Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 13:46, реферат
Целью курсового проекта является исследование сущности и проблем концентрации, кооперирования, специализации в таможенном деле. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
• изучение сущности и форм концентрации, специализации, кооперирования в таможенном деле;
• определение проблем, возникающих в связи с кооперированием, специализацией, концентрацией в таможенных органах;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНЦЕНТРАЦИИ, СПЕЦИАЛИЗАЦИИ, КООПЕРИРОВАНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
1.1 СУЩНОСТЬ КОНЦЕНТРАЦИИ В ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.2 СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ - КАК ОДИН ИЗ НЕОТЪЕМЛЕМЫХ ПРОЦЕССОВ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ ПРИ МОДИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
1.3 ПОНЯТИЕ КООПЕРИРОВАНИЯ КАК ПЛАНОВО-ОРГАНИЗОВАННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
ГЛАВА II. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ЯВЛЕНИЙ КОНЦЕНТРАЦИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, КООПЕРИРОВАНИЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
2.1 ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕНТРАЦИИ, СПЕЦИАЛИЗАЦИИ, КООПЕРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.2 ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С КОНЦЕНТРАЦИЕЙ, КООПЕРИРОВАНИЕМ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ В ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ЯВЛЕНИЯХ КООПЕРИРОВАНИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И КОНЦЕНТРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В экономике таможенного дела одним из основных понятий является "экономическая эффективность" таможенных мероприятий. В их примере могут служить:
специализация;
кооперирование;
концентрация
Общими для всех этих экономических приёмов являются два момента:
во-первых, все они направлены на достижение конкретного результата (экономического);
во-вторых, все они требуют затрат средств.
Теория эффективности четко разграничивает понятия эффекта и эффективности, понимая под первым результат мероприятия, а под вторым - соотношение эффекта и затрат, которые его вызвали. 8
Эффект (от лат. effectus - исполнение, действие) означает результат, следствие каких-либо причин, действий. Эффект специализации, кооперирования, концентрации в таможенном деле может измеряться в материальном, социальном, денежном выражении. В частности, эффект может оцениваться объемом дополнительно производимых таможенных услуг. В том случае, когда указанные результаты получают денежную оценку, говорят об экономическом эффекте. 9
Экономический эффект в таможенном деле - выраженный в стоимостной (денежной) форме результат каких-либо действий (в частности, перечисленных выше таможенных мероприятий). Хотя по самому определению результат и эффект являются родственными понятиями (эффект - определенная форма результата), потребности экономической практики вынуждают в ряде случаев разграничивать указанные термины. При этом под условным понятием экономический результат обычно подразумевают общий результат (в частности, выручка, доход), а под понятием экономический эффект - прибыль. Принципиальная взаимосвязь между указанными двумя понятиями может быть выражена формулой:
Э = Р-3
где, Э - прибыль, Р - общая выручка таможенной организации за период; 3 - стоимость производства и реализации таможенных услуг.
Если результаты экономической деятельности таможенных органов превышают затраты, говорят о положительном эффекте (в частности, таможенные органы получает прибыль), в противоположном случае - об отрицательном эффекте (убытке, ущербе, пр.).
Эффективность специализации, кооперирования, концентрации в таможенном деле определяется отношением результата (эффекта) к затратам, обеспечившим его получение.
Эффективность вскрывает характер причинно-следственных связей производства, т.е. кооперирования. Она отражает не сам результат, а то, какой ценой он был достигнут. Поэтому эффективность чаще всего характеризуется относительными показателями, которые рассчитываются на основе двух групп характеристик (параметров) - результата и затрат. Это, впрочем, не исключает рассмотрения в системе показателей эффективности и самих абсолютных значений исходных параметров. Например, Пол Хейне утверждал (профессор Сиэтлского университета, США): "Эффективность - достоинство, наиболее последовательно превозносимое экономистами. Это не должно удивлять, поскольку эффективность (effectiveness) и экономичность (efficiency) - почти синонимы. Оба термина характеризуют "результативность" (resulting quality) использования средств для достижения целей".
Таким образом, при определении эффективности специализации, кооперирования, концентрации в таможенном деле значительную роль играет ценностная характеристика полученного результата.
В общем, виде принципиальная схема определения показателя эффективности специализации, кооперирования, концентрации может быть выражена формулой:
Е = Э / З
где, Е - показатель экономической эффективности; Э - показатель экономического эффекта; З - затраты на ресурсы необходимых для производства таможенных услуг.
