Концепция развития и размещения таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 16:08, реферат

Описание работы

Целью работы является комплексное исследование факторов размещения таможенных органов. В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие исследовательские задачи:
1.Дать общую характеристику системе таможенных органов России.
2. Изучить принципы и общую характеристику размещения таможенных органов.
3. Исследовать инфраструктурный фактор размещения таможенных органов.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 65.19 Кб (Скачать файл)

Немаловажной особенностью таможенных органов является наличие  официальных символов: флага, вымпела  и эмблемы, описание которых утверждается Президентом РФ.

Эти опознавательные знаки  размещаются как на зданиях таможенных органов и их представительств за рубежом, так и на их транспортных средствах:  автомобилях, морских, речных и воздушных судах. Наличие такой  символики означает определенную обособленность таможенных органов в системе  органов исполнительной власти. При  поступлении на службу в таможенные органы сотрудники принимают присягу.

Деятельность таможенных органов основывается на совокупности специфических принципов, под которыми обычно понимают важнейшие, основополагающие идеи, на основе которых реализуются  те или иные правовые явления.

Принцип законности в таможенном праве реализуется через законность системы (законодательством установлена  единая система таможенных органов) и законность деятельности таможенной администрации. Российские таможенные органы в своей деятельности руководствуются  и в пределах своих полномочий организуют исполнение Конституции  РФ, федеральных конституционных  законов, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства  РФ и иных подзаконных нормативных  правовых актов, международных договоров  России. Они стремятся устранить  нарушения законодательства. Принятие таможенными органами и их должностными лицами решений, совершение ими действий должно осуществляться в пределах их компетенции и в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. Соблюдение принципа законности обеспечивается правом обжалования, прокурорским надзором, контролем со стороны вышестоящих  таможенных органов и должностных  лиц.

Принцип приоритета прав и  свобод человека и гражданина прямо  вытекает из смысла ст. 2 Конституции  РФ, провозглашающей человека высшей ценностью. Именно права человека являются той базой, на которой строится правовое государство. В области таможенного  дела органы исполнительной власти не должны ущемлять права и законные интересы физических лиц. При осуществлении  своих полномочий таможенные органы не вправе нарушать законодательно установленные  свободы граждан. Так, согласно ст. 104 ТК ТС  при проведении таможенного  контроля не допускается причинение неправомерного вреда лицам, их товарам  и транспортным средствам.

Определение правового статуса  таможенных органов было бы неполным без указания их функций, перечисленных  в ст.12 ФЗ № 311 ,,О таможенном регулировании  в Российской Федерации”. Основные из них: обеспечение соблюдения норм таможенного законодательства, защита прав и интересов граждан и организаций; взимание таможенных платежей; борьба с контрабандой и иными нарушениями таможенных правил; осуществление таможенного контроля и оформления, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу России; ведение таможенной статистики; обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности; осуществление валютного контроля; обеспечение выполнения международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела, осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела; проведение научно-исследовательских работ, информирование и консультирование в области таможенного дела.

     Таможенные органы выполняют следующие основные функции: 
    1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

 2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы; контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

 3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

4) обеспечивают соблюдение  установленных в соответствии  с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

5) обеспечивают в пределах  своей компетенции защиту прав  интеллектуальной собственности;

6) ведут борьбу с контрабандой  и иными преступлениями, административными  правонарушениями в сфере таможенного  дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресекают незаконное вмешательство в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;

7) осуществляют в пределах  своей компетенции валютный контроль  операций, связанных с перемещением  товаров и транспортных средств  через таможенную границу, в  соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;

8) ведут таможенную статистику внешней торговли;

9) обеспечивают выполнение  международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела; 
   10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам; 
   11) проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела. 
Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают следующими полномочиями:

1) принимать меры, предусмотренные  ТК, для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

2) требовать документы,  сведения, предоставление которых  предусмотрено в соответствии с ТК;

3) проверять у граждан  и должностных лиц, участвующих  в таможенных операциях, документы, удостоверяющие личность;

4) требовать от физических  и юридических лиц подтверждения  полномочий на совершение определенных  действий или осуществление определенной  деятельности в области таможенного дела;

5) осуществлять в соответствии  с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;

6) осуществлять неотложные  следственные действия и дознание  в пределах своей компетенции  и в порядке, определенном Уголовно-процессуальным  кодексом РФ; 
   7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;

