Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:16, контрольная работа
История таможенного дела России с момента его возникновения и до современной Российской Федерации насчитывает тысячелетия. Древнейшие источники: договоры, грамоты, летописи, а также сказания и былины – не содержат сведений, которые представили бы нам полную картину создания торгово- пошлинных отношений на территории Руси. Они свидетельствуют о том, что таможенное дело играло важную роль в период становления российской государственности , помогают нам понять общественное и государственное значение таможенного дела как важного национального интереса, как гражданского и правового целого, как не обходимой и неотъемлемой части государственного аппарата.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Санкт-Петербургский
Сервиса и экономики
Заочное отделение г. Зеленогорск
Контрольная работа
По дисциплине: история таможенного дела
Тема: история таможенного дела с XV по XX века
Выполнил студент 1 курса
Введение
История таможенного дела
России с момента его
История таможенного дела
Её изучение требует не только
усвоения исторического опыта,
но и анализа научных знаний
и прогноза путей развития
экономики и торговли и
Объективный взгляд на историю
таможенного дела немыслим без
общей политической культуры, критического
восприятия характера
В начале
XIV-XV вв. бурно развиваются ремесла, в отдельных
княжествах чеканится собственная серебряная
монета, в товарно-денежные отношения
втягиваются монастыри, деревни, светские
и духовные феодалы, формируются местные
рынки. Москва становится центром важнейших
торговых путей. Маленький Звенигород
с пригородами был источником взимания
внутренних пошлин для княжеской казны.
Внутренние таможенные
пошлины взыскивались со всех привозивших
на продажу товаров за некоторыми исключениями.
Необходимые владельцу предметы потребления
пошлинами не облагались. Особыми жалованными
грамотами освобождались от уплаты пошлин
лица духовного звания, монастыри, жители
новых городов.
К концу
XV века, объединив вокруг Москвы близлежащие
княжества, русское государство укрепило
внешнеполитические связи с многими государствами.
Хотя Иван 3, Василий 3, а затем Иван 4 как-то
пытались упорядочить таможенные сборы,
пошлины с иностранцев в фискальных целях
были самыми высокими. Так, Новгородской
таможенной грамотой 1571 года, если с местных
горожан предусматривалось брать пошлину
0,75 % от стоимости товара, с жителей пригородов
– 2 %, с торговцев из других областей –
4 %, то с иноземцев – 7 %.
Особое значение с
развитием внешнеторговой и таможенной
политики России в середине XVI века имело
появление в устье Северной Двины в 1553
году корабля английского купца и путешественника
Ричарда Ченслера. Он был принят с почетом
Иваном Грозным. Царь Иван 4 дал англичанам
грамоту, позволяющую им беспошлинно торговать
в России и ввозить транзитом товары в
Персию и другие страны Азии. Итак, беспошлинно
могли торговать с Россией только Англия.
Иван Грозный стремился к военно-политическому
союзу с Англией. После отказа английской
королевы заключить такой союз в 1570 году,
царь отменил льготы английским купцам,
но в 1574 году их ввел вновь в меньшем размере.
В этом примере таможенные пошлины выступают
как средство политического воздействия
в межгосударственных отношениях. В 1587
году при царе Федоре Иоанновиче привилегии
англичанам были возвращены, в 1588 году
это привело к значительному недобору
денег в казне.
Примерно
с средины XVI века аппарат по сбору пошлин
был централизован, а таможенное обложение
было регламентировано. Таможенники ставятся
под покровительство центральной власти.
В период царствования
Алексея Михайловича Романова (1645-1676 годы)
завершилось становление новых институтов
Московского государства, получила дальнейшее
развитие законодательная база, была подготовлена,
а затем проведена таможенная реформа.
Предшественницей
таможенной реформы явилось положение
главы IX Соборного уложения, а в ней 20 статей
о мытах, перевозах и мостах. Указанное
положение сыграли важную роль таможенного
законодательства и таможенного дела,
и положили начало его правовому обоснованию.
В статьях Соборного Уложения впервые
изложены права и обязанности таможенников
(мытчиков, перевозчиков и мостовщиков)
по осуществлению контроля за перевозом
товаров, грузов и перемещением людей,
а также нормы соблюдения правил установленных
указанным документом.
