Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 13:09, курсовая работа
Задачи работы:
Рассмотреть особенности внешней торговли России в настоящее время. Определить наиболее распространенные методы и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности на современном этапе.
Введение…………………………………………………………………….……2
Глава 1
1.1 Характеристика внешнеторговой деятельности России: основные понятия, современное состояние……………………………………………….3
1.2 Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности……………………………………………………………………..5
1.3 Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности……………………………………………………………….……10
Глава 2
Инновации в государственном регулировании внешней торговли в рамках таможенного союза России. Беларусь, Казахстан…………………………...17
Заключение……………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………………24
Введение…………………………………………………………
Глава 1
1.1 Характеристика внешнеторговой деятельности России: основные понятия, современное состояние……………………………………………….3
1.2 Принципы государственного регулирования
внешнеторговой деятельности………………………………………………
1.3 Методы государственного
регулирования внешнеторговой деятельности………………………………………………
Глава 2
Инновации в государственном регулировании внешней торговли в рамках таможенного союза России. Беларусь, Казахстан…………………………...17
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………24
Внешнеторговая деятельность – динамическая процесс, которой требует постоянного регулирования со стороны государства. Государственное регулирование внешней торговли заключается в создании наиболее благоприятных условий для развития национальной экономики, продвижение отечественных производителей на мировой рынке.
Государственное
регулирование внешнеторговой
Активный
экспорт природных ресурсов
Внешнеторговая деятельность России – объект данного исследования. Основные методы и принципы государственного регулирования внешней торговли, выявление особенностей их реализации на данном этапе – вот то, на что будет направлена эта работа.
Задачи работы:
Рассмотреть особенности внешней торговли России в настоящее время. Определить наиболее распространенные методы и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности на современном этапе.
1.1 Характеристика
внешнеторговой деятельности
Под внешнеэкономической деятельностью следует понимать деятельность государства по развитию сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники, культуры, туризма.
Внешняя торговля представляет собой основное звено во внешнеэкономической деятельности. Она активно участвует в формировании национального дохода и представляет собой сферу сопряжения государственных интересов и стандартов разных стран в целях нахождения взаимовыгодного партнерства участвующих контрагентов в операциях купли-продажи.
Впервые
понятие «внешнеторговая
Следует
отметить, что в новом Федеральном
законе от 8 декабря 2003 № 164- ФЗ(ред.
От 28.07.2012) « Об основаниях государственно
Внешняя торговля товарами – это импорт и (или) экспорт товаров. Ее объектом является товар, то есть движимое имущество, а так же отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смежного (река – море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Внешняя торговля товарами может осуществляться в виде экспорта и импорта. Экспорт товара – это вывоз товара с таможенной территории страны без обязательства об обратном ввозе, а импорт – это ввоз товара на таможенную территорию страны без обязательства об обратном вывозе.
Внешняя
торговля услугами – оказание
услуг ( выполнение работ), включающие
в себя производство, распределение,
маркетинг, доставку услуг
1) трансграничная поставка услуг;
2) перемещение потребителей в страну-экспортер;
3) учреждение коммерческого присутствия в стране, потребляющей услугу;
4) временное перемещение
физических лиц в другую
Внешняя
торговля интеллектуальной
Внешняя торговля информацией осуществляется в следующих формах:
а) в форме внешней торговли товарами, если информация является составной частью этих товаров;
б) в форме внешней торговли
интеллектуальной
в) в форм внешней торговли услугами в других случаях.
