История таможенного дела с XV по XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:16, контрольная работа

Описание работы

История таможенного дела России с момента его возникновения и до современной Российской Федерации насчитывает тысячелетия. Древнейшие источники: договоры, грамоты, летописи, а также сказания и былины – не содержат сведений, которые представили бы нам полную картину создания торгово- пошлинных отношений на территории Руси. Они свидетельствуют о том, что таможенное дело играло важную роль в период становления российской государственности , помогают нам понять общественное и государственное значение таможенного дела как важного национального интереса, как гражданского и правового целого, как не обходимой и неотъемлемой части государственного аппарата.

Файлы: 1 файл

история таможенного дела.docx

— 45.43 Кб (Скачать файл)

     Период 1857-1868 годов  был отмечен реформами таможенного  дела. Реформатор Александр II превратил  в 1865 году таможню в самостоятельное  звено, выделив ее из Департамента  внешней торговли Министерства  финансов России. Департаменту таможенных  сборов были переданы функции  управления таможенными учреждениями. Продолжалось понижение пошлин  как ввозных, так и вывозных, увеличился ввоз хлопка, железа  и изделий из него, машинного  оборудования.

     В период  с 1857 по 1868 годы отличался все  тем же неуклонным стремлением   к обновлению таможенной политики  в духе проводившихся либеральных  реформ. Продолжалось понижение  ввозных пошлин по целому виду  товаров. Главным мотивом понижения  ввозных таможенных пошлин на  сырьевой импорт были интересы  железнодорожного строительства,  машиностроения, текстильной промышленности, финансовой стабилизации, безопасности  страны.

     Новый тариф  был утвержден 3 июня 1868 года. Отвечая  в целом принципом свободной  торговли, он имел при этом  ряд важных особенностей.

Понижение ввозимых пошлин затронуло в основном сырьевые и  потребительские товары с целью  поощрения их ввоза, противодействия  контрабанде и увеличения таможенного  дохода.

           С первыми признаками кризиса  1873 года, ухудшением платежного баланса  и финансового состояния страны  правительственная политика стала  быстро отходить от либеральной  доктрины.

     С 1 января 1877 года был введен новый порядок  уплаты таможенных пошлин –  золотом, что привело к повышению  пошлин на 50%.

     Таможенный  тариф 1891 года носил еще более  протекционистский характер. В соответствии  с ним не облагались пошлинами  только товары, которые вообще  не ввозились в страну (например, домашний скот, лен, дрова, камень  и др.), на все остальные товары  ставки пошлин увеличивались  в 10 и более раз. Эти меры  оказались эффективными, что привело  к увеличению доходов от таможенного  обложения .

      С каждым  годом увеличивался германский  экспорт в Россию, кроме того, на российский рынок поступали  в значительном количестве товары  из Австро-Венгрии и других  европейских государств.

      С воцарением  на престоле в 1881 году Александра III в России складывается тяжелое  социально-экономическое положение.

     Александр  III был убежденным защитником  национальной промышленности и  во время своего правления  решительно вводил систему таможенного покровительства. Поворот в таможенной политике России стал необратимым. В последующее десятилетие ставки тарифа пересматривались почти каждый год и всякий раз в сторону увеличения.

     С 1 января 1881 года были повышены сборы за  право торгово-промышленной деятельности  и усилено таможенное обложение.  Пошлины повышались несоразмерно  и исходили в основном из  интересов казны, а не промышленности.

     К началу  90-х годов в стране сформировалась  разветвление систем таможенных  платежей, различавшихся в зависимости  от источника поступления: внешние  пошлины (ввозные и отпускные)  складочные и канцелярские сборы,  сборы за наложение таможенных  клейм, за бандероли, штрафные  деньги, и т.д.

          В 1893 году был принят закон направленный против Германии, которая отказывалась предоставить на товар из России режим наибольшего благоприятствования и подписать с ней торговый договор. Началась торговая война между Россией и Германией. После нескольких месяцев бессмысленной и изнурительной войны Россия и Германия пришли в 1894 году к соглашению и подписали торговый договор сроком на 10 лет. Договор 1894 года знаменовал собой принципиальный поворот в развитии международных торговых отношений. Во избежание похожих конфликтов европейские государства в 90-е годы XIX века стали отказываться от принципа таможенно-тарифной автономии и подписывать двусторонние торговые конвенции, предусматривающие взаимные уступки и обязательства при выработке и корректировке национальных таможенных тарифов. Россия помимо Германии заключила подобное конвенционное соглашение с Францией, Австро-Венгрией, Болгарией, Италией и Португалией. По истечении срока действия русско-германского торгового договора в 1903 году был утвержден новый общий тариф, ставший последней значительной вехой в дореволюционном таможенно-тарифном законодательстве. Введенный в действие с февраля 1906 года содержал «целый ряд вновь и отчасти весьма значительно повышенных ставок» .

