Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 08:37, контрольная работа
1. Понятие таможенного права. Соотношение понятий "таможенное право", "таможенное дело", "таможенная политика". Отраслевая принадлежность таможенного права.
Задача 1.
Предприниматель Иванов купил в Польше морское рыболовное судно и ввез его на таможенную территорию ТС. При оформлении в предполагаемом порту приписки судна он заявил, что морское судно товаром не является, его следует рассматривать как транспортное средство, а следовательно облагаться таможенными пошлинами и налогами ввоз судна не должен.
1. Дайте правовую оценку действиям Иванова.
2. Укажите в чем, согласно таможенному законодательству, товары отличаются от транспортных средств.
Для удобства изучения, исследования, совершенствования и практического применения как таможенного законодательства, так и всего комплекса правовых норм, регулирующих порядок и правила перемещения товаров (транспортных средств) через таможенную границу Российской Федерации, используется понятие таможенного права.
Таможенное право, будучи совокупностью юридических норм, объединяет все правила, касающиеся вопросов перемещения лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Данные правила могут содержаться не только в ТК ТС, но и в иных федеральных законах, которые затрагивают лишь отдельные аспекты перемещения товаров через таможенную границу. Например, ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» закрепляет порядок перемещения через границу наличной иностранной валюты физическими лицами, Закон РФ «О ввозе и вывозе культурных ценностей» регулирует вопросы перемещения через границу предметов старины, искусства и других товаров, относящихся к культурным ценностям.
То есть такие особенности перемещения не поглощают общих принципов и основ таможенного регулирования, а предусматривают лишь стоимостные, количественные и иные (например, разрешительный порядок) ограничения, предъявляемые к перемещению через таможенную границу Таможенного союза отдельных видов товаров.
Совокупность таможенных правил охватывает не только вопросы ввоза и вывоза товаров (транспортных средств), но и административно-правовые основы деятельности в области таможенного дела.
Таким образом, нормативную основу таможенного права составляет таможенное законодательство.
В дополнение к таможенному законодательству таможенное право включает в себя и другие виды законодательств в части, касающейся, например:
— применения запретов и ограничений к отдельным видам товаров, перемещаемых через таможенную границу;
— взимания ввозных налогов (НДС, акцизов), относящихся к таможенным платежам;
— взимания специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин;
— применения экономического таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).
С каждым годом наблюдается возрастающий интерес к таможенному праву.
Обращаясь к учебной литературе, посвященной таможенной тематике, нельзя не заметить, что в основном под таможенным правом понимается довольно широкий спектр юридических институтов различной правовой природы (от таможенных процедур, режимов, платежей и контроля, до таможенных правонарушений и организации прохождения службы в таможенных органах), объединенных одним термином — таможенное дело. Отсюда обычно делается вывод о том, что предметом регулирования таможенного права служит таможенное дело.
Например, Б.Н. Габричидзе отмечает, что таможенное право можно определить как комплексную отрасль российского права, представляющую собой совокупность юридических институтов и норм, регулирующих отношения в сфере таможенного дела. Почти аналогичной точки зрения придерживается и А.Н. Козырин, определяя таможенное право как совокупность нормативноправовых актов, регулирующих таможенно-правовые отношения. При этом к таможенно правовым отношениям А.Н. Козырин относит:
а) отношения
в сфере организации и
б) отношения по пропуску таможенными органами через границу товаров и транспортных средств;
в) правоохранительные отношения, охватывающие деятельность таможенных органов по борьбе с нарушениями таможенных правил.
А.Ф. Ноздрачев также рассматривает таможенное право как комплексную отрасль российского права, представляющую собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС, взиманием таможенных платежей, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики.
Очевидно, что в зависимости от широты избранного предмета правового регулирования возможны различные масштабы комплексности.
Например, если в качестве предмета таможенного права рассматривать не только порядок перемещения товаров и деятельность в области таможенного дела, но и все направления таможенного дела в целом (контрольное, организационное и правоохранительное), то комплексный подход объединит нормы:
— административного законодательства (организация управления системой таможенных органов, производство по делам об административных правонарушениях);
— уголовного законодательства (таможенные преступления);
— уголовно-процессуального законодательства (производство дознания и неотложных следственных действий);
— гражданского законодательства (договорные отношения по оказанию услуг в таможенной сфере по оформлению, перевозке и хранению товаров; договорные отношения, обусловленные хозяйственной деятельностью таможенных органов).
Однако если под предметом таможенного права понимать только порядок и правила перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, а также административно-правовые основы деятельности в области таможенного дела (услуги по перевозке, декларированию и хранению товаров), то изучаемая совокупность юридических норм и институтов будет значительно уже и более определеннее.
