Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение экономической природы таможенного тарифа и таможенной пошлины.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
- определить сущность, роль таможенного тарифа в системе экономических методов регулирования ВЭД;
- определить роль таможенного тарифа в защите внутреннего рынка и отечественных производителей;
- рассмотреть пути совершенствования таможенного тарифа.
Введение 3
1. Сущность и роль таможенного тарифа в системе экономических методов регулирования ВЭД 5
2. Роль таможенного тарифа в защите внутреннего рынка и отечественных производителей 13
3. Совершенствование таможенного тарифа России 29
Заключение 33
Список использованной литературы 36
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в условиях рыночной экономики и создания единого таможенного пространства влечет за собой необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений.
С помощью инструментов таможенно-тарифной политики РФ решает многие приоритетные социально-экономические проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной деятельности, в частности, реформирование и модернизация хозяйства, поддержание определенного уровня внутренних цен, стимулирование роста перспективных отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и т.д.
В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в Едином таможенном тарифе таможенного союза (ЕТТ ТС), также широкое распространение в союзном законодательстве имеет универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли. Все более широко и эффективно применяются нетарифные меры регулирования внешней торговли, но таможенно-тарифная политика по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим и условия доступа иностранной продукции на внутренний рынок.
Целью курсовой работы является изучение экономической природы таможенного тарифа и таможенной пошлины.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
- определить сущность, роль таможенного тарифа в системе экономических методов регулирования ВЭД;
- определить роль таможенного тарифа в защите внутреннего рынка и отечественных производителей;
- рассмотреть пути
Объектом курсовой работы является таможенно-тарифное регулирование ВЭД.
Предметом исследования является роль таможенного тарифа.
В работе применяются следующие методы исследования: методы сравнения и анализа данных, статистические методы (группировки, графический, экспериментальный метод).
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных ученых в области таможенно-тарифного регулирования продовольственных товаров. Информационной базой работы послужили статистические сборники и бюллетени Федеральной таможенной службы России.
В рыночной экономике
государство осуществляет регулирование
внешнеэкономической
Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.
Таможенный тариф является одним из инструментов таможенной политики, использующейся для регулирования экономики стран, ведения таможенной политики государства.
Единый таможенный тариф таможенного союза, представляющий собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза [9].
ЕТТ является инструментом торговой политики таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Основными целями ЕТТ являются:
- рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию таможенного союза;
- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории таможенного союза;
- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе;
- защита экономики таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
- обеспечение условий для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.
В настоящее время действуют импортный, экспортный, транзитный и двойной таможенный тариф, использующийся государством для регулирования размера оплаты таможенных платежей. Рассмотрим их более подробно.
Экспортный тариф включает в себя таможенные сборы, экспортные таможенные пошлины и иные удержания, наложение которых производится при экспорте товара до его выпуска с таможенной территории ТС. Импортный тариф включает в себе таможенные сборы, импортные таможенные пошлины и другие удержания которые налагаются на товар при его ввозе на территорию Таможенного союза. Транзитный таможенный тариф взимается с товаров пересекающих таможенную территорию ТС под действием таможенной процедуры таможенного транзита, наложение транзитные грузы данного вида платежа направлено на снижение государственных расходов по контролю над этими грузами. Двойной таможенный тариф представляет два ряда ставок (таблица, состоящая из двух колонок), минимальная из которых используется для ведения расчетов с товарами тех стран, с которыми заключены специальные таможенные соглашения, данный таможенный тариф также называется двухколонным [8].
Виды таможенных тарифов дополнительно классифицируются по методу их взимания:
- адвалорные;
- комбинированные;
- специфические.
По характеру их начисления:
- антидемпинговые;
- компенсационные;
- сезонные.
По происхождению:
- автономные;
- преференциальные;
- конвенционные.
Способу проведения вычисления:
- эффективные;
- номинальные.
Применение тех или иных видов таможенных пошлин непосредственно зависит от применяемой к товару таможенной процедуры. На территории таможенного союза действуют обновленные ставки таможенных тарифов. Ряд таможенных тарифов могут значительно зависеть от внешней и внутренней рыночной конъюнктуры и других внешнеэкономических факторов. В настоящее время таможенной комиссией таможенного союза утверждено ряд товаров имеющих льготы, для этих товаров предусмотрена нулевая или значительно заниженная ставка таможенных тарифов. Таможенные пошлины и иные платежи не возлагаются на товары, не относящиеся к требующимся для ведения производственной или коммерческой деятельности. Кроме того, освобождены от оплаты таможенных платежей товары, перевозимые представительских нужд, требующиеся для организации приемов, выставок, ярмарок, памятных сувениров, товары, использующиеся для обеспечения внутренней деятельности дипломатических представительств иностранных государств на территории ТС [6].
