13) разрабатывают, создают
и эксплуатируют информационные
системы, системы связи и системы
передачи данных, технические средства
таможенного контроля, а также
средства защиты информации, включая
средства криптографической защиты,
в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
14) реализуют иные права,
предусмотренные настоящим Федеральным
законом и иными федеральными
законами.
1.3 Виды и правовое
положение таможенных служб
В ФЗ РФ о таможенном регулировании
в РФ (ст. 10) подчеркивается, что таможенные
службы составляют единую систему, в которую
входят:
- Федеральная таможенная служба
РФ;
- Региональные таможенные управления
РФ;
- Таможни РФ;
- Таможенные посты РФ.
Системообразующие факторы,
взятые в совокупности, придают характер
внутренней органической взаимосвязи
составным частям данной системы.
Функциональная общность, единство
целей и задач таможенных органов, обусловленные
тем, что все они выполняют единые по содержанию
функции.
Организационное единство таможенных
органов. Оно обеспечивается организационным
построением системы этих органов, которая
отличается строгой иерархичностью.
Рассмотрение совокупности
таможенных органов в качестве единой
системы предполагает одновременно анализ
специфики ее составных частей, то есть
различных таможенных органов, в качестве
подсистемы. Важно рассмотреть статус
каждого из таможенных органов, являющихся
самостоятельным субъектом таможенного
права.
ФЗ РФ о таможенном регулировании
в РФ определяет его как центральный орган
федеральной исполнительной власти, осуществляющий
непосредственное руководство таможенным
делом в РФ. Это совершенно правильная,
но явно недостаточная характеристика.
Статус ФТС, его функции, полномочия
и частично - структура определяются в
ФЗ РФ о таможенном регулировании в РФ,
а также других нормативных актах.
ФТС признается органом, осуществляющим
межотраслевое регулирование, поскольку
выполняет не только функции непосредственного
руководства таможенным делом, но и координационные
и частично контрольные функции в этой
сфере.
В системе таможенных органов
ФТС является функциональным и организационным
центром данной системы, возглавляет ее,
объединяет и направляет деятельность
всех звеньев системы, способствуя развитию
и укреплению ее единства и целостности.
ФТС возглавляет руководитель,
назначаемый на должность и освобождаемый
от нее Президентом РФ. Руководитель ФТС
несет персональную ответственность за
выполнение данным органом возложенных
на него задач и функций
Важной составной частью таможенных
органов являются региональные таможенные
управления. Возникновение и функционирование
управлений, являющихся промежуточным
звеном между ФТС и таможнями, было обусловлено
усложнением функций и организации управления
в сфере таможенного дела.
Правовой статус региональных
таможенных управлений находит свое отражение
в Типовом положении о региональном таможенном
управлении РФ. Было введено понятие "таможенный
регион", пределы которого определяются
ФТС. Региональные таможенные управления
создаются, реорганизуются и ликвидируются
ФТС. В оперативном управлении ФТС находятся
расположенные на территории региона
таможенные органы, а также предприятия,
учреждения и организации, входящие в
систему ФТС. Управление является юридическим
лицом, имеет печать с изображением Государственного
герба РФ и со своим наименованием, текущие
счета по учету бюджетных средств, сумм
по поручениям, счета в банках и иных кредитных
учреждениях.
ФТС имеет свои задачи, например,
обеспечение и защита в пределах своей
компетенции экономической безопасности
и интересов страны; исполняет свои функции:
организует применение средств таможенного
регулирования торгово-экономических
отношений и другие.
Таможни РФ составляют фундамент
системы таможенных органов. Именно они
непосредственно решают основную часть
задач в таможенном деле.
Таможни условно подразделяют
на внутренние и внешние (в стране и на
границе).
Таможни осуществляют деятельность
под руководством ФТС и РТУ. Отдельные
таможни могут быть подчинены непосредственно
ФТС.
Регион деятельности таможни
определяет ФТС. Он же осуществляет их
создание, реорганизацию и ликвидацию.
В оперативном подчинении таможни
находятся расположенные на территории
ее региона таможенные посты.
Таможни являются юридическим
лицом. Перед каждой из них определен круг
задач и функций, ими исполняемых.
Таможенные посты РФ - первичное
звено системы таможенных органов. Деятельность
его направляется таможней, в состав которой
он входит и которой подчиняется.
Решением ФТС по представлению
РТУ таможенному посту может быть придан
статус юридического лица
Таможенный пост выполняет
такие функции: осуществляет таможенный
контроль и таможенное оформление товаров
и транспортных средств, перемещаемых
через таможенную границу РФ; обеспечивает
соблюдение разрешительного порядка перемещения
товаров и транспортных средств через
таможенную границу; налагает и взимает
таможенные пошлины, налоги и иные платежи.