Несколько иная точка зрения у Ю.А. Воробьева, который хотя и упоминает о комплексности отрасли, однако уже ограничивает предмет правового регулирования, полагая, что таковой объединяет отношения, возникающие между таможенными органами и лицами по поводу перемещения последними товаров и транспортных средств через таможенную границу и производства при этом в соответствии с законом таможенного оформления, контроля и платежей.
Принимая во внимание тот факт, что отдельные (схожие по своей правовой природе) отрасли права, например финансовое право, налоговое право, своим происхождением обязаны — административному, можно выдвинуть гипотезу о необходимости и целесообразности выделения из административного права таможенного, как самостоятельной отрасли.
Пользуясь предложенным С.С. Алексеевым делением всех отраслей права на базовые, специальные и комплексные, таможенное право следует отнести к специальной отрасли права, основанной на административных нормах и приспособленной к особой сфере жизни общества, которая связана с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного Союза.
Продолжая придерживаться точки зрения С.С. Алексеева, стоит отметить, что догма о предметном критерии отраслевого деления не является столь уж бесспорной, поскольку «отрасли права отличаются как раз тем, что для них характерно юридически своеобразное регулирование с точки зрения самой их природы.
Отрасли права — не просто зоны юридического регулирования, не искусственно скомпонованные совокупности норм «по предмету», а реально существующие и юридически своеобразные подразделения в самом юридическом содержании права, и ни в чем ином, кроме как в особых режимах регулирования, эта юридическая специфика отдельных структурных подразделений права выражаться не может.
Под юридическим режимом в рассматриваемой области правовых явлений следует понимать особую целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования — особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм».1
В отличие от категории "таможенное регулирование", которую законодатель раскрывает в ТК ТС, понятие "таможенное дело" закреплено только на национальном уровне. Под таможенным делом понимают те "барьеры", которые устанавливаются государством на пути свободного перемещения товаров. К ним относятся: таможенно-тарифное регулирование и запреты и ограничения при ввозе (вывозе) товаров.
Таможенно-тарифное
регулирование заключается во взимании
ввозных и вывозных таможенных пошлин.
Запреты и ограничения
Таможенная политика - составная часть внутренней и внешней политики государства, комплекс мер, осуществляемых в целях обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории, участия в реализации торгово-политических задач внутреннего рынка, стимулирования развития национальной экономики.
2. Предмет таможенного
права, проблема метода
Предметом любой
отрасли права является круг общественных
отношений, регулируемых ее нормами. Предмет
таможенного права — это
Главная особенность таможенных отношений состоит в том. что все они складываются в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, его оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей. Таможенные правоотношения охватывают:
организацию таможенного дела;
перемещение через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;
регулирование таможенных режимов;
взимание таможенных платежей;
предварительные операции;
таможенное оформление;
таможенный контроль над товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РФ;
валютный контроль;
совершение правонарушений (административных и уголовных) в сфере таможенного дела;
обжалование и рассмотрение решений, действий или бездействия таможенных органов РФ и их должностных лиц;
организацию государственной службы в таможенных органах и выполнение государственными служащими возложенных на таможенные органы задач и функций;
В теории права, как известно, принято выделять в качестве основных методов правового регулирования:
— предписывающий (императивный);
— дозволительный (диспозитивный).
Учитывая правовую
природу таможенных норм (проистекающих
из административного
Поэтому важно понять, как проявляет себя такая императивность на примере конкретных (специальных) методов таможенного регулирования внешнеторговой деятельности, а именно:
— таможенно-тарифного;
— нетарифного;
— мер, не носящих экономического характера.2
Под таможенно-тарифным регулированием понимается метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин (пункт 24 ст. 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).
Другими словами,
речь идет о воздействии на процесс
перемещения товаров через
— введения таможенных пошлин;
— изменения размеров ставок таможенных пошлин;
— отмены таможенных пошлин;
— предоставления льгот по уплате таможенных пошлин (тарифных льгот);
— применения тарифных квот (количественные ограничения на ввоз товаров с уплатой таможенной пошлины по определенной ставке).
Свод ставок таможенных пошлин в соответствии с пунктом 1 ст. 2 Закона РФ «О таможенном тарифе» называется таможенным тарифом, отсюда и использование термина «таможенно-тарифное регулирование».3
В соответствии с пунктом 17 ст. 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под нетарифным регулированием понимается метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения:
— количественных ограничений;
— иных запретов и ограничений экономического характера.
Согласно ст. 20 и части 2 ст. 21 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ в исключительных случаях может устанавливать:
1) временные
ограничения или запреты
Информация о работе Контрольная работа по "Таможенной системе"