Функции таможенного тарифа:
Протекционизм - защита отечественных товаров от иностранной конкуренции
Фискальная - пополнение госбюджета.
Особое значение имеет фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в России составляют одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета.
Фискальная функция
Страна имеет тем больше возможностей для маневра в ходе переговоров по согласованию взаимных тарифных уступок, чем больше товарных позиций содержится в ее импортном таможенном тарифе. Развитость товарной номенклатуры является косвенным показателем уровня развития системы внешнеторгового регулирования в стране. Для стран с неразвитой системой регулирования характерны слабо детализированные импортные тарифы. Степень дифференциации тарифа зависит как от применяемой товарной номенклатуры, так и от того, насколько полно она используется. Наибольшее использование имеет Гармонизированная система описания и кодирования товаров, которая является основой товарных номенклатур практически всех крупных государств.
Для общей характеристики и сопоставления таможенных тарифов используют обобщенные показатели уровня ставок таможенного тарифа. Для характеристики таможенного тарифа в целом, а также для анализа положения в области обложения пошлинами крупных товарных групп, подгрупп, разделов используются показатели среднего уровня тарифных ставок. Существуют и другие показатели, которые касаются не только уровня обложения, но и структуры тарифа. Такими показателями являются, например, максимальный уровень ставок тарифа (пиковые ставки тарифа), удельный вес товаров, пользующихся режимом беспошлинного ввоза и др.
Таким образом, таможенный
тариф устанавливает
Использование таможенного тарифа, содержащего оптимальные ставки таможенных пошлин, обладает рядом достоинств. Так, если страна может оказывать влияние на мировые цены, оптимальный уровень ставки таможенной пошлины может принести ей существенный выигрыш. В любом случае введение тарифа - всегда лучший вариант по сравнению с экономической пассивностью.
В целях защиты внутреннего рынка и стимулирования национального производства построение импортных таможенных тарифов основывается на ряде принципов, наиболее универсальными среди них являются:
- принцип эскалации ставок таможенных пошлин;
- система построения тарифа на основе принципа эффективной защиты (эффективного тарифа).
Тарифная эскалация
Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции:
Тарифная эскалация в развитых странах стимулирует производство сырья в развивающихся странах и консервирует технологическую отсталость, поскольку только с сырьевой продукцией, таможенное обложение которой минимально, они реально могут пробиться на их рынок. В то же время рынок готовой продукции практически закрыт для развивающихся стран в силу существенной тарифной эскалации, которая имеет место в большинстве развитых государств.
Для правильного влияние на развитие конкурентоспособности отечественного товара при проведении таможенно-тарифной политики необходимо их разбить три категории, и применять в отношении них, следующую таможенно-тарифную политику:
1. Товары, обладающие высокими качественными характеристиками, производимые в стране в достаточном количестве для полного удовлетворения спроса. На эту категорию товаров при импорте должны быть установлены максимальные ставки таможенных пошлин, чтобы поддержать отечественного производителя. В России к таким товарам относятся спиртосодержащие изделия, продукты питания, сырье и др. Товары данной группы имеют все условия быть конкурентоспособными на мировом уровне.
2. Товары, производимые внутри страны в достаточном количестве, для удовлетворения спроса, но качество которых уступает качеству импортных аналогов. Это уже ранее упомянутые легковые автомобили, бытовая техника, отделочные материалы и др. Ставки таможенных пошлин таких товаров должны быть сбалансированными, допуская иностранную продукцию на внутренний рынок для здоровой конкуренции с отечественными производителями, а не навязывание ее, как поступает наше государство. Потребитель обладает правом выбора. Производство этих товаров на определенном уровне необходимо с точки зрения национальной безопасности страны, однако нельзя не учитывать, что при благоприятных условиях в будущем они могут войти в первую группу.
3. Товары, не производимые
в стране из-за каких-либо
Величина ставок таможенного тарифа в целом не должна быть чрезмерно высокой, она должна соответствовать степени защиты национального рынка продукции (иными словами, требуется повысить цену импортного товара до уровня цены отечественного). Любая ошибка при определении таможенного тарифа может нанести непоправимый вред соответствующим производствам, что повлечет за собой резко отрицательные последствия для экономики страны в целом. Продуманная динамика таможенного тарифа может подготовить почву для решения бюджетных задач. Диапазон изменения пошлин следует устанавливать с таким расчетом, чтобы вполне определенно зафиксировать порядок их величины и в то же время дать Правительству возможность реагировать на изменения конъюнктуры национального и мирового рынка.
Информация о работе Экономическая природа таможенного тарифа