2. Сущность таможенной службы, как
субъекта таможенного права
2.1 Анализ структуры таможенной
службы
В соответствии со ст. 10 ФЗ РФ о таможенном
регулировании в РФ система таможенных органов включает:
1) ФТС (федеральная таможенная служба);
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
Центральным органом, который осуществляет
непосредственное руководство таможенным
делом в РФ, является федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный
в области таможенного дела, – это Федеральная
таможенная служба России. В ведении Федеральной
таможенной службы России находятся основные
составные части, блоки и участки таможенного
дела, которыми она руководит через соответствующие
управления, отделы, службы, иные структурные
подразделения своего аппарата, а также
через региональные таможенные управления,
таможни, таможенные посты.
Руководство деятельностью
Федеральной таможенной службы осуществляет
Правительство Российской Федерации.
В своей деятельности ФТС РФ
руководствуется Конституцией РФ,
федеральными конституционными законами,
федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, международными договорами
Российской Федерации, нормативными правовыми
актами Центрального банка Российской
Федерации, а также настоящим Положением.
Федеральная таможенная служба осуществляет
свою деятельность непосредственно и
через таможенные органы и представительства
Службы за рубежом во взаимодействии с
другими федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления, Центральным
банком Российской Федерации, общественными
объединениями и иными организациями.
Никакие государственные органы, кроме
Президента РФ не вправе принимать решения,
затрагивающие компетенцию таможенных
органов РФ, выполнять без соответствующего
допуска или изменять их функции, возлагать
на них дополнительные задачи или иным
образом вмешиваться в деятельность этих
органов, которая соответствует положениям
ФЗ РФ о таможенном регулировании в РФ
и иных актов законодательства РФ.
Таможенные органы РФ выполняют следующие
основные функции:
- участвуют в разработке таможенной политики
РФ и реализуют эту политику;
- обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ. Принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении
таможенного дела;
- обеспечивают в пределах своей компетенции
экономическую безопасность РФ, являющуюся экономической основой
суверенитета РФ;
- защищают экономические интересы РФ;
- применяют средства таможенного регулирования
торгово-экономических отношений;
- взимают таможенные пошлины, налоги и
иные таможенные платежи;
- участвуют в разработке мер экономической
политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную
границу РФ, реализуют эти меры;
- обеспечивают соблюдение разрешительного
порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную
границу РФ;
- ведут борьбу с контрабандой, нарушениями
таможенных правил и налогового законодательства,
относящегося к товарам, перемещаемым
через таможенную границу РФ, пресекают
незаконный оборот через таможенную границу
РФ наркотических средств, оружия, предметов
художественного, исторического и археологического достояния
народов РФ и зарубежных стран, объектов
интеллектуальной собственности, видов
животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей
и дериватов, других товаров, а также
оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах
РФ в деятельность международной гражданской авиации;
- осуществляют и совершенствуют таможенный
контроль и таможенное оформление, создают
условия, способствующие ускорению товарооборота
через таможенную границу РФ;
- ведут таможенную статистику внешней
торговли и специальную таможенную статистику РФ;
- ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической
деятельности;
- содействуют развитию внешнеэкономических
связей республик в составе РФ, автономной области, автономны
округов, краев, областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга, а также предприятий,
учреждений, организаций и граждан;
- содействуют осуществлению мер по защите
государственной безопасности, общественного порядка, нравственности
населения, жизни и здоровья человека,
защите животных и растений, охране окружающей
природной среды, защите интересов российских
потребителей ввозимых товаров;
- осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов РФ материалов;
- осуществляют валютный контроль в пределах
своей компетенции;
- обеспечивают выполнение международных
обязательств РФ в части, касающейся таможенного
дела; участвуют в разработке международных
договоров РФ, затрагивающих таможенное дело,
осуществляют сотрудничество с таможенными
и иными компетентными органами иностранных
государств, международными организациями,
занимающимися вопросами таможенного
дела;
- проводят научно-исследовательские работы
и консультирование в области таможенного дела; осуществляют
подготовку, переподготовку и повышение
квалификации специалистов в этой области
для государственных органов, предприятий,
учреждений и организаций;
- обеспечивают в установленном порядке
Президента РФ и Правительство РФ, иные государственные органы,
предприятия, учреждения, организации
и граждан информацией по таможенным вопросам;
- реализуют единую финансово-хозяйственную
политику, развивают материально-техническую и социальную
базу таможенных органов, создают необходимые
условия труда для работников этих органов.
