Кадровая политика таможенной службы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование кадровой политики таможенной службы Российской Федерации и закона « О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 г.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
Изучить общую характеристику кадровой политики Российской Федерации
Исследовать структуру кадровой политики таможенных органов
Выявить основные направления деятельности управления государственной службы и кадров ФТС РФ
Определить функции управления государственной службы и кадров ФТС РФ
Рассмотреть общую характеристику закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации"
Проанализировать изменение кадровой политики таможенных органов.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава I Общая характеристика кадровой политики .........................................5
1.1.Структура кадровой политики таможенных органов……………........5
1.2. Основные направления деятельности управления государственной службы и кадров ФТС РФ....................................................................................9
1.3. Функции управления государственной службы и кадров ФТС РФ…………………………………… …………………………………………..10
Глава II Закон «О кадровой политике таможенных сил»…………………..19
2.1. Общая характеристика закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации"……………………………………………………….. 19
2.2. Изменение кадровой политики таможенных органов…………….27
Заключение……………………………………………………………………..33
Список используемой литературы…………………………………………….36

Файлы: 1 файл

kursovaya_ITDiTPR.docx

— 70.73 Кб (Скачать файл)

        Статистические исследования показывают, что в среднем в любой таможне  на 6-7 сотрудников приходится один  функционер, что ведет к отвлечению  огромного числа людей непосредственно  от таможенного контроля и  к установлению нагрузки на  инспекторский состав, а отсюда - к немалым материальным издержкам  и к усложнению управления  таможенной структурой. Карьера  в такой системе приобретает  формальный оттенок: рост в должности  и в звании не приводит к  росту профессиональному.

         Часть руководителей всех уровней по-прежнему вместо рациональной перестройки технологии таможенного контроля ориентируется на повышение эффективности работы за счет роста численности кадрового состава. Но сейчас необходимо исходить из того, что дополнительных штатов нет, и не будет. Путь решения этой проблемы - эффективное использование того кадрового потенциала, который уже имеется. В Орской таможне в 1998 году только за счет внутренних резервов были осуществлены следующие организационно-штатные мероприятия:

создан отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров - по приказу Государственного таможенного комитета;

Создан отдел таможенной инспекции - по приказу Государственного таможенного комитета;

Создан отдел социального развития - по приказу Государственного таможенного комитета;

Реорганизована служба таможенной охраны - по инициативе руководства таможни;

Увеличена штатная численность автотранспортной группы - по инициативе руководства таможни.

         Для осуществления этих мероприятий использовались, как правило, вакансии, которые в течение длительного времени не заполнялись по тем или иным причинам. При принятии решения об изменении штатной численности какого-либо подразделения принимались во внимание расчеты-обоснования, отражающие:

        информацию о росте количества участников внешнеэкономической  деятельности;

        данные о существующем грузовом и пассажирском потоке и его развитии с точки зрения объема, характера, направлений;

        анализ расширения (сужения) различных направлений деятельности;

        данные об увеличении (уменьшении) объемов обрабатываемых документов,

           необходимых для таможенного  оформления товаров и транспортных  средств;

        наличие и качество технических средств таможенного контроля и связи;

       материально-техническое обеспечение;

       наличие помещений и необходимость их охраны;

изменения в таможенном законодательстве, ведущие к увеличению объемов технологической работы, необходимости создания новых направлений в работе структурного подразделения.

Только на примере одной таможни, сравнительно молодой и небольшой по размерам и зоне деятельности, мы увидели в этом направлении огромный потенциал. Нетрудно представить возможности всей таможенной системы, если учесть, что она включает в себя 150 таможен, многие из которых гораздо многочисленнее и крупнее Орской.

       Основательная, тщательно взвешенная  структурная перестройка всей  системы в целях повышения  эффективности и, в то же время, упрощения таможенного контроля, довольно четко просматривается. Причем, реструктуризация должна стать плодом коллективного творчества, учитывающим специфику регионов, отдельных зон таможенного контроля, перспективу развития таможенного дела и международный таможенный опыт.

        В конце 1995 года Государственным таможенным комитетом был запущен "пробный шар": региональные таможенные управления и некоторые таможни попросили дать свои соображения по поводу изменения структуры. В большинстве случаев руководители вообще ушли от ответов, а некоторые предложили лишь косметические, ничего не меняющие изменения.

