Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:58, творческая работа
ольшие изменения, произошедшие в политической и социально-экономической жизни современной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления.
Одной из таких областей является внешнеэкономическая деятельность нашего государства, проводником которой является таможенное дело и таможенная политика. Они с начала экономических преобразований, приобретают качественно иное, более важное значение, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономических отношений и связей.
- проведения таможенного досмотра до подачи грузовой таможенной декларации для целей идентификации товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (например, при оформлении внутреннего таможенного транзита);
- проведение таможенного досмотра в целях проверки информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации;
- проведение таможенного контроля на основе выборочной проверки.
Проведению таможенного досмотра товаров и транспортных средств предшествует обязательное уведомление о нем декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, если оно известно.
Проведение таможенного досмотра в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных
средств, и их представителей
возможно при участии понятых
и только в случаях:
неявки
указанных лиц по истечении срока для
подачи грузовой таможенной декларации;
Существования
угрозы государственной безопасности,
общественному порядку, жизни и здоровью
человека, животным, растениям, окружающей
природной среде, сохранению культурных
ценностей и при других обстоятельствах,
не терпящих отлагательства (в том числе
если имеются признаки, указывающие на
то, что товары являются легковоспламеняющимися
веществами, взрывоопасными предметами,
взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими
и биологическими веществами, наркотическими
веществами, психотропными, сильнодействующими
ядовитыми, токсичными, радиоактивными
веществами, ядерными материалами и другими
подобными товарами, если товары распространяют
зловоние);
пересылки товаров в международных почтовых
отправлениях;
оставления на таможенной территории
Российской Федерации товаров и транспортных
средств в нарушение таможенного режима,
редусматривающего вывоз товаров и транспортных
средств, с указанной территории.
На практике,
как правило, в обязательном порядке досматриваются
следующие виды товаров:
1) подакцизные товары;
2) товары, подлежащие обложению таможенной
пошлиной;
3) товары, подпадающие под действие нетарифного
регулирования (квотирование, лицензирование
и т.д.);
4) товары, классификация которых в соответствии
с ТН ВЭД вызывает сомнение у должностного
лица таможенного органа (когда такое
сомнение не может быть разрешено без
их досмотра);
5) товары, в отношении которых у таможенного
органа имеется оперативная информация.
По результатам таможенного досмотра
товаров и транспортных средств составляется
акт в двух экземплярах. Форма акта утверждается
федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным в области таможенного
дела. Второй экземпляр акта должностное
лицо таможенного органа обязан вручить
лицу, обладающему полномочиями в отношении
товаров и транспортных средств, либо
его представителю, если эти лица установлены.
В зависимости от оснований (рисков) проведения
таможенного досмотра, последний, может
быть:
- основным (обычный досмотр, обусловленный технологией проверки грузовой таможенной декларации);
- повторным (с целью проверки результатов основного таможенного досмотра, проведенного в процессе таможенного декларирования товаров);
- направленным ((с целью проверки сведений о перемещении товаров и транспортных средств в нарушение установленных запретов и ограничений, а также с целью выявления фактов сокрытия от таможенного контроля);
- идентификационным.
По степени таможенного
- досмотр с пересчетом грузовых мест и их взвешиванием;
- досмотр с выборочным вскрытием грузовых мест;
- досмотр со вскрытием всех грузовых мест;
- досмотр с пересчетом количества товаров в грузовых местах и другие варианты досмотра.
Если таможенному досмотру
была подвергнута часть товаров,
указанных в грузовой таможенной
декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются
на все такие товары, указанные в грузовой
таможенной декларации. Декларант либо
иное лицо, обладающее полномочиями в
отношении товаров, вправе потребовать
проведения дополнительного таможенного
досмотра оставшейся части товаров, если
считает, что результаты проведенного
досмотра не могут быть распространены
на все товары (пункт 4 ст. 372 ТК РФ). Например,
когда таможенными органами выявлен факт
недостоверного декларирования и требуется
уточнить количество недостоверно задекларированных
(не своим наименованием) товаров.
В зависимости от вида перемещаемого через
таможенную границу товара таможенный
контроль может быть завершен только после
проведения санитарно-карантинного, карантинного
фитосанитарного, ветеринарного и других
видов государственного контроля, если
товары подлежат такому контролю в соответствии
с Федеральными законами и иными правовыми
актами Российской Федерации.
При
наличии (обнаружении) подобных товаров,
должностное лицо таможенного органа
обязано уведомить об этом в установленном
порядке представителя соответствующего
контролирующего органа.
Рассматриваемая
форма таможенного контроля не проводится
в отношении физических лиц. В этом случае
применяется другая форма таможенного
контроля, а именно личный досмотр.
Таможенный досмотр товаров и транспортных
средств может применяться как самостоятельная
форма таможенного контроля, так и в качестве
производной формой контроля, например,
при проведении специальной таможенной
ревизии (пункт 4 ст. 376 ТК РФ).