При кажущейся простоте и однозначности теоретического принципа его практическая реализация может осуществляться на основе различных методических подходов. Их выбор требует глубокого понимания экономического содержания таможенных мероприятий (специализации, кооперирования, концентрации), эффективность которых предполагается оценить.
Следует отметить и методические подходы к выбору инструментария расчета эффективности специализации, концентрации, кооперирования в таможенном деле.
Показатели эффективности специализации, кооперирования, концентрации в таможенном деле рассчитываются не ради самих показателей, а для обоснования управленческих решений. Поэтому для правильного выбора методов расчета эффективности необходимо прежде проанализировать особенности принимаемого решения.
Среди наиболее существенных моментов, которые должны учитываться при указанном выборе, следует выделить:
характер целевой установки принимаемых решений;
базу сравнения полученных оценок экономической эффективности;
необходимую степень детализации расчетов;
место рассматриваемых эффектов и издержек по отношению к сфере интересов экономических субъектов, принимающих участие в реализации таможенных мероприятий (специализации, кооперирования, концентрации).
Остановимся подробнее на ключевых моментах рассматриваемых особенностей. Целевая установка принимаемых решений. Каким образом характер принимаемых решений может влиять на выбор методов расчета эффективности?
Дело в том, что от целевой установки зависит выбор критерия оптимизации выбираемых вариантов. Ради этой оптимизации, собственно, и рассматриваются показатели эффективности. Это, в свою очередь, обусловливает стратегию оптимизации и выбор расчета эффективности.
При всем многообразии видов и форм решений специализации, кооперирования, концентрации реально можно говорить лишь о двух принципиально различающихся системах критериев оптимизации и об одной комбинированной, представляющей собой сочетание основных критериев:
максимизация результата при фиксированных затратах (ресурсах);
минимизация затрат (ресурсов) при фиксированном результате;
оптимизация (чаще всего максимизация) соотношения затрат и результатов, как правило, с дополнительным учетом иных показателей эффективности.
Пример №1.
В качестве наиболее характерных примеров реализации целевой установки специализации, кооперирования, концентрации можно привести следующие ситуации. В таможенной организации образовался излишек капитала, который необходимо пустить в дело. Показатель "объем возможной прибыли на каждый доллар инвестируемых средств" может служить компасом в поиске наиболее перспективного направления вложения капитала.
Пример №2.
В качестве характерных случаев, отображающих реализацию целевых установок специализации, кооперирования, концентрации, можно привести следующие ситуации. В таможенной организации выбрано приоритетное направление инвестирования свободного капитала. После того как специалисты организации определили оптимальную мощность будущего производства, возник вопрос о поиске оптимального технологического решения. Оптимальным может считаться вариант, который, обеспечивая основные параметры технического задания (в том числе и необходимый уровень качества будущей продукции), будет реализован с минимальными затратами.
Хотя, как мы убедились выше, показатели экономической эффективности не всегда могут в полной мере обеспечить однозначность в выборе рассматриваемого варианта, они значительно повышают уровень обоснованности принимаемых решений. Эта обоснованность оказывается тем выше, чем полнее удается учесть, с одной стороны, издержки по воплощению в жизнь рассматриваемого варианта, с другой - все эффекты (как положительные, так и отрицательные) его реализации.
Еще одним важным моментом в теории эффективности специализации, кооперирования, концентрации в ТД является ответ на вопрос, что делать с полученными показателями эффективности. Как было отмечено выше, указанные показатели не являются самоцелью - они должны служить основанием для принятия управленческого решения. Чтобы это произошло, принимающий решение управленец должен иметь базу сравнения - своеобразный шаблон, с которым бы он сопоставлял полученные показатели. Если анализируемый показатель условно лучше установленного шаблона, появляется основание для принятия положительного решения, если хуже - приходится говорить о предпосылках для отрицательного решения.
Как было показано выше, показатели эффективности не всегда однозначно могут характеризовать достоинства или недостатки рассматриваемых вариантов. Чаще всего окончательное принятие решений требует кропотливого анализа отдельных (частных) параметров реализуемого мероприятия.