Статья 4. Основные принципы государственного
регулирования внешнеторговой деятельности
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
1) защита государством прав и законных
интересов участников внешнеторговой
деятельности, а также прав и законных
интересов российских производителей
и потребителей товаров и услуг;
2) равенство и недискриминация участников
внешнеторговой деятельности, если иное
не предусмотрено федеральным законом;
3) единство таможенной территории Российской
Федерации;
4) взаимность в отношении другого государства
(группы государств);
5) обеспечение выполнения обязательств
Российской Федерации по международным
договорам Российской Федерации и осуществление
возникающих из этих договоров прав Российской
Федерации;
6) выбор мер государственного регулирования
внешнеторговой деятельности, являющихся
не более обременительными для участников
внешнеторговой деятельности, чем необходимо
для обеспечения эффективного достижения
целей, для осуществления которых предполагается
применить меры государственного регулирования
внешнеторговой деятельности;
7) гласность в разработке, принятии и применении
мер государственного регулирования внешнеторговой
деятельности;
8) обоснованность и объективность применения
мер государственного регулирования внешнеторговой
деятельности;
9) исключение неоправданного вмешательства
государства или его органов во внешнеторговую
деятельность и нанесения ущерба участникам
внешнеторговой деятельности и экономике
Российской Федерации;
10) обеспечение обороны страны и безопасности
государства;
11) обеспечение права на обжалование в
судебном или ином установленном законом
порядке незаконных действий (бездействия)
государственных органов и их должностных
лиц, а также права на оспаривание нормативных
правовых актов Российской Федерации,
ущемляющих право участника внешнеторговой
деятельности на осуществление внешнеторговой
деятельности;
12) единство системы государственного
регулирования внешнеторговой деятельности;
13) единство применения методов государственного
регулирования внешнеторговой деятельности
на всей территории Российской Федерации.
Защита государством прав
и законных интересов участников внешнеторговой
деятельности, а также прав и законных
интересов российских производителей
и потребителей товаров и услуг.
Государство обеспечивает защиту прав
и законных интересов юридических и физических
лиц, участвующих во внешнеторговой деятельности.
Это является одной из целей Федерального
закона "Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности".
Комментируемый Закон
предусматривает возможность применения
различных инструментов государственного
регулирования внешнеторговой деятельности.
Так, например, в соответствии со ст. 40
комментируемого Закона в случае, если
иностранное государство предпринимает
меры, которые нарушают экономические
интересы российских лиц, в том числе меры,
которые необоснованно закрывают российским
лицам доступ на рынок иностранного государства
или иным образом необоснованно дискриминируют
российских лиц, Правительство РФ может
вводить ответные меры - меры ограничения
внешней торговли товарами, услугами и
интеллектуальной собственностью.
Наряду с защитой участников
внешнеторговой деятельности государственное
регулирование внешнеторговой деятельности
нацелено также на защиту прав и законных
интересов российских производителей
и потребителей товаров и услуг. Для этого
в арсенале инструментов торговой политики
содержатся, например, специальные защитные
меры, антидемпинговые меры и компенсационные
меры, которые могут вводиться при импорте
товаров для защиты экономических интересов
российских производителей товаров (ст.
27 комментируемого Закона; Федеральный
закон от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ "О специальных
защитных, антидемпинговых и компенсационных
мерах при импорте товаров"). На защиту
прав и законных интересов российских
потребителей товаров и услуг нацелены
многие меры, затрагивающие внешнюю торговлю
товарами и услугами и вводимые исходя
из национальных интересов (ст. ст. 32 и
35 комментируемого Закона).
Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация, если иное не предусмотрено федеральным законом
Данный принцип тесно связан с конституционным
принципом юридического равенства (ст.
19 Конституции РФ), признания и защиты
равным образом частной, государственной,
муниципальной и иных форм собственности
(ст. 8 Конституции РФ).
Следует заметить, что конституционный
принцип равенства прав и свобод человека
и гражданина не исключает наличия специальных
прав, льгот и преимуществ для отдельных
категорий лиц. В данном случае налицо
сочетание принципов равенства и справедливости
на основе учета в законодательстве естественных
и социальных различий отдельных категорий
лиц. Важно, чтобы соответствующие льготы
были законодательно оформлены.
