Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 07:24, дипломная работа
Описание работы
редметом настоящего исследования является контрабанда наркотических средств и психотропных веществ как преступное явление, а также международно-правовые проблемы противодействия данному преступлению. Целью работы является исследование международно-правовых аспектов контрабанды наркотических средств и психотропных веществ на основе законодательства РФ во взаимосвязи с международным правом.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ 1.1 Организационно - правовые основы борьбы таможенных органов с контрабандой наркотических средств 1.2 Борьба с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ - одна из основных функции таможенных органов РФ 1.3 Контролируемая поставка как инструмент борьбы с контрабандой наркотиков 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ 2.1 Контрабанда наркотических средств как преступления международного характера 2.2 Международные договора - основа сотрудничества в области борьбы с контрабандой наркотиков 2.3 Международно-правовое сотрудничество в области борьбы с контрабандой наркотических средств 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ПО БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ 3.1. Роль таможенных органов Республики Таджикистан в борьбе с контрабандой наркотиков. 3.2. Пути совершенствования деятельности таможенных органов Республики Таджикистан по борьбе с контрабандой наркотиков ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время, потребление
наркотиков является важнейшей проблемой
большинства государств.
Наркомания стимулирует многочисленные
виды правонарушений. Спрос на наркотики
в условиях запрета на коммерческую торговлю
ими порождает развитие нелегального
наркобизнеса и наркомафии. Растут и другие
виды преступности, связанные с распространением
наркотиков и деятельностью наркоманов.
Потребление наркотических
средств и их незаконный оборот обусловливают
расширение зоны повышенного социального
и криминального риска: распространение
болезней, связанных с иммунодефицитом
и ВИЧ-инфекциями, венерическими болезнями,
суицидальными попытками, увеличение
контингента лиц с повышенной виктимностью.
Международная торговля наркотиков
подвергает опасности не только жизни
десятков миллионов молодых потребителей
наркотиков. Фактически это угрожает благополучию
и безопасности всех граждан. Всемирная
проблема наркотиков призывает правительства
и гражданское общество, объединять силы
для более всестороннего и последовательного
противодействия.
В настоящее время международный
наркобизнес и контрабанда наркотиков
в частности являются серьезной угрозой
безопасности государства и общества.
Наркобизнес представляет большую опасность
для современного мира. Все больше стран
приходят к такому выводу.
В истекшем году за попытку
контрабанды наркотиков были задержаны
граждане 47 стран. В числе наркоперевозчиков,
а также других лиц, причастных к организации
наркотиков, как и прежде, преобладают
граждане России (503 случая).
Кроме этого значительное количество
попыток контрабанды наркотических средств
и психотропных веществ было совершено
гражданами Украины (242), Китая (220), Молдавии
(46), Таджикистана (45), Казахстан (26), Азербайджана
(14), Узбекистана (11) и КНДР (8), при этом,
в зависимости от географического направления,
можно наблюдать определенную «специализацию»
преступных групп и отдельных наркокурьеров.
Процентное соотношение можно увидеть
на диаграмме.
Рис.1.3. Процентное соотношение
гражданских лиц, задержанных за контрабанду
наркотических средств и психотропных
веществ
контрабанда наркотический
психотропный
Специфика незаконного ввоза
наркотических средств и психотропных
веществ на территорию Российской Федерации:
1. Страны Средней Азии - наркотические
вещества опийной группы
2. Украина и Молдавия - растительные
наркотические средства
3. Европа - синтетические наркотические
средства
4. Южная Америка - кокаин.
По оценкам экспертов, ситуация
в сфере незаконного оборота наркотиков
и злоупотребления ими в ближайшие годы
будет характеризоваться:
1. Увеличением количества организованных
преступных наркогруппировок с межрегиональными
связями, созданием ими разветвленных
глубоко законспирированных сетей торговли
наркотиками.
2. Ростом международной организованной
наркопреступности и расширением в этой
связи контрабандной деятельности, угрожающей
безопасности граждан и общества в целом.
3. Возрастающим влиянием наркомании
на общеуголовную и экономическую преступность,
состояние общественного порядка.
4. Проникновением наркогруппировок
в сферы экономической и финансовой деятельности,
перемещением доходов от наркоторговли
в область легального бизнеса.
2.2 Международные
договора - основа сотрудничества
в области борьбы с контрабандой
наркотиков
Вплоть до конца XIX в. распространение
наркотических средств и торговля ими
рассматривались как более или менее законный
промысел и не считались опасными, а тем
более не составляли международной проблемы.
Однако уже к началу XX в., резкий рост немедицинского
потребления наркотиков потребовал принятия
некоторых ограничительных мер, в том
числе и в международном масштабе.
В 1909 г. была создана Шанхайская
опиумная комиссия. А в 1912 г. был заключен
первый многосторонний договор по организации
системы международного контроля над
наркотиками - Гаагская конвенция, в соответствии
с которой ряд ведущих капиталистических
государств приняли нормативные акты,
предусматривающие ответственность за
незаконное производство, распространение
и хранение наркотических средств. В частности,
в США в 1909 г. (еще накануне Шанхайской
международной конференции по борьбе
с торговлей опиумом) издается закон, запрещающий
ввоз наркотиков сверх того количества,
которое нужно для обеспечения потребностей
медицины.
Аналогичные законы были изданы
в 1916 г. во Франции (в дополнение к закону
о ядовитых веществах от 10 июля 1845г.), в
1918 г. - в Швейцарии, в 1920 г. - в Англии и Германии
и т. д. 18 февраля 1923 г. в Италии был опубликован
закон, направленный на борьбу с распространением
и потреблением наркотиков.
Гаагская конвенция 1912 г. носила
универсальный характер, так как была
открыта без каких бы то ни было ограничений
для подписания государствами, не принимавшими
участие в международной конференции.
Однако к концу первой мировой войны конвенция
была подписана только 41 государством,
а ратифицировали ее всего 16 государств.
Первая мировая война привела
к значительному расширению немедицинского
употребления наркотиков. В 20-е годы врачи,
криминалисты и другие специалисты указывали
на угрожающие размеры наркомании. Началась
и все более расширялась контрабандная
деятельность по распространению наркотиков.
Было обнаружено большое количество тайных
фабрик по производству наркотических
средств. Незаконное производство чаще
всего сосредоточивалось в тех местах
или на границе тех стран, где имелись
значительные запасы сырья, главным образом
опиумного.
Не случайно, что в Международной
конвенции об опиуме, подписанной в Женеве
19 февраля 1925 г., о борьбе с контрабандной
торговлей наркотиками говорилось как
об одной из главных задач. Статьи 24 и 25
Гаагской конференции наделяли созданный
в это же время Центральный комитет по
опиуму правом принимать определенные
меры в отношении стран, могущих стать
по сведениям комитета центром незаконного
оборота наркотиков. В ст. 6 устанавливался
порядок осуществления контроля над лицами,
занимающимися производством наркотиков,
и над помещениями, в которых они производятся.
Кроме того, таким лицам (учреждениям)
вменялось в обязанность вести строгий
учет производимых наркотиков. Статья
22 определяла, какие статистические сведения
участники конвенции должны сообщать
комитету, включая сведения о незаконной
торговле наркотическими средствами.
Конвенция 1925 г. вводила систему
продажи наркотических средств по лицензиям,
регистрацию заключаемых государствами
сделок, касающихся наркотиков, а также
предусматривала систему расчетов потребления
наркотиков. Однако конвенция не имела
обязательной юридической силы для государств.
Неэффективность подобного контроля сказалась
в ряде стран на результатах борьбы с недозволенным
распространением наркотических средств.
На проведение в жизнь принципа
ограничения производства и торговли
наркотиками была направлена также международная
Конвенция 1931 г. «Об ограничении производства
и о регламентации распределения наркотических
средств». Данная конвенция разработана
по решению 10-й Ассамблеи Лиги Наций (1929
год), подписана в Женеве 13 июля 1931 г. года
и вступила в силу в 1933 г. Конвенцией были
выяснены мировые потребности в наркотиках
для медицинских целей. Расчеты производились
на основании данных о медицинском потреблении
наркотиков в наиболее развитых странах.
Конвенция несколько расширила и дополнила
постановления общего характера Конвенции
1925 г. Так, ст. 17 Конвенции 1931 г. требовала
от руководителей предприятий по производству
наркотических средств представления
ежеквартальных отчетов с указанием: количества
сырья или наркотиков, полученных на предприятии;
количества морфина, который может быть
получен из поступившего в производство
опия; количества использованного сырья
и изготовленных продуктов за отчетный
квартал. Принятие названных конвенций
в известной мере усилило контроль над
оборотом наркотических средств, однако
внутригосударственные формы и методы
борьбы оставались еще далеко не совершенными.
В Конвенции 1936 г. по борьбе
с незаконным оборотом наркотиков подписанной
в Женеве 26 июня 1936 г. была сделана попытка
потребовать от договаривающихся сторон
установления уголовной ответственности
лиц, способствующих незаконному распространению
наркотиков. В ней, в частности, предусматривалось
наказание за организацию заговоров по
преднамеренному участию в незаконной
торговле наркотиками. Эффективность
внутренних систем и международного сотрудничества
в области контроля за наркотическими
средствами значительно снизилась в ряде
государств во время второй мировой войны.
В октябре 1946 г. Экономический
и Социальный Совет ООН утвердил проект
Протокола о внесении изменений в ранее
действовавшие международные договоры
о наркотиках и передал его на рассмотрение
Генеральной Ассамблеи ООН. 14 декабря
1946 г., пройдя соответствующую процедуру
в ООН, этот Протокол, именуемый кратко
Протоколом о наркотиках, вступил в силу.
Конференция ООН 1961 г. приняла
Единую конвенцию о наркотических средствах
и ряд резолюций: о технической помощи
заинтересованным странам в борьбе с незаконным
оборотом наркотических средств, о методах
лечения наркоманов об упрощении аппарата
международного контроля, о сотрудничестве
государств с международной организацией
уголовной полиции и т. д. Конвенция ввела
также деление наркотических средств
на четыре группы по степени их опасности
и в соответствии с этим предусмотрела
меры международного и внутригосударственного
контроля над потреблением и оборотом
этих средств. В отношении внутригосударственного
контроля Конвенция обобщила принципиальные
положения конвенций 1925 и 1931 гг., но детализацию
мер внутригосударственного контроля
оставила на усмотрение самих государств
с учетом местных условий. Согласно Конвенции
1961 г. на государства возлагалась обязанность
принимать необходимые меры к постепенному
сокращению употребления наркотических
средств для немедицинских и ненаучных
целей. Поскольку проблема наркомании
не могла быть решена только одними запретительными
мерами, отдельным государствам временно
разрешалось употребление наркотиков
для немедицинских целей теми лицами,
которые зарегистрированы как наркоманы
до 1 января 1961 г., однако в течение 15 лет
Конвенция постановляет ликвидировать
квазимедицинское употребление опия наркоманами.
В феврале 1971 г. в Вене была принята
Конвенция о психотропных веществах. Данная
конвенция устанавливает контроль и ограничения
использования психотропных веществ,
включенных в Списки I, II, III, IV. В ней предусмотрены
положения, касающиеся международной
торговли, провоза психотропных веществ
в аптечках первой помощи на судах, в самолетах
и на других видах общественного транспорта,
курсирующего по международным линиям.
Также в конвенции установлены меры против
злоупотребления психотропными веществами
и меры против их незаконного оборота.