       Такую реакцию следовало ожидать, так как большинство начальников различных уровней не заинтересованы в глубокой оргштатной перестройке, которая может завершиться утратой начальственного поста. Поэтому очень важно понимание необходимости структурных и оргштатных перемен со стороны начальников региональных таможенных управлений и таможен, руководителей среднего звена. Свое слово должна сказать и отраслевая наука в лице Российской таможенной академии. Ориентир здесь может быть только один - интересы России и усиление роли в соблюдении и защите этих интересов таможенной службы.

        Что касается штатной численности таможни, то она должна соответствовать загрузке персонала с учетом зоны обслуживания, объема оформляемых грузовых таможенных деклараций и начисляемых таможенных платежей на одного работника.11 Но изучение нагрузки конкретного служащего затруднено ввиду отсутствия методических разработок и четких критериев по данному вопросу. Поэтому объективное обоснование штатной численности таможни или ее подразделений пока невозможно.

Другое направление реструктуризации - введение категорийности таможенных органов с установлением соответствующего уровня и нормативов штатного, материального, финансового обеспечения, в том числе и "потолков" специальных званий. Необходимо выработать такие нормативы категорийности, которые точно отражали бы ранжирование таможенных органов в зависимости от их практической отдачи, зоны обслуживания, сложности осуществления таможенного контроля и так далее. На этой основе следует определить типовую структуру и типовое штатное расписание таможен и таможенных постов. Решить эту задачу необходимо совместными усилиями всех управлений таможенного комитета и регионов с обязательным участием начальников таможен.

        Одновременно следует пересмотреть функционально-структурное построение центрального аппарата Государственного таможенного комитета, территориальных и функциональных таможенных управлений.

Одна из задач - определение единого для системы принципа построения регионального управленческого звена таможенных органов. Вынужденное создание региональных таможенных управлений в регионах с одной-двумя таможнями (Башкирия, Дагестан, Татария) ведет к дроблению управленческих функций, необоснованному увеличению численности управленческих звеньев, не принимающих участия в таможенных технологических операциях. Появляются тенденции постепенного подчинения федеральных органов местным интересам. Это проблема не только организационного, но и правового характера, требующая соответствующего уточнения и более четкой трактовки в Таможенном кодексе Российской Федерации.

         Приведения в соответствие с современными задачами и функциями требует аппарат Государственного таможенного комитета. Эффективность его работы снижается вследствие недостаточного профессионализма части кадров - 80 % сотрудников никогда не работали в таможне. Это еще один из примеров формализации процесса развития карьеры в таможенной системе.12

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В ходе написания данной курсовой работы была исследована  кадровая политика таможенной службы Российской Федерации и закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 года. Вышестоящие таможенные органы проводят кадровую политику на всех уровнях таможенной системы. Но это довольно сложная задача, так как из правоохранительной сущности таможенных органов, особого служебного положения и ответственности работников, права и обязанности которых определены правовым статусом должностных лиц таможенных органов Российской Федерации вытекают некоторые особенности проведения кадровой политики.

В ходе исследования данной курсовой работы было выявлено следующее:

  •          Для таможенной системы, как и для других сфер деятельности, важно сбалансировать рабочие места с имеющимися трудовыми ресурсами, как по количеству, так и по профессиональному составу. Источниками пополнения кадров для таможенной службы являются Российская таможенная академия и ее филиалы, другие высшие учебные заведения страны, правоохранительные органы, вооруженные силы Основные направления деятельности управления и государственной службы и кадров в ФТС РФ направлены на обеспечение реализации кадровой политики в таможенных органах, участие в разработке предложений по ее совершенствованию подбор и расстановка кадров, организация работы по обеспечению укомплектованности кадрами структурных подразделений ФТС России и таможенных органов;
  •  Осуществляется таможенное дело в РФ непосредственно таможенными органами страны, являющиеся правоохранительными и объединенными в единую систему. Общее руководство таможенными органами возложено на Президента страны и Правительство России. Таможня России по своей структуре является четырехуровневой. Первый, верхний уровень занимает ФТС РФ (Федеральная таможенная служба), являющаяся органом исполнительной власти федерального уровня, уполномоченным в сфере таможенного дела. Ниже, на втором уровне располагаются РТУ (Региональные таможенные управления). На сегодняшний день наименования наравне с местом расположения основных РТУ полностью совпадают с ключевыми городами федеральных округов.Третий уровень занимают непосредственно таможни. В большинстве случаев именно сюда  таможенный брокер либо  таможенный представитель  обращаются при осуществлении услуг по таможенному оформлению.
  •        Основные направления деятельности управления государственной службы и кадров ФТС РФ заключается в следующем:

