Анализ таможенной статистики перемещения наркотических средств и психотропных веществ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 06:49, курсовая работа
Описание работы
Актуальность темы в том, что наркобизнес с его сверхдоходами все шире вовлекает в свою сферу помимо представителей преступного мира лиц из благополучных слоев общества, ученых, химиков, медицинских работников и студентов. Проблемы совершенствования защиты экономической безопасности России по-прежнему остаются остро насущными. Борьба с незаконным оборотом наркотиков как одно из главных направлений ФТС.
Содержание работы
Введение
2 1 Общие положения 4 1.1. Нормативно-правовая основа перемещения наркотических средств и психотропных веществ 4 1.2. Понятие и классификация наркотических средств и психотропных веществ 14 2 Анализ таможенной статистики перемещения наркотических средств и психотропных веществ 18 3 Порядок ввоза и вывоза наркотических средств и психотропных веществ 21 4 Заключение 27 5 Список использованных источников 28
Список таких законов можно
было бы продолжить, но их довольно много.
Основным базовым для таможенного
регулирования внешнеторговой деятельности
является Таможенный кодекс Таможенного
союза, который определяет правовые, экономические
и организационные основы таможенного
дела. По своему содержанию действующий
Кодекс направлен на защиту экономического
суверенитета и экономической безопасности
стран ТС, активизацию связей российской
экономики с мировым хозяйствованием,
обеспечением защиты прав и свобод граждан,
хозяйствующих субъектов и государственных
органов и соблюдения ими обязанностей
в области таможенного дела.
Отдельные положения ТК ТС обеспечивают
права участников внешнеэкономической
деятельности, при этом определяется их
приоритетность в процессе таможенного
оформления и таможенного контроля.
Таможенный
кодекс Таможенного союза является актом
сводного характера, предусматривающим
механизм реализации декларируемых в
нем норм. Он служит фундаментом для всей
внешнеторговой деятельности в странах
ТС и организации таможенного регулирования
внешнеэкономической деятельности в качестве
подведомственной и других форм государственного
контроля, являющейся частью единой системы.
"Другим базовым документом
для внешней торговли является
Закон РФ "Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности"
от 08.12.2003г.№164-ФЗ. О таможенном регулировании
в Российской Федерации от 27.11.2010г.№311-ФЗ.
Он служит инструментом торговой политики
и государственного регулирования внутреннего
рынка товаров Российской Федерации при
его взаимодействии с мировым рынком.
В нем содержатся правила обложения товаров
пошлинами при их перемещении через таможенную
границу стран Таможенного союза.
В Законе РФ
"О таможенном тарифе" закреплены
принципы тарифной политики, виды таможенных
пошлин, принципы определения налогооблагаемой
базы и методы определения таможенной
стоимости, тарифные льготы и преференции,
применяемые в странах таможенного союза.
Особо выделены принципы применения таможенной
пошлины при экспорте нефти сырой п продуктов
ее переработки как основного источника
формирования таможенных доходов федерального
бюджета.
Важную роль
в формировании таможенного законодательства
в Российской Федерации играют Налоговый
кодекс РФ в общей части и в главах, предусматривающих
взимание налога на добавленную стоимость
и акцизов, а также Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях
(КоАП РФ), Уголовный кодекс РФ, предусматривающие
ответственность при нарушении таможенных
правил. Этими законами регулируются отношения,
связанные с правонарушениями и преступлениями,
совершаемые в процессе перемещения товаров
и транспортных средств через таможенную
границу стран Таможенного союза. В них
сформулированы деяния, квалифицируемые
как противоправные действия, а также
определены санкции к нарушителям законодательства.
Немаловажное значение для таможенного
регулирования внешнеторговой деятельности
имеют Федеральные законы "Об основах
государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности" от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ,
"О специальных защитных, антидемпинговых
и компенсационных мерах при импорте товаров"
от 8 декабря 2003 г. № 365-ФЗ, от 30.11.2011 "
О внесении изменений в ФЗ "Об особых
экономических зонах в Российской Федерации"
и другие законы в области внешнеэкономической
деятельности."
