Концепция применения должностными лицами таможенных органов системы управления рисками в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 10:57, реферат

Описание работы

Таможенные органы РФ - органы исполнительной власти, которые непосредственно осуществляют деятельность в области таможенного дела. Таможенные органы входят в систему правоохранительных органов РФ.
Таможенные органы образуют единую федеральную централизованную систему, в которую входят: во-первых федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела - Федеральная таможенная служба, которая находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ; во-вторых региональные таможенные управления; в третьих таможни; в четвертых таможенные посты.

Файлы: 1 файл

таможенный контроль.docx

— 41.49 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Кафедра «Государственное, муниципальное управление

 и таможенное дело»

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Управление рисками»

на тему: «Концепция применения должностными лицами таможенных     органов системы управления рисками в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр.

ТД-263

Хрящева Я.Н

 

Проверил: ассистент

Невструева М.В

 

Омск-2014

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Таможенные органы РФ - органы исполнительной власти, которые непосредственно осуществляют деятельность в области таможенного дела. Таможенные органы входят в систему правоохранительных органов РФ.

Таможенные органы образуют единую федеральную централизованную систему, в которую входят: во-первых федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела - Федеральная таможенная служба, которая находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ; во-вторых региональные таможенные управления; в третьих таможни; в четвертых таможенные посты.

Таможенные органы играют решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таможенная политика является мощным рычагом, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.

В реферате будет подробно изучена концепция применения должностными лицами таможенных органов системы управления рисками в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие таможенных органов РФ, функции и их правовой статус

Таможенные органы РФ - органы исполнительной власти, которые непосредственно осуществляют деятельность в области таможенного дела. Таможенные органы входят в систему правоохранительных органов Российской Федерации1.

Таможенные органы образуют единую федеральную централизованную систему, в которую входят: во-первых федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела - Федеральная таможенная служба; во - вторых региональные таможенные управления; в третьих таможни; в четвертых таможенные посты.

Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти Российской Федерации. Таможенные органы являются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации. Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. и утверждена в новой редакции Указом Президента РФ от 9 июля 1997 г.

Важной отличительной чертой таможенных органов, определяющей их место в общей системе органов исполнительной власти, является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов. Таможенные органы действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела2.

Компетенция таможенных органов - это система властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным органам определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач.

Реализация компетенции таможенных органов осуществляется в различных правовых формах - путем правоустановления (издания нормативно-правовых актов), правоприменения и правоохраны.

Функции таможенных органов представлены в ст.403 Таможенного Кодекса РФ, в частности:

1) осуществляют  таможенное оформление и таможенный  контроль, создают условия, способствующие  ускорению товарооборота через  таможенную границу;

2) взимают таможенные  пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные  и компенсационные пошлины, таможенные  сборы, контролируют правильность  исчисления и своевременность  уплаты указанных пошлин, налогов  и сборов, принимают меры по  их принудительному взысканию;

3) обеспечивают  соблюдение порядка перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу;

4) обеспечивают  соблюдение установленных в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности  и международными договорами  Российской Федерации запретов  и ограничений в отношении  товаров, перемещаемых через таможенную  границу;

5) обеспечивают  в пределах своей компетенции  защиту прав интеллектуальной собственности.

6) ведут борьбу  с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями  в сфере таможенного дела и прочие

7) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации3.

Процессуальная составляющая правового регулирования таможенного контроля по Таможенному кодексу (ТК) Российской Федерации (РФ) устанавливается порядком проведения и формами таможенного контроля. Статьей 366 ТК РФ определены десять форм таможенного контроля: проверка документов и сведений; устный опрос; получение пояснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр товаров и транспортных средств; таможенный досмотр товаров и транспортных средств; личный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля; таможенная ревизия. Названные формы таможенного контроля детально регламентируются статьями 367-376 Таможенного кодекса РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Внедрение системы управления  рисками в таможенных органах

Концепция развития таможенных органов Российской Федерации определяет основные цели, задачи и направления развития таможенных органов.

Концепция является основой для разработки программ и планов развития таможенных органов Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Риск в таможенном деле - вероятность нарушения законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Для таможенных органов России в настоящее время характерны следующие основные зоны риска, которые могут представлять реальную угрозу национальной и экономической безопасности страны: начисление и взимание таможенных платежей; валютный контроль; предметы искусства, культурные ценности; наркотические средства, психотропные и ядовитые вещества; экология: делящиеся и радиоактивные материалы, опасные грузы, карантин животных и растений; соблюдение авторских и патентных прав, товарных знаков и торговых марок.

Управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать  ресурсы  таможенных  органов,  не  уменьшая  эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешне-экономической деятельности от излишнего бюрократического контроля.

Цель СУР - создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей  осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении  ресурсов  таможенной  службы  Российской  Федерации  на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ: имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность отечественных  производителей; затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Главный методологический принцип управления рисками– обеспечение сопоставимости оценки эффективности принятого решения и меры его риска4.