Одновременно с закреплением
принципа равенства участников внешнеторговой
деятельности законодатель устанавливает
запрет их дискриминации. Государство
не должно дискриминировать участников
внешнеторговой деятельности, то есть
предоставлять одним субъектам условия
для внешнеторговой деятельности худшие,
чем те, которые были предоставлены другим
субъектам. Принцип недискриминации находит
непосредственное отражение в ряде статей
комментируемого Закона. Так, ст. 22 посвящена
недискриминационному применению количественных
ограничений; в ст. 23 предусматривается,
что распределение квот основывается
на равноправии участников внешнеторговой
деятельности в отношении получения квоты
и их неискриминации по признакам формы
собственности, места регистрации или
положения на рынке; ст. 26 предписывает
организациям, которым предоставлено
исключительное право на экспорт и (или)
импорт отдельных видов товаров, совершать
сделки по экспорту и (или) импорту отдельных
видов товаров, основываясь на принципе
недискриминации и руководствуясь только
коммерческими соображениями.
Запрет дискриминации
не является абсолютным: в случаях, предусмотренных федера
Единство таможенной территории Российской Федерации
Понятием "таможенная территория" обозначают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны
В соответствии со статьей
5 Закона РФ "О таможенном тарифе"
таможенная территория Российской Федерации
- территория, над которой Российская Федерация обладает
исключительной юрисдикцией в отношении
таможенного дела.
Таможенный кодекс
РФ 2003 г. (ст. 2) определяет таможенную территорию
Российской Федерации следующим образом:
- территория Российской Федерации составляет
единую таможенную территорию Российской
Федерации (п. 1);
- таможенная территория Российской Федерации
также включает в себя находящиеся в исключительной
экономической зоне Российской Федерации
и на континентальном шельфе Российской
Федерации искусственные острова, установки
и сооружения, над которыми Российская
Федерация осуществляет юрисдикцию в
соответствии с законодательством Российской
Федерации (п. 2);
- на территории Российской Федерации
могут находиться создаваемые в соответствии
с федеральными законами особые экономические
зоны, являющиеся частью таможенной территории
Российской Федерации (п. 3).
Для определения
пространственных пределов таможенной
территории используют понятие "таможенная
граница". Под таможенной границей понимается
линия, ограничивающая таможенную территорию:
"Таможенная граница - граница таможенной
территории Российской Федерации" (п.
2 ст. 5 Закона РФ "О таможенном тарифе").
Таможенная граница очерчивает пространственные
пределы действия таможенного законодательства
данного государства и разделяет таможенные
территории сопредельных стран. Иными
словами, таможенная граница устанавливает
область действия таможенного суверенитета
государства.
1.3 Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Каждое государство регулирует ввоз
и вывоз товаров посредством тарифных
и нетарифных методов, влияющих на количество,
качество и стоимость товаров, поступающих
на внутренний рынок, и иных мер, направленных
на обеспечение государственных интересов
во внешнеторговом обороте.
Государственное регулирование
внешнеторговой деятельности в РФ осуществляется
в соответствии с Конституцией РФ, международными
договорами, федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами РФ посредством
названных в п. 1 ст. 12 Закона 2003 г. методов.
Эти методы включают:
1) таможенно-тарифное регулирование;
2) нетарифное регулирование;
3) запреты и ограничения внешней торговли
услугами и интеллектуальной собственностью;
4) меры экономического и административного
характера, способствующие развитию внешнеторговой
деятельности и предусмотренные этим Федеральным
законом.
Важным положением
Закона является п. 2 ст. 12, предусматривающий,
что не допускаются иные методы государственного
регулирования внешнеторговой деятельности,
что придает перечню п. 1 ст. 12 исчерпывающий
характер.
Впервые Закон 2003 г. включает специальные
главы о государственном регулировании
внешнеторговой деятельности в области
внешней торговли товарами (гл. 5), в области внешней торговли услугами (гл. 6), в области внешней торговли интеллектуальной
собственностью (гл. 7). Вполне очевидно, что наиболее детально
урегулированной является область внешней
торговли товарами.
На первое место
в области внешней торговли товарами Законом
2003 г., как и Законом 1995 г., поставлен метод
таможенно-тарифного регулирования, который
является традиционным инструментом регулирования
внешней торговли, определяет порядок
пересечения экономической границы государства.
Согласно ст. 19
Закона 2003 г. «Таможенно-тарифное регулирование»
в целях регулирования внешней торговли
товарами, в том числе для защиты внутреннего
рынка РФ и стимулирования прогрессивных
структурных изменений в экономике, в соответствии
с законодательством РФ устанавливаются
ввозные и вывозные таможенные пошлины,
которые, как известно, применяются в РФ в настоящее
время.
