История таможенных органов Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:49, реферат

Описание работы

Таможенные органы относятся к числу правоохранительных органов. Являясь подсистемой единой системы исполнительной власти Республики Беларусь, таможенные органы занимают в системе органов исполнительной власти специфическое место. Эта специфика определяется выполняемыми ими задачами и функциями.
В свою очередь, выполнение возложенных задач обусловливает особенности исполнительной деятельности таможенных органов. Целью настоящей работы является определение и раскрытие истории таможенных органов Республики Беларусь и их деятельности и др.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
История таможенных органов Республики Беларусь……………………………..4
Таможенные органы РБ, понятие, право¬вой статус, система……………………6
Права и обязанности сотрудников таможенных органов………………..11

Виды форм деятельности, их кратная характеристика………………………….14
Правоохранительная деятельность таможенных органов Республики Беларусь………………………………………………………………………………...17
Заключение…………………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

История таможенных органов Республики Беларусь.docx

— 64.36 Кб (Скачать файл)

Особое внимание уделяется борьбе с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства. Пресекается незаконный оборот через таможенную границу республики наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров. Таможенные органы охраняют урегулированные административной, уголовной, гражданской, хозяйственной, финансовой и другими отраслями права отношения, возникающие в процессе взаимодействия участников ВЭД и таможни по поводу перемещения товаров через таможенную границу Республики Беларусь Основными правоохранительными органами являются органы суда, прокуратуры, внутренних дел, а также таможенные органы. Для этих органов правоохранительная деятельность имеет первостепенное значение.

Правоохранительная деятельность как составная часть государственной деятельности обладает определенными признаками:

Правоохранительная деятельность осуществляется с помощью юридических мер воздействия, которые устанавливаются на законодательном уровне (меры государственного принуждения и взысканий).

Юридические меры воздействия  должны строго соответствовать предписаниям закона. Только нормативный правовой акт может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание.

Правоохранительная деятельность реализуется в установленном законом порядке с соблюдением определенной процедуры. Для принятия решения о применении той или иной меры воздействия законом устанавливается процессуальный порядок, нарушение которого может повлечь признание решения недействительным или незаконным.

Реализация возложена на специально уполномоченные государственные органы.

Таким образом, можно дать определение правоохранительной деятельности.

 

 

 

 

Правоохранительная  деятельность – государственная деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами, с целью охраны права путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в порядке реализации почти всех функций возложенных на них. Перечень функций определен статьей 313 Таможенного кодекса Республики Беларусь, а также Положением «о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь», которое в свою очередь утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. № 228 «О некоторых вопросах таможенных органов». На основании лишь некоторых представленных функций можно сделать вывод о том, на сколько широкий круг правоохранительных задач возложен на таможенные органы.

Выполнение указанных  функций не возможно без системы, которую составляют Государственный таможенный комитет и таможни. Правоохранительная деятельность осуществляется организационными подразделениями «правоохранительного блока», структура которого представлена на схемах (►Схема 1, 2.). С целью повышения эффективности деятельности таможенных органов по пресечению незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Республики Беларусь в таможенных органах создана собственная кинологическая служба.

 

Основные правоохранительные функции таможенных органов:

Обеспечение соблюдения порядка  перемещения товаров через таможенную границу;

Борьба с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов;

Пресечение незаконного  оборота через таможенную границу  наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся  под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности;

Оказание содействия в  борьбе с международным терроризмом;

Контроль за соблюдением  запретов и ограничений на ввоз и  вывоз товаров.

 

Основные  направления правоохранительной деятельности таможенных органов Республики Беларусь

Правоохранительная деятельность таможенных органов сосредоточена  на следующих приоритетных направлениях:

Борьба с контрабандой наркотиков и прекурсоров 

Противодействие незаконному ввозу ядовитых и отравляющих веществ

Борьба с контрабандой наличных денежных средств

Борьба с незаконным вывозом за пределы республики историко-культурных ценностей

Борьба с экономическими преступлениями в сфере внешнеэкономической  деятельности

Противодействие распространению оружия и взрывчатых веществ

Борьба с незаконным ввозом и оборотом подакцизной продукции (алкоголь и табачные изделия)

Борьба с незаконным оборотом драгоценных металлов

Борьба с незаконным ввозом автотранспортных средств 

 


 

 

 

 

 

Схема1.Организационная  структура правоохранительного блока ГТК


 

 

 

 

 

 

Схема2.Организационная структура правоохранительного блока таможни

Формы правоохранительной деятельности таможенных органов:

  • Административно-правовая
  • Административно-процессуальная
  • Уголовно-правовая
  • Уголовно-процессуальная
  • Оперативно-розыскная

 

Как уже было отмечено, порядок  применения мер воздействия в  рамках всех форм правоохранительной деятельности регулируется законом: Кодексом об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях, Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами Республики Беларусь соответственно. Оперативно розыскная форма правоохранительной деятельности регулируется Законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Об эффективности работы таможенных органов в сфере правоохранительной деятельности можно судить о представленной Государственным таможенным комитетом статистике, в соответствии с которой за 9 месяцев 2009 года было выявлено 14641 правонарушение и возбуждено 53 уголовных дела. Ниже на диаграммах данные показатели представлены в сравнении с аналогичным периодом 2008 года. ►См. также результаты правоохранительной деятельности таможенных органов.