обеспечение реализации кадровой политики в таможенных органах, участие в разработке предложений по ее совершенствованию;

подбор и расстановка кадров, организация работы по обеспечению укомплектованности кадрами структурных подразделений ФТС России и таможенных органов;

разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по работе с кадрами, обеспечению правовой и социальной защиты должностных лиц;

формирование кадрового резерва, организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование;

организация работы по проведению конкурсов при приеме на государственную гражданскую службу и при ее прохождении;

организация работы по присвоению классных чинов государственным гражданским служащим и специальных званий сотрудникам таможенных органов, по установлению выслуги лет и стажа государственной службы, по награждению должностных лиц таможенных органов государственными и ведомственными наградами;

ведение личных дел, трудовых книжек должностных лиц и работников ФТС России, представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом;

обеспечение должностного роста гражданских служащих ФТС России;

организация и обеспечение проведения аттестации должностных лиц таможенных органов;

организация профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов, контроль за деятельностью ведомственного образовательного учреждения (Российской таможенной академии) в вопросах подготовки кадров по программам высшего и дополнительного профессионального образования;

совершенствование организационно-штатной работы;

контроль и инспектирование кадровых служб таможенных органов по вопросам подбора, расстановки, обучения кадров, прохождения службы должностными лицами таможенных органов;

    • Характеристика закона заключается в следующем:

     С  принятием Закона "О службе  в таможенных органах Российской  Федерации" предстоит переход  на контрактную основу ее прохождения. Он предопределит важнейший поворот  в кадровой работе, который позволит  провести своеобразную "переоценку" кадров, принять меры для их  укрепления, очиститься от лиц, профессионально  и нравственно непригодных к  службе в таможенных органах. Это позволит также перейти  к замещению руководящих должностей, как правило, профессиональными  таможенниками. Одна из проблем  в работе с персоналом в  таможне, которая приводит к нарушению  логики и последовательности  процесса развития персонала, является  текучесть кадров и их неукомплектованность. Причины и того, и другого примерно одинаковы.

  •          Изменения кадровой политики таможенных органов была связанна с тем, что работа с персоналом в таможне требует постоянного совершенствования, так как именно в этом заложены большие потенциальные возможности повышения эффективности работы служащего таможни, а значит достижениями высокого профессионального мастерства и, как следствие, более высокого уровня на служебной лестнице. Но так как директивы по всем направлениям деятельности таможни поступают из Государственного таможенного комитета, трудно говорить о совершенствовании работы с персоналом в отдельно взятой таможне. Этот процесс находится в прямой зависимости от совершенствования кадровой политики в таможенной системе в целом.
  • Существуют функции управления государственной службы и кадров, которые в свою очередь осуществляют анализ укомплектованности и качественных характеристик кадрового состава таможенных органов, а также состояние работы по подбору, расстановке кадров, укомплектованию должностей номенклатуры назначения ФТС России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.Андрейчук Е.Л. Экономика таможенного дела. ВФ РТА;2006. – C. 170

2.Карамзин, СВ. Управление  качеством таможенной деятельности. М.:Книга и бизнес, 2008. – C. 304

3.Богданова Е.Л. Мониторинг кадрового потенциала  таможенной службы Российской  Федерации. М.: РИО РТА, 2004.-C. 63

4.Макрусев В.В. Основы системного анализа и  управления в таможенном деле : учебник. - М.: РИО РТА, 2009. – C. 332

5.Погодина Г.В. Двойной эффект: управление персоналом  в социальном и экономическом аспектах. - 2006. C. 103

6.Управление  персоналом в таможенных органах  региона. Состояние и пути повышения  эффективности таможенной службы.Новосибирск,2006. –C. 244

7.Таможенный кодекс Таможенного  союза. М.: Проспект, 2012 – C. 484

8.Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в  таможенных органах Российской  Федерации» (ред. от 02.07.2013)

9.Костромина С.В. К вопросу  о разграничении полномочий в  сфере правового регулирования  государственной гражданской службы //Государственная служба. 2009. № 1 - С. 57

10.Ноздрачев, А.Ф. Административная  организация таможенного дела. – М.: МЦФЭР, 2005. – С. 262-313

Таможенный кодекс таможенного союза // приложение к договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года №17

Информация о работе Кадровая политика таможенной службы Российской Федерации