Внедрение системы управления рисками в таможенной службе России осуществляется в четыре этапа, каждый из которых характеризуется введением в действие новых нормативных актов, проведением соответствующих организационных мероприятий, основанных на использовании новых информационных и кадровых ресурсов.

  1. «Подготовительный». На этом этапе, в течение 2003 года были созданы предпосылки и заложен фундамент организации работ по созданию системы управления рисками. Организационно указанные вопросы были возложены на Главное управление организации таможенного контроля (ГУОТК) ФТС России в том числе и функция координации деятельности структурных подразделений ФТС России, РТУ и таможен на данном направлении работы. В указанном главке был создан отдел координации и применения системы управления рисками. Приказом ГТК России от 26.09.2003 № 1069 утверждена Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации.
  2. «Начальный» этап - 2004 год, закреплено методологическое обеспечение работы таможенных органов по внедрению системы управления рисками – введен в действие Плана-графика первоочередных мероприятий по разработке и внедрению системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля в 2004 году (утвержден приказом ГТК РФ от 26.03.2004 № 367).

Названный План-график разработан во исполнение правовых норм ст. 358 Таможенного кодекса РФ, Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации и решения коллегии ГТК России «О готовности таможенных органов РФ к работе в условиях введения в действие новой редакции Таможенного кодекса РФ». В мероприятиях Плана - графика были заложены основные направления деятельности таможенных органов, которые необходимо развивать для эффективного применения системы управления рисками в процессе таможенного контроля.

  1. Этап «Совершенствование» – в таможенной службе России начат в конце 2005 года. Его эффективность зависит от реализации мероприятий, предусмотренных Планом на 2005 год, утвержденным приказом ФТС  России от 10.03.2005 № 180. Указанным планом было предусмотрено три основных направления деятельности:
  • Организационные мероприятия - внесение изменений в типовые положения о подразделениях ФТС России, координирующих подразделений РТУ и таможен в части прав, обязанностей и ответственности при использовании системы управления рисками, а также с учетом особенностей, изложенных в технологии действий должностных лиц таможенных органов при применении указанной системы (приказ ФТС России от 03.12.2004 № 358 и Решение коллегии ФТС России 21 октября 2004 года, утвержденное приказом ФТС России от 11.11.2004 № 261).
  • Технологические и методологические мероприятия, направленные на обеспечение должностных лиц технологическими схемами и методологией действий при осуществлении таможенного контроля в соответствии с системой управления рисками в таможенных органах России: составление перечня правовых актов ГТК и ФТС России, РТУ и таможен, противоречащих Концепции системы управления рисками, и представление соответствующих отчетов руководству ФТС России; подготовка на базе отмененных правовых актов соответствующих (проектов) профилей рисков; разработка и доведение профилей рисков до таможенных органов; анализ информации, содержащейся в отчете о результатах применения прямых мер по минимизации рисков; разработка соответствующими подразделениями ФТС России методик обработки результатов применения прямых мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков; оптимизация существующих и разработка новых методик обработки информации, содержащейся в ЕАИС ФТС России, в целях выявления рисков, в том числе с использованием программных средств; разработка единой методики оценки эффективности применяемых форм таможенного контроля, содержащейся в профилях рисков; разработка порядка взаимодействия подразделений таможенной инспекции с подразделениями координации и применения системы управления рисками; подготовка и издание таможнями, РТУ и подразделениями ФТС России целевых методик по выявлению рисков, в том числе в разрезе типовых критериев отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска; подготовка предложений и проведение работы по обеспечению принципа выборочности, применения соответствующих форм таможенного контроля и мер по минимизации рисков в отношении отдельных категорий товаров, транспортных средств, документов и лиц.
  • Мероприятия по информационно-техническому обеспечению направлены на модернизацию и внедрение программных средств, обеспечивающих автоматизацию деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками: анализ научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях использования их результатов в системе управления рисками; анализ существующих в Единой автоматизированной системе ФТС России информационных потоков и данных в целях их применения при реализации системы управления рисками; анализ существующих программных средств на предмет возможности их использования в системы управления рисками, подготовки предложений о необходимости их модернизации, интеграции  с другими программными средствами либо о прекращении их использования; модернизация существующих, а также разработка и внедрение новых программных средств для реализации методик обработки информации в целях выявления рисков; сбор, обработка, хранение и доведение до таможенных органов информации об участниках внешнеторговой деятельности, содержащейся в центральном реестре субъектов ВЭД, а также выработка рекомендаций по ее применению при осуществлении таможенного контроля; реализация пилотных проектов в рамках создания системы управления рисками (формирование и актуализация профилей рисков в электронном виде, а также разработка программного средства, позволяющего в автоматизированном режиме осуществлять выявление рисков на основе подготовленных методик и назначать проведение таможенного досмотра с применение генератора случайных чисел); разработка программного обеспечения формирования аналитической отчетности по результатам применения мер по минимизации рисков на основе информации, содержащейся в центральной базе данных ЕАИС  таможенных органов.

Информация о работе Концепция применения должностными лицами таможенных органов системы управления рисками в Российской Федерации