Четвертую группу составляют
подзаконные акты, к которым прежде всего
можно отнести указы Президента Российской
Федерации, а также утверждаемые указами
положения, так или иначе затрагивающие
внешнеторговую деятельность. Например,
Указы Президента РФ "О Федеральном
агентстве по управлению особыми экономическими
зонами" от 22 июля 2005 г. № 855, "О видах
продукции (работ, услуг) и отходов производства,
свободная реализация которых запрещена"
от 22 февраля 1992 г. № 179. Кроме того, в эту
группу входят постановления и распоряжения
Правительства РФ, а также Минэкономразвития
России, Минфина России, ФНС России и других
структурных частей Правительства, издаваемые
на основании и во исполнение федеральных
законов и указов Президента РФ по таможенному
делу и другим вопросам, но имеющим отношение
к внешнеторговой деятельности.
В четвертую
группу нормативных актов входят также
нормативно-правовые акты Федеральной
таможенной службы (приказы, распоряжения,
инструкции, телетайпы, телеграммы и др.),
издаваемые, как самостоятельно, так и
совместно с другими органами исполнительной
власти во исполнение положений и норм,
содержащихся в Таможенном кодексе Таможенного
союза и других федеральных законах, указах
Президента РФ, постановлениях и распоряжениях
Правительства РФ.
Применительно
к категории документов, принимаемых Правительством
РФ и ФТС России, необходимо отметить,
что в соответствии с действующим порядком
они должны соответствовать источникам
международного права и федеральным затонам,
и в случае возникновения противоречий
они не подлежат применению. При этом в
части возможного нанесения ущерба. При
применении подзаконных актов, признанных
несоответствующими закону, государство
принимает на себя обязанность по возмещению
затрат в порядке, предусмотренном гражданским
законодательством.
Типичными
документами регулирующими область законного
и незаконного перемещения и контроля
наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров на этом уровне
иерархии норм права выступают:
1. Указы и распоряжения
президента: "О совершенствовании
государственного управления в
области противодействия незаконному
обороту наркотических средств
и психотропных веществ", "О
мерах по усилению противодействия
незаконному обороту наркотических
средств, психотропных веществ и
злоупотреблению ими" и др.
2. Постановления Правительства:
"О государственном регулировании и
контроле транзита через территорию российской
федерации наркотических средств, сильнодействующих,
ядовитых веществ и веществ, указанных
в таблицах I и II конвенции ООН о борьбе
против незаконного оборота наркотических
средств и психотропных веществ 1988 года",
"Об утверждении перечня наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
подлежащих контролю в Российской Федерации",
"Об утверждении номенклатуры наркотических
средств, сильнодействующих и ядовитых
веществ, на которые распространяется
порядок ввоза в Российскую Федерацию
и вывоза из Российской Федерации, утвержденный
постановлением Правительства Российской
Федерации от 16 марта 1996 г. n 278, а также
квот на ввоз (вывоз) наркотических средств",
"Об утверждении правил провоза наркотических
средств или психотропных веществ в лечебных
целях больными, следующими транзитом
через территорию Российской Федерации",
"О порядке ввоза в Российскую Федерацию
и вывоза из Российской Федерации наркотических
средств, сильнодействующих и ядовитых
веществ", "О ввозе в Российскую Федерацию
и вывозе из нее лекарственных средств
и фармацевтических субстанций" и др.
3. Приказы ФТС России (и
ГТК не утратившие силу): "О
порядке ввоза в Российскую Федерацию
и вывоза из Российской Федерации наркотических
средств, сильнодействующих и ядовитых
веществ", "О государственном регулировании
и контроле транзита через территорию
Российской Федерации наркотических средств,
сильнодействующих, ядовитых веществ
и веществ, указанных в таблицах I и II Конвенции
ООН о борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и психотропных
веществ 1988 года", "О внесении дополнений
и изменений в перечень товаров, помещение
которых под таможенный режим таможенного
склада не допускается", "О перемещении
водного раствора серной кислоты (электролита)
через границу Российской Федерации"
и др.
