Инструменты тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ. Перемещение товаров физическими лицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 04:58, контрольная работа

Описание работы

В условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.

Содержание работы

Введение………………………………..…………………………………………….. 2
1. Инструменты тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ………………………...……….………. 3
2. Перемещение товаров физическими лицами……………………………………. 9
3 Практическое задание ………...………………………….………..………………. 12
4 Практическое задание……………………………………………………………… 13
Заключение…………………………..…………………………………….……..…… 14
Список используемой литературы…………………..………………………………. 16

Файлы: 1 файл

№ 7360 Таможенное дело,Вариант1.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………..…………………………………………….. 2
1. Инструменты тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ………………………...……….………. 3
2. Перемещение товаров физическими лицами……………………………………. 9
3 Практическое задание ………...………………………….………..………………. 12
4 Практическое  задание…………………………………………………………… 13
Заключение…………………………..…………………………………….……..…… 14
Список  используемой литературы…………………..………………………………. 16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

      В условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.

      Если  раньше сфера внешнеэкономических связей была, по существу, уделом лишь десятков специализированных внешнеторговых организаций, то теперь внешнеторговыми операциями занимаются многие тысячи производственных и торговых структур. Появление на внешних рынках российских деловых людей, часто профессионально слабо подготовленных, мало знакомых с государственным регулированием ВЭД, нередко приводит к непредвиденным результатам. Поэтому так важно знать физическим и юридическим лицам все тонкости государственного регулирования этого вида бизнеса.

      Одной из важнейших функций государства  является разработка концепции внешнеэкономической  деятельности и внешнеэкономической  политики, на основе которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России господствовала государственная монополия внешней торговли, при которой выбор стран-партнеров определялся прежде всего политическими и идеологическими интересами. Переход к рыночной экономике означал признание во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать состояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД. 
 

     1. Инструменты тарифного  и нетарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности в  РФ 

    Тарифное  регулирование - форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования. Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская фискальная функции.

    Нетарифные  методы включает в себя широкий круг инструментов современной экономической  и торговой политики государств, различные  ограничительные правила и процедуры - до запрета торговли с определенными странами, вывоза и ввоза конкретных товаров и т.д.

          По классификации  ООН нетарифные методы регулирования  разбиты на следующие группы:

    • прямое ограничение импорта и экспорта посредством лицензирования и квот на импорт; введение системы минимального предельного уровня цен на импортируемые товары на внутреннем рынке;
    • антидемпинговые меры; так называемые добровольные ограничения экспорта определенных товаров в конкретную страну и т.п.

      В настоящее время в России действует  весьма сложная система регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и рассмотрение ее является достаточно трудным, так как в специальной литературе освещаются, как правило, лишь отдельные вопросы, связанные с регулированием ВЭД.

      В механизме таможенно-тарифного регулирования важнейшая роль отводится Закону о таможенном тарифе. В нем устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу России.

      Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов  регулирования внешнеторговой деятельности.

      К ним относятся методы:

    • таможенно-тарифного регулирования, т.е. применения импортных и экспортных тарифов;
    • нетарифного регулирования, т.е. использования квотирования, лицензирования и т.п.

      Таможенный  тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства. Одним из видов таможенного тарифа являются экспортные пошлины.

      В мире существуют две основные методики установления уровня пошлин. Согласно первой, величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения товара (вес, объем, площадь). Такие пошлины называются специфическими. Специфическими пошлинами обкладываются сырьевые товары (стандартные, большие по объему товарной массы). Экспортные пошлины, как правило, являются специфическими, которыми облагаются, главным образом, сырьевые товары.

      Вторая  методика основывается на следующем: пошлина  устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости  товара. В результате чего, такая  пошлина называется адвалорной. Данный вид пошлины применяется к товарам, которым присуще дифференциация производимой продукции (машинотехнические изделия).

      Наряду  с двумя упомянутыми методиками установления уровня таможенных пошлин, существует третья (промежуточная), смысл которой заключается в том, что таможенный орган, непосредственно применяющий ставки таможенных пошлин в виде их наложения на товар, имеет право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. В результате чего, данный вид пошлины получил название комбинированной (альтернативной).