Сроки проведения таможенного
осмотра и таможенного досмотра
товаров и транспортных средств
вне зоны таможенного контроля не
должны превышать двух часов (пункт
2 ст. 410 ТК РФ).
В настоящее время наиболее эффективной
техникой для проведения таможенного осмотра
и таможенного досмотра товаров является
инспекционно - досмотровые комплексы
(далее - ИДК).
ИДК позволяет за минимальное время (3-5
мин.) без вскрытия и разгрузки грузового
транспортного средства получить его
изображение и изображение перевозимых
в нем товаров с характеристиками, позволяющими
идентифицировать перевозимые товары,
конструкционные узлы транспортного средства,
обнаруживать в них предметы, запрещенные
к перевозке, а также проводить ориентировочную
оценку количества перевозимых товаров.
Анализ
применения указанных комплексов в таможенных
службах и службах безопасности ряда государств
Европы и Азии показывает их высокую эффективность
по противодействию контрабанде и незаконному
перемещению грузов, надежному выявлению
оружия и боеприпасов, наркотических и
взрывчатых веществ.
В настоящее
время ИДК оснащены таможенные службы
Германии, Великобритании, Франции, Бельгии,
Норвегии, Словакии, Голландии, США, Японии,
Китая, Австралии, ОАЭ и ряда других стран.
Ведущими
странами, производящими ИДК, являются
Германия (SMITHS HEIMANN) и Китай (NUCTECH COMPANY LIMITED).
На сегодняшний
день действует или находится в процессе
построения 30 систем Heimann Cargo Vision (изготовитель
— SMITHS HEIMANN) и 59 систем TH-SCAN (NUCTECH COMPANY LIMITED).
Рядом российских
предприятий в рамках научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ созданы
отдельные составные части и узлы ИДК.
ИДК выпускаются фирмами в стационарном,
перебазируемом и мобильном варианте
для досмотра морских контейнеров и большегрузных
автомобилей.
Стационарные
ИДК с энергетикой 9 МэВ (проникающая способность
по эквиваленту стали — 380 мм) являются
инспекционными системами, которые дают
точное рентгеновское изображение полностью
загруженных морских контейнеров и грузовых
автомобилей и, как правило, используются
в морских пунктах пропуска. Пропускная
способность — до 25-ти контейнеров в час.
Указанные комплексы требуют значительной
радиационной защиты и размещаются в стационарных
рентгенозащитных сооружениях.
Легко возводимые
(перебазируемые) ИДК с энергетикой 6 МэВ
(проникающая способность по эквиваленту
стали — 300 мм) позволяют по полученному
рентгеновскому изображению принимать
решение о соответствии перевозимого
груза заявленному в товаросопроводительных
документах до 85% товаров относительно
стационарных ИДК.
Данные комплексы
используются на автомобильных пунктах
пропуска и обеспечивают пропускную способность
до 20-ти грузовых автомобилей в час.
Технологическое
оборудование комплекса размещается в
быстровозводимом сооружении либо сооружении
из сборных бетонных модулей (перебазируемый
вариант) с упрощенной радиационной защитой.
Мобильные ИДК с энергетикой до 3 МэВ (проникающая
способность по эквиваленту стали — до
220 мм) смонтированы на шасси автомобиля
и требуют при работе наличия санитарной
зоны. Они позволяют по полученному рентгеновскому
изображению принимать решение о наличии
либо отсутствии грузов в контейнере и
соответствии товаросопроводительным
документам товаров с малыми объемными
плотностями. Мобильные ИДК в основном
используются в интересах оперативных
подразделений таможенных и других правоохранительных
органов.
В 2006 году Федеральной
таможенной службой России вводится в
действие легко возводимый ИДК в пункте
пропуска «Троебортное»
Брянской таможни Центрального таможенного
управления.
ФТС
России планируется создание системы
таможенного контроля крупногабаритных
грузов и транспортных средств, состоящей
из ИДК различных типов и модификаций,
размещенных на пунктах пропуска через
государственную границу. По оценке специалистов
ФТС России
потребность таможенных
органов составляет не менее 50 стационарных
и более 70 мобильных ИДК.
7). Личный досмотр – исключительная
форма таможенного контроля, применяемая
физическому лицу, при наличии оснований
предполагать, что физическое лицо, следующее
через Государственную границу Российской
Федерации и находящегося в зоне таможенного
контроля или
транзитной зоне аэропорта, открытого для
международного сообщения, скрывает при
себе и добровольно не выдает товары, запрещенные
соответственно к ввозу на таможенную
территорию Российской Федерации и вывозу
с этой территории или перемещаемые с
нарушением порядка установленного Таможенным
кодексом Российской Федерации (ст.373 ТК
РФ).
Положения
Таможенного кодекса Российской Федерации,
регламентирующие порядок личного досмотра,
содержат все необходимые гарантии соблюдения
прав человека и гражданина, закрепленные
Конституцией Российской Федерации, в
том числе право на охрану достоинства
личности государством. В частности, это
выразилось в признании личного досмотра
исключительной формой таможенного контроля,
т.е. применяемой лишь в тех случаях, когда
имеются достаточно веские основания
предполагать о совершении правонарушения
и не имеется иных возможностей такие
предположения проверить.