Таможенные органы оказывают  содействие компетентным органам в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации. Также таможенные органы содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите отечественных потребителей ввозимых товаров. В правоохранительной деятельности таможенные органы применяют оперативно-розыскные методы работы, технические средства таможенного контроля и кинологическую службу, без которых достижение высоких результатов было бы невозможным.

 

Результаты  правоохранительной деятельности таможенных органов за период с 2001 по 2009 год 

→ пресечено более 330 попыток  контрабанды наркотиков и прекурсоров. Из незаконного оборота изъято более 265 кг наркотических средств и  психотропных веществ, 75,6 кг. прекурсоров.

→ при попытках контрабандного перемещения наличных денежных средств  через границу изъято в общей  сложности валюты на сумму более 11 миллионов долларов США.

→ изъято более 78 тысяч предметов, представляющих историческую и художественную ценность.

→ пресечено 63 попытки контрабанды  оружия и взрывчатых веществ. Изъято 47 единиц огнестрельного оружия, 6663 патрона, 3,2 кг взрывчатых веществ.

→ из незаконного оборота  изъято более 2 млн. литров спирта и  различной алкогольной продукции, 275 млн. штук сигарет. Предотвращен ввоз 75 тонн спиртосодержащих жидкостей, содержащих в своем составе отравляющее  вещество метанол.

→ возбуждено 158 уголовных дел по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таможенное дело непосредственно  осуществляют таможенные органы Республики Беларусь, являющиеся правоохранительными  органами и составляющие единую систему, в которую входят Государственный  таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь.

Субъектами таможенного  права являются лица, наделенные правами  и обязанностями в таможенной сфере, к которым относятся: таможенные органы; государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций; юридические лица; физические лица.

Эти субъекты делятся на две группы: специальные и иные субъекты. Понятием специального субъекта таможенного права охватываются таможенные органы и государственные  служащие таможенных органов. Их специфика  определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, которая характеризуется совокупностью  возложенных на них задач и  функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного  органа.

Таможенные органы относятся  к числу правоохранительных органов. Эта специфика определяется выполняемыми ими задачами и функциями. В свою очередь, выполнение возложенных задач  обусловливает особенности исполнительной деятельности таможенных органов. Как  органы исполнительной власти таможенные органы характеризуются следующими основными чертами: они исключительно  и непосредственно осуществляют таможенное дело; обладают строго определенной и исключительной компетенцией в  области таможенного дела; их деятельность в процессе осуществления таможенного  дела по своему юридическому содержанию является распорядительной; они создаются, реорганизуются и ликвидируются  вышестоящими органами исполнительной власти; финансирование таможенных органов  осуществляется за счет средств государственного бюджета, направляемых на содержание органов  исполнительной власти Республики Беларусь, а также иных предусмотренных  законодательством Республики Беларусь источников.

Правоохранительный характер деятельности таможенных органов выражается в основных задачах, решаемых ими. Их деятельность должна быть направлена на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Республики Беларусь, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов  и государственных органов и  соблюдение ими обязанностей в области  таможенного дела.

Таможенные органы Республики Беларусь составляют единую систему, под  которой понимается иерархически построенная  совокупность таможенных органов в  соответствии с их компетенцией и  поставленными перед ними едиными  целями и задачами в области таможенного  дела. В то же время она представляет собой сложную подсистему общей системы органов исполнительной власти Республики Беларусь.

Таможенные органы, осуществляющие таможенное дело в Республике Беларусь, характеризуются единством цели - осуществление единой таможенной политики и единством задач - эффективное  использование инструментов таможенного  контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Республики Беларусь, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка  и ряд других.

В единую систему таможенных органов входят: Государственный  таможенный комитет Республики Беларусь и таможни.

Таким образом, таможенные органы представляют собой государственные  органы исполнительной власти, специально предназначенные для непосредственного  осуществления таможенного дела путем охраны таможенного режима и применения юридических средств  воздействия по отношению к его  нарушителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Игнатюк А.З. Таможенное право Республики Беларусь.- Мн.: Амалфея, 2002;

 

  1. Игнатюк А.З. Курс таможенного права Республики Беларусь / под научн.ред И.И. Басецкого. Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2002;

 

  1. Габригидзе Б. Н. Таможенное право. - М.: Издательство «Бек», 1995. - 313 с.
  2. Организационная структура государственного управления: курс лекций / Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. - 231 с.
  3. Основы права: Учеб. пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шамба, Г.А. Василевич и др.; под. ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г.Б. Шишко. - Мн.: БГЭУ, 2002.
  4. Правоведение: Справочник по курсу высшей школы / Академия МВД Республики Беларусь; Сост. Н.П. Чепиков; под. ред. И.И. Басецкого: в 2-х ч. - Мн.: Бестпринт, 2000. - 809 с.
  5. Таможенный кодекс Республики Беларусь (4 января 2007 г. № 204-З).
  6. Таможенное право Республики Беларусь / А. З. Игнатюк. - Мн.: Амалфея, 2002. - 400 с.
  7. http://gtk.gov.by

Информация о работе История таможенных органов Республики Беларусь