При заключении
внешнеторговых контрактов таможенно-тарифное
регулирование требует внимания сторон
при распределении обязательств, связанных
с прохождением товаров таможни, выполнение
которых необходимо для выпуска товаров
на экспорт или для внутреннего потребления.
Распределение обязательств во многом
определяется согласованием базисных
условий поставки на основе положений
ИНКОТЕРМС 2010 г.
Таможенно-тарифное
регулирование на практике нередко находит
отражение в положениях контрактов о распределении
расходов по оплате таможенных пошлин,
которые, однако, не могут менять положений
законодательства о том, кто оплачивает
таможенные пошлины. В практике рассмотрения
споров имеются и иные примеры, связанные
с выполнением требований таможенного
регулирования.
Специальные положения
Закона 2003 г. посвящены группе методов
нетарифного регулирования, которое определено
в Федеральном законе 2003 г. как метод государственного
регулирования внешней торговли товарами,
осуществляемый путем введения количественных
ограничений и иных запретов и ограничений
экономического характера (ст. 2 п. 17).
Согласно ст. 20 Закона нетарифное регулирование
внешней торговли товарами может осуществляться
только в случаях, предусмотренных законом,
при соблюдении указанных в них требований.
Оно включает следующие методы:
— применение количественных ограничений,
устанавливаемых Правительством РФ в исключительных
случаях (ст. 21 — 23);
— применение лицензирования в сфере внешней
торговли товарами (ст. 24);
— ограничение путем предоставления исключительного
права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 26);
— введение специальных защитных мер,
антидемпинговых мер и компенсационных
мер — для защиты экономических интересов
российских производителей товаров (ст. 27).
Среди нетарифных
методов на первое место в Законе 2003 г. поставлен
метод введения количественных ограничений —
ограничений ввоза или вывоза отдельных
товаров в пределах определенных количественных
объемов в натуральном или стоимостном
выражении, устанавливаемых на определенный
период.
Данному методу
регулирования специальная статья была
посвящена и в Законе 1995 г. Предусматривалось,
что экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляются
без количественных ограничений. Введение
количественных ограничений Правительством
РФ допускалось только в исключительных
случаях в целях:
1) обеспечения национальной безопасности
РФ;
2) выполнения международных обязательств
РФ с учетом состояния на внутреннем товарном
рынке;
3) защиты внутреннего рынка РФ в соответствии
со ст. 18 «Защитные меры в отношении импорта товаров».
Закон 2003 г. также
устанавливает, что импорт и экспорт товаров
осуществляется без количественных ограничений,
за исключением специально предусмотренных
в Законе случаев. Правительство РФ в исключительных
случаях может установить, в частности,
временные ограничения или запреты экспорта
товаров для предотвращения либо уменьшения
критического недостатка на внутреннем
рынке РФ продовольственных или иных товаров,
которые являются существенно важными
для внутреннего рынка РФ, перечень которых
определяется Правительством РФ. Правительство
РФ может также ограничить импорт сельскохозяйственных
продуктов или водных биологических ресурсов,
ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо
сократить производство или продажу аналогичного
товара российского происхождения; сократить
производство или продажу товара российского
происхождения, который может быть непосредственно
заменен импортным товаром, если в РФ не имеется
значительного производства аналогичного
товара; а также в ряде случаев, когда необходимо
снять с рынка временный излишек аналогичного
товара российского происхождения.
Таким образом,
Закон 2003 г. по сравнению с ранее действовавшим
сократил возможные случаи применения
количественных ограничений и ограничил
виды товаров, в отношении которых могут
применяться количественные ограничения.
Так, ограничение экспорта возможно только
в отношении продовольственных или иных
товаров, являющихся существенно важными
для внутреннего рынка РФ, перечень которых
определяется Правительством РФ. Вместе
с тем количественные ограничения импорта
могут касаться только продовольственных
и сельскохозяйственных товаров или водных
биологических ресурсов.