8) использовать в случаях,  не терпящих отлагательства, средства  связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или  общественным объединениям, для  предотвращения преступлений в  сфере таможенного дела, преследования  и задержания лиц, совершивших  такие преступления или подозреваемых  в их совершении. Имущественный  вред, понесенный в таких случаях  владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством РФ; 
    9) задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел РФ лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в сфере таможенного дела, в соответствии с законодательством РФ;

10) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и  фотосъемку фактов и событий,  связанных с перемещением товаров  и транспортных средств через  таможенную границу и осуществлением  перевозки, хранения товаров,  находящихся под таможенным контролем,  совершения с ними грузовых операций;

11) получать от государственных  органов, организаций и физических  лиц информацию, необходимую для  выполнения своих функций, в соответствии с ТК;

12) вносить руководителям  государственных органов, организаций,  предприятий, общественных объединений,  а также гражданам письменные  предупреждения с требованием  устранить нарушения таможенного  законодательства РФ и контролировать выполнение указанных требований; 
   13) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления: о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов; об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов; в иных случаях, предусмотренных ТК и другими федеральными законами;

14) устанавливать и поддерживать  официальные отношения консультативного  характера с участниками ВЭД,  иными лицами, деятельность которых  связана с осуществлением ВЭД,  и их профессиональными объединениями  (ассоциациями) в целях сотрудничества  и взаимодействия по внедрению  наиболее эффективных методов  осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;

15) осуществлять иные полномочия, предусмотренные ТК и иными федеральными законами.

Региональные таможенные управления (РТУ) Российской Федерации  являются промежуточным звеном между  центральным аппаратом ФТС и  таможнями. РТУ входят в единую систему  таможенных органов и осуществляют оперативное руководство таможенным делом на территории подведомственных регионов.

2. Факторы и принципы территориальной организации таможенных органов

3Размещение таможенных органов на территории страны является важнейшим элементом организации таможенного дела.

Размещение таможенных органов  зависит от многих факторов экономического, природно-географического, политического  и социального характера. 
К экономическим факторам относят:

- сложившуюся территориальную  организацию производства;

- роль отдельных территорий  с точки зрения перспектив  экономики 
России и интересов сопредельных стран;

- состояние транспортных  коммуникаций;

- общественную потребность  в таможенных услугах и степень  ее удовлетворения за счет  имеющихся таможенных органов;

- возможность использования  в таможенном деле достижений  научно-технического прогресса;

- имеющиеся финансовые  ресурсы и затраты, необходимые  для создания и развития таможенной  инфраструктуры.

К природным факторам относят:

- географическое положение  территории;

- рельеф местности;

- ценность земель;

- возможность осуществления  строительства.

Политические факторы  размещения - это факторы, определяющие таможенную политику в целом.

Таможенная политика государства  способствует расширению экономических  связей, увеличению объема внешнеторговых операций, развитию международного туризма  и иных форм, то есть всего того, что так или иначе опосредуется в деятельности таможенных органов государства.

Таможенная политика реализуется  посредством разумного сочетания - политики протекционизма, направленной на защиту отечественного производителя от иностранной конкуренции и политики и политики фритридерства (свободной торговли), направленной на расширение внешнеторгового оборота страны и повышение уровня международного разделения труда.

К социальным факторам относят:

- наличие и квалификация  трудовых ресурсов;

- уровень занятости;

- уровень оплаты труда;

- развитие непроизводственной  сферы.

Влияние перечисленных факторов носит опосредованный характер. В  конечном счете, они определяют маршруты перемещения товаров и пассажиров, концентрацию участников внешнеэкономической  деятельности и потребителей импортной  продукции.

Таможенные органы находятся  в пунктах пропуска через Государственную  границу Российской Федерации. Другие места нахождения таможенных органов  определяются федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности.

В зависимости от территориального расположения таможенные органы подразделяются на пограничные и внутренние.

Специализация пограничных  таможен зависит от перемещаемой продукции и товаров. Различные  товары требуют квалифицированных  специалистов. 
    Регион деятельности пограничного таможенного органа включает сухопутные, морские, речные и озерные участки государственной границы, на которых установлены функционирующие пункты пропуска. Размещение носит неравномерный характер и зависит от интенсивности товаров и пассажиропотоков. 
Внутренние таможенные органы размещаются в местах нахождения крупных железнодорожных узлов, в крупных городах, где высока концентрация участников ВЭД, а также при крупнейших промышленных предприятиях - экспортерах. 
У пограничных и внутренних таможен разные задачи и объем деятельности.

Информация о работе Концепция развития и размещения таможенных органов