Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 07:47, контрольная работа
При исследовании становления и развития таможенного дела в России речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения, которое было известно еще в древней Руси. О собственно таможенных органах можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы. История не сохранила документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России. В договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как бытовавшие в жизни явления. В V – IV вв. до. н. э. в городах
При исследовании становления и развития таможенного дела в России речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения, которое было известно еще в древней Руси. О собственно таможенных органах можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы. История не сохранила документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России. В договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как бытовавшие в жизни явления. В V – IV вв. до. н. э. в городах Причерноморья существовали таможенные порядки. Как норма обычного права существовало правило взимать мыт или мыто – сбор за провоз товара через заставы. Было мыто "сухое" – при провозе товаров по суше и мыто "водяное" – при провозе товара по воде. Именно к этим понятиям восходят сохранившиеся в славянских языках слова "мытник" или "мытчик" – сборщик пошлин, "мытница" или "митница" – место сбора мыта. Финансовые сборы и обычаи были неотъемлемой частью. [1]
С развитием крупного землевладения, внешней торговли и городских ремесел в XIII – XIV вв. русские города устанавливали связи с западными государствами. Так, сначала Новгород, а затем Псков и Смоленск вступили в Ганзейский торговый союз, что позволило купцам этих городов получить ряд существенных льгот в торговле с государствами северной Европы. Завоевание русских земель татаро-монгольскими племенами привело к возникновению в русском языке слова “тамга”, означавшее у тюркских народов знак, клеймо, тавро, которое проставлялось на имуществе, принадлежавшем роду. Получение ханских ярлыков сопровождалось сбором, который стал называться у русских тамгой. Вскоре так стали называться пошлины, взимавшиеся при торговле на рынках и ярмарках. От слова “тамга” был образован глагол “тамжить”, то есть облагать товар пошлиной, а место, где товар “тамжили”, стало называться таможней. Служилый человек стал называться таможником или таможенником. В обиход вошли словосочетания “таможенный голова” (старший таможенник), “таможенная грамота” (разрешение лицу, общине или монастырю организовывать в своих владениях торговлю и брать с привозимого товара пошлину). Внутренние таможенные пошлины взыскивались со всех привозимых на продажу товаров, это правило не распространялось на необходимые владельцу предметы потребления. В некоторых случаях особыми жалованными грамотами освобождались от уплаты пошлины лица духовного звания, монастыри, жители новых городов и отдельных местностей, а также люди, оказавшие услуги государству или княжеству. Такое положение закреплялось в некоторых правовых актах того времени.
Развитие рыночных отношений в экономике России, либерализация внешнеэкономической деятельности способствовали значительному повышению интереса к таможенному делу, законодательству по таможенным вопросам, а также проблемам развития таможенного права со стороны широкого круга предпринимателей и хозяйственников, студентов, аспирантов. [3]
Термин «таможня» имеет двоякое значение. Если взглянуть на него с точки зрения происхождения, то он образован от слова «тамга», означавшее у тюркских народов знак, клеймо, тавро, которое проставлялось на товаре, имуществе. Получение ханских ярлыков сопровождалось сбором, который стал впоследствии называться у русских тангой и являлся в сущности пошлиной, налогом, взимавшимися при торговле на рынках и ярмарках. От слова «тамга», т.е. облагать товар пошлиной, а место, где товар там жили, стало называться таможней.
С тех пор, конечно, Содержание (fianm.ru) данного понятия существенно видоизменилось. В настоящее время таможня – это правоохранительный по своему характеру орган исполнительной власти, входящий в единую систему таможенных органов РФ
Возникновение таможенного дела и правовых институтов и норм, его закрепляющих, восходит к древнейшим временам российской истории.
Изначально, если исследовать вопрос о возникновении таможенной службы в России, речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения. Оно было известно еще в Древней Руси.
О собственно таможенной службе можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы.[1]
В послереволюционной России и в дальнейшем в Союзе ССР статус таможенной службы, как и других таможенных институтов, функции, полномочия, организационная структура не оставались неизменными, они приспосабливались, видоизменялись в соответствии с внутренними и внешними экономическими интересами и потребностями государства.
Новая государственная власть, пришедшая к управлению страной в результате Октябрьского переворота в России, скептически отнеслась к дореволюционной системе таможенных органов, так же как и к концепции таможенного дела. Реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли по существу заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно прелагалось закрыть таможенные учреждения.
Переход в начале 20-х годов к НЭПу реанимировал утраченные функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 годы формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом. Структура таможенных органов, сложившаяся во второй половине 30-х годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 года, с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х годов.
В период внешнеэкономической реформы (1986-1991 годы) начинается новый этап развития таможенной системы, особенности которого связаны с попыткой трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима. Логическое завершение данного этапа – принятие в 1991 году нового Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе». Несмотря на известный радикализм этих законодательных актов, создать принципиально новую таможенную систему на практике так и не удалось.
