение было иным – 20 и 6%).
Оценивая сегодняшние процессы, происходящие в Содружестве, пятая часть россиян (21%) высказали мнение, что страны СНГ сближаются друг с другом. Практически столько же опрошенных (19%) придерживаются противоположной точки зрения – что они отдаляются, а треть (35%) – не видят никаких существенных перемен. В апреле 2005 года мнение о нарастании центробежных тенденций звучало вдвое чаще, чем противоположная точка зрения – 32% против 16% соответственно.
Информация о работе Анализ структуры и динамика внешней торговли между Россией и странами СНГ