     Характеризуя  в целом таможенную политику  России конца XIX – начала XX веков,  следует подчеркнуть, что в  эти годы она продвинулась  вперед «по пути рационального  построения таможенного протекционизма». 

      События  первой мировой войны (1914-1918) самым  пагубным образом сказались на  таможенном деле России.

     К осени  1917 года таможенная система России  оказалась практически разрушенной.  Деятельность большинства таможен  в это время была приостановлена. Многие из них закрылись на  длительный срок, а то и вовсе  прекратили свое существование. Департамент таможенных сборов, входивший в состав Министерства финансов, бездействовал.

     Функционирование  таможенных органов было возобновлено  новой революционной властью  только в начале 1918 года.

 

 

 

 

 

 

Таможенные органы советского государства 

 

 

 

 

 

     С 1 января 1918 года вводилось в действие  Постановление Совета народных  комиссаров (СНК) РСФСР «О порядке  выдачи разрешения на ввоз  и вывоз товаров». В соответствии  с этим Постановлением устанавливались  подчиненность и функции таможенных  органов Советской республики.

      Согласно  предписаниям Декрета СНК РСФСР  от 29 мая 1918 года «О разграничении  прав Центральной и местных  Советских властей по собиранию  пошлин и о регулировании деятельности  местных таможенных учреждений»   таможенное обложение передавалось  в исключительное ведение центральной  государственной власти. Также 29 мая 1918 года образована Пограничная  охрана .

      Организация  управления таможенным делом  возлагалась на Департамент таможенных  сборов Наркомата финансов (НКФ).

      Таможни  в своей работе объявлялись  независимыми от местных властей,  которые получали право ограниченного  надзора за ними, без вмешательства  в административную и распорядительную  деятельность.

     При этом  местные Советы наделялись правом  назначения при таможнях комиссаров, осуществляющих общий надзор  за их работой. 

     Фактически  декрет от 29 мая 1918 года стал  правовой основой формирования  советских таможенных учреждений.

      Декретом  СНК РСФСР от 23 февраля 1922 года  был утвержден Таможенно-тарифный  комитет при СНК РСФСР. 

     Таможенно-тарифный комитет занимался разработкой вопросов о введении новых и изменением действующих ставок таможенных пошлин; составлением новых и изменением старых списков товаров, запрещенных к ввозу и вывозу; решением вопросов по применению таможенного тарифа; рассмотрением жалоб по вопросам применения таможенного тарифа; составлением заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений по вопросам таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

      В пределах  своей компетенции ТТК принимал  постановления, которые приобретали  юридическую силу после утверждения  СНК. При рассмотрении споров, имеющих отношение к таможенно-тарифному  регулированию, ТТК вносил свои  постановления на утверждение  НКВТ.

     Правовой статус  ТТК был закреплен в Таможенном  уставе СССР 1924 года  и Таможенном  кодексе СССР 1928 года .

      Приказом  НКВТ от 2 марта 1924 года было  учреждено Главное таможенное  управление (ГТУ) при НКВТ. Вопросами  таможенно-тарифной политики занимался  специально созданный в системе  ГТУ тарифный отдел. Этот орган  разрабатывал и готовил для  ТТК материалы о необходимости  введения новых и изменения  действующих ставок таможенных  пошлин; составлял заключения по  проектам законов, международных  договоров, конвенций и соглашений, касающихся вопросов таможенно-тарифного  регулирования внешней торговли.

      Управление  таможенным делом на всей территории  СССР было возложено на НКВТ, который осуществлял свои задачи  в центре и на местах через  входящие в состав НКВТ Главное  таможенное управление и иные  учреждения и через состоящий  при НКВТ Таможенно-тарифный комитет.  НКВТ открывал и упразднял  таможенные учреждения, определял  их месторасположение, присваивал  таможням разряды.