Становилась все более очевидной необходимость разработки крупных законодательных актов, которые создали бы новую и стабильную нормативную базу для развития и совершенствования всего таможенного дела и правотворчества в этой жизненно важной и сложной сфере.[4]
Характеризуя в целом данный, в значительной мере необходимый период, предшествовавший принятию в 1993 году двух основополагающих законов – Таможенного кодекса РФ и Закона РФ «О таможенном тарифе», необходимо подчеркнуть: во-первых, в период после принятия в 1991 году Таможенного кодекса СССР и Закона СССР «О таможенном тарифе» и вплоть до середины 1993 года в России таможенное дело во многом регулировалось названными выше союзными законами в части. Не противоречащей новому российскому таможенному законодательству. Во-вторых, в этот период многие аспекты таможенного дела в РФ регламентировались соответствующими нормативными указами Президента и постановлениями Правительства, приказами, положениями и инструкциями ГТК. Некоторые из актов подчас были недолговечными, непоследовательными и противоречивыми, но «вакуума» в правовом регулировании таможенного дела не было, шел постепенный и сложный, но в то же время целенаправленный процесс формирования основ российского таможенного права.[1]
Региональное таможенное управление Российской Федерации (РТУ РФ) входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет непосредственное руководство таможенным делом на территории подведомственного ему региона. В непосредственном подчинении РТУ находятся все расположенные на территории подведомственного ему региона таможенные органы, за исключением непосредственно подчиненных ГТК России. Кроме того, РТУ осуществляет оперативное руководство расположенными на территории подведомственного ему региона организациями таможенной службы (таможенными лабораториями, учебными заведениями др.)
Необходимость
создания РТУ как промежуточного звена
в системе управления таможенным делом
в стране обусловлена в первую очередь
огромными размерами таможенной территории
России. Руководить таможнями и таможенными
постами из одного центра при такой огромной
таможенной территории невозможно. В связи
с этим вся территория России поделена
на таможенные регионы, в границах которых
региональные таможенные управления осуществляют
деятельность по руководству и координации
работы нижестоящих звеньев таможенной
системы. При этом следует отметить, что
границы таможенных регионов могут как
совпадать, так и не совпадать с границами
субъектов Российской Федерации и административно-
Правовой статус РТУ закреплен в Общем положении о региональном таможенном управлении Российской Федерации, утвержденным Приказом ГТК России от 10 января 1996 г. № 12. Данное Положение определяет задачи управления и основные его функции.[4]
Основными задачами РТУ являются:
-реализация таможенной политики Российской Федерации на территории подведомственного региона;
-разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации;
-разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение экономической безопасности страны;
-обеспечение в подведомственном регионе защиты экономических интересов России в пределах компетенции таможенных органов;
-организация таможенного дела в подведомственном регионе;
-обеспечение соблюдения единообразного применения и осуществление контроля за исполнением в подведомственном регионе законодательства о таможенном деле и других правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы;
-организация и осуществление в подведомственном регионе борьбы с контрабандой, иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также с нарушениями таможенных правил;
-руководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностью подведомственных таможенных органов;
-обеспечение своевременности и полноты поступления таможенных платежей;
-содействие развитию внешнеэкономических связей на территории подведомственного региона; и ряд других.
Функции РТУ сложны и многообразны, и приводить все 101 функцию представляется нецелесообразным. Важно подчеркнуть, что функции РТУ по аналогии с приведенными выше функциями ГТК условно можно разделить на девять основных направлений:
1. функции по реализации таможенной политики Российской Федерации на территории подведомственного региона;
2. функции по организации и осуществлению таможенного дела в подведомственном регионе;
3. функции по организации, координации и осуществлению контроля за взиманием таможенных платежей на территории подведомственного региона;
4. функции по организации, координации и контролю за осуществлением таможенного контроля нижестоящими таможенными органами;
5. функции по организации, координации и контролю за деятельностью нижестоящих таможенных органов по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела;
6. функции по осуществлению валютного контроля в подведомственном регионе в качестве агента валютного контроля;
7. функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о таможенном деле в подведомственном регионе;
8. функции по обеспечению развития таможенной инфраструктуры в подведомственном регионе;
9. функции по организации и осуществлению кадровой работы в таможенных органах подведомственного региона.
Данная группа функций РТУ по своей направленности, казалось бы, совпадает с наименованием аналогичных функций ГТК России. Однако, по содержанию они различны. Структура управления (в том числе и таможенным делом) такова, что по мере движения сверху вниз по системе управления объект управления масштабно изменяется, изменяется и субъект управления, а управленческие функции конкретизируются с учетом изменения объекта и субъекта управления.[3]
Для реализации возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач РТУ обладают рядом прав, закрепленных Общим положением о РТУ Российской Федерации:
• по изданию в пределах своей компетенции правовых актов по таможенному делу;
• по взаимодействию с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и гражданами;
• по контролю за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности в подведомственном РТУ регионе;
• по внесению в ГТК России предложений по совершенствованию таможенного законодательства и практики его применения;
• по организации борьбы с нарушениями таможенного законодательства;
• по контролю за деятельностью нижестоящих таможенных органов и др.
Создание, реорганизацию и ликвидацию региональных таможенных управлений осуществляет ГТК России. В настоящее время территория России поделена на семь федеральных округов и исходя из этого строится и формирование региональных таможенных управлений.