Положения
актов таможенного законодательства и
иных актов в области таможенного дела
должны быть сформулированы в доступной
форме. Законодатель установил требование
к правовым актам, чтобы каждое лицо знало,
какие у него есть права и обязанности,
какие действия и в какой последовательности
необходимо совершать при перемещении
товаров и транспортных средств через
таможенную границу Российской Федерации.
При этом никто не может быть привлечен
к ответственности за нарушение таможенных
правил, если это нарушение вызвано неясностью
правовых норм.
В отдельную
категорию источников таможенного регулирования
можно выделить судебную практику, т.е.
решения Конституционного суда, Высшего
Арбитражного суда, Верховного суда Российской
Федерации по вопросам таможенного права
и практики применения норм таможенного
права.
В практике таможенного регулирования
внешнеторговой деятельности также применяются
нормы обычаев (деловой обычай), именуемые
юридической наукой как обычное право.
Напрямую их применение не определено
законами Российской Федерации, но и исполнение
не запрещено. Под такими обычаями необходимо
понимать традиционно установившиеся
правила поведения людей, сложившиеся
в результате их длительного применения
и перешедшие в привычку, в традицию. Они
обычно применяются, когда нет соответствующих
указаний в законе и его применение не
противоречит общим нормам, установленным
законом. В отдельных случаях законодательство
само может апеллировать к обычаям, сложившимся
в данной сфере общественных отношений.
Таким образом, законодательство санкционирует
применение обычных норм.
В практике таможенного регулирования
обычаи могут применяться при осуществлении
таможенного контроля при перевозках
товаров морским транспортом и определении
таможенной стоимости товаров. В первом
случае используются обычаи портов, например
порядок последовательности движения
судов, во втором – практика применения
базисных условий поставки, имеющих рекомендательный
характер."
Основные понятия. Классификация наркотических средств и психотропных веществ
В середине
XIX века, когда границы Российской империи
расширились и пришли в соприкосновение
со странами Востока Правительство впервые
столкнулось с курением опия, и сразу же
последовал Указ о его запрещении.
В советскую эпоху мощным сдерживающим
фактором для распространения наркотиков
служил «железный занавес», уклад жизни
и идеологический настрой общества. Но
уже с конца 60-х г. в СССР стали проявляться
признаки ситуации, которые мы имеем сейчас.
Активизировалась работа
по развитию сотрудничества таможенных
органов с таможенными и иными компетентными
органами зарубежных государств в целях
борьбы с незаконным оборотом наркотических
средств и психотропных веществ.
В 1990-е г. международная
наркомафия все чаще использует территорию
России для транзита наркотиков. На нелегальный
наркорынок России стали поступать из-за
границы самые сильнодействующие наркотики
– героин, кокаин, морфий.
Что же такое наркотик? С юридической
точки зрения наркотические средства
- вещества синтетического или естественного
происхождения, препараты, растения, включенные
в Перечень наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров, подлежащих
контролю, а так же международными договорами
РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических
средствах 1961г.
Психотропные вещества
- вещества синтетического или естественного
происхождения, препараты, природные материалы,
включенные в Перечень наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
подлежащих контролю в РФ, в соответствии
с законодательством РФ, международными
договорами РФ, в том числе Конвенцией
о психотропных веществах 1971г.
В медицине
термин «наркотик» буквально означает
средство для наркоза. В уголовном праве
к наркотикам относят только препараты,
способные вызывать наркозависимость,
причинять существенный вред здоровью
и внесенные в особые списки.
Такое разночтение
является основной причиной того, что
до настоящего времени в научной литературе
нет унифицированного понятия «наркотик».