Правовое положение Федеральной таможенной
службы России в системе таможенных органов
определяется Федеральным законом от
29 июня 2004 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу
некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с осуществлением мер
по совершенствованию государственного
управления» и постановлением от 26 июля
2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе»,
утвержденным постановлением.
Федеральная таможенная служба является
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим в соответствии с законодательством
РФ функции:
1) по контролю и надзору в
области таможенного дела;
2) агента валютного контроля;
3) специальные функции по борьбе
с контрабандой, иными преступлениями
и административными правонарушениями.
При этом таможенная служба осуществляет:
1) ведение Реестров лиц, осуществляющих
деятельность в области таможенного
дела;
2) ведение Реестра банков и
иных кредитных организаций, обладающих
правом выдачи банковских гарантий
уплаты таможенных платежей;
3) ведение таможенного Реестра
объектов интеллектуальной собственности;
4) аннулирование квалификационных
аттестатов специалистов по таможенному
оформлению;
5) выдачу лицензий на учреждение
свободного склада.
Кроме перечисленного таможенная служба
также:
1) ведет таможенную статистику
внешней торговли и специальную
таможенную статистику;
2) информирует и консультирует
на безвозмездной основе по
вопросам таможенного дела участников
внешнеэкономической деятельности;
3) осуществляет в пределах своей
компетенции валютный контроль
операций, связанных с перемещением товаров
и транспортных средств через таможенную
границу РФ;
4) осуществляет производство по
делам об административных правонарушениях
и рассмотрение таких дел в соответствии
с законодательством РФ об административных
правонарушениях;
5) осуществляет дознание и производство
неотложных следственных действий
в соответствии с уголовно-процессуальным
законодательством РФ;
6) осуществляет в соответствии
с законодательством РФ оперативно-разыскную
деятельность;
7) осуществляет в установленном
порядке разработку и создание
используемых таможенными органами информационных
систем, информационных технологий и средств
их обеспечения;
8) осуществляет функции главного
распорядителя и получателя средств
федерального бюджета, предусмотренных
на содержание Службы и реализацию
возложенных на нее функций;
9) обеспечивает в пределах своей
компетенции защиту сведений, составляющих
государственную тайну;
10) рассматривает жалобы на решения,
действия (бездействие) таможенных органов
и их должностных лиц и др.
2.2 Обеспечение деятельности таможенных
служб
Конституция РФ (ч. 4 ст. 32) закрепляет
один из основополагающих принципов, в
соответствии с которым граждане РФ имеют
равный доступ к государственной службе.
Аналогичное право закреплено ч. 2 ст. 21
Всеобщей декларации прав человека.
Лица, работающие в таможенных
органах, делятся на две основные категории:
государственные служащие и сотрудники
таможенных органов. Их правовой статус
в отдельных аспектах различен.
На службу в таможенные органы
принимаются граждане, достигшие 18-летнего
возраста, способные по своим личным и
деловым качествам, уровню образования
и состоянию здоровья обеспечить выполнение
функций, возложенных на таможенные органы.
Поступление на таможенную службу осуществляется
на условиях контракта, который может
заключаться на срок от одного года до
десяти лет, а также до достижения гражданином
предельного возраста пребывания на службе
в таможенных органах. Кроме того, для
принимаемых на работу может быть установлен
исполнительный срок до б месяцев. Срочный
трудовой договор заключается с государственным
служащим в таможенных органах только
в случаях, строго оговоренных Трудовым
кодексом РФ. Во всех остальных случаях
трудовой договор заключается без указания
срока его окончания.
В содержание контракта включаются
обязательные (необходимые) и дополнительные
(факультативные) условия службы сотрудника.
Обязательными признаются следующие
условия, по которым начальник таможенного
органа и гражданин должны достичь соглашения
и зафиксировать их в контракте:
- о должности, которая определяется
служебными функциями сотрудника согласно должности по штатному
расписанию таможенного органа и соответствующей должностной инструкцией;
- о месте службы. Местом службы
гражданина является таможенный орган, штатным расписанием которого
предусмотрена соответствующая должность.
Дополнительными (факультативными)
считаются условия, вносимые в контракт
по усмотрению сторон и конкретизирующие
условия службы или устанавливающие дополнительные
гарантии и компенсации сотруднику и членам
его семьи. Препятствием для поступления
на службу в таможенные органы служит
и лишение гражданина права проходить
такую службу в течение определенного
срока на основании вступившего в законную
силу решения суда.