Формирование базы сравнения является неотъемлемой проблемой всей теории эффективности. Анализ отечественных и зарубежных источников позволяет говорить, что в качестве возможной базы могут быть выбраны следующие показатели:
значения лучших анализируемых вариантов принятия решений (для этих целей, в частности, могут быть использованы алгоритмы); в данном случае можно сказать, что шаблон для сравнения находится среди самих получаемых показателей;
значения существующего состояния (в частности, использующегося в настоящий момент образца);
значения условного норматива, т.е. утвержденного в масштабах национальной экономики, отрасли, региона или предприятия стандартного показателя экономической эффективности;
Выбор нормативов зависит, прежде всего, от конкретных задач, которые стоят перед таможенными организациями, финансовых условий работы, сферы деятельности, экономической конъюнктуры, уровня инфляции, конкретных целей развития, пр. Поэтому необходим учет следующих факторов:
насколько быстрой должна быть отдача мероприятия ("быстрый" эффект позволяет быстро вернуть затраченные деньги, но увеличивает риск провала и не позволяет занять надежные позиции);
сфера деятельности (коммерческая деятельность позволяет быстро "оборачивать" деньги, реализация производственных программ растягивается во времени, но при успешной реализации позволяет со временем получить стабильный положительный результат);
показатели эффективности оборота денежных средств в возможных альтернативных сферах использования денежных средств;
конкретных целей деятельности;
Экономическая эффективность специализации, кооперирования, концентрации в таможенном деле - это результат организационно-плановых мероприятий и повышения технического уровня производства таможенных услуг.
Эффективность, организационно-плановых мероприятий проявляется в снижении себестоимости вследствие роста производительности труда и уменьшения условно-постоянных расходов, приходящихся на производство таможенных услуг.
Основная доля экономического эффекта от специализации в таможенном деле приходится на повышение технического уровня производства и качества таможенных услуг. Оба эти направления увеличения эффективности производства действуют одновременно.
Специализация - это важный фактор повышения эффективности производства, так как она открывает простор для широкого использования новой высокопроизводительной техники, для всё более полной механизации и автоматизации производства, делает экономически оправданным её применение в таможенном деле, ибо это резко повышает производительность труда и качество таможенных услуг.
Рациональное развитие специализации оказывает большое влияние на все стороны совершенствования производства таможенных услуг, на повышение их эффективности.
Для определения экономической эффективности специализации производства таможенных услуг и средств их производства используются три основных показателя:
Экономия текущих затрат на производство таможенных услуг и транспортных расходов.
Экономия капитальных вложений и срок их окупаемости.
Годовой экономический эффект от специализации производства таможенных услуг.
Условно годовую (сравнительную) экономическую эффективность ЭФг специализации в таможенном деле можно определить по формуле приведенных затрат с учетом изменения себестоимости и транспортных расходов:
ЭФг= [ (С1+ТР1) - (С2+ТP2)] /А2
где, С1 и С2 - полная себестоимость производства таможенных услуг соответственно до и после проведения специализации;
ТР1 и ТP2 - транспортные расходы до и после проведения специализации;
А2 - годовой объем выпуска продукции (по плану) после проведения специализации.
Чтобы определить окупаемость капитальных вложений на проведение специализации Т в ТД можно воспользоваться формулой:
Т = К - Е/ЭФг
где, К - объем капитальных вложений на осуществление специализации;
Е - стоимость освобождаемых ресурсов, необходимых для производства таможенных услуг, высвобождаемых в результате специализации и направляемых в другие производства или реализуемых.
Для обоснования эффективности специализации, кооперирования, концентрации могут приниматься в расчет и другие частные показатели эффективности: средняя годовая выработка на одного работающего, трудоемкость, материалоемкость, и др.
Несмотря на кажущуюся слаженность работы механизмов таможенных органов, включая их специализацию, концентрацию и кооперирование необходимых для обеспечения таможенного дела, есть еще не мало нерешенных проблем. Во многом они обусловлены состоянием инфраструктуры общего пользования в целом по стране.
Разделение труда ведет к дифференциации его отдельных видов. На основе увеличения объемов каждой разновидности труда до экономически рациональных размеров специализация обеспечивает массовое повторение операций и процессов, то есть концентрацию однородного производства.
Развитие производительных сил и производственных отношений неразрывно связано с процессами разделения труда и его обобществления, которые на практике выражаются в формах концентрации, специализации и кооперирования, комбинирования и размещения.
Планы решения проблем специализации, кооперирования, концентрации должны разрабатываться в территориальном разрезе. Задача решения проблем вызывает необходимость составления сводных планов специализации, кооперирования, концентрации в республиках и крупных экономических районах страны как составных частей государственного плана реализации специализации, кооперирования, концентрации в таможенном деле.
Информация о работе Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле