- «Единая государственная целевая
программа профилактики наркомании и
противодействия незаконному обороту
наркотиков в Республике Таджикистан
на 2008-2012 годы», принятая 30 ноября 2007 г.
Постановлением Правительства Республики
Таджикистан.
Национальная
Стратегия по борьбе с незаконным оборотом
наркотиков в Республике Таджикистан
на 2013-2020 годы
- совместной межведомственной
Инструкции, посвященной порядку
изъятия, учета, хранения, передачи, использования
и уничтожения наркотических
средств, психотропных веществ и
их прекурсоров;
- проекты постановлений
Правительства Республики Таджикистан
«О порядке ввоза на территорию Российской
Федерации, вывоза с территории РФ наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров»
и «Об установлении Порядка и форм отчетности
юридических лиц о деятельности, связанной
с оборотом наркотиков».
Но и настоящее время мы имеем
достаточно большой ряд переменных проблем
в сфере противодействия таможенных органов
контрабанде наркотиков. И здесь можно
выделить три основных направления:
1. Совершенствования системы
нормативно-правового регулирования
в
области контрабанды наркотиков;
2. Проведение необходимых
организационно-структурных изменений
в системе таможенных органов
Республики Таджикистан и их кадровое
обеспечение;
3.Научно-методическое и
техническое обеспечение.
Первое направление включает
в себя три блока вопросов:
1) принятие всех необходимых
правительственных и ведомственных нормативно-правовых
документов, регламентирующих реализацию
отдельных положений Закона « О наркотических
средствах и психотропных веществах»
2) наделение таможенных органов
Республики Таджикистан правом ведения
предварительного следствия по делам
о преступлениях а таможенной сфере, в
том числе по делам о контрабанде наркотических
средств и психотропных веществ (ч.2 ст.
289 УК РТ) и о нарушении правил ввоза, вывоза
веществ, используемых для изготовления
наркотических средств и психотропных
веществ (ст. 202 УК РТ);
3) разработка предложений по
приведению законодательства Республики
Таджикистан, регулирующего борьбу с незаконным
оборотом наркотиков, в соответствие с
требованиями и рекомендациями Конвенции
ООН 1988 года. Особое внимание следует уделить
вопросам ведения эффективной борьбы
с легализацией преступного капитала,
заработанного на осуществлении незаконного
оборота наркотиков. Что бы выполнить
поставленные задачи, здесь потребуется
колоссальная нормотворческая работа
всех ветвей власти. Необходимо принять
новый Уголовный кодекс Республики Таджикистан,
в котором закрепить право таможенных
органов вести предварительное следствие,
целый ряд постановлений Правительства,
а также внутриведомственные и межведомственные
инструкции. Так же требует особого внимания
ведения борьбы с отмыванием прибылей
наркобизнеса.
Второе направление так же состоит
из ряда проблемных вопросов: - завершения
создания в системе таможенных органов
Республики Таджикистан полномасштабной
рабочей структуры вертикального подчинения
подразделений Службы по борьбе с контрабандой
наркотиков на местах, включающий охват
всех уровней от Таможенной службы Таджикистана
до таможни (а если это необходимо, то и
до таможенного поста);
- создание на базе существующих
отделов дознания следственных
подразделений (при наделении таможенных
органов правовом ведения следствия);
- создание и развитие в таможенных
органах (где отсутствуют) подразделений
кинологической службы;
- налаживание в таможенных
органах Республики Таджикистан системы
подготовки высококвалифицированных
специалистов в области ведения борьбы
с незаконным оборотом наркотика и специалистов-кинологов.
Возможно, не все из задач, обозначенных
в рамках второго направления, будут быстро
и в полной мере решены в ближайшее время.
Но уже в настоящее время Единая государственная
целевая программа профилактики наркомании
и противодействия незаконному обороту
наркотиков в Республике Таджикистан
на 2008-2012 годы было предусмотрено целевое
выделение до 2008 года подразделением таможенных
органов, непосредственно осуществляющим
борьбу с контрабандой наркотиков, 100 штатных
единиц.
