Глава 2
Инновации в
государственном регулировании внешней
торговли в рамках таможенного союза России.
Беларусь, Казахстан.
В связи с
созданием таможенного союза
Россия, Беларусь, Казахстан таможенное
законодательство претерпело ряд
изменений, которые коснулись
и сферы регулирования внешнеторговой деятельности.
Как уже было
сказано выше, в условиях данного
интеграционного объединения часть
функций по регулированию внешней
торговли передано от национальных
органов государств-участников органам
управления таможенного союза,
в первую очередь Комиссии таможенного союза.
Решение Комиссии таможенного союза носит
обязательный характер, подлежит непосредственному
применению в государствах-членах таможенного
союза.
21 мая
2010 года на заседании Межгосударственного
совета ЕврАзЭС (высший орган таможенного союза)на
уровне глав правительств в Петербурге
приняты решения о вступлении в силу важнейших
международных договоров, формирующих
договорно-правовую базу Таможенного
союза.
В частности были рассмотрены такие вопросы
как:
- применение специальных защитных, антидемпинговых
и компенсационных мер по отношению к
третьим странам;
- техническое регулирование
в рамках таможенного союза;
- применение санитарных,
ветеринарно-санитарных и фитосанитарных
мер в таможенном союзе и т.д.
21 мая 2010 года Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации единогласно
ратифицировала Таможенный кодекс таможенного
союза, представленный Федеральной таможенной
службой. Россия первой из государств
союзной тройки узаконила Таможенный
кодекс таможенного союза.
Принципиальные
новации по сравнению с таможенным
законодательством РФ:
- срок уплаты таможенных
пошлин, налогов устанавливается
равным сроку временного хранения
– до четырех месяцев, в
ТК РФ был установлен срок
уплаты – 15 дней;
- участникам внешнеторговой
деятельности предоставляется возможность
осуществлять свою деятельность в любой точке государства-члена таможенного
союза;
- в ТК ТС экспорт
– процедура, в соответствии с которой товары таможенного союза
вывозятся за пределы территории таможенного
союза. Таким образом, перемещение товаров
из России в Казахстан, например, считается
взаимной торговлей. В рамках взаимной
торговли не будет производиться взимание
таможенных платежей, применяется
нулевая ставка налога на добавленную
стоимость и (или) освобождение от уплаты
акцизов, а так же не применяется меры
нетарифного регулирования.
В рамках
таможенного союза ввели статистику
взаимной торговли государств-членов
таможенного союза. Контролируется
взаимная торговля товарами и
услугами уполномоченными органами,
определенными государствами-участниками
таможенного союза. В РФ определенно, что уполномоченным органам
в области ведения статистики внешней
торговли являлась ФТС России а, уполномоченным
органом в области ведения статистики
взаимной торговли – Росстат.
Что касается сертификатов
о происхождении товара, то здесь межгосударственным
советом ЕврАзЭС рассмотрены мероприятия
по принятию порядка оформления и выдачи
Единого сертификата происхождения товара
из таможенного союза, который будет являться
документом, подтверждающим происхождение
товара из таможенного союза, а так же
мероприятия по признанию Единого сертификата
происхождения товара из таможенного
союза таможенными службами иностранных
государств.
Механизм защиты интересов товаропроизводителей
таможенного союза от недобросовестной
конкуренции производителей третьих стран реализован посредствам:
- национального таможенного
реестра объектов интеллектуальной
собственности, который ведется
в таможенном органе государства-члена
таможенного союза;
- Единого таможенного
реестра объектов интеллектуальной
собственности государств-членов таможенного союза
( после подписании Соглашения о Едином
таможенном реестре объектов интеллектуальной
собственности государств-членов таможенного
союза );
- в соответствии с
законодательством государств-членов
таможенного союзов отношении объектов интеллектуальной собственности,
не включенных в указанные таможенные
реестры.
В процессе
подготовки нормативной базы
таможенного союза по вопросам
нетарифного регулирования был
проведен анализ существующих
мер государственного регулирования внешней торговли в трех государствах
и заново осмыслены все запреты и ограничения.
Составлен единый перечень товаров, к
которым применяются запреты или ограничения
на вывоз или ввоз государствами-членами
таможенного союза в рамках Евразийского
экономического сообщества в торговле
с третьими странами, а также перечень
товаров, являющихся существенно важными
для внутреннего рынка таможенного союза,
в отношении которых в исключительных
случаях могут быть установлены временные
ограничения или запреты экспорта.
Что
касается таможенно-тарифного регулирования
внешней торговли, то здесь уже
проделано много работы, но этот
вопрос до сих пор остается
открытым для стран-участниц.
13 мая
2010 года ФТС России подготовила
и внесла в Правительство Российской Федерации проект федерального
закона « О таможенном регулировании В
Российской Федерации », который вступил
в силу 1 июля 2010 года и определить основы
правового регулирования таможенных отношений
на национальном уровне в условиях действия
нормативно-правовой базы таможенного
союза.
Федеральный
закон « О таможенном регулировании
в Российской Федерации » устанавливает
особенности таможенного регулирования
в Российской Федерации в соответствии
с положениями, таможенного законодательства
таможенного союза и содержит положения, отражающие
отсылочные нормы Таможенного кодекса
таможенного союза, согласно которым регулирование
ряда правоотношений, либо установление
дополнительных условий, требований или
особенностей нормативно- правового регулирования
должно определяться на уровне национального
законодательства государств-членов таможенного
союза.