Среди действующих Конвенций
и соглашений, направленных на противодействие
незаконному обороту наркотиков можно
выделить также:
1. Декларацию о борьбе против
незаконного оборота наркотиков и злоупотребления
наркотическими средствами от 20 декабря
1978 г.
2. Конвенцию ООН о борьбе против
незаконного оборота наркотических средств
и психотропных веществ Вена, 20 декабря
1988 г.
3. Резолюцию Генеральной Ассамблей
ООН 45/107 от 14 декабря 1990 г. «Международное
сотрудничество в области предупреждения
преступности и уголовного правосудия
в контексте развития».
4. Лакхнаукское соглашение (ООН)
о принятии единообразных мер по контролю
международной торговли прекурсорами
и другими химическими веществами, используемыми
при незаконном изготовлении наркотических
средств и психотропных веществ от 28 июля
1999 г.
В июле м-це 1998 года была проведена
XX специальная сессия Генеральной Ассамблеи
ООН, посвященная совместной борьбе с
мировой проблемой наркотиков. Были приняты:
Декларация о руководящих принципах сокращения
спроса на наркотики; План действий по
борьбе с изготовлением и оборотом стимуляторов
амфетаминового ряда и их прекурсоров,
а также со злоупотреблением ими; План
действий по налаживанию международного
сотрудничества в деле искоренения незаконных
наркосодержащих культур и содействия
альтернативному развитию.
Важным этапом в осуществлении
сотрудничества в области борьбы с контрабандой
наркотических средств и психотропных
веществ является Международная Конвенция
о взаимном административном содействии
в предотвращении, расследовании и пресечении
таможенных правонарушений (Найроби, 9
июня 1977 г.). Данная Конвенция освещает
вопросы взаимодействия таможенных служб
различных стран в целях предотвращения,
расследования и пресечения таможенных
правонарушений. В частности она оговаривает
вопросы помощи в борьбе с контрабандой
наркотических средств и психотропных
веществ; обмена информацией между таможенными
службами по их собственной инициативе;
оказания помощи по запросу, относящемуся
к наблюдению; расследования по запросу
от имени другой договаривающейся стороны
и др.
Необходимо отметить также
запрет пересылки и перевозки наркотических
средств и психотропных веществ, закрепленный
во Всемирной почтовой конвенции (Сеул,
14 сентября 1994 г.), Соглашении о почтовых
посылках (Сеул, 14 сентября 1994 г.), Конвенции
о международных автомобильных перевозках
пассажиров и багажа (Бишкек, 9 октября
1997 г.).
На региональном уровне также
существуют документы, регулирующие противодействие
незаконному обороту наркотиков. Среди
них можно выделить Соглашение о сотрудничестве
государств-участников Содружества Независимых
Государств в борьбе с незаконным оборотом
наркотических средств, психотропных
веществ и прекурсоров (Минск, 30 ноября
2000 г.). Соглашение определяет основные
принципы, направления, формы сотрудничества
в данной сфере; компетентные органы сотрудничества
и правила их взаимодействия.
Соглашение о взаимодействии
и сотрудничестве таможенных служб в борьбе
с незаконным оборотом наркотических
средств и психотропных веществ (Москва,
8 июля 1994 г.) определяет порядок обмена
информацией между договаривающимися
сторонами и осуществления наблюдения
по запросам.
Таким образом, можно сделать
вывод, что международно-правовое регулирование
сотрудничества в области борьбы с контрабандой
наркотических средств и психотропных
веществ представлено значительным количеством
источников. Однако столь широкий круг
источников не дает должного эффекта.
В настоящее время, правовая база, регулирующая
оборот наркотических средств содержит
явные недочеты, без устранения которых
эффективная борьбы с незаконным оборотом
наркотиков становится затруднительной.
На основании изложенного, можно прийти
к выводу, что правовое регулирование
международного наркобизнеса нуждается
в совершенствовании и дальнейшей разработке.