Что касается третьего направления,
то в качестве переменных проблем здесь
можно выделить следующие:
- подготовка и издания учебно-методического
пособия по способам сокрытия и ухищрениям,
применяемым при контрабанде наркотиков
на автомобильном, морском и авиационном
транспортах для сотрудников таможенных
органов, непосредственно осуществляющих
таможенный досмотр лиц, транспортных
средств и грузов, следующих через таможенную
границу Республики Таджикистан;
- разработка учеными криминалистами
методик расследования контрабанды наркотических
средств и психотропных веществ, а также
нарушений правил ввоза, вывоза веществ,
используемых для производства наркотических
средств и психотропных веществ. Особое
внимание следует уделить деятельности
следственно-оперативных групп при расследовании
так называемой «бесхозной» контрабанды;
- дальнейшая разработка и активное
внедрение в практическую деятельность
эффективных приборов дистанционной диагностики
наркотиков, а также иных специальных
технических средств таможенного контроля;
- разработка учеными и практическими
сотрудниками методики проведения оперативно-розыскной
деятельности по выявлению контрабанды
наркотических средств и психотропных
веществ. Безусловно, для решения поставленных
задач в направлении научно-методическом
и техническом обеспечении в таможенных
органах Республики Таджикистан имеется
хороший научный, кадровый и технический
потенциал. Ряд исследований в выше обозначенной
области проведены научными сотрудниками
Института повышения квалификации Таможенной
службы, а также практическими работниками-специалистами.
Но много еще остается не разработанных
проблем, и автор работы постарается внести
свой посильный вклад в решение данной
задачи.
Для решения задачи в деле борьбы
с незаконным оборотом наркотических
средств и психотропных веществ таможенные
органы Российской Федерации наделены
необходимыми функциями, обладают организационно-техническими
и оперативно-розыскными знаниями по противодействию
незаконному обороту через таможенную
границу Республики Таджикистан наркотических
средств и психотропных веществ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог в работе, можно
выделить следующие основные моменты:
- таможенным органам принадлежит
одна из
ведущих ролей в деле борьбы с незаконным
оборотом наркотических
средств и психотропных веществ.
- осуществляя таможенный контроль
за перемещением через таможенную границу
товаров и транспортных средств, таможенные
органы призваны оказывать серьезное
противодействие контрабанде наркотиков.
Количество международно-правовых
источников, регулирующих сотрудничество
в области борьбы с контрабандой наркотических
средств и психотропных веществ весьма
велико. Однако столь широкий круг источников
не дает должного эффекта. В настоящее
время правовая база, регулирующая оборот
наркотических средств и психотропных
веществ содержит явные недочеты, без
устранения которых эффективная борьбы
с незаконным оборотом наркотиков становится
затруднительной. На основании изложенного,
можно прийти к выводу, что правовое регулирование
международного наркобизнеса нуждается
в совершенствовании и дальнейшей разработке.
В связи с этим можно сделать
вывод, что правовая программа сотрудничества
в этой сфере должна быть направлена на
уменьшение объема незаконного оборота
наркотических средств и психотропных
веществ, проведение профилактических
медицинских и административных мероприятий,
на совершенствование национального законодательства,
международно-правовых норм, форм и направлений
взаимодействия и усиление борьбы с нелегальным
производством и оборотом наркотиков.
Перспективными путями решения
рассматриваемой проблемы, по мнению исследователей
в правоохранительных системах, могут
стать следующие межведомственные мероприятия:
1. Налаживание дополнительного
финансирования межведомственной борьбы
с наркопреступностью за счет денежных
и иных материальных средств, конфискованных
у дельцов наркобизнеса. Основываясь на
передовом международном опыте, необходимо
ввести в практику работы правоохранительной
системы положения, в соответствии с которыми
после вынесения судебного решения в отношении
лиц, привлеченных к уголовной или административной
ответственности, в виде штрафа (конфискации
имущества) за незаконный оборот наркотиков,
часть изымаемых финансовых средств (30-50%)
перечислялась бы в специально созданный
внебюджетный фонд. Создание такого фонда
оговаривается Федеральным законом от
8 января 1998 г. "О наркотических средствах
и психотропных веществах".
В целях лишения транснациональных
наркогруппировок финансовой мощи в двусторонних
межправительственных соглашениях о сотрудничестве
следует предусматривать аналогичные
конфискационные положения в пользу государств-участников,
изобличивших дельцов наркобизнеса в
незаконной деятельности.
2. В качестве критериев эффективности
работы по борьбе с незаконным оборотом
наркотиков определить такие показатели,
как выявление организаторов преступлений
и их сообщников, установление источников
финансирования и каналов поступления
наркотиков.
3. Укрепление на всех уровнях
подразделений МВД, занимающихся борьбой
с незаконным оборотом наркотиков, а также
таможенных органов.
4. Повышение уровня технического
оснащения всех служб, борющихся с незаконным
оборотом наркотиков. Целесообразно более
широкое применение новых технических
средств для борьбы с транспортировкой
наркотиков, в частности газоанализаторов,
которые способны улавливать наркотические
микрочастицы в любых средах. Такими приборами
должны быть оборудованы все таможенные
посты, а также они должны находиться в
распоряжении подразделений МВД на транспорте
и в зонах наиболее активного распространения
наркотиков.