      В марте  1922 года Совнарком утвердил Временное  положение о местных таможенных  учреждениях. В соответствии с  ним Наркомат внешней торговли  по согласованию с Наркоматом  финансов определялся состав  таможенных округов, а все таможенные  учреждения подразделялись на  таможни первого, второго, третьего  разрядов и таможенные посты.  В 1922 году было сформировано  восемь таможенных округов: Петрозаводский, западный, Сибирский, Туркестанский,  Семипалатинский, Южный, Украинский, Закавказский. В их состав вошли  134 таможни и 149 таможенных постов. Помимо таможенных округов создавались  два таможенных участка – Петрозаводский  и Крымский .

      Таможенный  устав СССР 1924 года включал в  себя 283 статьи в составе шести  разделов. Его основой стал декрет  Совнаркома от 12 ноября 1920года «О  порядке приема, хранения, отпуска  импортных и экспортных товаров». С введением в действие Таможенного устава законодательно закрепилась сложившаяся к этому времени структура таможенных органов. Ст.1 Устава определяла: «Управление таможенным делом на всей территории СССР принадлежит Наркомату внешней торговли, который осуществляет свои задачи как в центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное управление и иные учреждения и состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет». В союзных республиках непосредственное наблюдение за деятельностью таможенных учреждений возлагалось Уставом на уполномоченных НКВТ при Совнаркомах. Руководство таможенными учреждениями на местах поручалось районным таможенным инспекторским управлениям во главе с районными таможенными инспекторами. На инспекторов возлагалось общее руководство деятельностью таможенных учреждений района и контроль за исполнением ими требований нормативных документов.

      В целом  Таможенный устав предусматривал  четырехзвенную структуру таможенных  органов: 

- Наркомат внешней торговли  (НКВТ), Главное  таможенное управление  (ГТУ);

- уполномоченные НКВТ  при Совнаркомах союзных республиках;

- районные таможенные  инспекторские управления;

- таможни и  таможенные  посты.

      Таможни  первого разряда создавались  при железнодорожных станциях  и в портах с большим грузооборотом.  Таможни второго разряда –  на шоссейных дорогах и в  небольших речных  и озерных  портах. Таможни третьего разряда  – на грунтовых дорогах. В  отдаленных от таможен пунктах  в качестве их филиалов при  необходимости учреждались таможенные  посты. При этом таможенные  посты осуществляли пропуск через  границу пассажиров с ручной  кладью, багажа, международных почтовых  отправлений. Таможни третьего  разряда оформляли и контролировали  ввозимые в страну и вывозимые  из нее грузы, если это не  требовало специальной технической  экспертизы. Таможни первого и  второго разрядов осуществляли  все виды таможенного оформления  и контроля.

      Руководство  таможенными учреждениями осуществляли  управляющие. При них действовали  рабочие органы – технические  совещания, в состав которых  входили помощники управляющих  и инспекторы. Техническое совещание  являлось консультативным органом,  тогда как всю ответственность  за деятельность таможни (отделения  ГТУ, инспекторского управления  таможенного поста) нес управляющий.

      В феврале  1927 года в интересах развития  отечественных промышленности и  сельского хозяйства был принят  третий советский таможенный  тариф, еще более либеральный,  чем тариф 1924 года.

      В декабре  1928 года постановлением ЦИК и  СНК СССР был утвержден Таможенный  кодекс СССР.

     Кодекс определял  цели деятельности  таможенных  учреждений. Так, фактический контроль за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли определялся как основная, современная и перспективная цель. Исторически традиционной целью таможенной деятельности называлось взимание таможенных сборов. В качестве дополнительной цели ставилось совершенствование других таможенных операций. Кодекс устанавливал, что управление таможенным делом на всей территории СССР осуществляется Наркоматом внешней торговли через входящее в его состав Главное таможенное управление. При этом значительно расширялись права ГТУ. Детально раскрывались полномочия Таможенно-тарифного комитета при НКВТ при СНК союзных республик, компетенция местных таможенных учреждений. В то же время в кодексе уже проявлялась тенденция к постепенному упрощению системы таможенных органов. Так, не предусматривалось создание районных таможенных инспекторских управлений.

      Таможенный  кодекс 1928 года подробно регламентировал  порядок осуществления таможенных  операций, регулировал вопросы ответственности  за нарушение таможенных правил, развивал понятие административно  наказуемой контрабанды, определял  другие аспекты таможенной практики. В целом же он не внес  принципиальных изменений в организацию  таможенного дела.

Информация о работе История таможенного дела с XV по XX века