27 ноября
2009 года утвержден Комиссией таможенного
союза Единый таможенный тариф
– свод ставок таможенных пошлин,
применяемых к товарам, ввозимым
на единую таможенную территорию из третьих
стран, систематизированный в соответствии
с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической
деятельности таможенного союза (ТН ВЭД
ТС ).
В
соответствии с пунктом 2 статьи
72 ТК ТС виды и ставки
таможенных сборов устанавливаются законодательством
государств-членов таможенного союза.
В соответствии с проектом федерального
закона « О таможенном регулировании в
Российской Федерации » ставки таможенных
сборов за таможенные операции устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
Созданы
перечни развивающихся стран
и наименее развитых стран-пользователей
системы тарифных референций
таможенного союза, а так же
список товаров, происходящих
и ввозимых из этих стран. Установлен перечень товаров и ставок,
в отношение которых в течение переходного
периода одним из государств-членов таможенного
союза применяются ставки ввозимых таможенных
пошлин, отличные от ставок Единого таможенного
тарифа таможенного союза и перечень чувствительных
товаров, в отношение которых решение
об изменении ставки ввозной таможенной
пошлины Комиссия таможенного союза принимает
консенсусом. Не остался без внимания
и перечень товаров, в отношение которых
с 1 января 2010 года установились тарифные
квоты в рамках таможенного союза.
Заключение
Внешняя
торговля представляет собой
обмен товарами между далеко
расположенными странами и регионами
с пользованием воздушных, морских
или сухопутных дорог.
Государственное регулирование внешнеторговой
деятельности – это комплекс экономических,
правовых и административно-управленческих
мер со стороны государства, преследующих
цель – формирование благоприятных рыночных
условий хозяйствования субъектов внешне
торговли.
Государственное
регулирование внешнеторговой деятельности
основывается на Конституции
Российской Федерации и осуществляется
в соответствии с Федеральным
законом о 8 декабря 2003 года
№ 164 « Об основаниях регулирования
внешнеторговой деятельности », другими федеральными законами
и иными нормативными, правовыми актами
Российской Федерации, а так же общепризнанным
принципами и нормами международного
права и международными договорами Российской
Федерации.
Принято выделять прямое и
косвенное регулирование государства внешней
торговли. К прямому регулированию в большинстве
случаев относятся - административные
методы :
- квотирование;
- лицензирование;
- установление запретов
на перемещение отдельных товаров;
- предписание санитарного и ветеринарного
характера;
- технические стандарты
и др.
Косвенное регулирование
осуществляется с помощью экономических
инструментов. Сюда относятся:
- таможенные пошлины;
- таможенные сборы;
- налогообложения экспортно-импортных
операций;
- таможенная номенклатура;
- порядок определения
таможенной стоимости;
- система тарифных
льгот и т.п.
Таможенно-тарифное
регулирование в любом государстве
является основным механизмом
регулирования товаропотоков
и валютных средств, пересекающих
таможенную границу страны.
Для
введения конкретного таможенного
– тарифного режима используются богатый арсенал инструментов.
К их числу следует отнести:
- ставки таможенных
пошлин;
- таможенную товарную
номенклатуру;
- порядок определения
страны происхождения и расчета
( установление ) таможенной стоимости;
- систему таможенно-тарифных
льгот и преференций и др.
Таможенный
тариф – основной механизм
тарифного регулирования, который
представляет собой систематизированный
перечень ставок, определяющих размер
платы по импортным и экспортным товарам.
Государственное
регулирование внешней торговли
осуществляется с помощью
нетарифных ограничений. Под ними
понимается совокупность экономических
и административных мер, выходящих
за рамки таможенно-тарифной политики
и используемых в качестве инструмента при регулировании
внешней торговли. Всего их насчитывается
около 800 видов.
В связи
с созданием Таможенного союза
Россия, Беларусь и Казахстан
регулирование внешнеторговой деятельности
принимает совершенно новые аспекты и направления. Часть функций по регулированию
внешней торговли предана от национальных
органов государств-участников органам
управления таможенного союза, в первую
очередь Комиссии таможенного союза, чьи
решения носят обязательный характер,
подлежат непосредственному применению
в государствах-членах таможенного союза.
Список использованной
литературы
- Конституция Российской Федерации.- М.: АСТ, Астрель, 2005.
- Таможенный кодекс Таможенного Союза от 28.05.2003 и обновлённый таможенные кодексы Российской Федерации 1 октября 2011 года, когда утратил силу пункт 1 статьи 357.10 (виды таможенных сборов) более нового кодекса.
- ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 11.07.2011)
"Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности"
- ФЗ от 30 ноября 2013 г. N 318-Ф3 часть 5 статьи 13 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 декабря 2013
- ФЗ от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ
- Федеральный закон о внесении изменений в таможенный кодекс Российской Федерации Проект N 380975-4.
- Государственное регулирование внешней торговли России, Джабиев А. П. – М.: Международные отношения, 2006 – 280с.
- Государственное регулирование внешнеторговой деятельности, Мокров Г., - М ЮРКНИГА, 2006ю – 320с.
- Таможенное право РФ. Учебник/ Под ред. Б.Н. Габричидзе. М., 2004.
- Козырин А.Н. Таможенная пошлина. Учебное пособие. М., 2004.
- Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ "О таможенном тарифе". М., 2004
- Козырин А.Н. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М., 2004.
- Экономический словарь / Е. Г. Багудина; отв. ред. А. И. Архипов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 624с.