5. Ликвидация пробелов, противоречий
и неточностей в действующих законодательствах,
как на уровне государства, так и на международном
уровне, а также выработка единых дефиниций.
6. Вынесение контрабанды наркотических
средств и психотропных веществ в отдельный
состав преступления, так как в данном
случае дополнительный объект посягательства
гораздо более значим для государства.
Необходимо отметить, что техническое
и иное совершенствование наркоперевозчиков
постоянно растет, в то время, как принятие
адекватных мер со стороны государств
часто запаздывает.
Чтобы не сдавать свои позиции и продолжать
работу по уменьшению масштабов угрозы,
которую представляют собой наркотики,
необходимо уделять больше внимания снижению
спроса на наркотики, содействию безопасности
и развитию в крупнейших районах производства
наркотиков в мире, оказанию помощи государствам,
попавшим под перекрестный огонь незаконного
оборота наркотиков, и недопущению распространения
наркотиков в странах с переходной экономикой.
Представленная работа потенциально
имеет возможность для дальнейшей разработки,
и может быть использована для теоретического
и практического использования в борьбе
с контрабандой наркотических средств
и психотропных веществ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Международная конвенция об
опиуме // Бюллетень по наркотическим средствам.-
1964. - № 2.
3. Международная конвенция 1931
г. «Об ограничении производства и о регламентации
распределения наркотических средств».
- Международное публичное право. Сборник
документов: в 2. ч. / Под ред. К.А. Бякишева.
- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
4. Конвенция по борьбе с незаконным
оборотом наркотиков подписанной (Женева,
26 июня 1936 г.). - Международное публичное
право. Сборник документов: в 2. ч. / Под
ред. К.А. Бякишева. - М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2006.
5. Единая конвенция о наркотических
средствах 1961 г. - Международное публичное
право. Сборник документов: в 2. ч. / Под
ред. К.А. Бякишева. - М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2006.
6. Конвенция о психотропных
веществах от 21.02.1971. - Международное публичное
право. Сборник документов: в 2. ч. / Под
ред. К.А. Бякишева. - М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2006.
7. Декларация о борьбе против
незаконного оборота наркотиков и злоупотребления
наркотическими средствами от 20 декабря
1978 г. - Международное публичное право.
Сборник документов: в 2. ч. / Под ред. К.А.
Бякишева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,
2006. .
8. Конвенция ООН о борьбе против
незаконного оборота наркотических средств
и психотропных веществ (Вена, 20 декабря
1988 г.). - Международное публичное право.
Сборник документов: в 2. ч. / Под ред. К.А.
Бякишева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,
2006.
9. Международная Конвенция о
взаимном административном содействии
в предотвращении, расследовании и пресечении
таможенных правонарушений (Найроби, 9
июня 1977 г.) - Международное публичное право.
Сборник документов: в 2. ч. / Под ред. К.А.
Бякишева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,
2006.
10. Всемирная почтовая конвенция
(Сеул, 14 сентября 1994 г.) - Международное
публичное право. Сборник документов:
в 2. ч. / Под ред. К.А. Бякишева. - М.: ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2006.
11. Соглашение о почтовых посылках
(Сеул, 14 сентября 1994 г.) - Международное
публичное право. Сборник документов:
в 2. ч. / Под ред. К.А. Бякишева. - М.: ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2006.
12. Конвенция о международных
автомобильных перевозках пассажиров
и багажа (Бишкек, 9 октября 1997 г.) - Международное
публичное право. Сборник документов:
в 2. ч. / Под ред. К.А. Бякишева. - М.: ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2006.
13. Соглашение о сотрудничестве
государств-участников Содружества Независимых
Государств в борьбе с незаконным оборотом
наркотических средств, психотропных
веществ и прекурсоров (Минск, 30 ноября
2000 г.). - Международное публичное право.
Сборник документов: в 2. ч. / Под ред. К.А.
Бякишева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,
2006.
14. Соглашение о взаимодействии
и сотрудничестве таможенных служб в борьбе
с незаконным оборотом наркотических
средств и психотропных веществ (Москва,
8 июля 1994 г.) - Международное публичное
право. Сборник документов: в 2. ч. / Под
ред. К.А. Бякишева. - М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2006.
15. Протокол о наркотиках от
14 декабря 1946 // Сборник действующих договоров
соглашений и конвенций, заключенных СССР
с иностранными государствами. - вып. XIII.
- М., 1956.
16. Уголовный кодекс РФ. http://base.garant.ru/10108000/.