Контрольная работа по дисциплине "Таможенное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 04:48, контрольная работа

Описание работы

Самостоятельное значение в структуре права имеют его принципы. Принципы таможенного права представляют собой исходные нормативно-руководящие начала таможенно-правового регулирования. В них в концентрированном виде выражено содержание, важнейшие основы таможенного права.
Принципы таможенного права как основные начала правового регулирования – это своего рода камертон всего последующего нормотворчества в таможенной сфере. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь таможенного права и таможенного законодательства.

Содержание работы

1. Принципы таможенного права 2
2. Таможенные и тарифные льготы 8
3. Правовое регулирование деятельности таможенного брокера 19
Тест 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

таможенное право-контрольная.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Суммы возвращаемых таможенных пошлин не индексируются, и  с них не выплачиваются проценты. Возврат осуществляется в той  валюте, в которой производился платеж (это правило допускает исключения при наличии разрешения ГТК РФ). Банковская комиссия выплачивается за счет переводимых средств. Как правило (если иное не предусмотрено таможенным законодательством), возврату не подлежат проценты за предоставленную отсрочку или рассрочку уплаты таможенных пошлин, а также пеня за просрочку ее уплаты.

Возврат сумм ранее  уплаченных таможенных пошлин при наличии  у плательщика задолженности  по уплате таможенных платежей, штрафов  и других плат может быть осуществлен только после ее погашения. Таможенные органы обязаны информировать органы налоговой службы, расположенные по месту регистрации плательщика, о причине и сумме произведенного возврата.

 

3. Правовое регулирование деятельности таможенного брокера

     Таможенный брокер (представитель) определяется ТК РФ как посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с ТК РФ (под п. 17 п.1 ст.11).

Институт таможенного  брокера имеет исключительно  важное значение для таможенного  законодательства, что признается всеми  развитыми государствами. Конвенция  об упрощении и гармонизации таможенных процедур, являющаяся одним из основных международных правовых актов в области таможенного дела, содержит целую главу, посвященную отношениям между таможенной службой и третьими лицами, в том числе таможенными брокерами. В соответствии со стандартным правилом 8.2 данной Конвенции национальное законодательство определяет условия, при соблюдении которых третье лицо может действовать от имени и по поручению заинтересованного лица во взаимоотношениях с таможенной службой и устанавливает ответственность третьего лица перед таможенной службой за уплату пошлин и налогов, а также за любые нарушения. 
В первую очередь необходимо отметить существенные изменения в структуре нормативной правовой базы деятельности таможенного брокера. 
ТК РФ 1993 г. достаточно подробно регламентировал вопросы деятельности таможенного брокера и контроля за его деятельностью со стороны таможенных органов. Вместе с тем ранее действовавший ТК РФ, устанавливая общие основы деятельности таможенного брокера, содержал положение, согласно которому таможенный брокер осуществлял свою деятельность на основании как этого Кодекса, так и подзаконного акта, утверждаемого Правительством РФ. Кроме того, широким спектром полномочий, связанных с обеспечением деятельности таможенного брокера (порядок выдачи лицензии на осуществление деятельности таможенного брокера, срок ее действия, ведение государственного Реестра таможенных брокеров), был наделен ГТК России. Тем самым правовое регулирование деятельности таможенных брокеров осуществлялось нормативными правовыми актами трех уровней: ТК РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами ГТК России. 
Большим достоинством нового ТК РФ является то, что его положения сформулированы с учетом практики таможенного администрирования в отношении таможенных брокеров. С учетом имеющегося богатого опыта в данной сфере были закреплены основные требования к порядку деятельности таможенного брокера (представителя) непосредственно в тексте ТК РФ. Он не содержит норм, прямо наделяющих Правительство РФ полномочиями по регулированию деятельности таможенного брокера. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, ограничены установлением порядка ведения Реестра таможенных брокеров (представителей) (ст. 19), а также установлением формы свидетельства о включении в указанный Реестр (п. 1 ст. 21), формы решения об отзыве указанного свидетельства (п. 3 ст. 21), формы отчетности таможенного брокера (представителя) перед таможенными органами (ст. 364 ТК РФ).

Статья 139. Таможенный брокер (представитель)

1. Таможенным брокером (представителем) может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей) (статья 140). Казенное предприятие не может быть таможенным брокером (представителем).

2. Таможенный  брокер (представитель) совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Таможенный  брокер (представитель) вправе ограничить  сферу своей деятельности совершением  таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов).

