Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:22, контрольная работа
В нашей работе мы рассмотрели систему таможенных органов Российской Федерации с периода Древней Руси и по настоящее время. Стоит отметить, что таможенное законодательство постоянно менялось в зависимости от существующей власти, однако некоторые основы таможенной работы сохранились и по сей день.
Нами была подробно описана многосторонность деятельности таможенных органов и их взаимосвязь с другими правоохранительными органами.
Введение…………………………………………………………………….....3
1. История развития таможенных органов России…………………….…..4
2. Функции и полномочия таможенных органов………………………….10
3. Система таможенных органов…………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………….……..20
Список литературы…………………………………………………….…….21
Федеральное агентство по образованию
Государственной образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)
Юридический институт
Кафедра Уголовного права и криминологии
Контрольная работа
по дисциплине: «Правоохранительные органы»
на тему: «Федеральные таможенные органы РФ»
Выполнил ст. гр.ЮВ-10-5
Бутина С. Н.
Чита 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В настоящее время в нашей стране происходят коренные изменения в экономике, но они касаются не только экономических отношений, возникающих внутри страны, но также влияют и на внешнеэкономические отношения.
В связи с ослаблением государственного контроля над экономической деятельностью во внешнеторговой сфере существенно расширился круг предприятий, организаций и отдельных предпринимателей, получивших право непосредственного выхода на внешний рынок. Довольно быстрым темпом растёт ввоз в РФ и вывоз товаров из Российской Федерации. С расширением свободного посещения стран ближнего и дальнего зарубежья увеличился поток лиц, пересекающих границу РФ. Все эти факторы повышают роль и значение таможенных органов, так как именно их деятельность напрямую связана с обеспечением эффективного осуществления таможенных операций.
Возрастание роли внешнеэкономической деятельности и таможенного дела обуславливает важность изучения федеральных таможенных органов и таможенной системы в целом.
1. История развития таможенных органов
В России история таможенного дела началась с взимания денежных сборов и пошлин с обмениваемых или продаваемых товаров в оживлённых торговых пунктах и на перекрестках торговых путей. Это период возникновения сборных торговых мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. Издавна у русских, как норма обычного права, существовало правило взимать мыт или мыто – сбор за провоз товаров через заставы. Завоевание русских земель татаро-монгольскими племенами привело к появлению в русском языке слова «тамга», означавшее у тюркских народов знак, клеймо, тавро, которое проставлялось на имуществе, принадлежавшем определённому роду. Получение ханских ярлыков сопровождалось сбором, который стал называться у русских тамгой. От слова «тамга» был образован глагол «таможить», т. е. облагать товар пошлиной, а место, где товар «тамжили» стало называться таможней [2; 21].
Со временем совершенствовалась организация таможенного дела в России. Управление таможенными сборами с 1718г. начала осуществлять уреждённая Петром 1Коммерц-коллегия, которая была самостоятельным управленческим ведомством. Избиравшиеся по-прежнему из купечества управляющие таможнями (они назывались таможенными бурмистрами, а с 1720г. - обер-уольнерами) получали годовое денежное содержание как служащие [2; 21].
Для проведения таможенных мероприятий, правительство Петра I продолжало укрепление государственных границ, на западе их охраняли регулярные войска. В конце царствования, здесь существовало 15 крепостей [2; 21].
В 1754 г. в пограничной полосе была сформирована служба объездчиков. Именно на них возлагалась обязанность поиска контрабандистов. В экономическом отношении введение службы объездчиков можно рассматривать как начало охраны границы [2;25].
Среди всех мероприятий по уменьшению масштабов контрабанды наиболее действенным было понижение таможенных пошлин. Тарифы 1766 и 1782 г. были значительно понижены, но избавиться от контрабанды не удалось. Данное обстоятельство послужило причиной создания на границе на основании указа Екатерины 2 «Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаённого привоза товаров, подписанного в 1782г. нового органа по борьбе с контрабандой [2; 22].
В 1819 году был принят таможенный устав, в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу министерства финансов [2; 22].
В 1822 году казачьи части были переведены во вторую линию, отстоявшую на три-пять верст от линии таможенных объездчиков, а в 1823 году в дополнении к конным объездчикам в пограничную и таможенную охрану были введены ещё и стражники-пешие войны [2; 22].
В 1827 году по положению об устройстве пограничной таможенной стражи, последняя была сведена в особые части бригады, полубригады и роты, которые делились в отряды, а иногда на подвижные колонны. В 1827 году в страже было 37 кадровых офицеров, 275 запасных офицеров, 3282 рядовых. Надзиратели таможни и их помощники стали числиться не на гражданской, а на военной службе [2; 23].