Основаниями для проведения личного досмотра
считаются:
1. Информация, содержащаяся:
- в сообщениях и заявлениях российских и иностранных лиц;
- в материалах, поступивших от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов Российской Федерации;
- в информации, поступившей от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций;
- в материалах, поступивших от других таможенных органов Российской Федерации;
2. Непорседственное обнаружение должностным лицом таможенного органа любых признаков, прямо или косвенно указывающих на то, что физическое лицо скрывает при себе и не выдает товары.
Места производства таможенного контроля могут быть:- в международных морских (речных) и воздушных портах;
- на автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
- на транспортных средствах (например, в поездах).
Компетенцией принятия решения о необходимости производства личного досмотра обладает начальник таможенного органа, либо лицо его замещающее.
Решение о проведении личного досмотра принимается в письменной форме путем:
-наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа;
-оформления отдельного акта.
Форма, в которой выражается решение о проведении личного досмотра, избирается начальником таможенного органа (лицом, его замещающим) в зависимости от конкретных условий (время суток, удаленность расположения места, в котором должен проводиться личный досмотр, отсутствие связи и т.п.) в целях ускорения начала проведения личного досмотра.
Участниками личного досмотра являются следующие лица:
1. Должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного досмотра. Должностное лицо таможенного органа должно быть одного пола с досматриваемым лицом. Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить досматриваемое лицо с решением о производстве личного досмотра, объявить досматриваемому лицу его права и обязанности, предложить добровольно выдать скрываемые предметы.
2. Досматриваемое лицо – физическое лицо, в отношении которого принято решение о проведении личного досмотра.
Специальных требований (возраст, дееспособность) к данному участнику личного досмотра не предъявляются. Исключения составляют ограничения возможности проведения личного досмотра, обусловленные профессиональной принадлежности физического лица. Перечень таких лиц определяется федеральными законами, международными конвенциями и договорами. Например, не могут быть подвергнуты личному досмотру Президент Российской Федерации, депутаты Федерального Собрания РФ, Судьи Конституционного Суда РФ, судьи РФ, прокуроры и следователи органов прокуратуры, сотрудники органов федеральной службы безопасности и ряд других лиц.
К обязанностям досматриваемого лица относится исполнение требований и распоряжений должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр.
При проведении личного досмотра, лицо имеет право:- знакомиться с решением о проведении личного досмотра;
- ознакомиться со своими правами и обязанностями;
- добровольно выдать скрываемые предметы;
- давать объяснения, заявлять ходатайства;
- пользоваться понятным ему языком либо услугами переводчика;
- знакомиться с содержанием акта личного досмотра и делать замечания на него;
- получить второй экземпляр акта личного досмотра;
- обжаловать действия должностных лиц таможенного органа.
Личный досмотр
3. Понятые
должны быть в количестве двух человек
и одного пола с досматриваемым лицом.
Главные
обязанности понятых заключаются в присутствии
при проведении личного досмотра и удостоверении
своими подписями всей, отраженной в акте
личного досмотра информации о фактах,
содержании и результатах действий, производившихся
в их присутствии.
Иные участники личного досмотра привлекаются
в зависимости от его особенностях (возможного
предмета поиска и предполагаемого места
его нахождения, уровня владения языком,
на котором проводится личный досмотр
и др.). В качестве таких лиц выступают:
- медицинский работник;
- специалист;
- переводчик;
- законный представитель (родители, усыновители, опекуны, попечители) несовершеннолетнего либо недееспособного лица.
Личный досмотр должен проводиться только в отдельном изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра со стороны должны быть исключены. В исключительных случаях личный досмотр может проводиться в изолированном, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям помещении, аэропорта, вокзала, транспортного средства (каюте, купе и т.п.), а также в изолированном помещении транспортных организаций, правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации.
Недопустимо проводить личный досмотр нескольких лиц одновременно в одном помещении. В процессе личного досмотра запрещается делать какие-либо замечания по поводу мест и способов сокрытия предметов, а также поведения и личности досматриваемого лица, за исключением случаев, когда это необходимо приглашенным специалистам для выполнения поставленных перед ними задач.
При проведении личного досмотра не допускается унижение достоинства и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица. Личный досмотр должен проводиться в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.
В случае добровольной выдачи досматриваемым лицом товаров должностное лицо таможенного органа имеет право ограничиться их изъятием, если у него нет, достаточных оснований полагать, что указанное лицо скрывает еще какие-либо товары. Данное решение должно быть отражено в протоколе личного досмотра.
О проведении личного досмотра составляется акт, в двух экземплярах, причем второй экземпляр вручается под расписку досматриваемому лицу.
Протокол личного досмотра приобщается соответственно к материалам уголовного дела или дела о нарушении таможенных правил при его возбуждении.