4. Отношения  таможенного брокера (представителя)  с декларантами и другими заинтересованными  лицами строятся на договорной  основе. Отказ таможенного брокера (представителя) от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается. 
Комментарий к статье 139 Основные положения, регламентирующие правовой статус таможенного брокера (представителя), содержатся в комментируемой статье. Положения данной статьи описывают основные признаки таможенного брокера (представителя), определяют краткое содержание его деятельности, а также устанавливают основные права таможенных брокеров (представителей) по определению сферы своей деятельности. 
 
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи лицо может быть таможенным брокером (представителем) в случае соответствия следующим критериям: 
1) таможенный брокер (представитель) должен быть юридическим лицом. Данное требование порождает обязанность данного лица соблюдать все формальности, предусмотренные гражданским законодательством РФ, включая обязанность государственной регистрации и получения соответствующего свидетельства;

2) таможенный  брокер (представитель) должен быть  российским юридическим лицом. С учетом положений подп. 13 п. 1 ст. 11 ТК РФ в качестве российского юридического лица рассматриваются юридические лица с местонахождением в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством РФ;

3) таможенный  брокер (представитель) должен быть включен в соответствии с установленным порядком в Реестр таможенных брокеров (представителей) и иметь соответствующее свидетельство. Аналогичное требование содержится в ст. 18 ТК РФ. Порядок включения лиц в указанный Реестр и получения свидетельства будет изложен ниже.

Применительно к статусу таможенного брокера (представителя) следует обратить внимание на специальную оговорку о том, что  казенное предприятие не может быть таможенным брокером. Таким образом, поднят до уровня федерального закона статус нормы, которая до принятия нового ТК РФ содержалась только в Положении о таможенном брокере, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 873. В соответствии с п. 1 указанного Положения таможенным брокером могла быть только коммерческая организация. Предыдущий ТК РФ подобной нормы не содержал.

Вместе с  тем данная оговорка имеет существенное значение в том числе с учетом положений Киотской конвенции и  общих тенденций в мировой  практике таможенного администрирования. Согласно обычной практике таможенные брокеры классифицируются в правоотношениях в связи с выполнением таможенных формальностей как третьи лица. Таким образом, подчеркивается их посредническая роль и независимый статус. Следовательно, из самой природы таможенного брокера следует, что он не может быть казенным предприятием и находиться под контролем государства. 
Рассматривая указанные выше характеристики таможенного брокера (представителя) в качестве основного и наиболее значимого нововведения, содержащегося в п. 1 комментируемой статьи, следует отметить отмену лицензирования деятельности таможенных брокеров и введение механизма включения лиц в Реестр таможенных брокеров (представителей). Хотя, в сущности, данный механизм также гарантирует соблюдение разрешительного порядка допуска лиц к деятельности в качестве таможенного брокера (представителя), такое нововведение позволяет как упорядочить нормативную правовую базу лицензирования различных видов деятельности, так и конкретизировать содержание и значение процедуры ведения Реестра таможенных брокеров (представителей).

Пункт 2 комментируемой статьи излагает содержание деятельности таможенного брокера (представителя), сущность и характер его взаимоотношений  с клиентом. В соответствии с нормами  данного положения деятельность таможенного брокера (представителя) заключается в совершении от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенных операций в соответствии с ТК РФ. Уточним, что согласно ст. 11 ТК РФ под таможенными операциями понимаются отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые при их таможенном оформлении.

Главным нововведением  в части содержания деятельности таможенных брокеров (представителей) по сравнению с ТК РФ 1993 г. является изменение гражданско-правовой природы взаимоотношений таможенного брокера (представителя) и клиента. Если в соответствии с таможенным законодательством РФ, действовавшим до вступления в силу нового ТК РФ, такие взаимоотношения строились на основе агентского договора, то сейчас клиент заключает с таможенным брокером (представителем) договор поручения. 
Иначе говоря, ранее таможенный брокер мог совершать любые операции по таможенному оформлению и выполнять другие посреднические функции в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи таможенный брокер (представитель) действует уже от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению.