      Указанные пошлины, с учетом их устанавливающих  методик нашли свое отражение  в ст.4 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".1 При этом законом провозглашается, что ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации.

      Ставки  вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых  они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации.

      Цель  экспортной пошлины - обеспечить или  увеличить дополнительное количество валюты для пополнения государственной казны. Специфика экспортной пошлины заключается в удорожании стоимости товара на мировом рынке, где конкуренция может быть значительной. Как правило, экспортные пошлины применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом или в случаях, когда государство стремится ограничить вывоз такого товара. С другой стороны применение экспортных пошлин вызвано в связи с ограничением поставок на мировой рынок сырьевых товаров, по которым государство обладает монопольным природным преимуществом, что влечет за собой увеличение цен на такие товары и повышение доходов в бюджете государства и прибыли национальных производителей

      Нетарифные  меры являются инструментом административного  регулирования внешнеэкономической деятельности. Они нормативно закреплены.2

      В соответствии с разделом I Закона основными целями таможенного тарифа являются:

    • оптимизация товарной структуры импортных поставок в РФ;
    • поддержание экономически обоснованного отношения (стоимостного и физического) экспорта и импорта, валютных поступлений и расходов на территории РФ;
    • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров и услуг в РФ;
    • защита экономики РФ от негативного воздействия иностранной конкуренции;
    • содействие созданию условий для эффективной интеграции РФ в мировую хозяйственную систему

      К мерам нетарифного регулирования  включают:

  • лицензирование;
  • квотирование;
  • сертификация;
  • разрешительная система;
  • система экспортного контроля;
  • иные ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и

      транспортных  средств.

      Некоторые специалисты также относят к  нетарифным мерам понятия таможенной блокады и эмбарго. Лицензирование - это разрешение на ввоз, вывоз или  транзит товаров, свободное перемещение которых через таможенную границу РФ не допускается.

      Квотирование - введение количественных и стоимостных  ограничений ввоза и вывоза товаров  на определенный срок по отдельным  видам товаров, странам или группам  стран. В РФ экспорт и импорт товаров  осуществляется, как правило, без количественных ограничений3 (ст.15 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"). Квотирование импорта применяется как защитная мера в случае, когда возникает угроза причинения ущерба производителям подобных конкурирующих товаров на территории РФ, а также в качестве ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров. Лицензии выдаются на основании квот на определенное количество товара и действуют в течение указанных в них сроков.

      В таможенный орган представляются надлежащим образом оформленные лицензии. Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности

      Разрешительная  система-это представление в таможенные органы при производстве таможенного оформления и контроля разрешений различных государственных органов. Ограничением на ввоз (вывоз) товаров называется установление особых требований к ввозу или вывозу некоторых товаров. Ограничения на ввоз и./или вывоз товаров могут быть установлены в виде количественных ограничений или в виде особого порядка их оформления при ввозе /вывозе.

      Под таможенной блокадой понимается приостановление  выполнения таможенного оформления, задержки товаров на таможенных складах  и т.д. Цель - нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства. Эмбарго - запрещение или ограничение ввоза в свою страну или вывоза в другие страны товаров, работ, услуг. Применяется как репрессивная форма, как средство экономического или финансового давления.

        Эти методы установлены законом  РФ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности». Другие  методы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности путем  вмешательства и установления  различных ограничений органами  государственной власти РФ и ее субъектов не допускаются.

      Таможенное  регулирование в Российской Федерации  основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства РФ.

      Согласно  законодательству государственное  регулирование ВЭД осуществляется посредством таможенно-тарифного (применение импортного и экспортного таможенных тарифов), нетарифного регулирования (например, квотирования и лицензирования) и таможенного дела.

      Система мер таможенного и нетарифного регулирования  ВЭД регламентируется Федеральным законом от 13 октября 1995 г. № 157 - ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»4.

      Следующим звеном правового регулирования  в рассматриваемой сфере являются нормативные акты Президента и Правительства РФ. За последние годы на этом уровне принято большое количество решений, связанных с практическим использованием таможенно-тарифных мер, в том числе определяющих правовые основания в деятельности таможенных органов.

Информация о работе Инструменты тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ. Перемещение товаров физическими лицами