В 1832 г. Таможенная пограничная
стража была переименована в пограничную
стражу, главной задачей которой
была охрана границы в экономическом
отношении, т. е. борьба с контрабандой
и пограничный надзор. На пограничную
стражу возлагались следующие
- недопущение провоза
и переноса товаров, их
-недопущение проезда и перехода лиц через границу не в указанных таможенными учреждениями местах;
- прекращение грабежей и беспорядков на пограничной черте;
На протяжении 1850-1860-х
гг. совершенствовалась структура самой
пограничной стражи. 8мая 1861 года она
стала комплектоваться
Наряду с пограничной стражей существовала Корчемная стража. Первые корчемные команды были созданы ещё в Москве в 17 в. для пресечения тайного изготовления, продажи и перевоза предметов, обложенных акцизом или составляющих прерогативу казны (вино, пиво, табак, соль). Тайный провоз и продажа вина рассматривалась как контрабанда, а лица, замеченные в провозе, - как контрабандисты. Или корчемники [2; 24].
В 1840г. на границах крупных губерний злоупотребления корчемников, которые сопровождались даже убийствами, приняли такие размеры, что правительство вынуждено было учредить в 1850г особую корчемную стражу, содержание которой было отнесено на счёт земских сборов. Корчемная стража как один из органов, подчинённых министерству финансов, просуществовала до 1918 года [2; 26].
31 декабря 1910 года был утвержден Таможенный устав, который был обнародован 1 марта 1991 года. Данный устав внес изменения в таможенную систему того времени. Таможенный устав 1910 года уточнил некоторые вопросы борьбы с контрабандой, предоставив органам таможенного надзора самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров [2; 29].
Таможенную систему 1910 года возглавлял Департамент таможенных сборов при Министерстве финансов, далее шли окружные и участковые таможенные учреждения (таможни, таможенные посты и переходные пункты) [2; 29].
К началу 20 века таможенные учреждения представляли собой следующую систему. Низшим звеном были переходные пункты, единственным служащим которых был таможенный надзиратель. Крупнее были таможенные заставы в составе управляющего и помощников. Более крупными учреждениями были таможни, имевшие присутствие в составе управляющего, его помощников и членов таможни, служащих – надзирателей, смотрителей и казначеев, секретарей, экспертов и др., а также низших чинов – казаков. Таможни входили в округа, а некоторые наиболее крупные таможни подчинялись непосредственно Департаменту таможенных сборов Российского Министерства финансов [2; 30].
Развитие таможенной системы в России несколько притормозилось в период первой мировой войны. Война ввела страну в экономический кризис. О провозе товаров не могло быть и речи, так как на 75 % европейские, западные, северные и южные границы были охвачены военными событиями. Деятельность таможенных органов была парализована. Революционные события 1917 года вызвали расслоение в среде таможенных чиновников. Этому способствовало бедственное положение служащих, эвакуированных из западных таможен и оставленных без помощи Временным правительством [2; 32].
29 декабря В. И. Ленин
подписал декрет СНК «О
29 мая 1918 года Ленин
подписал декрет « О
19 декабря 1928 года постановлением
ЦИК и СНК СССР был утверждён
Таможенный кодекс СССР, просуществовавший
с некоторыми изменениями
Во время Великой
После Великой Отечественной Войны работа советских таможен была подчинена главной задаче – восстановление народного хозяйства [2; 36].
Огромную роль в развитии советской таможенной системы в последние годы сыграли демобилизованные офицеры и солдаты-фронтовики, пришедшие на работу в таможенные органы из армии. Почти все они постепенно закончили высшие учебные заведения, возглавляли местные таможенные учреждения, работали в аппарате Главного таможенного управления [2; 37].
В 1964 году был принят таможенный
кодекс СССР, который подтвердил, что
управление таможенным в СССР относится
к ведению Министерства внешней
торговли. Таможенные учреждения стали
осуществлять контроль за соблюдением
государственной монополии
Важной правовой основой для деятельности таможенных учреждений СССР явился принятый 24 ноября 1982 г. закон « О государственной границе СССР». Этот закон неоднократно подчеркивал роль таможенных учреждений и закрепил их участие и взаимодействие с пограничными войсками в охране границы [1; 39].
Реформой таможенного дела в СССР явилось создание в 1986 году главного управления государственного таможенного контроля. Оно учреждалось как самостоятельный орган государственного управления и приобрело статус союзного ведомства [2; 39].
Положение о главном управлении государственного таможенного контроля, утвержденное постановлением Совета Министерством от13 июля 1987 года определяло функции и порядок деятельности этого органа. Это управление несло ответственность за состояние т совершенствование таможенного контроля, усиление борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил, эффективное применение таможенного тарифа [2; 40].
Увеличение числа
Принятый в 1991 году таможенный кодекс легализовал фактически сложившуюся трёхзвенную систему таможенных органов [2; 40].
В 1993 году был принят Таможенный кодекс, который действует и по сегодняшний день [2; 41].
2. Функции и полномочия таможенных органов
Таможенные органы – это правоохранительные органы исполнительной власти, непосредственно осуществляющие таможенное дело. Эти органы составляют единую целостную систему. Эта система строится с учётом тех принципов, на которых основывается таможенное дело в России: единства таможенной политики, единства таможенной территории, единства таможенного законодательства, единство тарифного регулирования, сочетания его с мерами экономической политики [3; 164].
Общее руководство таможенными органами осуществляет Президент и правительство Российской Федерации ст. 1 Таможенного Кодекса РФ[1; 10].
Характеризуя таможенные
органы можно выделить следующие
их специфические черты и