Для оценки значения такого нововведения представляется целесообразным обратиться к истории развития института таможенного брокера в таможенном законодательстве РФ. Положения ТК РФ 1993 г. начали полноценно работать только после издания Постановления Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 873 "Об утверждении Положения о таможенном брокере" и Приказа ГТК России от 15 июня 1998 г. N 392 "Об утверждении Порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов" - нормативных правовых актов, установивших механизм реализации соответствующих положений ТК РФ. К этому времени широкое распространение получила деятельность декларантов на договорной основе, совершавших свои действия, связанные с выполнением таможенных формальностей, от имени своих клиентов. Деятельность таких декларантов не лицензировалась, вследствие чего не могла быть обеспечена возможность надлежащего государственного контроля. 
Учитывая некомпетентность, а зачастую и недобросовестность таких декларантов, были предприняты необходимые действия, направленные на полное замещение декларантов на договорной основе таможенными брокерами. 
Однако, как следует из п. 2 комментируемой статьи, отныне таможенный брокер (представитель) будет снова действовать не от своего имени, а от имени представляемого лица. Данный подход обусловлен существенным изменением нормативной правовой базы деятельности таможенного брокера и расширением возможностей контроля как за его деятельностью, так и за деятельностью представляемого им лица. Логика законодателя заключается в следующем. 
Поскольку объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу РФ (ст. 322 ТК РФ), юридическую ответственность за выполнение требований таможенного законодательства несут лица, указанные в ст. 16 ТК РФ. В том случае, если нарушение таможенного законодательства, повлекшее соответствующие санкции, произошло по вине таможенного брокера, лицо, заключившее с ним договор, вправе взыскать с него понесенные убытки в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. В связи с изложенным следует отметить ужесточение требований к таможенному брокеру (представителю), в том числе в части размеров сумм обеспечения. Такое ужесточение позволяет более эффективно осуществлять контроль за деятельностью таможенных брокеров (представителей) и сводит к минимуму вероятность появления таможенных брокеров, создаваемых для обслуживания одной-двух внешнеэкономических сделок и исчезающих после выполнения своей задачи.

Как и ранее, взаимоотношения таможенного брокера (представителя) и представляемого лица основываются на положениях публичного договора. Вместе с тем в соответствии с п. 4 комментируемой статьи таможенный брокер не вправе отказать заинтересованному лицу в заключении договора. В соответствии с указанным положением такой отказ возможен только в случае отсутствия у таможенного брокера (представителя) возможности оказать услугу или выполнить работу.

Кроме того, в  части определения и конкретизации  своих функций таможенный брокер (представитель) в соответствии с  п. 3 комментируемой статьи наделен правом ограничить сферу своей деятельности. Такое ограничение допускается по следующим критериям:

совершение  таможенных операций в отношении  определенных видов товаров в  соответствии с ТН ВЭД;

совершение  таможенных операций в отношении  товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта;

совершение  отдельных таможенных операций;

совершение  таможенных операций в рамках региона  деятельности одного таможенного органа (нескольких таможенных органов).

Любое из перечисленных  ограничений сферы деятельности таможенного брокера (представителя) осуществляется на стадии включения в Реестр таможенных брокеров (представителей). Так, согласно подп. 4 п. 2 ст. 141 ТК РФ сведения о намерении ограничить соответствующим образом сферу своей деятельности должны содержаться в заявлении о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей).

Статья 140. Условия включения в Реестр таможенных брокеров

(представителей)

Условиями включения  в Реестр таможенных брокеров (представителей) являются: 
1) наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат (статья 146); 
2) наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя; 
3) обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса;

4) наличие договора  страхования риска своей гражданской  ответственности, которая может  наступить вследствие причинения  вреда имуществу представляемых  лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 миллионов рублей. 
Статья 141. Заявление о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) 
1. Включение в Реестр таможенных брокеров (представителей) производится на основании заявления лица, отвечающего требованиям, установленным статьями 139 и 140 настоящего Кодекса.

2. Заявление  о включении в Реестр таможенных  брокеров (представителей) должно содержать:

1) обращение  в таможенный орган с просьбой  о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей);

2) сведения о  наименовании, об организационно-правовой  форме, о местонахождении, об  открытых банковских счетах заявителя,  а также перечень и местонахождение  его обособленных структурных  подразделений, через которые  заявитель планирует осуществлять свою деятельность в качестве таможенного брокера (представителя) на день подачи заявления; 
3) сведения о размере оплаченного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя; 
4) сведения о намерении ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов) либо осуществлять свою деятельность без таких ограничений; 
5) сведения об имеющихся в штате заявителя специалистах по таможенному оформлению на день подачи заявления;

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Таможенное право"