Выдающийся реформатор Афанасий Лаврентьевич
Ордин-Нащокин, боярин и воевода, известный
дипломат времен царствования Алексея
Михайловича, покровительствовал торговле,
считал ее залогом благосостояния самого
государства, провел целый ряд новых статей
регулировавших торговлю москвичей с
иностранцами. По его инициативе в 1667 году
был подготовлен и издан «Новоторговый
устав», который явился завершением первого
периода таможенной реформы в Российском
Государстве и который считается первым
таможенным тарифом на Руси.
Новоторговым уставом вводился порядок, согласно которому Западно-Европейским купцам запрещалась розничная торговля. С 1649 года «иностранцам запретили торговлю на внутреннем рынке, было отказано в транзитной торговле с восточными странами, разрешено торговать только в Архангельске .
В Новоторговом уставе
Участившиеся случаи контрабанды жестоко наказывались. За незаконный ввоз спиртных напитков не только били кнутом, но и отсекали конечности .
В Новоторговом
уставе были зафиксированы
- устанавливалось равное
для всех таможенное обложение
торговых сделок единой
- купцам вменялось в
обязанность правдиво
- определены наказания
за нарушение таможенных
- вводился контроль за перемещением товаров;
- определялось право таможенной головы и устанавливалась его ответственность перед купцами.
Более существенную роль таможенные платежи начинают приобретать в годы правления Петра I (1682-1725) в результате содействия развитию национальной экономики через поощрение отечественного производителя. В целях изыскания дополнительных средств для пополнения казны Петр I учредил специальную должность прибыльщика. В его компетенцию входило «сидеть и чинить государю прибыли», иными словами – изобретать новые источники доходов .
Первые
мероприятия Петра I в области
таможенного дела не
В конце царствования Петра I в 1724 году был принят первый в России таможенный тариф. Он создавал благоприятные условия для развития отечественной мануфактуры. Преобладание экономической цели в этом тарифе видно из того, что «пошлины в нем назначены вообще тем выше, чем привозной предмет обработаннее, и наоборот, по вывозу тем ниже, чем он обработаннее. Из сырых продуктов ни один не допущен к беспошлинному вывозу» .
Новый этап развития
Авторам давно назревшей реформы стал граф П.И.Шувалов, предложивший смелый проект совершенной отмены внутренних таможенных пошлин. Его доклад, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста от 20 декабря 1753 года. В 1753-1754 годах внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшийся со всех ввозимых и вывозимых товаров в сумме 13 копеек с рубля стоимости.
Вторая половина XVIII века знаменовало собой завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на основе опыта Европейских государств и особенностей Российской экономики.
Первый Российский
таможенный устав 1755 года положил
начало цивилизованному
Принятие
этого устава отменяло
Новым явилось
введение паспортной системы
для торговых людей.
В 1782 году, Екатерина II подписала указ для борьбы с контрабандой , по которому в каждой западной пограничной губернии учреждалась пограничная стража. Поиск контрабанды стимулировался, часть конфискованных передавалась в пользу задержавших. Стремясь остановить контрабанду Екатерина II пошла на крайность, на российской границе появились закрытые пограничные шлагбаумы, а 26 июня 1889 Екатерина II подписала указ о запрещении с 10 сентября привоза, ввоза и пропуска «в границы россии» всякого рода шелковых, шерстяных, бумажных и прочих иностранных товаров через сухопутные таможни на западной границе.
В 1811 году
Александр I учредил Таможенное
управление по европейской
В 1864 году
Департамент внешней торговли
Министерства финансов был
После победы
над Наполеоном влияние России
в Европейских делах резко
возросло. Россия начинает
В 1819 году были приняты Таможенный устав по европейской торговле и новый таможенный тариф – самый либеральный из всех предыдущих, а также всех последующих таможенных тарифов.
В целях
преодоления кризиса
Таким образом,
объективный ход развития
На протяжении
более 100 лет таможенная служба
находилась в ведении
Поскольку
таможенное управление не
14 декабря 1819 года был принят
новый таможенный устав по
Европейской торговле. Согласно
ему все Российские таможни
по Европейской границе (
Информация о работе История таможенного дела с XV по XX века