Не существует и полного перечня наркотических
средств и психотропных веществ, число
которых постоянно увеличивается. К примеру,
в Единой Конвенции о наркотических средствах
1961г. (далее – Конвенция 1961г.), Конвенции
о психотропных веществах 1971г. (далее –
Конвенция 1971г.) и Конвенции о борьбе против
незаконного оборота наркотических средств
и психотропных веществ 1988г. (далее - Конвенция
1988г.) их, по подсчетам было 147 (по состоянию
на дату принятия конвенций). Под незаконным
оборотом наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров понимается оборот
наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров, осуществляемый
в нарушение законодательства Российской
Федерации.
Динамику роста числа исследуемых предметов можно
проиллюстрировать и российской действительностью.
Если по состоянию на 1 июля 1990г. в Перечне
№ 1 было указано 233 вида наркотиков, то
в настоящее время их число в действующих
Списках превышает 250 наименований.3
Постановление
содержит IV списка наркотических средств
и психотропных веществ: I – список наркотических
средств и психотропных веществ, оборот
которых в РФ запрещен в соответствии
с законодательством РФ и международными
договорами РФ; II – список наркотических
средств и психотропных веществ, оборот
которых в РФ ограничен и в отношении которых
устанавливаются меры контроля в соответствии
с законодательством РФ и международными
договорами РФ; III – список психотропных
веществ, оборот которых в РФ ограничен
и в отношении которых допускается исключение
некоторых мер контроля в соответствии
с законодательством России и ее международными
договорами; IV – список прекурсоров, оборот
которых в РФ ограничен и в отношении которых
устанавливаются меры контроля в соответствии
с законодательством России и ее международными
договорами.
Рассмотрим конкретные виды
средств и веществ, объединенные в классифицирующие
группы:
1. Основу опиоидов4 (опиатов)
составляет опий (терьяк); ацитилированный
опий; маковая соломка (кокнар); экстрат
маковой соломки; ханка (лепешки опия);
бинты (ткань, пропитанная раствором опия);
героин; морфин; кодеин; метадон; петидин;
промедол; фентанил; и др.
2. Препараты конопли (каннабиса) включают
в себя марихуану (травка, анаша, план);
гашиш (прессованная смесь смолы, пыльцы
и верхушек конопли); гашишное масло; химка
(размоченная в формальдегиде и высушенная
марихуана); смола каннабиса.
3. Стимуляторы, вызывающие возбуждающее
или анестезирующее действия. К ним относятся:
амфетамин (крокодил, афин), синтезированный
в 1887г. в Германии (использовался в военное
время в войсках в качестве средства подавления
чувства усталости) и более 20 производных
амфетамина (адам, ева, мескалин и др.);
кокаин (кока, кокс, снег, марафет); катинон,
содержащийся в побегах и листьях африканского
кустарника; метамфеталин (первитин, винт;
лед, айс и др.); эфедрон (эфенди, мулька,
космос, и др.).
4. Психостимуляторы растительного и химического
происхождения. В отличие от стимуляторов
действуют на психомоторные функции человека.
Основные виды: эфедрин, псевдоэфедрин
(белый раствор); фенамин, как аналог эфедрина;
крэк (треск)-при курении кристаллы вещества
потрескивают; кофеин-самый распространенный
в мире и неконтролируемый психостимулятор,
который употребляется в основном в виде
кофе.
5. Галлюциногены — большая группа препаратов,
изменяющих сознание человека и восприятие
им окружающей среды. К ним относятся:
производные лизергиновой кислоты — лизергид,
ЛСД, ЛСД-25 в виде пропитанных листков
бумаги, таблеток или капсул; мескалин
— наркотик, получаемый из растущего в
Южной Америке кактуса лофофоры, фенциклидин
— один из самых опасных для здоровья
человека синтетических наркотиков; плодовые
тела более 100 видов грибов, содержащих
наркотическое вещество псилоцин (псилоцибин),
употребляемых в свежем, вареном или высушенном
виде (произрастают в основном в Америке,
а на территории России обнаружены только
три вида).