Специальная
статья Закона 2003 г. посвящена лицензированию
в сфере внешней торговли. Статья 24 практически
обобщает имевшую место практику лицензирования.
Предусматривается, что лицензирование,
во-первых, устанавливается в случае введения
количественных ограничений. Во-вторых,
лицензирование устанавливается в случае
реализации разрешительного порядка экспорта
и (или) импорта отдельных видов товаров.
В-третьих, лицензирование устанавливается
в случае предоставления исключительного
права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
Примеры такого лицензирования были приведены
ранее. В-четвертых, согласно ст. 24 Закона
2003 г. лицензирование устанавливается
при необходимости выполнения РФ международных
обязательств.
К нетарифным
методам Закон 2003 г. относит ограничение
права на осуществление внешнеторговой
деятельности путем предоставления исключительного
права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров,
которое осуществляется на основе лицензии (ст. 26), о чем уже упоминалось в п. 2 данной
статьи.
Важным нетарифным
методом регулирования является предусмотренное
Законом введение специальных защитных
мер, антидемпинговых мер и компенсационных
мер при импорте товаров для защиты экономических
интересов российских производителей.
Подробное регулирование применения таких
мер предусмотрено новым Федеральным законом
РФ N 165-ФЗ «Оспециальных, защитных, антидемпинговых
и компенсационных мерах при импорте товаров»
2003 г.
Применение предусмотренных Законом 2003
г. нетарифных методов в большинстве случаев
влечет для сторон необходимость получения
соответствующего разрешения для выполнения
контрактных обязательств, получения
лицензии. Поскольку отсутствие лицензии
является основанием для отказа в выпуске
товаров таможенными органами РФ, при подготовке
контракта на куплю-продажу товаров, для которых
требуется получение лицензии, соответствующие
положения должны быть включены в контракт.
Важным ориентиром в этой ситуации являются
соответствующие положения
Принципов международных коммерческих
договоров УНИДРУА 1994 г., посвященных обращениям
за государственным разрешением (которое толкуется широко и включает получение
лицензий в экспортно-импортной сфере)
в тех случаях, если законодательство какого-либо
государства требует государственного
разрешения, влияющего на действительность
договора или его исполнение. Как предусмотрено
Принципами УНИДРУА, в этом случае возникает
несколько вопросов по поводу того, кто несет
бремя обращения за этим разрешением, срока
обращения, правовых последствий своевременного
неполучения административного решения
и отказа в выдаче разрешения (ст. 6.1.14 — 6.1.17).
Для участников
внешнеторговых контрактов важно учитывать
положения специальной главы Закона (гл. 8), посвященной особым видам запретов
и ограничений внешней торговли товарами,
услугами, интеллектуальной собственностью,
т.е. для всех видов внешнеторговых сделок.
Такие запреты включают:
— запреты и ограничения внешней торговли
в целях участия РФ в международных санкциях
в соответствии с Уставом ООН(ст. 37);
— ограничения в целях поддержания равновесия
платежного баланса РФ (ст. 38);
— ограничения, связанные с мерами валютного
регулирования (ст. 39);
— ответные меры (ст. 40).
Применение
группы мер государственного регулирования
в виде запретов и ограничений вполне очевидно
создает затруднения или невозможность
исполнения обязательств по внешнеторговому
контракту, ставит вопрос об освобождении
контрагентов от ответственности за неисполнение
обязательств.
Важные требования,
требующие учета при составлении внешнеторговых
контрактов, содержатся в новом Федеральном
законе «О техническом регулировании» 2002 г.
Устанавливая условия
ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей
обязательному подтверждению соответствия,
Закон, в частности, предусматривает, что для помещения
подлежащей обязательному подтверждению
соответствия продукции под таможенные
режимы (предусматривающие возм
Таким образом,
в условиях контрактов, заключаемых на поставку
в РФ продукции, подлежащей в соответствии
с законодательством РФ обязательной сертификации,
должно быть предусмотрено представление
сертификата либо иных необходимых документов,
подтверждающих ее соответствие установленным
требованиям, которые необходимы для получения
разрешения на ввоз продукции на территорию
РФ.